Меню Рубрики

Мое стихотворение про местоимения утром так заведено

Пушкин сделал!

Home » русский язык » Личные местоимения (упр 124-135) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Личные местоимения (упр 124-135) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Прочитайте. Вставьте личные местоимения.

Слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они — это личные местоимения.

  • Прочитайте. О каком цветке говорится в предложении?

пр. прил. сущ. прил.
Под белой шапкой снеговой
гл. мест. прил. сущ.
Нашли мы синенький цветочек. Мы — подлежащее, нашли — сказуемое.

  • Над каждым словом укажите, какой частью речи оно является.
  • Спишите предложение. Подчеркните его главные члены.
  • Скажите, каким членом предложения является в этом предложении местоимение.

Местоимение мы в предложении является подлежащим.

  • Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Просит ветер солнце красное:
«Не скрывайся в море синее!» —
«А я скроюсь, — молвит красное, —
А ты , ветер, не проси меня …»

  • Найдите и подчеркните местоимения. Устно определите их лицо и число.

Я, меня — 1-е л., ед.ч.
Ты — 2-е л., ед.ч.

  • Прочитайте. Впишите в каждое предложение подходящее по смыслу местоимение.

Я (1-е л., ед.ч.) читаю. Мы (1-е л., мн.ч.) читаем.
Ты (2-е л., ед.ч.) читаешь. Вы (2-е л., мн.ч.) читаете.
Он (3-е л., ед.ч.) читает. Они (3-е л., мн.ч.) читают.

  • Устно определите лицо и число каждого местоимения.
  • Прочитайте отрывок из стихотворения Е. Кай.

Моё стихотворение —
Про местоимения…

Утром —
Так заведено —
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар-птицей…

А стемнеет — он придёт:
Тоненький,
Смущенный,
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.

Срок прошел — плывет ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…

Кто же ОН, ОНО, ОНА?
Месяц, солнце и луна!

  • Угадайте пропущенные слова и впишите их в предложение стихотворения.
  • Прочитайте вопрос — загадку.

Какое личное местоимение читается одинаково слева направо и справа налево?

Запишите это местоимение. В скобках укажите его лицо, число, род.

  • Прочитайте считалку. Впишите пропущенные местоимения.

Если чи ж л е тит к ч и жу
Ты выходишь, я в о жу,
Если стри ж л е тит к ч и жу,
Водишь ты, я вых о жу.

  • Определите лицо и число местоимений. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
  • Прочитайте. Обозначьте в словах ударение.

ж.р. м.р. м.р. м.р.
Фами́лия (она), магази́н (он), киломéтр (он), портфéль(он),
ср.р. ж.р. ср.р. м.р. м.р.
я́блоко (оно), хвóя (она), и́мя (оно), щавéль (он), алфави́т (он).

  • Определите род имён существительных. Какая часть речи помогла вам определить род?
  • Запишите слова этой части речи в скобках после каждого имени существительного.
  • Поработайте в парах: устно составьте два предложения. В первом предложении употребите любое из данных слов, во втором — употребите вместо этого слова местоимение.

В нашем огороде растёт щавель. Он кислый на вкус.

  • Прочитайте. Назовите сказку.

— Я (1-е л.) передумал! — сказал он (3-е л.) так громко, чтобы его (3-е л.) услышали в домике. — Я (1-е л.) не буду есть этих худосочных поросят! Я (1-е л.) пойду домой!
— Ты (2-е л.) слышал? — спросил Ниф-Ниф у Нуф-Нуфа. — Он (3-е л.) сказал, что не будет нас (3-е л.) есть! Мы (2-е л.) — худосочные!
Братьям стало весело, и они (3-е л.) запели как ни в чём не бывало.

Английская сказка в переводе
С. Михалкова

  • Скажите, как вы поняли значение выделенного слова и словосочетания.

Худосочные — худенькие.
Как ни в чём не бывало — как будто ничего не произошло.

  • Подчеркните личные местоимения. Определите лицо местоимений.
  • Прочитайте. Составьте из данных слов два предложения. Запишите их.

Шёл, по, я, берег, ручей, под, и, куст, увидел, ёж, он, тоже, меня, заметил, свернулся, клубок, и, в.

  • Составьте и запишите продолжение текста от первого лица (два предложения).

Я шёл по берегу ручья и увидел под кустом ежа. Он тоже заметил меня и свернулся в клубок.

Я наклонился к нему, что разглядеть получше. Я заметил его острые иголочки.

Прочитайте. Как перестроить предложения, чтобы не повторялись выделенные слова?

1. Самое высокое дерево в мире — гигантский эвкалипт. Растёт дерево в Австралии. 2. Мы бродили весной в лесу. Мы наблюдали жизнь птиц.

  • Запишите. В первой группе предложений замените повторяющееся существительное местоимением. Предложения второй группы объедините в одно, употребив в них одно местоимение.

Самое высокое дерево в мире — гигантский эвкалипт. Растёт оно в Австралии. Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь птиц.

Рассмотрите рисунки. Поработайте в парах: устно составьте по рисункам текст.

Запишите составленный текст. Начните его так:

В ледоход Жучка перебегала реку. Вдруг лёд раскололся на две небольшие части. Собака испугалась и жалобно заскулила. К счастью, недалеко гулял Петя с папой. Они увидели, что Жучке нужно помочь. Пока папа бегал к домику егеря за багром, Петя храбро отвлекал собаку, чтобы она не упала в воду. Папа аккуратно притянул льдину к берегу. Теперь Жучка была в безопасности с благодарностью виляла хвостом своим спасителям!

Источник статьи: http://pushkinsdelal.ru/lichnye-mestoimeniya-upr-124-135-kanakina-rus/

ПОКАЖИ УМЕНИЕ УПОТРЕБЛЯТЬ МЕСТОИМЕНИЕ

Общественный смотр знаний

6 класс

НЕКТО NN,
г. Какой-то

Каемся: случилось так, что конверт,
в котором пришел этот материал,
затерялся, а на тексте урока, отданного в набор,
фамилии автора не было.
Поэтому мы решили опубликовать урок анонимно.
Уважаемый учитель, написавший его, простите нас и откликнитесь!

1. Приветствие жюри, представление команд (обычно две команды).
2. Разминка. Отгадайте загадки:
Когда руки бывают местоимениями? (Когда вы-мы-ты.)
Какие местоимения попадаются на дороге? (Личные: я – мы.)

а) Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода.
Местоименье – слог второй;
А в целом – столик школьный твой.

б) Слог первый всякий угадает:
На нем ведь скатерть расстилают.
К нему прибавим мягкий знак,
А дальше будем делать так:
Тот слог, что роднит молоко и корову,
Допишем в конце – и готово!

В это время удобно провести конкурс для болельщиков. Послушайте стихотворение, ответьте, по каким признакам вы догадались, о чем идет речь.

Он, она, оно

Мое стихотворение
Про местоимение.
Утром –
Так заведено –
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет оно
Розовой жар-птицей.
А стемнеет – он придет,
Тоненький,
Смущенный, –
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок прошел – плывет она
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна.
Кто же он, оно, она?
Месяц, солнце и луна!

а) Прослушайте рассказ «Умные спорщики» (из книги В.Волошиной «Русский язык», с. 387–388).
Выпишите все местоимения, распределив их по разрядам в таблице.

Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет.
Первый начал:
– В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?
А другой говорит:
– Ну что за рассказ! Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?
Третий посмеялся и сказал:
– Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил. Никто не шел, никого не встречал, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у кого осталось.
– Эх вы, глупые спорщики, – сказал случайный прохожий, слушавший рассказы троих. – Что вы спорите? Ведь не о чем спорить. Да и не о ком. Значит, и говорить нечего!

(Побеждает та команда, которой удалось выписать больше местоимений и без ошибок определить разряд каждого.)

б) Придумайте пантомиму, чтобы проиллюстрировать фразеологизмы с местоимением – например, такие: мы сами с усами; рвать на себе волосы.
(Фразеологизмы не называем, а предлагаем командам задания, записанные заранее. Показать фразеологизм пантомимой надо так, чтобы другая команда угадала, о чем идет речь.)

в) Разберите местоимение по составу.

Кому-либо, самому, некоторые, ни у кого;
чем-нибудь, всякого, никакие, кое с кем.

(Это задание предлагаем на карточках с вариантами ответа, расположенными на маленькой открытке, разрезанной на четыре части. Ответы написаны на белой стороне. Если ребята правильно выбрали ответы, то на обратной стороне правильно складывается картинка.)

г) Назовите фразеологизмы с местоимениями к юмористическим рисункам. Объясните значение фразеологизмов:

не видать как своих ушей;
намотай себе на ус;
заруби себе на носу;
надеть хомут себе на шею.

д) Замените описательный оборот одним словом, подчеркните местоименный корень. (Письменно.)

Например: спокойствие, умение не терять присутствие духа – самообладание;
критика недостатков собственной работы – самокритика;
обслуживание себя собственными силами – самообслуживание;
преувеличенно высокое мнение о себе самом – самомнение;
работа, совершаемая своими силами (ответить прилагательным), – самостоятельная;
помощь, оказанная вовремя, – своевременная;
дело, общее для всего народа, – всенародное.

В это время можно провести конкурс для болельщиков. Вспомните пословицы с местоимениями. (Или игра «Доскажи пословицу».)
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. На всякого мудреца довольно простоты. Кто много читает, тот много знает. Не все то золото, что блестит. От иной похвалы хоть в землю уйти.

5. Проверка домашнего задания.

Варианты могут быть таковы: исполнить песню, в которой много местоимений, инсценировать басню.

Вывод произносит само местоимение – ряженый:

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена.

Источник статьи: http://rus.1sept.ru/article.php?ID=200101608

Стихи с местоимениями

Великий и могучий русский язык, но из-за этого детям порой сложно даются части речи. Однако на помощь спешат стихотворения с местоимениями — веселые, интересные, познавательные. Они не только объяснят ребятам школьный материал в доступной форме, но еще помогут укрепить память, пополнить лексикон новыми словами и расширить кругозор.

Наша подборка стихов с местоимениями пригодится учителям русского языка и родителям, которые занимаются с детьми дома, чтобы те не отставали от школьной программы. Учеба может быть легкой и непринужденной!

А я не знал, что я расту
Все время, каждый час.
Я сел на стул —
Но я расту,
Расту, шагая в класс.

Расту,
Когда гляжу в окно,
Расту,
Когда сижу в кино,
Когда светло,
Когда темно,
Расту я все равно.

Идёт борьба
За чистоту,
Я подметаю
И расту.

Сажусь я с книжкой
На тахту,
Читаю книжку
И расту.

Стоим мы с папой
На мосту,
Он не растет,
А я расту.

Отметку ставят мне
Не ту,
Я чуть не плачу,
Но расту.

Расту и в дождик,
И в мороз,
Уже я маму
Перерос!

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.

И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты
Если мы сорвём цветы.

Я тот, которому внимала
Ты в полуночной тишине,
Чья мысль душе твоей шептала,
Чью грусть ты смутно отгадала,
Чей образ видела во сне.
Я тот, чей взор надежду губит,
Едва надежда расцветёт,
Я тот, кого никто не любит,
И всё живущее клянёт.

Никто никому ничего не сказал,
Что Некто и с кем-то куда-то попал.
Никто ведь об этом ничто не узнал,
Что Некто зачем-то куда-то пропал.

А Некто с кого-то пример не берёт.
Он только худеет, не ест и не пьёт,
Не видит он даже, что некто идёт,
Он знает, что кто-то кого-то не ждёт.

В какой день недели, в котором часу
Тот Некто усвоит, что грусть не к лицу
Кому бы то ни было: этой, тому,
Нашему, вашему, даже ему?

Вернется когда-нибудь Некто к себе,
Не спросит он больше: «Доколе?» и «Где?»,
В любой день недели он будет всегда
Повсюду, везде улыбаться тогда.

Часть речи есть — местоимение —
Оно изложит изменения
Предметов — имя и число
И их значенье, что пришло:
Если много нас — то мы,
Один лишь вышел — он — из тьмы,
А если светится луна —
Путь нам покажет всем она.
Утром все приходят в класс,
Там учитель встретит нас,
И всех поздравит с новым днём,
И сам расскажет нам о нем:
«Всё ль раньше знали про него?
«Всем чем известен, отчего?
И, пролетая, наши дни,
Как вам запомнились они
Мои, скажу я мнения — что
Надо знать местоимения:
Ведь очень много в жизни их
И помнить мы должны о них
Винить вы будете себя,
Если язык наш не любя,
Вас где-то смогут упрекнуть
За то, что не смогли смекнуть!

Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они.
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Все местоимения.

Это он, это ты, это вы, это я.
Это кофта чья? Моя.
Ну а шуба наша,
Уж никак не ваша.
Где-то некто вольно жил,
Делал нечто, не тужил,
С каждым он поговорит,
Всякого развеселит,
Никого и ничего
Не обидит ни за что.
Кто я, по вашему мнению?
Конечно же, я местоимение.

Вместо имени предмета
Говорим мы слово: это,
То, они, оно, она
Всем известные слова.
Это, без сомнения,
Слова – МЕСТОИМЕНИЯ.
С вами,
Все для вас,
О вас.
Нам,
О них,
У них,
У нас.
С тем
И с этим,
С ним
И с ней
Кто из вас прочтет скорей?
Отделяй МЕСТОИМЕНИЯ
От ПРЕДЛОГОВ без сомнения!
Он, она, они и мы.
Этот, тот, у нас был ты.
С вами, вы, о вас и я
Что же это за слова?
Это, без сомнения, слова — МЕСТОИМЕНИЯ.
Как названье дать словам:
Я, ты, мы, и нам, и вам,
Кто и что, какой и сколько,
Наш, и ваш, и мой, и твой,
Их, его, ее и свой?
Это, без сомнения,
Всё МЕСТОИМЕНИЯ!

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена!

Мое стихотворение —
Про местоимения…
Утром — так заведено —
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет оно
Розовой жар-птицей…
А стемнеет — он придет:
Тоненький, смущенный, —
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок прошел — плывет она
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же он, оно, она?
Месяц, солнце и луна!

Источник статьи: http://www.hobobo.ru/stihi/stihi-s-mestoimeniyami/

Adblock
detector