Меню Рубрики

Морфологический и синтаксический разбор слов

Памятки по разборам: фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов

Фонетический разбор слова 1

м – [м] – согл., непарн., зв., тв.

о – [а] – гласн., безударн.

р – [р] – согл., непарн., зв., тв.

к – [к] – согл., парн., глух., тв.

о – [о] – гласн., ударн.

в – [ф] – согл., парн., глух., мягк.

7 букв, 6 звуков

Морфемный разбор слова 2

Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.

Выдели основу слова.

Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.

Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.

Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.

Морфологический разбор слова 3

Морфологический разбор имени существительного

Начальная форма (им.п., ед.ч.).

– собственное или нарицательное;

– одушевлённое или неодушевлённое;

3. Роль в предложении.

Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.

2. Н.ф.:мороз, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., в им.п., ед.ч.,

Морфологический разбор имени прилагательного

Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).

– род (только в ед.ч.);

4. Роль в предложении.

Пример: Я вышел из душной комнаты.

Из душной – прилаг.,

Н.ф.:душный, ед.ч., в ед.ч., ж.р., в род.п.,

Комнаты (какой) душной

Морфологический разбор глагола

– лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);

– род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

3. Роль в предложении.

Пример: Мы уходим всё дольше и дальше в лес.

Н.ф.:уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице,

Мы (что делаем?) уходим .

Морфологический разбор местоимения

Начальная форма (им.п.).

– род (только в 3 лице ед.ч.).

Роль в предложении.

Пример : Пёс бежит за ней, ласкаясь.

За ней – местоимение,

Н.ф.:она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п.,

Бежит (куда?) за ней.

Синтаксический разбор предложения 4

Какое предложение по цели высказывания?

Какое предложение по интонации?

Распространенное оно или нераспространенное?

О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.

Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.

Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.

Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.

Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

П р и м е р: После теплых дождей в лесу пошли грибы . ( повествоват., невосклиц., распростр.)

Какой? Какая? Какое? Какие?

Что делать? Что сделать?

Сколько? Который по счёту?

Я, ты, он, она, оно, они, мы, вы

В, на, по, с, про, под, над, без, о, от, об, через, перед, около…

Как? Каким образом? Где? Когда? Куда? Сколько? На сколько? и т. д.

Что будет делать?

Что? (винительный падеж)

Какой? Какая? Какое? Какие?

Где? Куда? Откуда? (обстоятельства места)

Как? Каким образом? (обстоятельства образа действия)

Когда? Как долго? (обстоятельство времени)

Выберите книгу со скидкой:

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ. ШКОЛА ЖУКОВОЙ (ОБУЧАЮЩАЯ АКТИВИТИ +50 А5). ФОРМАТ: 160Х215 ММ. в кор.50шт

350 руб. 94.00 руб.

Актерское мастерство: американская школа

350 руб. 390.00 руб.

Школа литературного и сценарного мастерства: От замысла до результата: рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сце- нарии, новые медиа

350 руб. 680.00 руб.

Школа Флайледи: Как навести порядок в доме и в жизни

350 руб. 640.00 руб.

Книга тайн. Школа Эвер Афтер.

350 руб. 451.00 руб.

Золотая школа садовода

350 руб. 471.00 руб.

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

Идет приём заявок

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Номер материала: ДБ-231262

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/pamyatki-po-razboram-foneticheskiy-morfemniy-morfologicheskiy-sintaksicheskiy-3376474.html

Синтаксический и морфологический разбор предложения или текста онлайн

Описание

Данная программа помогает в режиме онлайн, автоматом и бесплатно осуществлять синтаксический и морфологический разборы предложения (или любого текста, состоящего из нескольких предложений объёмом до 15 000 символов). Наш сервис обозначает все члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение и обстоятельство. У каждого члена предложения указывается его часть речи (т. е. морфологические сведения каждого слова). Во время эксплуатации данной программы имейте ввиду, что достоверность синтаксического и морфологического разборов на уровне 80 %. Всвязи с этим, рекомендуем неоднократно проверять полученный итог. Обо всех неточностях и ошибках пишите в обратную связь, мы обязательно всё подправим 🙂

Учтите, что Е и Ё — это различные буквы.

Сохраняйте свою работу по разбору текста. Она будет доступна в течение 1-ой недели.

Определение синтаксиса

Раздел науки о языке, который исследует формы и типы предложений, а также, структуру словосочетаний и взаимосвязи слов в предложении именуется синтаксисом.

Синтаксис изучает строение текста, связь между частями речи, предложениями и словосочетаниями.

Что даёт нам синтаксис?

  • Оптимальное выстраивание и правильную структуру словосочетаний и предложений.
  • Разбор соединяющих слов в середине синтаксических компонентов.
  • Определение тематики синтаксических частей, их основной миссии в языке.
  • Выявление главных членов предложения и второстепенных.

Синтаксис как наука появился в 19 веке. Но зарождение понятия о синтаксисе произошло еще в древнее время. Античная грамматика предлагала перечисление схем и образцов предложений как метод описания синтаксических структур. Отдельное предложение представлялось схемой – перечнем членов предложений и их связей.

О синтаксическом разборе предложения онлайн

Мы разговариваем словами, образовывая из них предложения. Для выявления главной мысли, немаловажно произвести оценку такого предложения. Так вот, синтаксис отыскивает и обозначает ключевые места в тексте. Вместе с тем, он разделяет предложения на простые и сложные. Наряду с этим, синтаксический разбор определяет тип связи в тексте.

Выделяют такие связи, как: управление или примыкание и согласование.

Как правило, для определения цели синтаксиса, находят ключевое слово. После, у главных членов предложения обозначаются время, наклонение и лицо.

Что это такое: подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство, дополнение

В русском языке есть разделение на соответствующие наименования, поэтому основу синтаксиса можно, без особых проблем,усвоить.

Основной член любого предложения — подлежащее.

Отличительные черты подлежащих:

  • Могут выступать как живые, так и неживые существа.
  • Откликаются всегда на вопросы: «Кто?», «Что?».
  • В основном, являются существительными или местоимениями.
  • Обозначаются неразделимой одной чертой.

К примеру: «Её корова обожает свежую траву». Подлежащее тут «корова». Данное слово — живое существо, отвечает на вопрос «Кто?», является существительным.

Или вот пример: «Он читает книгу». Слово «он» здесь подлежащее, отвечающее на вопрос «Кто?», выступающее в роли местоимения.

Второй главный член каждого предложения — сказуемое.

Основные черты сказуемых:

  • Обозначают действие.
  • Отвечают на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?», «Что делает предмет?», «Что сделал?», «Что с ним происходит?» и пр.
  • На письме выделяются двумя прямыми, неразделимыми линиями.
  • В основном, являются глаголами.

Разберем пример: «Папа обожает спортивные мотоциклы». Здесь «обожает» – это сказуемое. Это слово обозначает действие, отвечает на вопрос «Что делает», служит глаголом.

Следующий, но уже не основной член в предложении — дополнение.

Что характеризует дополнения:

  • Обозначают предмет.
  • Зависят от сказуемого.
  • Отзываются на вопросы «Кого?», «Что?».
  • Бывают только в винительном падеже.
  • Обозначаются всегда одной пунктирной линией.

Например: «Виктория делает уроки, гладит кошку». В этом примере слово «кошку» является дополнением. Это слово отвечает на вопрос «Кто?» и находится в винительном падеже. Также, это слово зависит от сказуемого «гладит».

Еще одна дополнительная часть речи — обстоятельство.

  • Обозначают место, время, способ действия и т. д.
  • Зависят от сказуемого.
  • Откликаются на вопросы « Где?», «Куда?», « Откуда?», «Зачем?», « Почему?», «Когда?», «Как?», «В какой мере и степени».

Смотрите: «Сосед Птушкин уехал в Турцию». Обстоятельством в данном примере выступает слово, которое откликается на вопрос «Куда?» – «Турцию». Это слово обозначает место и зависит от сказуемого «уехал».

Последний член предложения – определение.

Как найти определения в предложении:

  • В ответе за вопросы «Какой?», «Чей?».
  • Зависят от подлежащего, дополнения или обстоятельства.
  • Способ выражения — существительное, прилагательное, местоимение, порядковое числительное или причастие.

Наглядный пример: «Кенгуру живут только в далёкой Австралии». Здесь слово «далёкой» выступает в роли определения. Оно соответствует всем признакам, характерным для это члена предложения: откликается на вопрос «Какой?», является прилагательным, зависит от дополнения.

Простые и сложные предложения. Особенности синтаксического разбора. Анализ простого предложения

Пример: «Владимиру Исаеву выдали грамоту за отличные успехи в учёбе, проявленные во время обучения в начальной школе».

Для начала, найдём основы в нашем примере:

1-ая половина предложения является главной (из-за того, что тут находится главное сказуемое), а по своей структуре — утвердительной.

2-ая половина служит придаточной, т. к. дополняет основной смысл. Её структура – повествовательная. Вторая часть имеет причастный оборот. По количеству основ предложение является простым, двусоставным и распространенным.

Анализ сложного предложения

Пример: «Сегодня преподаватель по русскому языку занёс задание в электронный дневник, поэтому вся группа пришла на пару подготовленной».

В этом примере присутствует повествование, а именно, рассказ о случае, произошедшем в конкретное время. В этом предложении 2 основы, поэтому оно является сложным. В первой половине «преподаватель занёс», а во второй «группа пришла». Данное предложение является бессоюзным, т. к. союзы отсутствуют. Запятая отделяет одну часть предложения от другой.

Только что мы разобрали на практике синтаксический анализ разных видов предложений.

Этапы разбора

Существует много разных мнений о последовательности анализа. Одни придерживаются позиции начинать с определения частей речи. А другие считают первостепенной задачей охарактеризовать предложение в целом.

Вот оптимальный порядок разбора:

  1. Первым делом вдумчиво прочтите предложение, которое необходимо разобрать. Выявите смысл изложенного.
  2. Теперь, обратите внимание на конец предложения: какой знак там стоит. Таким образом вы сможете определить какая интонация у предложения: вопросительная или восклицательная.
  3. Затем, определите состав предложения. Основу подчеркните простым карандашом. Помните, что предложение может быть как сложным, так и простым.
  4. После определите, имеются ли части речи, связывающие простые предложения в составе сложного (либо однородные члены), т. е. союзы.
  5. Потом нужно определить, является ли предложение распространенным. Для этого нужно найти второстепенные члены. Если разные части речи отсутствуют, значит предложение не распространенное.
  6. Возможно, в вашем предложении есть причастные и/или деепричастные обороты.

Оказывается, очень просто разобраться с синтаксическим разбором предложения. Ведь, для того, чтобы верно расставлять знаки препинания, нужно хорошо представлять себе структуру предложения. А также, подробно рассмотреть её и понять взаимосвязь слов внутри предложения. Всё это и помогает сделать синтаксический анализ, то есть разбор предложения по членам.

Если делать разбор поэтапно, то больше вероятность, что вы ничего не пропустите.

О морфологическом разборе слов в предложении

Морфологический анализ представляет собой изучение слов как частей речи и определение их грамматических особенностей. Во время подобного анализа необходимо точно установить какой частью речи является разбираемое слово. Определить признаки, отличающие анализируемую часть речи от других (установить являются они постоянными или изменяемыми), и решить в какой из форм её следует употреблять. Также, выясняется функция анализируемого слова в разбираемом предложении.

Важно знать, что для верного разбора слова нельзя вырывать его из контекста. Известно, что в русском языке есть звуковые совпадения слов и других единиц языка, различных по значению. Например, «бор» (сосновый бор), «бор» (химический элемент), «брак» (изъян) и брак (женитьба), «лук» (растение) и «лук» (оружие), «замок» (строение) и «замок» (на дверь), «язва» (болезнь) и «язва» (плохой человек). Поэтому осуществляется морфологический анализ слов только из конкретного предложения без изменения его значения.

В ходе проведения морфологического анализа, нельзя забывать, что регламентированный комплект категорий подходит не для всех подряд слов. Также, иногда появляются проблемы с точным определением какой-то категории.

Также, как и в синтаксическом разборе, существуют разные взгляды на этапность по разбору слов на морфемы. Но в данное время уже сформированы основные правила. Если соблюдать определенную последовательность морфологического анализа слов, никаких трудностей с ним не возникнет. И, наоборот, постоянно отходя от рекомендуемого алгоритма, легче допустить ошибки в процессе разбора. Именно поэтому, уже в младших классах детей приучают к определенному порядку, давая распечатки с четкими этапами разбора. К слову, такие памятки помогают им в учёбе вплоть до выпускных классов.

Итак, ниже приведён порядок морфологического анализа слов:

  1. Выписывается изначальная словоформа слова, которая разбирается. Записывается она без вырывания из контекста, без всяких изменений.
  2. Затем находится начальная форма слова. Любая часть речи должна описываться только характерным для этой части речи правилом приведения слов в эту форму. Например, для дополнения свойственно присутствие винительного падежа. А, к примеру, для глагола характерная только неопределённая форма.
  3. Далее устанавливается грамматическая роль разбираемого слова в принадлежности к части речи. А именно, для определения это будет место, время, для глагола – действие.
  4. Указываются неизменные, зависящие от частей речи, грамматические типы. Например, разбирая существительное, нужно определить является оно собственным или нарицательным, одушевленным или неодушевленным, какой у него род и склонение. Глаголу необходимо установить вид, спряжение, переходность и пр.

В определенном в задании контексте, определяется используемая форма анализируемого слова.

Указывается синтаксическое значение слова в заданном предложении. Важно помнить, что часто бывает так, что слова берут на себя не характерные функции. Так, сказуемым часто становится глагол, а дополнением становится существительное.

Если в точности придерживаться данного алгоритма, то осуществлять морфологический разбор любого слова становится гораздо удобнее. Более того, это способствует высокому качеству выполняемой работы по проведения морфологического разбора того или иного слова.

Источник статьи: http://progaonline.com/syntax

Adblock
detector