Меню Рубрики

Морфологический разбор деепричастий конспект урока 7 класс

Конспект урока по русскому языку в 7 классе “Морфологический разбор деепричастия”
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Предложенный конспект урока по русскому языку в 7 классе построен в соответствии с требованиями к современному уроку ФГОС ООО. Проведён в декабре 2017 года в ходе мониторинга состояния преподавания русского языка в 5-11 классах МБОУ “Литвиненковская СШ” Белогорского района Республики Крым.

Скачать:

Вложение Размер
7kl_rya_morfologicheskiy_razbor_deeprichastiya_1.doc 436 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИТВИНЕНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

улица Житомирская, дом 1, с. Литвиненково, Белогорский район, Республика Крым, 297632

тел.(06559) 2-53-19, e-mail: litvinenkovoschool@mail.ru , ОГРН 1149102170744, ИНН 9109007561

Конспект урока по русскому языку в 7 классе

по теме: «Морфологический разбор деепричастия»

Учитель: Крыловская Т.В.

Открытый урок в ходе мониторинга состояния преподавания русского языка в 5-11 классах

Тема урока . Морфологический разбор деепричастия.

Цель урока : познакомиться с порядком морфологического разбора деепричастия , обобщить и систематизировать знания о деепричастии; закрепить знания о деепричастии и деепричастном обороте и отработать наиболее трудные орфограммы.

Повторить правописание не с разными частями речи, сравнить правописание не с деепричастиями и причастиями, обособление причастных и деепричастных оборотов.

Способствовать развитию навыков монологической и диалогической устной и письменной речи, расширению словарного запаса школьников за счет включения в речь деепричастий; развитию логического мышления.

Способствовать воспитанию бережного отношения к русскому языку и интереса к его изучению.

Личностные УУД : укрепление нравственных оснований личности.

Познавательные УУД : структуировать полученные знания.

Коммуникативные УУД : умение с достаточной полнотой и точностью выражатьсвои мысли.

Оборудование: учебник «Русский язык 7 класс», карточка для закрепления изученного материала, карточки с заданиями, блок-схема по теме «Деепричастие», акцентологическое лото.

Всякий шаг вперед должен опираться на повторение прежнего.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся. Повторение изученного о деепричастии.

1) Запись в рабочих тетрадях даты и вида работы.

2) Запись в тетрадь эпиграфа.

Обратите внимание на доску. Здесь записаны слова К.Д.Ушинского, которые являются эпиграфом к нашему уроку:

Всякий шаг вперед должен опираться на повторение прежнего.

-Я думаю, что мы сегодня проведем урок, эффективно работая.

Давайте сейчас вспомним все известные нам теоретические сведения о деепричастии.

Если вы забыли какие-то правила, можно пользоваться схемой-опорой!

2. Проверка домашнего задания (контрольные вопросы по теме «Деепричастие»)

1) Что такое деепричастие?

Выглянув из-за дерева, я увидел тигра. (Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом).

2) Какое слово в предложении является определяемым словом для деепричастия? (глагол)

3) Что общего у деепричастия и наречия? (неизменяемость и синтаксическая роль)

4) Что общего у деепричастия и глагола? (видовая принадлежность)

Значит, деепричастие – дитя глагола и наречия!

Теорию повторили, переходим к практике.

5) Как образуются деепричастия несовершенного вида?

– Повторим глагольные суффиксы деепричастий.

Как образуются деепричастия несовершенного вида? ( От основы глаголов настоящего времени несов. вида при помощи суффиксов – а (- я ).

Привести пример: глядя, крича.

Эти деепричастия не вызывают у нас опасений в отличие от деепричастий совершенного вида . Здесь вызывает трудность глагольный суффикс.

6) Как образуются деепричастия совершенного вида ? ( От основы глаголов н.ф. сов. вида при помощи суффиксов – в, – ши, – а (- я ). (Суффикс – вши больше употребляется в разговорной речи).

3. Практическая работа: образование от глаголов деепричастий несовершенного и совершенного вида

-Образуйте от данных глаголов деепричастия несовершенного вида. От каких глаголов такие деепричастия не образуются? Почему?

– Образуйте деепричастия совершенного вида от глаголов подбросить, победить (подбросив, победив).

4. Орфоэпическая разминка (работа с акцентологическим лото: на карточках предложены причастия и деепричастия с трудным ударением). Работа проходит в паре

ДовезЁнный, зАгнутый, зАнятый, занятА, зАпертый, запертА, заселЁнный, заселенА, наделЁнный, нажИвший, налитА, начАвший, нАчатый, низведЁнный, низведЁн, начАв, начАвшись, отдАв, поднЯв,понЯв, прибЫв.

5. Словарный диктант ( работают два ученика у доски)

Незабудка, ненавидя, не говоря, вовсе не свеж, не говоришь, некопчёный окорочок, не жаренное вчера мясо, невареные пельмени, не читая, невеселый, негодуя, не стихающий всю ночь ветер, неуспевающий ученик.

6. Взаимопроверка более сильными учениками. Ученики задают дополнительные вопросы, взаимооценка.

  1. Новый материал
  1. Самопостановка темы и целей урока

Махая крыльями, птицы летели на юг.

Где деепрчастие? Какие грамматические признаки можно определить у деепричастия? Что мы сейчас с вами сделали, определив основные признаки деепричастия, его роль в предложении? Какова тема урока? Какие цели поставим?

  1. Определение темы, целей урока
  2. Сообщение нового материала. Морфологический разбор деепричастия

Сделаем морфологический разбор деепричастия, используя образец в учебнике, стр.90.

Рыдая – деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие.

II. Морфологические призн.: несов. вид, неизм. ф.

III. Глядела (как?), рыдая .

4.Физкультминутка . Устно составляем предложения-команды для класса, используя деепричастные обороты.

Положив руки на пояс, делаем круговые движения головой.

Оставаясь в этом положении, делаем наклоны туловища в стороны.

Став на цыпочки, тянем руки вверх.

Поставив ноги на ширину плеч, делаем наклоны вперед.

Вытянув руки вперед, делаем упражнения для кистей рук.)

5. Переходим к следующей работе. Повторим написание не с деепричастием.

– С какими частями речи не пишется одинаково? (С глаголом и деепричастием)

– Только ли раздельно пишется не с глаголом и деепричастиями? (Нет, и слитно, когда слово без не не употребляется)

Запишем: ненавидеть, ненавидя.

  1. Повторение НЕ с причастиями.

А как пишется не с причастиями?

Не пишется раздельно:

1. Если есть зависимое слово;

2. Если есть противопоставление с союзом а ;

3. С кратким причастием.

Не пишется слитно:

1. Слово не употребляется без не (ненавидевший);

2. Нет зависимого слова и противопоставления с союзом а .

6. Работа с карточкой №1. (Раздаточный материал)

Выборочно выписать номера предложений, где причастия и деепричастия пишутся с НЕ раздельно.

1.В магазине продавали (не) распустившиеся, а зацветшие розы.

2. (Не) записав предложение, не сможешь сделать синтаксический разбор.

3.По степи, (не) успевшей остыть за ночь, уже тянет опять теплый ветер.

4.Мы увидели еще (не) скошенные луга.

5.Тоскливо, недоумевая, детские глаза смотрели из-за пыльных узлов.

6. На столе лежала непрочитанная книга.

(Контрольный листок учителя. Раздельно -1,2,3,4) Взаимопроверка по презентации.

– Что такое деепричастный оборот? (Деепричастие с зависимыми словами).

7. Обособление деепричастных оборотов.

– Почему деепричастный оборот легче, чем причастный? (Он не такой привередливый, его надо только уметь услышать в речи)

Работа с карточкой №2. (Раздаточный материал).

В данных предложениях найти деепричастные обороты, обособить и составить их схемы:

  1. Том продолжал работать не обращая на пароход никакого внимания;
  2. Не получив официального уведомления о постановлении совета я мог не узнать о замыслах против меня.
  3. В саду не умолкая ни на минуту пели птицы.

– А какая еще у нас здесь была орфограмма?

( Не с деепричастиями, во всех трех случаях не с деепричастиями пишется раздельно).

– В чем разница между деепричастным и причастным оборотами? (Различна их синтаксическая роль в предложении: деепричастие – относится к глаголу и характеризует действие; причастие – относится к существительному и характеризует предмет, лицо, производящее действие)

III Домашнее задание

1-уровень сложности: написать сочинение на лингвистическую тему «Значение деепричастий в речи».

2-й уровень сложности: cтраница 103, упражнение 3,повторить правила на стр.88,89.

Какие цели ставили в начале урока? Достигли их? Чему научились? Что нового узнали на уроке?

Игра «Кто больше» (кто больше всех назовёт деепричастий)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа представляет собой технологическую карту урока с использованием системно-деятельностного подхода. Урок построен в форме тематической олимпиады, сопровождается презентацией. К уроку прилагаются.

Конспект урока по теме “Словосочетание” предназначен для учащихся 5 класса. Задания, использованные в ходе урока ,по.

Урок русского языка в 9 классе “Разбор синтаксических конструкций на примере текстов финансовой направленности” проведен в рамках районного семинара “Сооциальная адаптация и финансовая грамотность дет.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме “Синтаксический разбор сложного предложения” и презентация к нему.

Конспект урока посвящен теме “Морфемный и словообразоватлеьный разбор”. Тема изучается в рамках повторения материала за 6 класс. Цели урока: повторить, что такое морфемы, какие морфемы сущес.

Конспект урока на тему “Морфологический разбор наречия&quot.

Урок-зачёт по теме «Деепричастие».Цель: • обобщить, систематизировать материал по теме;• закрепить изученные орфограммы (НЕ с деепричастиями) и пунктограммы ( выделение ОД и ДО н.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/01/08/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-v-7-klasse

Adblock
detector