Меню Рубрики

Морфологический разбор глагола для 5 класса

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР (для 5 класса)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Морфологический разбор глагола включает выделение двух постоянных признаков (вид, спряжение) и четырёх непостоянных (время, лицо, число, род).

Скачать:

Вложение Размер
pamiatka_morfolog_glagola.doc 14 КБ

Предварительный просмотр:

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА

Морфологический разбор глагола в начальной школе включает выделение двух постоянных признаков (вид, спряжение) и четырёх непостоянных (время, лицо, число, род).

Порядок морфологического разбора глагола

1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2) Начальная форма (неопределённая форма).

3) Постоянные признаки:

4) Непостоянные признаки:

лицо и число (если глагол в настоящем или будущем времени);

род и число (если глагол в прошедшем времени)

5) Синтаксическая роль в предложении.

Образец морфологического разбора глагола

Над цветком летает пёстрая бабочка.

1) Летает — глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос «что делает?»

2) Начальная форма — летать.

3) Постоянные признаки: несовершенный вид; I спряжение.

4) Непостоянные признаки: настоящее время, 3-е лицо, единственное число.

5) В предложении является сказуемым: бабочка (что делает? ) летает

1) Летает — гл. (что делает?)

3) несов. в.; I спр.

5) сказуемое: бабочка (что делает? ) летает

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал может быть использован на обобщающих уроках по теме “Имя существительное”.

Урок проводится после изучения темы “Частицы”. Цель урока: познакомить с порядком разбора частицы, формировать умение определять грамматические признаки частицы как служебной части речи, способствоват.

Презентация к уроку русского языка в 5 классе позволяет полностью повторить и обобщить знания учащихся по теме “Имя существительное” и отработать порядок морфологического разбора данной части речи.

Разработка урока сопровождается презентацией “Морфологический разбор наречий”.

Тема урока: «»Цель урока: определить и закрепить с учащимися порядок морфологического разбора глагола.Задачи урока:Образовательная:учить определять морфологические признаки глагола;определить и закреп.

Обобщающий урок по теме ” Глагол”.

Данный материал позволит быстро вспомнить основные морфологические признаки глаголов, а также (при необходимости) его легко распечатать для индивидуальной работы учащихся.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/03/31/morfologicheskiy-razbor-dlya-5-klassa

Морфологический разбор глагола (5 класс)

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

152. Морфологический разбор глагола.

Тип урока: урок построения системы знаний.

Педагогические задачи: создать условия для изучения учащимися темы «Морфологический разбор глагола»; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию интереса, уважения и любви к русскому языку.

1) личностные – интересуются, уважают и любят русский язык, с уважением относятся к сверстникам и взрослым, учатся сопоставлять, выявлять недостающее.

2) метапредметные – умеют соотнести свои действия с планируемыми результатами, умеют оценить собственные возможности решения задачи, умеют определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, делать выводы.

3) предметные – расширяют и систематизируют знания о языке, осознают взаимосвязь его уровней и единиц, осваивают базовые понятия лингвистики, формируют навыки морфологического анализа слова.

1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. И начинаем с пословицы – жанра фольклора, образного, грамматически и логически законченного изречения с поучительным смыслом. «Дело без конца, что кобыла без хвоста». Как вы понимаете это изречение? Каждое начатое дело нужно доводить до конца.

Как вы думаете, как с помощью этой пословицы можно соединить две темы предыдущих уроков? Что мы изучали на прошлом уроке? Спряжение глаголов. И как вы думаете, что мы должны сделать с полученными знаниями? Проверить их.

Верно. Думаю, что с первой частью урока вы легко справитесь.

Но мы с вами заканчиваем не только тему «Спряжение глаголов», мы с вами заканчиваем целый ряд тем, связанных с глаголом. Изучив все темы, разобравшись в особенностях части речи, до того как написать диктант, какую важную обобщающую тему мы проходим? Морфологический разбор глаголов. Верно. И это вторая часть нашего урока.

3. Актуализация знаний и осуществление контроля.

Прежде чем проверять ваши знания по теме «Спряжение глаголов», я бы хотела, чтобы мы с вами освежили наши знания. Повторите правило, через пару минут устно спрошу каждого.

Учащиеся повторяют, а после рассказывают.

4. Построение нового знания.

Перед вашими глазами находятся характеристики глагола, которые мы с вами изучали. Ваша задача: расположить эти характеристики в правильной последовательности, соответствующей полноценному морфологическому разбору.

Часть речи, значение.

Число. Время. Лицо. Род.

После соотнесения – самопроверка по учебнику, выявление ошибок.

5. Пробное учебное действие.

После того, как вы выстроили правильную модель морфологического разбора, закройте, пожалуйста, учебники и выполните следующее задание. Я раздаю каждому карточку, где вы самостоятельно, пользуясь только моделью, которую вы построили и подкорректировали, заполните пропуски в морфологическом разборе.

Бабушка смотрит телевизор.

I . Смотрит – глагол . Бабушка ( что делает? ) смотрит.

II . Начальная форма : смотреть. Несовершенного вида , 2 спряжения, в единственном числе, в настоящем времени, в 3-м лице.

III . Бабушка ( что делает? ) смотрит .

После того, как учащиеся закончат, они обмениваются карточками с соседом по парте, проверяют у него. После всеобщей проверки – проверка вместе с учителем. На данном этапе важно выявить ошибки, обсудить их.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

После того, как мы с вами уже изучили новый материал, выполнили вводное задание, что будем делать дальше? Выполнять упражнение.

Верно. Сейчас мы с вами выполним следующее задание. Один ряд – одна группа. Я выдаю каждой группе листок, на котором группа должна сделать морфологический и морфемный разбор глагола.

1 ряд: Мама посмотрела на меня с укором.

По – приставка, смотр – корень, е – суффикс, л – суффикс, а – окончание.

1) Посмотрела – глагол. Мама (что сделала?) посмотрела.

2) Начальная форма: посмотреть, совершенный вид, 2 спряжение, в единственном числе, в прошедшем времени, в 3 лице.

3) Мама (что сделала?) посмотрела .

2 ряд: Я скоро усну.

у – приставка, сн – корень, у – окончание.

1) Усну – глагол. Я (что сделаю?) усну.

2) Начальная форма: уснуть, совершенный вид, 1 спряжение, в единственном числе, в будущем времени, в 1 лице.

3) Я (что сделаю?) усну .

3 ряд: Во сколько ты выйдешь?

вы – приставка, йд – корень, ешь – окончание.

1) Выйдешь – глагол. Ты (что сделаешь?) выйдешь.

2) Начальная форма: выйти, совершенный вид, 2 спряжение, в единственном числе, в настоящем времени, во 2 лице.

3) Ты (что сделаешь?) выйдешь .

7. Самостоятельная работа (если хватит времени). Каждый ученик придумывает соседу предложение, в котором есть 1 глагол. Делают морфологический разбор.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Достигли ли мы с вами на уроке поставленных задач? Что показалось трудным, а что – лёгким?

Домашнее задание : запомнить модель морфологического разбора, упр. 687.

Часть речи, значение.

Бабушка смотрит телевизор.

I . Смотрит – ___________ . Бабушка (______________?) смотрит.

II . _______________: смотреть. Несовершенного _______, ___ спряжения, в единственном числе, в ____________ времени, в 3-м лице.

III. Бабушка (____________) смотрит.

Бабушка смотрит телевизор.

I . Смотрит – ___________ . Бабушка (______________?) смотрит.

II . _______________: смотреть. Несовершенного _______, ___ спряжения, в единственном числе, в ____________ времени, в 3-м лице.

III. Бабушка (____________) смотрит.

Бабушка смотрит телевизор.

I . Смотрит – ___________ . Бабушка (______________?) смотрит.

II . _______________: смотреть. Несовершенного _______, ___ спряжения, в единственном числе, в ____________ времени, в 3-м лице.

III. Бабушка (____________) смотрит.

Бабушка смотрит телевизор.

I . Смотрит – ___________ . Бабушка (______________?) смотрит.

II . _______________: смотреть. Несовершенного _______, ___ спряжения, в единственном числе, в ____________ времени, в 3-м лице.

III. Бабушка (____________) смотрит.

Бабушка смотрит телевизор.

I . Смотрит – ___________ . Бабушка (______________?) смотрит.

II . _______________: смотреть. Несовершенного _______, ___ спряжения, в единственном числе, в ____________ времени, в 3-м лице.

III. Бабушка (____________) смотрит.

Бабушка смотрит телевизор.

I . Смотрит – ___________ . Бабушка (______________?) смотрит.

II . _______________: смотреть. Несовершенного _______, ___ спряжения, в единственном числе, в ____________ времени, в 3-м лице.

Источник статьи: http://infourok.ru/morfologicheskiy-razbor-glagola-klass-3025533.html

Adblock
detector