Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор подразумевает характеристику слова как часть речи. Нужно проводить морфологический разбор глагола, если ты видишь после слова надстрочную цифру “3” – смотрит 3 .
Схема морфологического разбора глагола:
- Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
- Начальная форма (для глагола это неопределённая форма).
- Спряжение.
- Вид.
- Время.
- Лицо и число (для глаголов в настоящем и будущем времени). Род и число (для глаголов в прошедшем времени).
- Каким членом предложения является (обычно это главный член предложения – сказуемое).
Пример устного рассуждения:
Дано предложение: Где-то далеко дятел стучит 3 по дереву.
стучит
- Стучит – глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что делает?
- Начальная форма у глагола – это неопределенная форма: что делать? – стучать .
- Глагол II спряжения, т.к. окончание – ит под ударением.
- Глагол несовешенного вида, определяю по вопросу – что делать?
- Глагол стучит употреблен в форме настоящего времени, определяю это по вопросу – что делает? и окончанию – ит .
- Глагол стоит в форме 3-го лица единственного числа, определяю это по вопросу, окончанию и местоимению, которое можно подставить – дятел стучит – он стучит.
- В предложении является сказуемым: дятел (что делает?) стучит .
Дано предложение: Когда вы досмотрите 3 этот фильм?
досмотрите
- Досмотрите – глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что сделаете?
- Начальная форма – неопределенная форма – что сделать? – досмотреть .
- Глагол II спряжения, это глагол исключение (смотреть).
- Глагол совершенного вида, определяю по вопросу – что сделаете?
- Глагол стоит в форме будущего времени, определяю это по вопросу и окончанию – ите .
- Глагола употреблен в форме 2-го лица множественного лица, определяю это по окончанию – ите и местоимению: вы досмотрите .
- В предложении является сказуемым: вы (что сделаете?) досмотрите .
Дано предложение: Она узнала 3 его мгновенно.
узнала
- Узнала – глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что сделала?
- Начальная форма – неопределенная форма – что сделать? – узнать .
- Глагол I спряжения, т.к. в неопределенной форме оканчивается на -ать и не относится к исключениям.
- Глагол совершенного вида, определяю по вопросу – что сделать?
- Глагол стоит в форме прошедшего времени, определяю по вопросу – что сделала?
- Глагол употреблен в форме женского рода единственного числа, определяю по вопросу что сделала? и окончанию – а .
- В предложении является сказуемым: она (что сделала?) узнала .
Образец письменного разбора
Дано предложение: Где-то далеко дятел стучит 3 по дереву.
стучит
Дано предложение: Когда вы досмотрите 3 этот фильм?
досмотрите
Дано предложение: Она узнала 3 его мгновенно.
узнала
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Источник статьи: http://budu5.com/manual/chapter/66
Морфологический разбор глагола «Объясняют»
Для слова «объясняют» найден 1 вариант морфологического разбора
- Часть речи. Общее значение
Часть речи слова «объясняют» – глагол - Морфологические признаки.
- объяснять (инфинитив)
- Постоянные признаки:
- 1-е спряжение
- переходный
- несовершенный вид
Непостоянные признаки:
- изъявительное наклонение
- множественное число
- настоящее время
- 3-е лицо.
-
Их авторы объясняют своё желание тем, что этот опыт даст им больше уверенности в себе и наполнит их жизнь смыслом.
Выполняет роль сказуемого.
План разбора глагола
- Часть речи. Общее значение
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (инфинитив)
- Постоянные признаки:
- Вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?)
- переходный (употребляется с сущeствительным в винительном падеже без предлога)/ непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога).
- Спряжение
Непостоянные признаки:
- Наклонение в зависимости от вопроса:
- Изъявительное – что делал? что делает? что сделает?
- Повелительное – что делай?
- условное – что делал бы? что сделал бы?
- Число
- Время (если есть)
- Лицо (если есть)
- Род (если есть)
- Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом педложения)
План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.
Если морфологический разбор глагола «объясняют» имеет несколько вариантов, то выберите наиболее подходящий вариант разбора исходя из контекста предложения.
Источник статьи: http://morfologicheskij-razbor.ru/glagol/%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D1%8F%D1%81%D0%BD%D1%8F%D1%8E%D1%82
3.7.4. Морфологический разбор глаголов
План разбора глагола
I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки: A Постоянные морфологические признаки: 1 вид (совершенный, несовершенный); 2 возвратность (невозвратный, возвратный); 3 переходность (переходный, непереходный); 4 спряжение; Б Непостоянные морфологические признаки: 1 наклонение; 2 время (в изъявительном наклонении); 3 число; 4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); 5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа). III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении). Образцы разбора глаголов
Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?
- Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) настоящего времени;
3) единственного числа;
4) 2-го лица. - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
- Н. ф. – кататься. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма). - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
- Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) повелительного наклонения;
2) единственного числа;
3) 2-го лица. - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Началась пахота (Пришвин).
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
- Н. ф. – начаться. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) совершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) прошедшего времени;
3) единственного числа;
4) женского рода. - В предложении является сказуемым.
Источник статьи: http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/687
Морфологический разбор глагола «Объяснить»
Для слова «объяснить» найден 1 вариант морфологического разбора
- Часть речи. Общее значение
Часть речи слова «объяснить» – глагол - Морфологические признаки.
- объяснить (инфинитив)
- Постоянные признаки:
- 2-е спряжение
- переходный
- совершенный вид
Непостоянные признаки:
- изъявительное наклонение.
-
По нашему мнению, это различие можно объяснить двумя причинами.
Выполняет роль сказуемого.
План разбора глагола
- Часть речи. Общее значение
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (инфинитив)
- Постоянные признаки:
- Вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?)
- переходный (употребляется с сущeствительным в винительном падеже без предлога)/ непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога).
- Спряжение
Непостоянные признаки:
- Наклонение в зависимости от вопроса:
- Изъявительное – что делал? что делает? что сделает?
- Повелительное – что делай?
- условное – что делал бы? что сделал бы?
- Число
- Время (если есть)
- Лицо (если есть)
- Род (если есть)
- Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом педложения)
План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.
Если морфологический разбор глагола «объяснить» имеет несколько вариантов, то выберите наиболее подходящий вариант разбора исходя из контекста предложения.
Источник статьи: http://morfologicheskij-razbor.ru/glagol/%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D1%8F%D1%81%D0%BD%D0%B8%D1%82%D1%8C