Меню Рубрики

Морфологический разбор глагола шестой класс

План морфологического разбора глагола

Последовательность

План разбора глагола начинается с определения части речи. Нужно доказать, что слово является глаголом (обозначает действие и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»).

Далее глагол необходимо поставить в неопределенную форму (= инфинитив).

Инфинитив – это форма глагола, которая не обладает непостоянными признаками.

Затем нужно определить постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола. К постоянным относятся вид, переходность, возвратность, спряжение. К непостоянным относятся наклонение, число, время, лицо, род.

Постоянные признаки определяются по начальной форме глагола, а непостоянные признаки определяются в зависимости от контекста.

После определения морфологических признаков необходимо указать синтаксическую функцию глагола в конкретном предложении.

Памятка

Для того чтобы правильно разбирать глагол как часть речи, поможет следующая памятка:

  • Докажи, что слово является глаголом.
  • Поставь слово в начальную форму.
  • Определи постоянные морфологические признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.
  • Определи непостоянные морфологические признаки: наклонение, число, время, лицо, род.
  • Укажи синтаксическую функцию глагола.

Пример

Рассмотрим образец морфологического разбора глагола:

Он уважал меня с детства.

  • Уважал – глагол, так как обозначает действие и отвечает на вопрос «что делал?».
  • Начальная форма – уважать.
  • Постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, переходный, невозвратный, 1 спряжение.
  • Непостоянные морфологические признаки: изъявительное наклонение, единственное число, прошедшее время, 3 лицо, мужской род.
  • Синтаксическая функция: Он (что делал?

Что мы узнали?

Морфологический разбор глагола начинается с определения частеречной принадлежности, где приводится общее глагольное значение и глагольные вопросы. Затем указывается начальная форма глагола с определением постоянных морфологических признаков: вид (несовершенный, совершенный), переходность (переходный, непереходный), возвратность (возвратный, невозвратный), спряжение (1, 2). После этого указываются непостоянные глагольные признаки: наклонение (изъявительное, побудительное, сослагательное), число (единственное, множественное), время (настоящее, будущее, прошедшее), лицо (1, 2, 3), род (мужской, средний, женский). Последним пунктом плана является определение синтаксической функции глагола в предложении.

Источник статьи: http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/plan-morfologicheskogo-razbora-glagola-6-klass.html

Морфологический разбор глагола. 6 класс. Образец и пример разбора

Морфологический разбор глагола – это указание его постоянных и непостоянных признаков, полная грамматическая характеристика словоформы.

Глагол – это это часть речи, обозначающая действие. Отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Что делать? Читать, ходить, рисовать, думать
Что сделать? Прочесть, прийти, нарисовать, выдумать

Морфологический разбор – это указание признаков, отличающих конкретную часть речи в предложении от других. При морфологическом анализе нужно показать, к какой части речи относится слово, какими постоянными и изменяемыми признаками обладает, в какой форме оно употреблено, какова его роль в предложении.

Постоянные признаки глагола не меняются:

Непостоянные признаки глагола меняются в зависимости от места в предложении, грамматической формы:

Время. Определяется только в изъявительном наклонении

Число: единственное или множественное

Лицо: первое, второе или третье. Определяется в настоящем и будущем времени, в повелительном наклонении.

Род: мужской, женский, средний. Определяется у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа.

Также указывается синтаксическая роль – каким членом предложения в данном случае является глагол. Чаще всего глагол бывает сказуемым. Реже он может быть подлежащим или дополнением, обстоятельством.

План морфологического разбора глагола

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. Начальная форма – инфинитив.

I. Постоянные признаки

II. Непостоянные признаки

III. Роль в предложении

Образец морфологического разбора глагола

Пример 1. Любите ли вы театр?

Устный разбор
Любите – глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаете? Начальная форма – любить .
I. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
II. Непостоянные морфологические признаки. Употреблен в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) настоящего времени;
3) множественного числа;
4) 2-го лица.
III. В предложении является глагольным сказуемым.

Письменный разбор
Что делаете? Любите. Глагол.
н.ф. – любить
Пост. признаки: несоверш., невозвр., переходн, II спр.
Непост. признаки: изъявит. накл., наст. вр., мн. ч., 2 л.

Пример 2. Началась работа.
Началась – глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала? Начальная форма – начаться .
I. Постоянные морфологические признаки:
1) совершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
II. Непостоянные морфологические признаки. Употреблен в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) прошедшего времени;
3) единственного числа;
4) женского рода.
III. В предложении является глагольным сказуемым.

Источник статьи: http://www.anews.com/p/112214889-morfologicheskij-razbor-glagola-6-klass-obrazec-i-primer-razbora/

3.7.4. Морфологический разбор глаголов

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. – кататься. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. – начаться. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

Источник статьи: http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/687

Adblock
detector