Меню Рубрики

Морфологический разбор глагола в 5 классе по фгос

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР (для 5 класса)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Морфологический разбор глагола включает выделение двух постоянных признаков (вид, спряжение) и четырёх непостоянных (время, лицо, число, род).

Скачать:

Вложение Размер
pamiatka_morfolog_glagola.doc 14 КБ

Предварительный просмотр:

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА

Морфологический разбор глагола в начальной школе включает выделение двух постоянных признаков (вид, спряжение) и четырёх непостоянных (время, лицо, число, род).

Порядок морфологического разбора глагола

1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2) Начальная форма (неопределённая форма).

3) Постоянные признаки:

4) Непостоянные признаки:

лицо и число (если глагол в настоящем или будущем времени);

род и число (если глагол в прошедшем времени)

5) Синтаксическая роль в предложении.

Образец морфологического разбора глагола

Над цветком летает пёстрая бабочка.

1) Летает — глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос «что делает?»

2) Начальная форма — летать.

3) Постоянные признаки: несовершенный вид; I спряжение.

4) Непостоянные признаки: настоящее время, 3-е лицо, единственное число.

5) В предложении является сказуемым: бабочка (что делает? ) летает

1) Летает — гл. (что делает?)

3) несов. в.; I спр.

5) сказуемое: бабочка (что делает? ) летает

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал может быть использован на обобщающих уроках по теме “Имя существительное”.

Урок проводится после изучения темы “Частицы”. Цель урока: познакомить с порядком разбора частицы, формировать умение определять грамматические признаки частицы как служебной части речи, способствоват.

Презентация к уроку русского языка в 5 классе позволяет полностью повторить и обобщить знания учащихся по теме “Имя существительное” и отработать порядок морфологического разбора данной части речи.

Разработка урока сопровождается презентацией “Морфологический разбор наречий”.

Тема урока: «»Цель урока: определить и закрепить с учащимися порядок морфологического разбора глагола.Задачи урока:Образовательная:учить определять морфологические признаки глагола;определить и закреп.

Обобщающий урок по теме ” Глагол”.

Данный материал позволит быстро вспомнить основные морфологические признаки глаголов, а также (при необходимости) его легко распечатать для индивидуальной работы учащихся.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/03/31/morfologicheskiy-razbor-dlya-5-klassa

Урок по ФГОС на тему “Морфологический разбор глагола”, 5 класс

Данная разработка расчитана на обучающихся 5 класса. Урок ориентирован на работу с текстом, с разным уровнем заданий.

Содержимое разработки

Тема урока: «Морфологический разбор глагола».

Урок разработан в рамках текстоориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку в средней школе.

Вид урока: урок открытия нового знания, нового видения учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных по русскому языку в 5 классе по теме: «Морфологический разбор глагола».

Форма урока: комбинированная.

Цель урока: познакомить учащихся с порядком морфологического разбора глагола; формировать умение производить устный и письменный разбор глагола

Предметные: знать порядок морфологического разбора глагола, уметь производить морфологический разбор.

Метапредметные: развивать способность извлекать информацию из различных источников, включая презентацию.

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с изучаемым материалом;

– закреплять знания учащихся о значении глаголов в речи;

– совершенствовать умения правильно выполнять морфологический разбор глаголов;

– закреплять навыки грамотного письма.

– формировать правильную грамотную речь;

– обучать умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме;

– учиться работать в паре.

– оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

– формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, письменные принадлежности, раздаточный материал, индивидуальные карточки, мультимедийная презентация, учебник.

Методы и приемы обучения: фронтальный опрос, беседа с элементами эвристики, самостоятельная работа, выразительное чтение, работа в парах.

Добрый день, ребята! Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Я уверена, что сегодня мы все вместе хорошо поработаем, и нас ждет успех, а успех подарит радость.

Прочитайте про себя предложение, написанное на доске.

УСПЕХ дарит РАДОСТЬ

– А теперь ещё раз, но с радостью вслух.

– Поделитесь своей радостью с другими. Кто попробует?

– И все вместе. Молодцы!

Давайте же сегодня на уроке порадуем друг друга, почувствуем удовлетворение от того, что мы знаем и умеем делать. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Наш урок я предлагаю начать с отрывка из стихотворения «Война». Вам нужно вставить подходящие по смыслу слова, они у вас даны в словах для справок.

Пришла проклятая война,

Объединилась вся страна

Как много всех ушло на фронт,

Как много не вернулось.

Но все потери русские

Мучительных четыре года

Шла проклятая та война,

Но все потери русские

С тех пор прошло немало лет,

Но все мы помним те победы,

Победам наших дедов!

– О чем это стихотворение? (о войне).

– Как вы думайте, почему мы начали урок именно с этого стихотворения? С чем это связано? В чем его актуальность? (с 70-летием Великой Победы, которую мы отмечаем в этом году. Это знаменательный праздник, поскольку благодаря Великой Победе в 1945 году живы мы, наши родители, бабушки, дедушки, а наша страна свободна и процветает).

– Да, вы абсолютно правы. На сегодняшнем уроке практически все тексты упражнений будут посвящены войне.

– Слова какой части речи пропущены в стихотворении? (глаголы)

– С какой частью речи мы будем работать на уроке? (с глаголом)

– Сегодня мы продолжим говорить о такой части речи, как глагол. Вспомните его определение. (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»).

Давайте запишем в своих тетрадях, пропустив строчку, поставив цифру 1, 2-3 глагола из данного стихотворения. (Глагол. Общее значение)

– Глагол – это самая богатая часть речи. О различных грамматических категориях глагола мы говорили достаточно долго, посвятили ему далеко не один урок. Давайте с вами вспомним, какие грамматические категории мы знаем?

– Сейчас мы выполним несколько заданий, чтобы повторить материал о них.

– У вас на партах лежат тексты. Это отрывок из рассказа Вениамина Александровича Каверина «Кнопка». Давайте прочитаем этот отрывок.

– Как вы думаете, о чем этот рассказ? (О войне, ведь в нем говорится о взрывах снарядов, о поиске шофером машины укрытия).

– Выпишите глаголы, поставив их в неопределенную форму, укажите, на какой вопрос они отвечают.

Все ближе слышались разрывы снарядов. Черные столбы земли, перемешанной с дымом, вдруг вставали среди дороги. Шофер свернул и, проехав вдоль обочины по полю, поставил машину среди редкого кустарника. Лучшего прикрытия не было.

– Итак, с какой категорией мы работали? (с неопределенной формой)

– А какой еще категории мы можем сказать по неопределенной форме?

– Что мы знаем об этой категории? (Глаголы могут быть совершенного и несовершенного вида, которые различаются по вопросу, который им можно задать. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать?, а глаголы несовершенного вида – что делать?)

– Приведите примеры глаголов совершенного и несовершенного вида

Выпишите глаголы, укажите их вид (1 вариант выписывает глаголы сов.в., 2 вариант – глаголы несов.вида. Далее обмен тетрадями, взаимопроверка, выставление оценок)

Светило солнце, и снег уже подтаял. Все ленинградцы прислушивались к капели и улыбались. Это кончалась трудная, холодная зима. «А снегу-то конец пришёл, – говорили друг другу на улице незнакомые прохожие. В воздухе появился запах весны, весело защебетали птицы.

– А какой еще категории мы еще можем сказать по неопределенной форме?

А сейчас нам с вами предстоит небольшая экскурсия в мир звуков природы. Расслабьтесь, наслаждайтесь красотой и необычайной музыкой. Но, слушая, вместе будем называть действия, происходящие в природе, используя как можно больше синонимов. Записывать эти глаголы вы будете в тетради через запятую.

– Ребята, что перед нами? (Море, прибой)

– Что делает море? (шумит, волнуется, бурлит)

– Птицы! Их действия? (пою, щебечут, свистят)

– Дождь что делает? (идет, стучит, барабанит)

– Ветер что делает? (дует, гудит, свистит)

Ручьи что делают? (текут, бегут, свистят).

– Определите спряжение глаголов, которые вы записали.

– Итак, какие морфологические категории мы с вами повторили? (Неопределенная форма, вид, спряжение).

Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем

И опять к себе прижмем.

– А какие еще категории мы изучали? Посмотрите на слайд, как вы думайте, почему категории разделены на два цвета? (постоянные и непостоянные признаки).

– Выполним теперь несколько заданий на повторение непостоянных признаков глагола.

Ученик работает с карточкой у доски.

Мы гордимся военным и трудовым подвигом нашего народа

(Работаем по цепочке, комментируя свои действия). Параллельно один ученик работает у доски (с карточкой).

Найдите в каждом предложении глагол, определите у него время и число

Недалеко от линии фронта храпели красноармейцы

Ребята служат в одном полку.

Мы победим врага

Мальчик заплакал от боли

Их разведчик идет! – сказал он тихо, будто самому себе.

Проверяется разбор предложения.

– Какую синтаксическую роль может выполнять глагол? (В предложении глагол чаще всего является сказуемым.

– Мы закончили повторение ранее изученных сведений о глаголе.

Давайте посмотрим на нашу схему в тетради и на доске, и попробуем сформулировать тему урока.

Запись темы в тетрадь.

– Ребята, как вы думайте, с чем мы сегодня познакомимся на уроке?

– Что научимся выполнять?

2. Знакомство с теоретическим материалом учебника. Сравнение схемы.

3. Формирование умений и навыков морфологического разбора глагола (комплексный анализ текста).

(Выразительное чтение учителем; текст представлен на индивидуальных карточках и слайдах презентации).

«Под Сталинградом… Тащу я двух раненых. Одного протащу – оставляю, потом – другого. И так тяну их по очереди, потому что очень тяжелые раненые, их нельзя оставлять, у обоих, как это проще объяснить, высоко отбиты ноги, они истекают кровью. Тут минута дорога, каждая минута. И вдруг, когда я подальше от боя отползла, меньше стало дыма, вдруг я обнаруживаю, что тащу одного нашего танкиста и одного немца… Я была в ужасе: там наши гибнут, а я немца спасаю. Я была в панике… Там, в дыму, не разобралась… Вижу: человек умирает, человек кричит… А-а-а… Они оба обгоревшие, черные. Одинаковые. А тут я разглядела: чужой медальон, чужие часы, все чужое. Эта форма проклятая. И что теперь? Тяну нашего раненого и думаю: «Возвращаться за немцем или нет?». Я понимала, что если я его оставлю, то он скоро умрет. От потери крови… И я поползла за ним. Я продолжала тащить их обоих… Это же Сталинград… Самые страшные бои. Самые-самые. Моя ты бриллиантовая… Не может быть одно сердце для ненависти, а второе – для любви. У человека оно одно» (С. Алексеевич «У войны не женское лицо»).

– О чем этот отрывок, какова его основная идея? Обратите внимание на название книги. (Даже в самых ужасных нечеловеческих условиях нужно оставаться человеком, особенно это необходимо женщине, сердце которой более чуткое и нежное).

– Но в какой-то момент героиня оказывается перед выбором: нужно ли спасать врага? Вам понятны ее смятения? Как бы вы поступили на ее месте? (Ответы учащихся. Резюме учителя: К врагу нужно быть беспощадным, но до тех пор, пока он может ответить. Проявлять жестокость и бессердечие к тому, кто слабее в эту минуту: не это ли лучшая проверка на нашу человечность, на то, чего мы стоим? Героиня проявила жалость к врагу, показав тем самым, чем отличается советский солдат от фашиста. Прежде всего человечностью).

4. Морфологический разбор глагола из 2 предложения

5. Подведение итогов урока, домашнее задание.

– Итак, что мы повторяли сегодня на уроке?

– Что для вас было новым?

Сегодня мы повторили материал о морфологических сведениях глагола и познакомились с порядком проведения морфологического разбора.

Как бы вы оценили свою работу на уроке? Что вам удалось, а в чем, наоборот, были недоработки? (Ответы учащихся).

Домашнее задание, выставление оценок.

Устная работа «Закончи предложение».

Источник статьи: http://videouroki.net/razrabotki/urok-po-fgos-na-tiemu-morfologhichieskii-razbor-ghlaghola-5-klass.html

Adblock
detector