Меню Рубрики

Морфологический разбор имени существительного 6 класс ладыженская

§ 50. Морфологический разбор имени существительного

Порядок морфологического разбора

имени существительного

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевлённое или неодушевлённое, в) род, г) склонение.
3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

III. Синтаксическая роль.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны 3
Льёт печально свет она.

Письменный разбор

Поляны — сущ.
I. (Что?) поляны.
Н. ф. — поляна.
II. Пост. — нариц., неодуш., ж. р., 1-го скл.; непост. — вин. п., мн. ч.
III. Льёт (на что?)

Устный разбор

Поляны — имя существительное.

Во-первых, оно обозначает предмет: (что?) поляны.
Начальная форма — поляна.

Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: нарицательное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения.
Здесь употреблено в винительном падеже, во множественном числе — это его непостоянные признаки.

В-третьих, в предложении является дополнением.

282. Прочитайте текст. Определите его основную мысль и стиль речи. Спишите. Первые четыре выделенных слова разберите как часть речи устно, остальные – письменно. • Назовите виды вставленных орфограмм.

Источник статьи: http://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA_6_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D0%9B%D0%B0%D0%B4%D1%8B%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F/50.html

Морфологический разбор имени существительного. 6 класс. Образец разбора

Морфологический разбор имени существительного – это указание его постоянных и непостоянных признаков, полная грамматическая характеристика словоформы.

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?
Кто? Человек, птица, сестра, студент, Вася, Мария, Пушкин.
Что? Дом, дерево, вода, толпа, комедия, счастье, Москва, Россия.

Морфологический разбор – это указание признаков, отличающих конкретную часть речи в предложении от других. При морфологическом анализе нужно показать, к какой части речи относится слово, какими постоянными и изменяемыми признаками обладает, в какой форме оно употреблено, какова его роль в предложении.

Постоянные признаки существительного не меняются. Это:

Род: мужской, женский, средний, общий, парный

Склонение: I, II, III, адъективное, несклоняемое, разносклоняемое, склоняемое по местоименному типу

Нарицательность: собственное или нарицательное

Одушевленность: одушевленное или неодушевленное

Группа: конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное

Непостоянные признаки меняются в зависимости от места в предложении, грамматической формы:

Число: единственное или множественное

Падеж: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный

Также указывается синтаксическая роль – каким членом предложения в данном случае является существительное. Чаще всего существительное бывает подлежащим или дополнением, но может также быть обстоятельством, сказуемым, определением.

План морфологического разбора существительного

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. Начальная форма: именительный падеж единственного числа.

I. Постоянные признаки

Собственное или нарицательное

Одушевленное или неодушевленное

Конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное

II. Непостоянные признаки

III. Роль в предложении

Образец морфологического разбора существительного

Пример 1. Книга – лучший подарок.

Устный разбор
Книга – существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос что? Начальная форма – книга.

Постоянные морфологические признаки: нарицательное, неодушевленное, женский род, 1-го склонения.

Непостоянные морфологические признаки: употреблено в именительном падеже, в единственном числе.

Синтаксическая роль в предложении: является подлежащим.

Письменный разбор
(Что?) книга. Сущ.
н.ф. – книга
Пост. признаки: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.
Непост. признаки: в Им.п., в ед.ч.
(что?) книга – подлежащее​

Пример 2. Я ехал из Петербурга

Петербурга. Существительное; обозначает географический объект; отвечает на вопрос из чего ? Начальная форма – Петербург.

Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
Не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.

Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа.

Синтаксическая роль: в предложении выполняет роль обстоятельства места.

Источник статьи: http://www.anews.com/p/112214452-morfologicheskij-razbor-imeni-sushhestvitelnogo-6-klass-obrazec-razbora/

Урок русского языка в 6 классе: «Морфологический разбор имени существительного».

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

Автор: учитель русского языка и литературы МКОУ «Чунинская СОШ»

Гаджиева Зухра Ахмедовна.

Урок русского языка в 6 классе: «Морфологический разбор имени существительного».

Обучающая: закрепление знаний об имени существительном (морфологических признаков и синтаксической роли), обучение умению делать морфологический разбор имени существительного

Развивающая: создание положительной мотивации на уроке, вовлечение класса в активный процесс познания, обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний

Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, эстетического вкуса

Ход урока русского языка в 6 классе

1. Вводная часть

Чтение ученицей наизусть стихотворения А.А. Фета под музыкальное сопровождение

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

2. Беседа с учениками

-Как вы думаете, почему именно это стихотворение Фета я попросила прочитать? Чем оно необычно?

-Как отличить существительное от других частей речи? (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль)

-Что такое зык? (отрывистый, резкий звук)

-Докажите, что слово зык существительное

-Как вы думаете, над какой темой мы будем работать?

3.Запись даты, темы

4.Ученики помогают сформулировать цели урока.

5. Словарная работа

ЗАВТРАК (а – орфограмма)

-Что это за слово для обозначения утреннего приема пищи? Не связано ли оно со словом завтра?

УЧЕНИК дает историческую справку:

Чтобы приготовить еду, первобытным людям требовалось много времени. Для этого надо было заранее обработать тушу убитого животного, разжечь огонь и довести еду до готовности. Еда готовилась на завтра и поэтому называлась завтраком.

6. Комментарий домашнего задания

Стр. —(План разбора), по заранее розданным рецептам рекомендация приготовить «Завтрак в воскресное утро» и выполнить морфологический разбор 2 существительных по выбору

СОВЕТ УЧИТЕЛЯ: когда будете готовить пищу, бросьте в нее немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье

7. Подготовительный этап. Работа с сигнальными карточками.

Если звучат морфологические признаки существительного, поднимаем красные карточки, других частей речи-зеленые

Учитель диктует слова:

собственное, относительное, изъявительное, склонение, краткая форма, прошедшее время, род, число, падеж, совершенный вид, одушевленность, качественное, нарицательное, подлежащее.

Как вы думаете, зачем мы выполняли эту работу? (Необходимо по новой теме)

8. Изучение нового материала

Работа с учебником стр.—-(самостоятельно)

9. Работа с таблицей

-Какие морфологические признаки здесь пропущены? (Склонение)

-В свете последних изученных тем скажите, какие особенности существительных надо учитывать? (несклоняемые, разносклоняемые, общего рода существительные)

10. Учитель: обратимся к умозаключению Я. Корчака: «Здоровье-это главное жизненное благо»

-Что такое благо?

-Выполним морфологический разбор слова благо.

Раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся.

Руки в стороны развел-

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать!

12. Самостоятельная работа.

Два ученика у доски

Морфологический разбор существительных стр.— в рабочей тетради

1 вариант – птице

2 вариант – клетки

ДВА ученика получают инд. задание (тесты)

13.Подготовка к экзаменам. Работа с тестами

Тестовые задания по русскому языку. 6 класс.

ОТВЕТЫ НА ДОСКЕ ЗАКРЫТЫ

Оценивают сами ученики. Несколько оценок выставляются в журнал.

14. Задание «Помогите Маше Ошибкиной»

Тестовые задания по русскому языку. 6 класс.

Необходимо называть указываемые мною характеристики существительных.

Чтобы избавиться от стрессового состояния, надо:

-выполнить какое-нибудь гимнастическое упражнение (собственное-нарицательное)

-сделать дых. Гимнастику (одушевленное – неодушевленное)

-принять прохладный душ (склонение)

-почитать любимую книгу (род)

-посмеяться задорным смехом (падеж)

-поесть вкусную пищу (число)

Предлагаю воспользоваться одним из этих способов и из нашей любимой книги «Лингвистические игры» разгадаем шараду. Задание на «5»

Первый слог – местоименье,

Дальше – крик лягушек летом.

А из целого получим

Мы для Золушки карету. (Тыква)

16. Обращаемся к записи на доске:

Мед, гречка, геркулес, изюм дают человеческому организму энергию для движения. (Возьмем на заметку)

-Найдите грамматическую основу

-О каких членах предложения идет речь:

относится к существительному энергию, отвечает на вопрос какую, выражено существительным с предлогом (Для движения),

зависит от сказуемого, обозначает предмет, на который направлено действие, отвечает на вопрос чему, выражено существительным в дательном падеже (Организму)

17. По лексическому значению назовите слово

Нормальная, правильная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие (ЗДОРОВЬЕ)

18. Соберите из распавшихся морфем высказывание.

(Я здоровье берегу, сам себе я помогу)

Проговаривание хором. Хотелось бы, чтобы этот афоризм стал девизом жизни каждого из нас.

Здание стоянки паровозов и вагонов (депо)

Сигнальный щит, на котором автоматически показываются какие-либо результаты (табло)

Источник статьи: http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-morfologicheskiy-razbor-imeni-suschestvitelnogo-3896518.html

Adblock
detector