Меню Рубрики

Морфологический разбор личных местоимений 4 класс

Морфологический разбор местоимения

Морфологический разбор означает, что слово нужно охарактеризовать как часть речи. Проводи морфологический разбор местоимения, если после слова ты видишь надстрочную цифру “3” – мне 3 . В начальной школе знакомятся только с личными местоимениями, поэтому в разделе будут приведены примеры морфологического разбора для личных местоимений.

Схема морфологического разбора местоимения:

  1. Часть речи. На что указывает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма (именительный падеж).
  3. Лицо.
  4. Падеж.
  5. Род (если есть).
  6. Число.
  7. Каким членом предложения является (главным или второстепенным, каким именно).

Примеры устного рассуждения:

Дано предложение: Эта река удивительная, я слышал разные истории о ней 3 .

(истории о) ней

  1. Из предложения выделяю словосочетание со словом, которое нужно разобрать – слово (о) ней вместе со словом истории : истории (о чём?) о ней . (О) ней – местоимение, т.к. отвечает на вопрос о чём? и указывает на предмет, но не называет его.
  2. Начальная форма – она – именительный падеж.
  3. 3-е лицо, определяю по начальной форме.
  4. Истории (о чём?) о ней – предложный падеж.
  5. Женский род, определяю по начальной форме.
  6. Единственное число, т.к. форма предложного падежа – о ней .
  7. В предложении является дополнением: истории (о чём?) о ней .

Дано предложение: Я буду ждать тебя 3 возле школы.

(ждать) тебя

  1. Выделяю словосочетание со словом, которое нужно разобрать – ждать (кого?) тебя . Тебя – местоимение, т.к. отвечает на вопрос кого? и указывает на лицо.
  2. Начальная форма – ты – именительный падеж.
  3. 2-е лицо, определяю по начальной форме.
  4. Ждать (кого?) тебя – родительный падеж.
  5. Рода нет, т.к. это местоимение 2-го лица.
  6. Единственное число, определяю по форме родительного падежа – тебя .
  7. В предложении является дополнением: ждать тебя .

Дано предложение: Мы 3 вместе играем и вместе за эти игры отвечаем.

  1. (кто?) мы – это местоимение, т.к. отвечает на вопрос кто? и указывает на ли́ца.
  2. Начальная форма – мы – именительный падеж.
  3. 1-е лицо, определяю по начальной форме.
  4. Кто? мы – именительный падеж.
  5. Род не определяю, т.к. это местоимение 1-го лица.
  6. Множественное число.
  7. В предложении является подлежащим: Мы вместе играем и вместе за эти игры отвечаем.

Образец письменного разбора:

Дано предложение: Эта река удивительная, я слышал разные истории о ней 3 .

(истории о) ней

Дано предложение: Я буду ждать тебя 3 возле школы.

(ждать) тебя

Дано предложение: Мы 3 вместе играем и вместе за эти игры отвечаем.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник статьи: http://budu5.com/manual/chapter/56

Урок русского языка в 4 классе на тему:”Морфологический разбор местоимения”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Урок по русскому языку 4 класс

УМК “Школа России” автор Канакина В.П.,

Тема: “Морфологический разбор местоимения”.

Подготовила учитель нач. классов МБОУ СОШ

ст. Луковской им. С.Г. Астанина

учитель 1 категории Евстратикова О.В.

Познавательные – самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков;

Коммуникативные- умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Цель: развивать умения разбирать местоимения как часть речи.

Формы работы: групповая, индивидуальная, парная.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки.

Эмоциональный настрой . Давайте подарим друг другу улыбки и в конце урока у нас засияет солнышко. Начинаем урок русского языка. Давайте поставим задачи. Чем на уроке будем заниматься?

Работа в тетради . Запишем число, классная работа.

Минутка чистописания . Ятымывыкваони

Как вы думаете, какие слова здесь зашифрованы? Найдите лишнее слово. Запишите местоимения красиво.

Найдите 2 местоимения, которые мешают автотранспорту ( ямы )

Первый слог- личное местоимение, второй- звук, который издаёт лягушка. Вместе- овощ. ( тыква)

Назовите грамматические признаки каждого местоимения.

Давайте устно просклоняем местоимение Я . Что значит просклонять? (изменить по падежам)

Т.п. мной ( надо мной, подо мной и т .д.)

4. Блиц – опрос. Сейчас я проверю ваши знания о местоимениях.

Предлоги с личными местоимениями пишутся слитно.

Во 2 лице местоимения изменяются по родам.

Местоимение может заменять числительные.

Местоимения не склоняются.

Личные местоимения указывают на предметы.

Личные местоимения имеют 3 лица и 2 числа.

Предлоги с личными местоимениями пишутся раздельно.

Взаимопроверка. +, – , -, -, +, -, +, +, + . Выставление отметок.

А сейчас мы попробуем себя в роли редакторов.

Реда́ктор — тот, кто занимается редактированием (составляет, проверяет и исправляет содержание)

Недалеко от (я) покачивалась ветка сосны – на (она) сидели дятлы. Вдруг дятлы стали л_тать надо (я) с ре_к_м криком.

Подумайте, какое задание будете выполнять? (Поставить местоимения в нужную форму.Вставить пропущенные буквы).

Самостоятельная работа. Самопроверка.

Недалеко от меня покачивалась ветка сосны – на ней сидели дятлы.

(Как?Каким образом?) Вдруг дятлы стали л е тать надо мной с ре з к и м криком.

Разберите последнее предложение по членам предложения и частям речи.

( поставила цифру 3 над местоимением мной)

Какое задание будем выполнять следующим? ( Морфологический разбор местоимения)

Ребята, озвучьте тему урока.( Морфологический разбор местоимения).

Какую задачу поставим? ( Научиться разбирать местоимение как часть речи). А для этого чем пользуемся? (Памяткой) Сегодня мы попробуем самостоятельно составить памятку по аналогии с именем существительным и именем прилагательным.

Надо мной- мест., н.ф.- я, 1 л, ед.ч., Т.п., второстеп. член (дополнение)

Потренируемся ещё упр. 135,с.64. Давайте прочитаем предложения под номером 1. Правильно ли так сказать? А как надо исправить?

Как вы понимаете слово « председатель »?

А вот как объясняет это слово в своём словаре Ожегов. Сейчас Евангелина найдёт и прочитает:

Председатель- выборный руководитель организации, глава коллегиального учреждения.

Это наше новое словарное слово – запишите и запомните.

Итак, какое местоимение мы заменили существительным? (ЕГО)

Работа в группах. Выберите правильную транскрипцию.

Закрепление знаний. Сделайте морфологический разбор слова «его»

Его- мест., н.ф.- он, 3 л., ед.ч., м.р., В.п.,второстеп. член.

Дифференцированная самостоятельная работа.

2 уровень №136, с.64 в учебнике

Рефлексия. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

На «5»? Кому ещё нужно поработать?

Давайте нарисуем лучики нашему солнцу!

Выберите книгу со скидкой:

Музыкальные инструменты (плакат)

Ваш голос: Секреты вокального мастерства

Спортсмен, музыкант, поэт, математик? Как выявить и развить способности вашего ребенка (обложка с клапанами)

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-na-temumorfologicheskiy-razbor-mestoimeniya-696085.html

Конспект урока русского языка на тему “Морфологический разбор местоимения” (4 класс УМК”Школа Росси”)

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Тема: “Морфологический разбор местоимения”.

Познавательные – самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков;

Коммуникативные- умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Цель: развивать умения разбирать местоимения как часть речи.

Эмоциональный настрой . Давайте подарим друг другу улыбки и в конце урока у нас засияет солнышко. Начинаем урок русского языка. Давайте поставим задачи. Чем на уроке будем заниматься?

Работа в тетради . Запишем число, классная работа.

Минутка чистописания . Ятымывыкваони

Как вы думаете, какие слова здесь зашифрованы? Найдите лишнее слово. Запишите местоимения красиво.

Найдите 2 местоимения, которые мешают автотранспорту ( ямы )

Первый слог- личное местоимение, второй- звук, который издаёт лягушка. Вместе- овощ. ( тыква)

Назовите грамматические признаки каждого местоимения.

Давайте устно просклоняем местоимение Я . Что значит просклонять? (изменить по падежам)

Т.п. мной ( надо мной, подо мной и т .д.)

4. Блиц – опрос. Сейчас я проверю ваши знания о местоимениях.

Предлоги с личными местоимениями пишутся слитно.

Во 2 лице местоимения изменяются по родам.

Местоимение может заменять числительные.

Местоимения не склоняются.

Личные местоимения указывают на предметы.

Личные местоимения имеют 3 лица и 2 числа.

Предлоги с личными местоимениями пишутся раздельно.

Взаимопроверка. +, – , -, -, +, -, +, +, + . Выставление отметок.

А сейчас мы попробуем себя в роли редакторов.

Реда́ктор — тот, кто занимается редактированием (составляет, проверяет и исправляет содержание)

Недалеко от (я) покачивалась ветка сосны – на (она) сидели дятлы. Вдруг дятлы стали л_тать надо (я) с ре_к_м криком.

Подумайте, какое задание будете выполнять? (Поставить местоимения в нужную форму.Вставить пропущенные буквы).

Самостоятельная работа. Самопроверка.

Недалеко от меня покачивалась ветка сосны – на ней сидели дятлы.

Вдруг дятлы стали л е тать надо мной с ре з к и м криком.

Разберите последнее предложение по членам предложения и частям речи.

( поставила цифру 3 над местоимением мной)

Какое задание будем выполнять следующим? ( Морфологический разбор местоимения)

Ребята, озвучьте тему урока.( Морфологический разбор местоимения).

Какую задачу поставим? ( Научиться разбирать местоимение как часть речи). А для этого чем пользуемся? (Памяткой) Сегодня мы попробуем самостоятельно составить памятку по аналогии с именем существительным и именем прилагательным.

Надо мной- мест., н.ф.- я, 1 л, ед.ч., Т.п., второстеп. член (дополнение)

Потренируемся ещё упр. 135,с.64. Давайте прочитаем предложения под номером 1. Правильно ли так сказать? А как надо исправить?

Как вы понимаете слово « председатель »?

А вот как объясняет это слово в своём словаре Ожегов. Сейчас _ найдёт и прочитает:

Председатель- выборный руководитель организации, глава коллегиального учреждения.

Это наше новое словарное слово – запишите и запомните.

Итак, какое местоимение мы заменили существительным? (ЕГО)

Работа в группах. Выберите правильную транскрипцию.

Закрепление знаний. Сделайте морфологический разбор слова «его»

Его- мест., н.ф.- он, 3 л., ед.ч., м.р., В.п.,второстеп. член.

Дифференцированная самостоятельная работа.

Рефлексия. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

На «5»? Кому ещё нужно поработать?

Давайте нарисуем лучики нашему солнцу!

Выберите книгу со скидкой:

ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Рисуем по клеточкам и точкам

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Номер материала: ДБ-1718240

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-na-temu-morfologicheskiy-razbor-mestoimeniya-klass-umkshkola-rossi-3138911.html

Adblock
detector