Меню Рубрики

Морфологический разбор местоимения план урока 6 класс

Разработка конспекта повторительно-обобщающего урока в 6 классе по теме: «Морфологический разбор местоимений. Систематизация и обобщение изученного о местоимении».
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

Урок проводится в 6 классе с целью систематизирова и обобщить материал по теме “Местоимение”

Скачать:

Предварительный просмотр:

учитель русского языка и литературы

Разработка конспекта повторительно-обобщающего урока в 6 классе по теме: «Морфологический разбор местоимений. Систематизация и обобщение изученного о местоимении».

Тема урока: «Морфологический разбор местоимений. Систематизация и обобщение изученного о местоимении».

Рабочая программа по русскому языку 6 класс (по программам М.Т.Баранова, Л.Т.Ладыженской, Н.М.Шанского; А.И.Власенкова).

знать морфологические признаки, порядок морфологического разбора местоимений; офографические правила, определение местоимения как части речи;

понимать, морфологические признаки, порядок морфологического разбора местоимений; офографические правила, определение местоимения как части речи;

уметь выделять в тексте местоимения и определять их разряд, определять морфологические признаки местоимений, производить их морфологический разбор, определять синтаксическую роль местоимений, безошибочно писать местоимения, распознавать их и определять разряд, различать приставки НЕ-/НИ- в отрицательных местоимениях, употреблять местоимения в соответствии с литературной нормой, уметь находить относительные местоимения в сложноподчинённом предложении, использовать относительные местоимения как средство синтаксической связи в сложноподчинённом предложении, осуществлять синонимическую замену местоимений разных разрядов, использовать местоимения как средство связи предложений и абзацев текста.

владеть изучающим видом чтения с целью извлечения местоимений, приёмами отбора и систематизации материала, уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, создавать, деформировать текст, вставлять местоимения как средство связи.

1.Орг.момент. Определение темы, целей и задач урока.

-Ребята, посмотрите на слайд ,

1. Личное местоимение первого лица множественного числа.

2. Указательное местоимение в винительном падеже множественного числа.

3. Одно из определительных местоимений.

4. Одно из указательных местоимений.

5. Личное местоимение женского рода.

6. Указательное местоимение в творительном падеже множественного числа.

7. Личное местоимение первого лица, единственного числа, в творительном падеже.

8. Возвратное местоимение в дательном падеже.

9. Одно из отрицательных местоимений в творительном падеже множественного числа.

10. Определительное местоимение в творительном падеже множественного числа.

11. Одно из отрицательных местоимений в дательном падеже.

-Какое название получили? (Местоимение.)

Итак, сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем материал по теме: «Местоимение».

1.Орг.момент. Определение темы, целей и задач урока.

2.Подготовка к обобщению понятий, правил.

Жила белка в лесу, (н..) о чем не тужила. ( Н..)кто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. ( Н..)когда не заботилась (н..) о ком, только о себе. Прошло время. У нее появились бельчата. Теперь белка (н..)куда от них не уходила.

Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. ( Н..)куда бежать. ( Н..) к кому обратиться за помощью. (Н..)кто не спасет бельчат. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. (Н..)когда лесная жительница не была так счастлива. (Н..)что больше не омрачит ее радости. (По В. Бианки)

1. Озаглавить текст. Определить его основную мысль.

2.Выписать слова с пропущенными буквами.

3.Выписать местоимения, подчеркнуть их как члены предложения.

4.Указать разряды местоимений.

5.Определите, какие из употреблённых местоимений являются разными формами одного слова.

Заглавие: « Лесная жительница».

Основная мысль: белка спасает своих детёнышей.

Н и о чём, н и кто / , н и когда / , н и о ком / , н и куда / , н е / к кому, н и что / – отрицательные , она, у неё, её, от них – личные , так – указательное , о себе – возвратное .

Формы одного слова: она, у неё, её.

3.Обобщение понятий и правил темы.

Задание: заполнить таблицу.

1. Местоимения-существительные, указывают на лица, которые участвуют в речи

1. Местоимение-существительное, обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо

2.Изменяются по родам, числам, падежам

1.Местоимения-существительные (кто? что?) изменяются по падежам

ния-наречия откуда, почему, зачем, насколько и подобные пишутся

Кто, что, какой, каков, сколько, который, чей

1.Употребляются для связи простых предложений в СПП

2.Грамматические особенности такие же, как и у вопросительных местоимений

Некто, нечто, некоторый, несколько, кто-либо, кто-нибудь, кто-то, кое-какой, какой-то, сколько-нибудь, кое-кто и др.

ния с частицами –то, -либо, -нибудь, кое- пишутся

Если частица кое- отделена от местоиме

ния предлогом, то она пишется

1.Указывают на отсутствие предметов, признаков, количества

2.Вопросительное местоимение + частица «не» или «ни» = не/ни (приставка)

ния с приставками не и ни пишутся

Не пишется под ударением, ни – без ударения.

Если ни и не отделены предлогом, то они пишутся

Весь, всякий, сам, самый, каждый, иной, любой, другой

1.Местоимения-прилагательные (сам, весь, всякий, каждый, любой) изменяются по родам числам падежам

ния-наречия потому, затем, отсюда, оттуда, поэтому и подобные пишутся

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

1. Местоимения-существительные, указывают на лица, которые участвуют в речи

1. Местоимение-существительное, обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо

2.Не имеет рода, числа, лица, формы И.п.

1.Местоимения-прилагательные, указывают на признак предмета по его принадлежности

2.Изменяются по родам, числам, падежам

Кто? что? какой? каков? сколько? который? чей?

1.Местоимения-существительные (кто? что?) изменяются по падежам

2.Местоимения-прилагательные (какой? чей? который?) изменяются по родам, числам, падежам

3.Местоимения-наречия (где? куда? откуда? когда? почему? зачем? как?)

ния-наречия откуда, почему, зачем, насколько и подобные пишутся слитно

Кто, что, какой, каков, сколько, который, чей

1.Употребляются для связи простых предложений в СПП

2.Грамматические особенности такие же, как и у вопросительных местоимений

Некто, нечто, некоторый, несколько, кто-либо, кто-нибудь, кто-то, кое-какой, какой-то, сколько-нибудь, кое-кто и др.

1.Указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество

2.Вопросительное местоимение + частица «не» = не (приставка)

3.Изменяются как вопросительные местоимения, кроме некто, нечто (не изменяются по падежам, имеют форму И.п. и В.п.)

ния с частицами –то, -либо, -нибудь, кое- пишутся через дефис .

Если частица кое- отделена от местоиме

ния предлогом, то она пишется отдельно

Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего

1.Указывают на отсутствие предметов, признаков, количества

2.Вопросительное местоимение + частица «не» или «ни» = не/ни (приставка)

3.Изменяются как вопросительные местоимения

ния с приставками не и ни пишутся слитно . Не пишется под ударением, ни – без ударения.

Если ни и не отделены предлогом, то они пишутся отдельно

Весь, всякий, сам, самый, каждый, иной, любой, другой

1.Местоимения-прилагательные (сам, весь, всякий, каждый, любой) изменяются по родам числам падежам

2.Местоимения-наречия (всюду, везде, всегда) не изменяются

Тот, этот, такой, таков, столько

1.Местоимения-прилагательные (тот, этот, такой) изменяются по родам, числам, падежам

2.Местоимение-числительное (столько) изменяется по падежам

3.Местоимения-наречия (там, тут, здесь, так, тогда, поэтому) не изменяются

4.Местоимения могут употребляться в сложном предложении

ния-наречия потому, затем, отсюда, оттуда, поэтому и подобные пишутся слитно

4.Работа с деформированным текстом. Слайд.

Задание: вставить местоимения.

1.Алексей почу..ствовал, ______ больше (не) может, ______ ________ сила (не) сдвинет _______ с места. 2.Долго с..дел он, _________ не думая, _________ не видя и не слыша. 3. Ступни уже окам..нели, _______ (не) чу..ствовали, но тело при кажд..м шаге пронзала боль. Алексей долго осматривал место побоища, ища _________ с..стного. 4.Тело понемногу отх..дило но ________ случилось с ногами. _______ совсем (не) могли ст..ять. В с..сняке скрылись люди _________ наблюдали _________ и _________ переш..птывались. 5. _______ отч..тливо вскрикнул Человек!

Слова для справок: (н..)какая, что, его, (н..) о чём, (н..) чего, они, (за) ним, кто (то), о чём (то), что (то), чего (нибудь).

1.Алексей почу в ствовал, что больше не может, никакая сила не сдвинет его с места. 2.Долго с и дел он, ни о чём не думая, ничего не видя и не слыша. 3. Ступни уже окам е нели, ничего не чу в ствовали, но тело при кажд о м шаге пронзала боль. Алексей долго осматривал место побоища, ища чего-нибудь с ъе стного. 4.Тело понемногу отх о дило, но что-то случилось с ногами. Они совсем не могли ст о ять. В с о сняке скрылись люди, они наблюдали за ним и о чём-то переш ё птывались. 5. Кто-то отч ё тливо вскрикнул: «Человек»!

5. Этап самостоятельной работы.

Рассуждение-объяснение, адресованное президенту от 1 лица.

Если бы я был(а) президентом, то …

-Как часто вы произносите местоимения?

-Какова же роль этой части речи?

-Какой материал, повторенный сегодня на уроке, по – прежнему вызывает трудности?

Местоимения – это слова, которые, произносятся часто. Они не называют предметов или признаков, но при этом указывают на них. В языке играют обобщающую роль, носят отвлечённый характер. Конкретное лексическое значение местоимения получают только в контексте.

1. Структурировать тему: «Местоимение» в стишок или песенку или написать рассуждение: «Какую роль играют местоимения в речи?».

определять морфологические признаки местоимений, безошибочно писать местоимения, распознавать их и определять разряд, различать приставки НЕ-/НИ- в отрицательных местоимениях, употреблять местоимения в соответствии с литературной нормой, использовать относительные местоимения как средство синтаксической связи в сложноподчинённом предложении, осуществлять синонимическую замену местоимений разных разрядов, использовать местоимения как средство связи предложений и абзацев текста;

владеть изучающим видом чтения с целью извлечения местоимений, в приёмами отбора и систематизации материала, уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, создавать, деформировать текст, вставлять местоимения как средство связи.

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.: Учеб. Для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2001.
  2. Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителей русского языка: 6 класс/ Г.А.Бакулина. – М.: Владос, 2004.
  3. Безымянная О.М. Диктанты с комплексным анализом текста / О.М.Безымянная, С.А.Лукьянов. – М.: Айрис, 2003.
  4. Денисова М.А., Лагутина Е.В., Василенко М.В. Русский язык в таблицах. 5-9 класс. – М. «Издат-школа 2000».
  5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс. – М.: ВАКО, 2006.- (В помощь школьному учителю).
  6. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 6 класс/ Т.А.Костяева. – М.: Просвещение, 2006.
  7. Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 6 классе/ Т.А.Ладыженская, М.Г.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю.Комиссарова. – М.: Просвещение, 2006.
  8. Примерные программы по учебным предметам: Русский язык 5-9 класс / [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 . – (Стандарты второго поколения).
  9. Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам М.Т.Баранова, Л.Т.Ладыженской, Н.М.Шанского; А.И.Власенкова) / сост. Г.М.Вялкова. –М.: Глобус, 2009. – (Образовательный стандарт).
  10. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. М.: Дрофа, 2000.
  11. Русский язык в школе: научно-методический журнал. – М.: «Просвещение», № 1, 1992.
  12. Русский язык в школе: научно-методический журнал. – М.: «Просвещение», № 2, 1992.
  13. Русский язык в школе: научно-методический журнал. – М.: «Просвещение», № 4, 1989.
  14. Русский язык в школе: научно-методический журнал. – М.: «Просвещение», № 6, 1991.
  15. Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.Т.Тростенцова и др.]. –М.: Просвещение, 2007.
  16. Хазанова А.С. Русский язык: Практическое руководство / А.С.Хазанова, Л.В.Цвайг, – М.: ВАКО, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок проводится после изучения темы “Частицы”. Цель урока: познакомить с порядком разбора частицы, формировать умение определять грамматические признаки частицы как служебной части речи, способствоват.

конспект урока по русскому языку в 6 классе “Систематизация и обобщение изученного о местоимении”. В папке по уроку прилагается презентация, конспект, лист оценивания и критерии.

Работа представляет собой технологическую карту урока с использованием системно-деятельностного подхода. Урок построен в форме тематической олимпиады, сопровождается презентацией. К уроку прилагаются.

Данный конспект урока русского языка в 6 классе пригодится при изучении темы “Морфологический разбор имени существительного”. Разные виды заданий для учащихся вносят разнообразие в урок и привлекают в.

Урок русского языка в 6 классе общеобразовательной школы (класс компенсирующего обучения) по теме “Морфологический разбор глагола”.

Данный урок является 5 уроком по разделу «Наречия». Познакомившись с наречием как частью речи, мы изучаем морфологический разбор, обобщая изученные признаки части речи. В принципе, изучение каждой час.

Данный урок – интегрированный, тексты для заданий взяты из повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, которую учащиеся изучили ранее.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/04/03/razrabotka-konspekta-povtoritelno-obobshchayushchego-uroka-v

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме “Местоимение как часть речи”
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Данный урок позволяет дать обуающимся понятие о местоимении как части речи, научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Порецкая средняя общеобразовательная школа

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме:

«Местоимение как часть речи».

Тема урока: Местоимение как часть речи.

– обучающая: дать понятие о местоимении как части речи;

– развивающая: научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте;

– воспитательная: способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.

Организовать групповую и индивидуальную работу учащихся по теме: Местоимение, для контроля над усвоенными знаниями.

Организовать нестандартную форму проведения занятий в виде игры-соревнования для привлечения интереса и познавательной активности со стороны учащихся.

Включить в занятия основные виды лингвистических работ по данной части речи, которые предполагаются для усвоения программами школьного курса.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами новая тема. Но прежде, чем приступить к ней, давайте вспомним, как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи?

А какие части речи вы уже изучили?

Вспомните, на какие две группы делятся все части речи?

Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие – к служебным?

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с новой частью речи. Попробуйте отгадать загадку:

Велико же будет удивленье,

Записываем тему нашего сегодняшнего урока «Местоимение как часть речи».

Давайте с вами узнаем, каково же значение местоимений. Внимание на доску.

Он узнал от них , что такая погода установится через несколько дней.

Учитель: Итак, вам понятен смысл этого предложения? Кто он? От кого узнал? Какая именно погода? Через сколько дней она установится? Непонятно.

Давайте изменим предложение.

Вова узнал от синоптиков , что солнечная погода установится через семь дней.

– От кого узнал? (От синоптиков)

– Какая погода установится? (Солнечная)

– Через сколько дней? (Через семь дней)

– Посмотрите, ребята, вместо каких слов были употреблены местоимения он, них, такая, несколько ? (Вместо слов Вова, синоптиков, солнечная, семь ).

– А какими частями речи являются эти слова? Что они обозначают? (Слова Вова, синоптики – это имена существительные, они обозначают предмет, лица; слово солнечная – это имя прилагательное, оно обозначает признак предмета; слово семь – числительное, обозначает количество.)

Учитель: Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким одним словом в морфологии называются существительные, прилагательные и числительные? (Именами).

Правильно, то есть наши местоимения написаны ВМЕСТО ИМЕН. В этом словосочетании скрыты этимологические корни слова МЕСТОИМЕНИЕ. (Кстати, а что такое этимология ?)

Учитель: Давайте вернемся к нашему первому предложению. Почему же мы не смогли понять его?

Потому что местоимения, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, НЕ НАЗЫВАЮТ, а лишь УКАЗЫВАЮТ на предмет.

не от синоптиков, а от них;

Итак, МЕСТОИМЕНИЕ – это часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.

А теперь я проиллюстрирую данное определение отрывком из стихотворения Л. Кэрролла из его знаменитой «Алисы в стране чудес». Это стихотворение состоит почти из одних местоимений, потому-то мы и не можем ничего понять:

Учитель: Давайте теперь познакомимся с разрядами местоимений. Местоимения – ребята дружные, они живут большими семьями, давайте познакомимся с этими семьями. (Учебник, страница 158).

Учитель: Давайте подумаем, если местоимение употребляется вместо имен, то и изменяются они … (как имена). А как изменяется большинство имен? (Все имена изменяются по падежам, существительные, кроме того, изменяются по числам, а прилагательные и порядковые числительные – по числам и родам.

Чтобы выяснить, как изменяются местоимения, мы выполним сравнительный анализ возвратного местоимения себя и определительного такой, т.е. сравним формы этих слов.

Итак, мы с вами выяснили, что местоимения изменяются по падежам, а местоимения, которые указывают на признак, изменяются еще и по родам и числам.

Следующий этап нашего урока – знакомство с синтаксической функцией местоимений. Давайте запишем несколько предложений и выясним, каким же членом предложения является местоимение.

Он заболел и не пришел в школу. Петя подошел к другу и обнял его. Самый ожидаемый праздник – Новый год.

Учитель: к какому же выводу вы пришли? (Местоимения в предложении могут выступать в роли подлежащего, дополнения или определения).

  1. Закрепление полученных знаний.
  1. Упражнение 390 (Устно)
  2. Упражнение 391 (Письменно. Один учащийся у доски, остальные в тетрадях).

Учитель: Ребята, для чего нам нужны наречия? Для чего мы употребляем их в речи? Попробуйте сами ответить на эти вопросы после эксперимента, который мы сейчас проведем.

Перед вами текст. Прочитаем его вслух.

Миша пришел к Маше домой. Миша попросил у Маши тетрадь. В тетради было записано домашнее задание. Задание было сложным.

– Какие недочеты вы заметили в этом тексте? (Повторение в предложении слов, стоящих рядом). Давайте их исправим.

Миша пришел к Маше домой. Он попросил у нее тетрадь. В ней было записано домашнее задание. Оно было сложным.

  1. Итак, ребята, мы заменили повторяющиееся слова местоимениями. Так для чего же они нам нужны? (Местоимения нужны для того, чтобы избежать повторений. Они являвляются средством грамматической святи предложений.местоимения «цементируют» текст. Но обращаться со словами этой части речи следует осторожно. Чрезмерное употребление местоимений приводит к тому, что наша речь становится неточной и непонятной.

Учитель: Итак, ребята, давайте вспомним, что мы узнали сегодня на уроке о местоимении? (Местоимения не называют предметы, признаки, количество, а только указывает на них. Существует девять разрядов местоимений. Местоимения изменяются по падежам, а некоторые и по родам и числам. В предложении местоимение выполняет роль подлежащего, дополнения или определения. А также мы начали разговор об употреблении местоимений в речи).

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/01/10/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-6-klasse-po-teme

Adblock
detector