Меню Рубрики

Морфологический разбор местоимения урок

Морфологический разбор местоимения.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Обобщение знаний учащихся по теме «Местоимение».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Морфологический разбор местоимения».

Цель урока: Обобщение знаний учащихся по теме «Местоимение».

Задачи: 1. Совершенствовать навык правильного употребления

2. Закреплять умения заменять имя существительное

местоимением соответствующего рода;

3. Развивать речь, память, внимание учащихся;

4. Формировать у учащихся навык работы в парах, в группах, а

так же навык самоконтроля и взаимоконтроля, оценки и самооценки.

6. Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.

Целью урока является достижение следующих результатов:

• обобщить знания о местоимении, о роли местоимений в речи;

• закрепить умения отличать местоимения от других частей речи и осознанно употреблять их в речи;

• закреплять умения правильного написания словарных слов и местоимений с предлогами .

Метапредметных – формирование универсальных учебных действий:

• п ознавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке;

уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения.

• р егулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.

• коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, работать в паре, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.

• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах, при проверке;

• развитие учебной мотивации, умения делать свой выбор, обосновывая своё мнение;

• развитие интереса к изучению русского языка.

1.Организационный момент. Психологический настрой. (1 мин)

2.Введение в тему, формулирование темы (2 мин)

3.Психологический настрой (1 мин)

4.Минутка чистописания (5 мин)

5.Словарно – орфографическая работа (5 мин)

6.Актуализация знаний.( 12 мин )

– выбор правильного определения местоимения

7. Итог урока. Рефлексия. (3 мин)

I. 1 . Организационный момент.

– Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Меня зовут Светлана Владимировна. Сегодня, ребята, я проведу у вас урок русского языка.

Эмоциональный настрой на урок.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок,

На нём подведём мы работы итог.

Сегодня ждут нас старые друзья,

Побываем у них вместе – вы и я!

Учитель: – А что это за старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них.

(Учитель читает стихотворение.)

Учитель: – Ребята, вы узнали, о чём идёт речь?

Верно, это наши друзья местоимения.

Сегодня мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!

Итак, тема нашего урока- «Местоимение». На уроке мы должны с вами вспомнить всё, что изучили о местоимениях.

III. Психологический настрой

– Сначала предлагаю вам настроиться на работу.

Я смогу выполнить все задания.

Желаю успехов себе и друзьям!

– Давайте откроем тетради и запишем число и классная работа.

– У вас будет необычное чистописание

В, НА, Я , НОС, ЯМА, МНИ ПОД, ТЫ, МНЁМ, ОН, ВЫ

Дети: – Здесь даны разные части речи.

Учитель: – Давайте разобьём их на группы (дети выходят к доске и образуют группы, называя их).

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/08/01/morfologicheskiy-razbor-mestoimeniya

План урока “Морфологический разбор местоимения”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Тема урока: « Морфологический разбор местоимения ».

Цели урока: 1.Обобщить знания о местоимении, закрепить навыки правописания местоимений, умения находить в тексте местоимения.

2. Развивать и обогащать речь учащихся.

3. Воспитывать уважение и бережное отношение к окружающим.

Планируемые результаты:
предметные: знать морфологические признаки, порядок морфологического разбора местоимений; орфографические правила, определение местоимения как части речи;

понимать, морфологические признаки, порядок морфологического разбора местоимений

уметь выделять в тексте местоимения и определять их разряд, определять морфологические признаки местоимений, производить их морфологический разбор, определять синтаксическую роль местоимений, безошибочно писать местоимения, распознавать их и определять разряд, различать приставки НЕ-/НИ- в отрицательных местоимениях, употреблять местоимения в соответствии с литературной нормой, уметь находить относительные местоимения в сложноподчинённом предложении, использовать относительные местоимения как средство синтаксической связи в сложноподчинённом предложении, осуществлять синонимическую замену местоимений разных разрядов, использовать местоимения как средство связи предложений и абзацев текста.

метапредметные: владеть изучающим видом чтения с целью извлечения местоимений, приёмами отбора и систематизации материала, уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, создавать, деформировать текст, вставлять местоимения как средство связи.

личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями, схемы.

– Я рада приветствовать сегодня на уроке вас, ребята.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Открываем тетради, запишите дату

15.03. А вы знаете, что за день сегодня?

Да, вы правы, но я хочу еще дополнить, что ежегодно 15 марта отмечается День добрых дел.

А наш урок я хочу начать стихотворными строками Владислава Амелина:

Ты твори по жизни лишь одно добро,


Чтоб от доброй мысли множилось оно.

А какое слово является антонимом? – ЗЛО

Когда человек делает добрые дела, на душе у него становится легко. Помочь старушке перейти дорогу, подсказать незнакомцу, где найти то, что он ищет, или просто подарить улыбку проходящему мимо человеку – в этом и заключается доброта. В каждом человеке присутствует желание делать хорошие поступки. Поэтому каждое совершенное доброе дело одним человеком может воодушевить на добрые дела многих.

Уже много уроков подряд мы с вами знакомимся с одной из самостоятельных частей речи. О какой части речи мы сегодня будем говорить? ( Местоимение).

Что такое местоимение? (Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их).

Что еще мы с вами знаем о местоимениях?( Разряды, постоянные и непостоянные признаки).

Какие разряды местоимений мы знаем? В своем ответе называйте разряд и приводите примеры.

– Запишите в тетради это предложение..

Подчеркните гр.основу (вывод) и найдите местоимения

– Что вы можете сказать об этих местоимениях? Что общего и чем они отличаются?

Где непостоянные признаки

IV. Постановка цели и учебной задачи.

Итак, мы вспомнили с вами, что такое местоимение, его разряды, Но что же нового должны мы сегодня узнать?

постоянные признаки, непостоянные признаки, …(синтаксическая роль, роль в предложении)

– Закончите ряд ключевых слов и назовите тему урока.

Как вы думаете? (Морфологический разбор местоимения)

Что такое морфологический разбор? (Определение признаков части речи у слова).

Таким образом, какова же тема нашего урока? (Морфологический разбор местоимения).

И какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Научиться выполнять морфологический разбор местоимения).

Мы уже знаем с вами, как выполнять разбор именных частей речи: существительных, прилагательных и числительных. Поэтому сегодня мы попробуем сами составить план морфологического разбора местоимения.

Итак, с чего начинается любой морфологический разбор.( С определения части речи, постановки вопроса, определения значения).

Местоимение – изменяемая часть речи? Тогда что еще должен включать первый пункт плана? (Начальную форму)

Что будет начальной формой для местоимения? (Именительный падеж единственного числа)

Каким будет второй пункт нашего плана? (Постоянные и непостоянные признаки местоимения)

Назовите постоянные признаки местоимения? (Разряд, лицо).

Какие непостоянные признаки местоимения мы знаем? (Падеж, число, род).

И наконец, что будет у нас третьим пунктом плана? (Синтаксическая роль местоимения).

Какую синтаксическую функцию могут выполнять местоимения? (Любую).

Итак, посмотрите, что у нас получилось (презентация). Прочитайте наш план.

Работа с учебником. ( теоретический материал). Стр. 95.

Сравните план, данный в учебнике, с тем, что составили мы. Есть ли различия?

Посмотрите на образец письменного разбора. Что мы с вами в него добавим?

Мы молодцы. А теперь применим этот план на практике.

VI. Закрепление знаний и умений.

Определение добра по Ожегову.

Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.

Выполним письменный морфологический разбор местоимения.

Невозможно представить себе жизнь без добрых поступков. Без них мир погрязнет в жестокости и страданиях.

Назовите местоимения в этом предложении.

Выполните морфологический разбор местоимения письменно в тетради.

Проверим, что получилось. (1 ученик зачитывает свой разбор)

VII. Самостоятельная работа.

Вставить пропущенные буквы, найти местоимения. Сделать морфологический разбор местоимений КОГО-ТО, ВАС, ЧТО

Мир сп..сут Д..брота и Любовь,

Вмиг уменьшит усталость и бол.

Когда плохо иль грус..но порою.!

Улыбайтесь почаще друз(ь,ъ)ям –

Вас никто никогда не осудит

За т..пло, что подарено вами.

Обменяйтесь в парах тетрадями и проверьте работу одноклассника, опираясь на эталон на доске (презентация). (Взаимопроверка)

VIII. Дополнительное задание. Сочинение рассуждение.

А теперь нам предстоит самое сложное задание: поиск ошибок. Перед вами 5 характеристик местоимений. Среди них есть неправильные. Найдите их, запишите исправленный материал и докажите свой выбор.

4. Некоторого – неопред., в Р.п., ед.ч., м.р..

5. (обо) мне – личн., 1 л., ед.ч., в П.п..

Итак, наш урок подходит к концу. Вспомним, какие цели мы перед собой ставили. Удалось нам их достичь? Чему я научился (ась)

1 уровень: Составить задание, подобное тому, которое мы выполняли в конце урока «Найди ошибку».

Источник статьи: http://infourok.ru/plan-uroka-morfologicheskiy-razbor-mestoimeniya-3747156.html

Урок по русскому языку на тему” “Морфологический разбор местоимений”(6 класс)

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школы №66 имени Виктора Александровича Стукалова

Учитель русского языка Гусева Е.Ю.

Тема: « Морфологический разбор местоимений».

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель как деятельность учеников: Овладение практическими способами деятельности

Личностная цель : помочь осознать практическую значимость изучения морфологического разбора местоимений и ценность совместной деятельности.

Познавательная: Обобщение и систематизация знаний по теме «Местоимение».

Развивающая: Научить иллюстрировать свои мысли и утверждения: выполнять морфологический разбор устно и письменно.

Воспитательная: Развивать способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.

Образовательная: Сформировать умения и навыки по морфологическому разбору местоимений.

Воспитательная: Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззрений коллективизма.

Развивающая: Развивать у школьников умение выделять существенное по теме: «Морфологический разбор местоимений» (структуру разбора, морфологические и синтаксические признаки местоимений), выделять главное, анализировать, классифицировать, логически излагать свои мысли.

Научить пользоваться разными видами чтения (просмотровым, изучающим), обобщать, систематизировать.

Развивать способности оформлять свои мысли в устной и письменной форме, адекватно использовать языковые средства для решения коммуникативных задач, пользоваться монологической и диалогической формами речи.

Производить морфологический разбор местоимений;

Применять изученные сведения по морфологическому разбору местоимений (разряды, постоянные и непостоянные признаки) на практике.

Планируемые результаты:
предметные: знать морфологические признаки, порядок морфологического разбора местоимений; орфографические правила, определение местоимения как части речи; понимать, морфологические признаки, порядок морфологического разбора местоимений; уметь выделять в тексте местоимения и определять их разряд, определять морфологические признаки местоимений, производить их морфологический разбор, определять синтаксическую роль местоимений, безошибочно писать местоимения, распознавать их и определять разряд, употреблять местоимения в соответствии с литературной нормой.

метапредметные: владеть изучающим видом чтения с целью извлечения местоимений, приёмами отбора и систематизации материала, уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями, схемы.

I .Орг момент. Приветствие, отметка отсутствующих.

II .Языковая разминка. Словарный графический диктант.

Учитель читает словосочетания. Учащиеся на слух определяют

местоимения разных разрядов, делают только графические обозначения слитного, раздельного, дефисного написания этих местоимений.

Условные обозначения приведены на доске:

+ слитно, | V раздельно, | – через дефис.

1.Кое о ком (неопред.) вспомнить, 2. кто-нибудь(неопред.)поможет, 3. ни за что(отриц.) не отвечает, 4. услышали обо мне(лич.), 5. не боится никаких (отриц.)препятствий, 6.по какому-то(неопред.) недоразумению,7. в нескольких(неопред.)выступлениях,8. ни для кого (отриц.) не сделал, 9.ничего(отриц.) не получилось.

+ слитно, | V раздельно, | – через дефис.

Проверка с помощью компьютера: на слайде представлены словосочетания. Ученики сверяют свои графические записи в тетрадях с написаниями местоимений, комментируют разные виды орфограмм в местоимениях.

II I .Актуализация знаний. Мотивация к уроку. Выход на тему.

А) Работа в группах по стихотворению И.С.Тургенева «Русский язык».

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего , что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

1-ую часть задания выполняют индивидуально.

-Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Русский язык».

-Определите тему, идею стихотворения («Великий и могучий русский язык». Русский язык – выразитель национального духа русского народа, заслуженный дар великому народу).

– Подумайте, слова какой части речи подчёркнуты в тексте (подчёркнуты местоимения).

2-ую часть задания выполняют в группах.

– Используя стратегию ЗХУ (первую часть стратегии: знаю ), докажите, что подчёркнутые слова – местоимения:

– Определите разряд местоимений по группам.

-Назовите род, число, падеж местоимений.

-Каким членом предложения являются местоимения.

( 1 группа: моей – притяж. , ед.ч., ж.р. Р.п., определ.; 2 группа: ты – лич. ед.ч.,И.п. , подлеж.; 3 группа: тебя – лич ., ед.ч. , Р.п.. допол.; 4 группа: всего – определ., мн.ч. Р.П., допол.; 5 группа: что – относит., ед.ч.. ср.р. подлеж .; И.П.; 6 группа: такой – указат., ед.ч. м.р., И.п., определ.)

-Дайте определение местоимению как части речи ( Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их).

– О каких признаках идёт речь, если называют разряд местоимений? (постоянные).

-О каких признаках идет речь, если говорят об изменении по числам, падежам и родам) (непостоянные признаки).

– Скажите, где можно показать постоянные и непостоянные морфологические и синтаксические признаки местоимения как единое целое? (во время выполнения морфологического разбора). Следовательно, как будет звучать тема нашего урока?

IV . Формулирование темы урока. («Морфологический разбор местоимений») ( запись в тетрадь )

-Как вы думаете, для чего в этом тексте нужны местоимения? (Чтобы не было повторов слов, для связи частей в сложном предложении)

Мы с вами знаем, какая часть речи называется местоимением, мы с вами знаем постоянные и непостоянные признаки местоимений, мы с вами знаем каким членом предложения могут выступать в предложении местоимения. А что мы ещё не знаем о местоимении? (Как выполнять морфологический разбор местоимений). Следовательно, какие цели мы ставим сегодня на уроке? ( оформление второй колонки стратегии – хочу узнать).

V . Обобщение и систематизация изученного по теме «местоимение как часть речи».

1.Составить план-схему морфологического разбора местоимения.

Работу выполняют индивидуально, в паре. (два человека у доски)

Вспомните, с чего начинается любой морфологический разбор? (С определения части речи, постановки вопроса, определения значения)

-Отвечая на вопросы, запишите план-схему разбора.

1. Местоимение – изменяемая часть речи? (Да или нет) – Да.

2.Начальная форма для всех разрядов местоимений является Именительный падеж единственное число? (Да или нет) – Нет (возвратного мест «себя» , отриц. Мест. Некого, нечего – не имеет И.П.)

3.У всех местоимений есть постоянные и непостоянные признаки? (Да или нет) – Да.

4.Разряд местоимений – это постоянный признак? ( Да или нет) – Да.

5.Лицо, число для местоимений-существительных – это постоянный признак? (Да или нет) – Да

6. Число, род, падеж для местоимений – прилагательных – это постоянный признак? (Да или нет) – Нет (это непостоянный признак).

7.Падеж для местоимений-числительных – это постоянный признак?(Да или нет) – Нет(это непостоянный признак).

8.Местоимения могут быть любым членом предложения? (Да или нет) – Да.

I .Часть речи – местоимение.

II .Морфологические признаки:

Начальная форма – И.п. ед.ч. (но не для возвратного – себя- и отрицательных местоимений: некого, нечего)

Разряд, лицо (для личных), число(для местоимений-существительных)

2.Изучение схемы морфологического разбора местоимений.

– Сравните записанный вариант с учебником.

– Что можно добавить к уже записанному?

Физминутка (Проводит ученик)

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) –

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) –

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Давайте вспомним разряды местоимений.

3. Проверка домашнего задания

Упр. 55 стр.274 (из-за её – притяж., о своём – притяж., всех – опред., кто – относ., ей – личн., некого – отриц., что – относ., её – притяж., ни от кого – отриц., самой – определ., кем-то – неопред., её- притяж., это – указ., кого- то – неопред., то – указ., ни за что – отриц.).

VI . Развитие умений морфологического разбора местоимений.

1.Выполнить морфологический разбор местоимения в предложении:

«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». К.Паустовский.

I . Есть (для чего?) для всего- местоимение-сущ.

Постоянные признаки: определительные, мн.ч.

III .Есть(для кого?) для всего – дополнение.

«О чем речь?»
Прочитайте высказывания психолога Д.Карнеги. Попробуйте определить, о чем идет речь.
Она ничего не стоит, но много дает.
Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Она длится мгновение, а в памяти людей остается навсегда.
Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.
Она – отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
Ее нельзя купить даже за несколько миллионов, нельзя выпросить за любые обещания, нельзя ни одолжить, ни украсть, потому что она сама по себе ни на что не годится, пока ее кому-нибудь не отдали. (Улыбка.)

Задание:
Четыре человека у доски: устно выполните разбор, запишите постоянные и непостоянные признаки местоимений, укажите синтаксическую роль в предложении:
Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.

Никто (отриц. И.п., подлеж.), Без неё ( она – личное,3л., ед.ч. Р.п., допол.), такого(такой – указат., ед.ч.. муж.род, Р.П., определ.), который(относ. –ед.ч., муж.род, И.П.)

«Нам дан (во) вл…дение самый б…гатый меткий м…гучий и поист…не в…лшебный рус(сс) кий язык». (К.Г.Паустовский)

– Вставить пропущенные буквы.

-Расставить знаки препинания.

– Выполнить морфологический разбор местоимения нам.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К.Г.Паустовский)

I . Дан (кому?) нам – местоимение-сущ.

Постоянные признаки: личное, 1 лицо, мн.ч.

Индивидуально, в паре, в группе.

Определить разряд местоимения. Записать только цифру, под которой выступает тот или иной разряд.

Разгадать код, записанный в схеме вопросов.

1. -Личные, 2. -Возвратные, 3. -Притяжательные, 4. -Определительные, 5. – Указательные, 6. -Вопросительные. 7. -Относительные, 8. -Отрицательные, 9. -Неопределённые

Себя – (?), всякий –(?), тот –(?), мы –(?), нечто –(?), нисколько –(?), этот –(?)

Код: 24мая1985 – День славянской культуры и письменности. ( В 1985 году в СССР , когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия, день 24 мая был объявлен «праздником славянской культуры и письменности»).

РР : составить предложение с этим кодом.

Работа в паре.
Найти грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений. Прочитайте правильный вариант.
В адрес нас были сделаны правильные замечания.
Работа выполнена с участием меня.
Я учел ихние предложения.
Люди типа меня любят работать.
В честь тебя устроили вечер.
Ихний ребёнок много читает, особенно Пушкина.
У его (Пушкина) хорошее образование.
Маша закрыла книгу, когда она закончила читать.
Мы пошли к ему в гости.

Прочитайте правильный вариант.
В наш адрес были сделаны правильные замечания.
Работа выполнена с моим участием.
Я учел их предложения.
Люди, похожие на меня, любят работать.
В твою честь устроили вечер.
Их ребёнок много читает, особенно Пушкина.
У него (Пушкина) хорошее образование.
Маша закрыла книгу, когда закончила читать.
Мы пошли к нему в гости.

На листе ЗХУ в 3-ей колонке «Узнал» запишите, чему научились на уроке, что узнали.

Вспомните, какие цели ставили в начале урока. Достигли ли этих целей?

Оцените свою работу на уроке. Если вы не смогли самостоятельно изучить материал и в течение урока работали при помощи учителя, возьмите местоимение ВЫ; если вы смогли самостоятельно изучить материал, но работать в паре, в группе вам не понравилось, вы рассчитываете только на свои силы, возьмите местоимение Я; если вы продуктивно работали самостоятельно и в паре, и в группе, то возьмите местоимение МЫ. Выбранные вами местоимения закрепите на «Пике знаний»: у его подножия расположите местоимение ВЫ, на середине – местоимение – Я, а в самом верху местоимение Мы. Спасибо за урок! Удачи вам в покорении «Пика знаний»!

1.Написать сочинение –рассуждение на тему: «Почему И.С.Тургенев называет русский язык великим и могучим?»

2. Структурировать тему: «Местоимение» в стихотворение или песенку.

Словарный графический диктант.

1.Кое о ком вспомнить, 2. кто-нибудь поможет, 3. ни за что не отвечает, 4. услышали обо мне, 5. не боится никаких препятствий, 6.по какому-то недоразумению,7. в нескольких выступлениях,8. ни для кого не сделал, 9.ничего не получилось.

Стихотворение И.С.Тургенева «Русский язык».

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего , что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

-Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Русский язык».

-Определите тему, идею стихотворения («Великий и могучий русский язык». Русский язык – выразитель национального духа русского народа, заслуженный дар великому народу).

– Подумайте, слова какой части речи подчёркнуты в тексте (подчёркнуты местоимения).

– Используя стратегию ЗХУ (первую часть стратегии: знаю ), докажите, что подчёркнутые слова – местоимения:

– Определите разряд местоимений по группам.

-Назовите род, число, падеж местоимений.

-Каким членом предложения являются местоимения.

1. Местоимение – изменяемая часть речи? (Да или нет) – Да.

2.Начальная форма для всех разрядов местоимений является Именительный падеж единственное число? (Да или нет) – Нет (возвратного мест «себя» , отриц. Мест. Некого, нечего – не имеет И.П.)

3.У всех местоимений есть постоянные и непостоянные признаки? (Да или нет) – Да.

4.Разряд местоимений – это постоянный признак? ( Да или нет) – Да.

5.Лицо, число для местоимений-существительных – это постоянный признак? (Да или нет) – Да

6. Число, род, падеж для местоимений – прилагательных – это постоянный признак? (Да или нет) – Нет (это непостоянный признак).

7.Падеж для местоимений-числительных – это постоянный признак?(Да или нет) – Нет(это непостоянный признак).

7.Местоимения могут быть любым членом предложения? (Да или нет) – Да.

I .Часть речи – местоимение.

II .Морфологические признаки:

Начальная форма – И.п. ед.ч. (но не для возвратного – себя- и отрицательных местоимений: некого, нечего)

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) –

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) –

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Выполнить морфологический разбор местоимения в предложении:

«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». К.Паустовский.

«О чем речь?»
Прочитайте высказывания психолога Д.Карнеги. Попробуйте определить, о чем идет речь.
Она ничего не стоит, но много дает.
Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Она длится мгновение, а в памяти людей остается навсегда.
Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.
Она – отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
Ее нельзя купить даже за несколько миллионов, нельзя выпросить за любые обещания, нельзя ни одолжить, ни украсть, потому что она сама по себе ни на что не годится, пока ее кому-нибудь не отдали.

Задание. Выпишите местоимения, определите их разряды.

Четыре человека у доски: морфологический разбор местоимений в предложении: Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.

«Нам дан (во) вл…дение самый б…гатый меткий м…гучий и поист…не в…лшебный рус(сс) кий язык». (К.Г.Паустовский)

– Вставить пропущенные буквы.

-Расставить знаки препинания.

– Выполнить морфологический разбор местоимения нам.

Определить разряд местоимения. Записать только цифру, под которой выступает тот или иной разряд.

Разгадать код, записанный в схеме вопросов.

1. -Личные, 2. -Возвратные, 3. -Притяжательные, 4. -Определительные, 5. – Указательные, 6. -Вопросительные. 7. -Относительные, 8. -Отрицательные, 9. -Неопределённые

Себя – (?), всякий –(?), тот –(?), мы –(?), нечто –(?), нисколько –(?), этот –(?)

5. Игра «Говорите по-русски».
Найти грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений. Прочитайте правильный вариант.
В адрес нас были сделаны правильные замечания.
Работа выполнена с участием меня.
Я учел ихние предложения.
Люди типа меня любят работать.
В честь тебя устроили вечер.
Ихний ребёнок много читает, особенно Пушкина.
У его (Пушкина) хорошее образование.
Маша закрыла книгу, когда она закончила читать.
Мы пошли к ему в гости.

Источник статьи: http://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-na-temu-morfologicheskiy-razbor-mestoimeniy-klass-3843676.html

Adblock
detector