Меню Рубрики

Над подчеркнутыми местоимениями укажи лицо число и падеж

ГДЗ Русский язык 4 класс тетрадь для самостоятельной работы № 1 Байкова. Ответы на задания

На этой странице 7 гуру для вас, дорогие ученики и их родители, выкладываем готовые домашние задания к уроку русского языка за четвертый класс, к тетради для самостоятельной работы номер 1, автор Т.А. Байкова. Ответы к остальным рабочим тетрадям и учебникам у нас тоже есть, смотрите по ссылкам на этой же странице. Если ваша программа – “Перспективная начальная школа”, и класс принял решение приобрести для учебы тетради для самостоятельных работ, то ответы к этим тетрадям на печатной основе могут пригодиться. Вопросы не сложные, но все же, когда есть, с чем сверить ответы, на сердце спокойнее. В основном в заданиях тетради для самостоятельных работ номер 1 нужно вписать буквы в соответствии с правилами, подчеркнуть что-то или выделить цветом. Писать самостоятельно особо не придется, для этого служат задания учебника и тетрадь в линейку.

Ответы на задания у нас на 7 гуру проверены учителем начальных классов и одобрены к публикации. Листайте вкладки с упражнениями, чтобы посмотреть ГДЗ к ним. Если есть вопросы по ГДЗ, задавайте их нам в комментариях.

Ответы к тетради №1 русский язык 4 класс Байкова:

На этой странице 7 гуру для вас, дорогие ученики и их родители, выкладываем готовые домашние задания к уроку русского языка за четвертый класс, к тетради для самостоятельной работы номер 1, автор Т.А. Байкова. Ответы к остальным рабочим тетрадям и учебникам у нас тоже есть, смотрите по ссылкам на этой же странице. Если ваша программа – “Перспективная начальная школа”, и класс принял решение приобрести для учебы тетради для самостоятельных работ, то ответы к этим тетрадям на печатной основе могут пригодиться. Вопросы не сложные, но все же, когда есть, с чем сверить ответы, на сердце спокойнее. В основном в заданиях тетради для самостоятельных работ номер 1 нужно вписать буквы в соответствии с правилами, подчеркнуть что-то или выделить цветом. Писать самостоятельно особо не придется, для этого служат задания учебника и тетрадь в линейку.

Ответы на задания у нас на 7 гуру проверены учителем начальных классов и одобрены к публикации. Листайте вкладки с упражнениями, чтобы посмотреть ГДЗ к ним. Если есть вопросы по ГДЗ, задавайте их нам в комментариях.

Ответы к тетради №1 русский язык 4 класс Байкова:

Упражнение 1, с. 3

1. Впиши новое словарное слово. Подчеркни в нём буквы, написание которых надо запомнить. Вставь пропущенные буквы.

Две подружки — Варя с Верой —
Это коллекционеры .
У подружек в двух альбомах
Сто фамилий, всем знакомых, —
Не к олл екция, а клад!
Знаменитые артисты,
Футболисты, хоккеисты
И поэт-лауреат!

Найди в тексте слово, родственное словарному слову. Подчеркни его синим карандашом. Выделенное слово разбери по составу.

Футбол ист [ы]
– футбол- (корень), -ист- (суффикс), -ы (окончание).

Упражнение 2, с. 3 — 4

2. Вставь пропущенные буквы. Рядом с прилагательными с пропущенными окончаниями в скобках укажи род, число и падеж. Найди в тексте слова, в которых пропущена орфограмма «безударный гласный в корне слова».
Подчеркни её жёлтым карандашом. Найди в тексте слово, в котором пропущена орфограмма «беглый гласный». Подчеркни её синим карандашом.

Бр о жу я по лесу тр о пой к а менист[ой] (ж.р., ед.ч., Т.п.);
Тр е пещут и бл е стят в в е твист[ой] (ж.р., ед.ч., П.п.) вышине
З е лёные л и сты под влагою р о сист[ой] (ж.р., ед.ч., Т.п.),
И сос е н м о лодых дух свеж[ий] (м.р., ед.ч., И.п.) и смолист[ый] (м.р., ед.ч., И.п.)
В весеннем в воздухе отрадно веет мне;
Пчела жужжит, и ранний луч денницы
Встр е чают песнями ликующие птицы.

Письменно покажи, как образованы прилагательные, поставив их в начальную форму. Разбери по составу. Над словами, от основ которых они образованы, укажи часть речи.

сущ.
Каменистый – камень/; каме[н’]/ + ист + [ый] = камен ист [ый](каменистая тропа — тропа из камней).

сущ.
Росистый – рос/а; рос/ + ист + [ый] = рос ист [ый](росистая влага – влага от росы).

Упражнение 3, с. 5

3. Вставь пропущенные буквы. После существительных с пропущенными окончаниями в скобках напиши нужную форму опорного слова. После прилагательных с пропущенными окончаниями в скобках напиши вопрос, который ты задаёшь от существительного к этому прилагательному. Синим карандашом подчеркни слова, в которых есть буквосочетание ЧК.

1. Тёмной (какой?), нóчкой (странóй) (Т.п.)
На луговой кóчке (на землé) —
Стоит дубовая (какая?) бочка .
Вокруг мелкая (какая?) осочка —
У пенёчка в тенёчке (в столé).

Выпиши выделенные прилагательные в начальной форме. У какого из них ударение падает на суффикс? Обведи его жёлтым карандашом. Письменно покажи, как образовано каждое из этих прилагательных.

Луговóй (луговая кочка – кочка на лугу) – луг; луг/ + ов + ой = луговой
Дубóвый (дубовая бочка – бочка из досок дуба) – дуб; дуб/ + ов + ый = дубовый.

Упражнение 4, с. 5 — 6

4. Прочитай пословицы и поговорки. Найди слова с пропущенными буквами. В каждом из этих слов выдели соответствующим значком ту часть слова, в которой пропущена орфограмма. Рядом в скобках напиши проверочные слова. (Воспользуйся списком слов в конце упражнения.) Вставь пропущенные буквы.

Список слов: счастливый, пропись, дрожь, плечистый, бестолочь, по земле, запись, кленовый.

Упражнение 5, с. 6 — 7

5. Впиши новое словарное слово. Подчеркни в нём буквы, написание которых надо запомнить. Вставь пропущенные буквы.

Самый вредный из людей —
Это сказочник-злодей.
Вот уж врун и с ку с ный.
Жаль, что он невкусный

Выпиши выделенное слово. Объясни его значение через значение родственного слова.

Сказочник ← сказка.
Сказочник – тот, кто рассказывает или сочиняет сказки.

Упражнение 6, с. 7 — 9

6. Вставь пропущенные буквы.

Здесь, на странице чистой и новой,
Вышло бы очень красивое слово,
Если б у вас вместо перьев и ручек
Был очень тоненький солнечный лучик.

Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.

Чёрный маленький буксирчик
С белой пеной за кормой
Скрылся
В дымке
Голубой.

Если надо будет очень,
Чёрной ночью,
Белым днём
К пушкам

Выскочит
Наводчик,
К пулемётам —
Пулемётчик.

Крикнул мячик:
— Захочу
И на небо
Улечу!

Глядь, а он на одуванчике,
Как на маленьком диванчике,
Развалился и сидит.

Каменщик строит жилища,
Платье — работа портного.

Выпиши выделенные слова в следующем порядке:
1. Слова, в которых суффиксы -чик- и -щик- указывают на вид занятий. Покажи, как они образовались. Над словами, от основ которых они образованы, укажи часть речи.

гл.
Перевод чик – переводить; перевод/ + чик + … = переводчик.
гл.
Навод чик – наводить; навод/ + чик + … = наводчик.
сущ.
Пулемёт чик – пулемёт; пулемёт/ + чик + … = пулемётчик.
сущ.
Каменщик – камень; каме[н’]/ + щик + … = каменщик.

2. Слова, в которых суффикс -чик- имеет уменьшительно-ласкательное значение.

сущ.
Буксир чик – буксир; буксир/ + чик + … = буксирчик.
сущ.
Диван чик – диван; диван/ + чик + … = диванчик.

3. Слова, в которых суффикс -ик- имеет уменьшительно-ласкательное значение.

сущ.
Лучик – луч; луч/ + ик + … = лучик.
сущ.
Мячик – мяч; мяч/ + ик + … = мячик.

Каждую группу слов дополни своими примерами. Суффиксы-омонимы подчеркни синим карандашом.

Мои примеры: 1. Свар/щик\. 2. Зай/чик\. 3. Ключ/ик\.

Упражнение 7, с. 10

7. В первую строчку впиши 1-е словарное слово. Во второй строке найди слово, родственное 2-му словарному слову и вставь нужную букву. В третью строчку впиши прилагательное, родственное 3-му словарному слову, в форме ед.ч. ж.р. Р.п. Во всех словарных словах подчеркни буквы, написание которых надо запомнить. Вставь пропущенные буквы.

[сн]Пр о фе сс ия сыщика очень опасная,
3 л. ед.ч. Т.п. 1 л. ед.ч. И.п. [сн]Но стать им имел я желание страстное.
Руки моей ж е лезной
Боятся как огня!
И, в общем, бесполезно
1 л. ед.ч. Р.п.
Скрываться от меня !

В квадратных скобках [ ] укажи звуки, которые обозначены выделенными буквами.
Над подчёркнутыми местоимениями укажи лицо, число и падеж.

Упражнение 8, с. 11

8. Впиши новое словарное слово. Подчеркни в нём буквы, написание которых надо запомнить. Вставь пропущенные буквы.

1 л. мн.ч.
Мы почтальону
наст.вр. 1 л. мн.ч.
Кричим вослед:
2 л. ед.ч. наст. вр., 2 л., ед. ч.
— Куда ты гонишь
В е л о с и пед?

Найди личные местоимения. Над ними укажи лицо и число. Найди глаголы. Сверху укажи время, лицо и число.

Упражнение 9, с. 11 — 12

9. Прочитай отрывки из стихотворений, подбирая подходящие по смыслу слова из списка. Впиши их, поставив в нужную форму. Вставь пропущенные буквы.

Список слов: аккуратный, аплодисменты, аппарат, аппетит.

сущ. гл.
Музыканты поклонились ,
гл. сущ.
Положили инструменты .
Главная для них награда —
Громкие аплодисменты.

Телефон мне отвечает: «дуу… дуу… дууу»
Я сижу у аппарата – жду… жду… жду… (С. Михалков)

Я всех позвал бы обед,
Но аппетита больше нет.

Аккуратные матрёшки.
Берегут свои одёжки.

Выделенное предложение разбери по членам предложения. Над каждым словом укажи часть речи.

Упражнение 10, с. 13

10. Впиши новое словарное слово в форме мн.ч., подчеркни в нём буквы, написание которых надо запомнить. Слово в скобках запиши в нужной форме.

Вот у Коли, например,
Мама — милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы — и нженеры.

Упражнение 11, с. 13 — 14

Радужная арка
Засверкала ярко ,
Разукрасила траву ,
Расцветила синеву .

Выпиши из текста прилагательное, образованное от основы существительного женского рода. Рядом напиши это существительное. Подчеркни чередование в корне.

Выпиши существительное, образованное от основы прилагательного. Рядом напиши это прилагательное. Выдели корень в обоих словах.

Разбери это предложение по членам предложения.
Сделай вывод.

В этом предложении три однородных сказуемых.

Упражнение 12, с. 14

12. Найди в тексте имена существительные. Над ними укажи число и падеж. Выдели окончания. Разбери предложение по членам предложения.

мн.ч. И.п. мн.ч. И.п. мн.ч. И.п.
Зайц[ы], собол[и] и белк[и]
мн.ч. В.п. мн.ч. В.п.
Бьют в литавр[ы] и тарелк[и]

Зайцы, соболи и белки
Бьют в литавры и тарелки .

В этом предложении три однородных подлежащих и два однородных дополнения.

Упражнение 13, с. 14 — 15

13. В пятую строчку впиши 1-е словарное слово. Слова в скобках запиши в форме мн.ч. Р.п. В словарных словах подчеркни буквы, написание которых надо запомнить. Вставь пропущенные буквы.

Такого
Больше нет нигде.
Стоит Венеция
В воде!
З дес ь множество
Дворцов и шпилей,
Но не видать
Ав т о м о билей.

Упражнение 14, с. 15 — 16

14. Вставь пропущенные буквы. Над подчёркнутыми словами с пропущенными окончаниями укажи число, род и падеж.

ед.ч. м.р. П.п.
На рынке ,
На рынке
Толпится народ.
Один покупает,
Другой продаёт.
На рынке вы купите репу, брюкву
ед.ч. ж.р. В.п.
И крупную ,
Кислую,
Красную
Клюкву.

Найди в тексте родственные глаголы. Выдели в них корень.

Родственные глаголы: по куп ает – куп ите.

Выделенное предложение разбери по членам предложения.

На рынке вы купите репу, брюкву
И крупную, кислую, красную клюкву .

Рассмотри внимательно схему этого предложения. Покажи стрелками на схеме, к каким членам предложения относятся однородные дополнения и однородные определения.

Однородные дополнения: репу, брюкву и клюкву относятся к сказуемому купите. Однородные определения: крупную, кислую, красную относятся к дополнению клюкву.

Упражнение 15, с. 16

15. Вставь пропущенные буквы. Первое предложение разбери по членам предложения. Стрелками покажи, к какому члену предложения относятся однородные члены.

Скачет дождик длинноногий
По траве и по дороге.
Льётся он в пустые бочки
И на лужах ставит точки.

Упражнение 16, с. 17

16. Впиши новое словарное слово, поставив его в форму ед.ч. Р.п. Подчеркни в нём букву, написание которой надо запомнить.

Мы своё призванье не забудем !
Смех и радость мы приносим людям.
Нам дворцов заманчивые своды
Не заменят никогда св о боды.

Найди в тексте глаголы и подчеркни их двумя чертами. Синим карандашом подчеркни личные местоимения. Выпиши выделенное слово. Рядом напиши два антонима.

Упражнение 17, с. 17 — 18

17. Прочитай стихотворные строки. Поставь нужные знаки. В последнем двустишии подчеркни синим карандашом существительные в форме В. п., а жёлтым — в форме П. п.

Ходят лугом журавли,
Не касаются земли.

Ёжик в бане вымыл ушки ,
Шею, кожицу на брюшке .

Найди существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ок- и -к-. Покажи, как образовались эти слова. Подчеркни чередования в корнях.

Бычок – бык/; бык/ + ок + … = бычок;
ушко – ух/о; ух/ + к + о = ушко;
брюшко – брюх/о; брюх/ + к + о = брюшко.

Упражнение 18, с. 19

18. Впиши новые словарные слова. Подчеркни в них буквы, написание которых надо запомнить.

Целый день одно и то же
Повторяет песенка:
« Экс к а ват о р — это ковш.
Эс к а лат о р — лесенка».

Упражнение 19, с. 19 — 20

19. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни как положено однородные члены предложения. Закрась жёлтым карандашом знаки, которые связывают их между собой (запятые и союзы).

Трактор слушал , тарахтел
И от радости пыхтел .

Дым летает
Долго-долго ,
Но не тает
В облаках

Усатый сом лежал на дне
И пузыри пускал во сне.

Мама пыль с окна смывает ,
Влажной тряпкой задевает
Солнце , облако , листву
И речную синеву .

Луч метнулся по стене ,
А потом скользнул ко мне.

Упражнение 20, с. 20 — 21

20. Отгадай загадки и напиши отгадки. Подчеркни однородные члены и поставь нужные знаки препинания.

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет ,
Крохи собирает .

Он всё время стучит ,
Деревья долбит ,
Но не калечит ,
А только лечит .

Он не лает , не кусает ,
А в дом не пускает .

На лугу живёт скрипач ,
Носит фрак и ходит вскачь.

Впиши четыре существительных с безударным гласным в корне. Рядом напиши проверочные слова.

Мальчишка – мáльчик;
армячишке – армя́к;
по дворам – двор;
деревья – дéрево;
скрипач – скри́пка.

Упражнение 21, с. 22

21. Впиши новое словарное слово. Подчеркни в нём буквы, написание которых надо запомнить. Вставь пропущенные буквы.

Для ребят открыты двери
Третьяковской г але реи.

Упражнение 22, с. 22 — 23

22. Прочитай слова. Составь и запиши предложения, поставив нужные знаки между однородными членами. В скобках укажи фамилию автора этих строк.

1. Мыши кошку изловили ,
В мышеловку посадили.

2. Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.

3. Прибегали лягушата ,
поливали из ушата.

Упражнение 23, с. 23 — 24

23. В первую строчку впиши 1-е словарное слово, поставив его в форму наст. вр. 3-го л. ед.ч.. В третью строчку впиши 2-е словарное слово. В словарных словах подчеркни букву, написание которой надо запомнить. Над существительными с пропущенными окончаниями напиши нужную форму опорного слова. Вставь пропущенные буквы.

Огонь г о рит,
И дым глаза ужасно ест.
К о стёр трещит,
Пока ему не надоест.
Огонь, как змей,
с земли́
С ветки на ветку
по землé
Кружит по клетке,
наст.вр. ед.ч. 3 л.
Бежит и играет,
наст.вр. ед.ч. 3 л. наст.вр. ед.ч. 3 л.
Трещит и пылает…

Над выделенными глаголами укажи время, число и лицо. Обозначь окончания.
Выпиши три глагола с безударным гласным в корне. Рядом напиши проверочные слова.

Упражнение 24, с. 24 — 25

24. Вставь пропущенные буквы.

ПРАЗДНИЧНАЯ ПОЧТА

Под праздники
Больше
На почте работы.
Спешат поезда,
И летят самолёты.
Плывут корабли,
И машины бегут —
Почтовые грузы
По свету везут.

Выпиши выделенные глаголы в столбик в той форме, в которой они стоят в тексте. Над ними укажи время, лицо и число. Рядом напиши формы 3-го и 2-го л. ед.ч. этих глаголов.
Образец:
наст. вр., 3-е л., мн.ч.
Спешат — спешит — спешишь.

Спеш ат (наст. вр., 3 л., мн. ч.) – спеш ит , спеш ишь ;
лет ят (наст. вр., 3 л., мн. ч.) – лет ит , лет ишь ;
плыв ут (наст., 3 л., мн. ч.) – плыв ёт ; плыв ёшь ;
вез ут (наст. вр., 3 л., мн. ч.) – вез ёт , вез ёшь .

С помощью таблицы в учебнике (с. 49) определи, к какому спряжению относится каждый из этих глаголов. Окончания глаголов 1-го спряжения подчеркни жёлтым карандашом, 2-го спряжения — синим.

Упражнение 25, с. 26

25. Впиши новое словарное слово в форме ед.ч. В.п. Подчеркни в нём букву, написание которой надо запомнить. Вставь пропущенные буквы.

Рядом с нами, вы поверьте, есть волшебная страна.
наст.вр., 3 л, мн.ч, 1 спр
Там цвет[ут] цветы лесные, там колышутся луга.
наст.вр, 3 л, мн.ч,1 спр
Там нас зайцы жд[ут] к обеду,
наст.вр, 3 л, ед.ч., 1 спр.
и бобёр зов[ёт] на чай,
наст.вр, 2 л, ед.ч, 1 спр.
Там со львом вед[ёшь] беседу, там —
весёлый, добрый край.

Над выделенными глаголами укажи время, лицо, число и спряжение. Обозначь окончания.

Упражнение 26, с. 26 — 27

26. Найди в тексте слова с орфограммой «безударный гласный в корне, проверяемый ударением». Подчеркни её синим карандашом.

По с е дым м о рям
Из д а лёких стран
На поклон к тебе
Кор а бли идут.

И п о ля цветут,
И л е са шумят,
И л е жат в з е мле
Груды зол о та.

Выпиши из стихотворения глаголы в следующем порядке:
1. Глаголы 1-го спряжения. Рядом напиши форму 3-го л. ед. ч. Выдели окончания.

2. Глаголы 2-го спряжения. Рядом напиши форму 3-го л. ед. ч. Выдели окончания.

Упражнение 27, с. 27 — 28

27. Прочитай скороговорки. Найди глаголы с ударными личными окончаниями. Подчеркни их жёлтым карандашом. Выдели окончания. Рядом в скобках укажи спряжение. Найди глаголы с безударными личными окончаниями. Подчеркни их синим карандашом. Выдели окончания. Рядом в скобках напиши начальные формы этих глаголов. Выдели суффиксы в начальных формах.

Упражнение 28, с. 28 — 29

28. В первые три строчки впиши 1-е словарное слово. В пятую строчку впиши 2-ое словарное слово. В словарных словах подчеркни буквы, написание которых надо запомнить. Найди в тексте глаголы. Выдели окончания. Над глаголами укажи время, лицо, число и спряжение.

С ег одня всюду праздну[ют], (наст. вр., 3 л., мн. ч., 1 спр.)
С ег одня всюду — красное!
Сегодня ход[ят] (наст., 3 л., мн. ч., 2 спр.) важные
Люди двухэтажные…
Идёт (наст. вр., 3 л., ед. ч., 1 спр.) высокий гра ж данин.
Он снизу — папа,
Сверху — сын.

Найди антонимы и подчеркни их синим карандашом.

Упражнение 29, с. 29 — 30

29. Глаголы в скобках запиши в форме наст. вр. 3-го л. мн. ч. Сверху укажи спряжение. Подчеркни синим карандашом глаголы, спряжение которых ты определил(а) по начальной форме. Жёлтым карандашом подчеркни глаголы, спряжение которых ты определил(а) по ударным личным окончаниям.

Ослы ему славу по нотам пою́т (1 спр.).
Козлы бородою дорогу метýт (1 спр.).
Бараны, бараны
Стучáт (2 спр.) в барабаны!
Сычи-трубачи
Трубя́т (2 спр.)!
Грачи с калачи
Кричáт (2 спр.)!
Летучие мыши
На крыше
Платочками мáшут (1 спр.)
И пля́шут (1 спр.).

Выпиши четыре существительных и одно прилагательное с орфограммой «безударный гласный в корне, проверяемый ударением». Рядом напиши проверочные слова. Орфограмму подчеркни.

О слы – óслик;
к о злы – кóзлик;
гр а чи – грач;
б о р о дою – бóроды, борóдка;
л е тучие – полёт.

Упражнение 30, с. 30

30. Впиши в пословицу новое словарное слово. Подчеркни в нём буквы, написание которых надо запомнить. Перед глаголами с пропущенными окончаниями в скобках напиши их начальные формы. Над глаголами укажи спряжение. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни чередования в корнях.

Бедность (пла к ать) плá ч ет (1 спр.), а б о гатство (ска к ать) скá ч ет (1 спр.).

Упражнение 31, с. 30 — 31

31. Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте сложное слово. Подчеркни в нём букву соединительного гласного. Рядом напиши слова, которые дали жизнь этому слову.

Обдаёт меня каскадом
Голубых хрустальных брызг .
Водопад за вод о падом! (вода, падать)
Хохот, грохот, писк и визг .

Найди в стихотворении существительные со значением действия и подчеркни их. Запиши в столбик глаголы в начальной форме, которые дали жизнь этим словам. Рядом с каждым из них напиши сначала форму 2-го л., ед. ч., затем форму 3-го л. мн.ч. Укажи спряжение. Ударные личные окончания подчеркни жёлтым карандашом, безударные – синим.

Брызгать – бры́зга ешь , бры́зга ют (1 спр.)
хохотать – хохóч ешь , хохóч ут (1 спр.)
грохотать – грохóч ешь , грохóч ут (1 спр.)
пищать – пищ и́шь , пищ áт (2 спр.)
визжать – визж и́шь , визж áт (2 спр.)

Выпиши выделенное слово. С помощью Словаря образования слов покажи, как оно образовано.

Упражнение 32, с. 32

32. Во вторую строчку впиши 1-е словарное слово в форме Р.п. с предлогом С. В третью строчку впиши 2-е словарное слово в форме ед.ч. Т.п. В словарных словах подчеркни буквы, написание которых надо запомнить.

Сальвадорские вулканы,
1 спр.
Лишь сойдёте с к о рабля,
Мощным праздничным с а лютом
2 спр. 2 л. мн.ч. В.п.
Встретят вас, как короля!

Найди в тексте глаголы. Над ними укажи спряжение. Подчеркни синим карандашом глагол, спряжение которого определяется по начальной форме. Жёлтым карандашом — глагол, спряжение которого определяется по ударному личному окончанию.
Над выделенным местоимением укажи лицо, число и падеж.

Упражнение 33, с. 33

33. 1. Вставь пропущенные буквы. Слова в скобках запиши в нужной форме, правильно выбрав предлог О или ОБ. Над существительными с безударными падежными окончаниями укажи склонение и падеж. Выдели окончания.

Как-то раз
Карась
От скук[и] (I скл., Р. п.)
Исполнял стихи
О щýк[е] ( I скл., П. п.), о нали́м[е] ( II скл., П. п.), об окýн[е] ( II скл., П. п.), о ерш[é], о сом[é], об уклéйк[е] (I скл., П. п.).

2. Запиши это предложение в строчку, поставив слова в скобках в нужную форму. Перед ними напиши подходящие по смыслу прилагательные из списка слов, выбрав предлог О или ОБ. Форму прилагательных можно менять.

Как-то раз Карась от скуки исполнял стихи о зубастой щуке, об огромном налиме, о речном окуне, о колючем ерше, об усатом соме, о маленькой уклейке.

Упражнение 34, с. 34 — 35

34. В первую строчку впиши 1-е словарное слово в форме ед.ч Т.п. В последнюю строчку впиши 1-е словарное слово. Подчеркни в них буквы, написание которых надо запомнить.

Я бы велел, чтобы в каждом в квартале
Каждого города напоказ
Вывешен был мой строжайший приказ:
Детям страны президентским декретом
1 спр.
Жить в городах запрещается летом.
Всех ребятишек на летнее жительство
1 спр.
Вывезти к морю. Заплатит правительство.

Над выделенными глаголами цифрами укажи спряжение.
Подчеркни синим карандашом слово с пропущенной орфограммой «беглый гласный в части слова». Жёлтым карандашом – слово, у которого пропущена орфограмма «безударный гласный в приставке».

Упражнение 35, с. 35

35. Глаголы в скобках запиши в форме 3-го л. мн.ч. наст. (Н) или буд. (Б) вр. Выдели окончания. Над глаголами цифрой укажи спряжение, а буквой – время.

Хорошо, когда лягушки
2, Н.
Таратор[ят] без конца;
Хорошо, когда старушки
Соберутся у крыльца –
1, Б.
Повздыха[ют],
1, Б.
Поболта[ют],
Пусть
2, Б.
Друг дружку побран[ят]!
Горе людям,
Если пушки
2, Б.
На земле заговор[ят].

Упражнение 36, с. 36

36. Глаголы в скобках запиши в форме наст. или буд. вр 3-го л. ед.ч. Над ними укажи спряжение. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни жёлтым карандашом безударные личные окончания, синим – ударные.

1 спр.
Вь ёт ся речка небольшая,
Средь полей и рощ петляя.
1 спр.
То на солнышке сверкн ёт ,
1 спр.
То в лесную глушь сверн ёт .
1 спр.
Ль ёт ся чистая водица,
1 спр. 2 спр.
Голубе ет , серебр ит ся,
1 спр. 2 спр.
То грохоч ет , то журч ит ,
1 спр. 2 спр.
То хохоч ет , то ворч ит .

Упражнение 37, с. 36 — 37

37. Устно поставь глаголы с пропущенными окончаниями в начальную форму и определи их спряжение. Укажи его цифрой рядом с глаголами. Подчеркни жёлтым карандашом глаголы-исключения. Глагол с ударным личным окончанием подчеркни синим карандашом, выдели окончание. Над ними укажи спряжение. Вставь пропущенные буквы в словах других частей речи.

Старый заяц сено кос[ит] (2 спр.),
А лиса сгреба[ет] (1 спр.).
Муха сено к возу нос[ит] (2 спр.),
А комар кида[ет] (1 спр.).

2 спр. 2 спр.
В темноте не сп[ит] и слышит ,
2 спр.
Как во сне другие дышат ,
Тихо тика[ют] (1 спр.) часы,
За окошком ла[ют] (1 спр.) псы.

Устно: Косит (косить; 2 спр.), сгребает (сгребать; 1 спр.), носит (носить; 2 спр.), кидает (кидать; 1 спр.), слышит (слышать; 2 спр., искл.), дышат (дышать; 2 спр., искл.), тикают (тикать; 1 спр.), лают (лаять; 1 спр.).

Упражнение 38, с. 37

38. Рядом c глаголами с пропущенными окончаниями цифрой укажи спряжение. Выдели окончания. Вставь пропущенные буквы. В первом предложении поставь нужные знаки препинания.

Лес тихонько увяда[ет] (1 спр.),
Выцвета[ет] (1 спр.), облета[ет] (1 спр.),
Мокн[ет] (1 спр.), сохн[ет] (1 спр.).
Но постой!
В ельнике средь старых шишек
Жёлтым соком брызжет рыжик.

Сделай схему первого предложения.

Упражнение 39, с. 38 — 39

39. Впиши словарные слова по смыслу. Подчеркни в них буквы, написание которых надо запомнить. Вставь пропущенные буквы. Найди и подчеркни синим карандашом глаголы-исключения. Над ними укажи спряжение. Выдели окончания.

2 спр.
Если вид[ишь] : на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется пейзаж.
2 спр.
Если вид[ишь] на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом
Графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это – натюрморт.
2 спр.
Если вид[ишь] , что с картины
2 спр.
Смотр[ит] кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз ,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, –
Обязательно картина
Называется: портрет.

Найди в стихотворении сложное слово. Подчеркни его жёлтым карандашом.

Упражнение 40, с. 39

40. Вставь в пословицы пропущенные буквы. Над глаголами с пропущенными окончаниями укажи спряжение. Среди них найди глаголы-исключения. Подчеркни их синим карандашом.

Смотрит (2 спр.) как баран на гумно. Бумага терпит (2 спр.), перо пишет(1 спр.). И глядит, да не видит (2 спр.). Вертит (2 спр.) языком, что корова хвостом. Кто кого обидит (2 спр.), тот того и ненавидит (2 спр.). Степного коня на конюшне не удержишь (2 спр.). Поменьше говори, побольше услышишь (2 спр.). За двумя зайцами погонишься (2 спр.) – ни одного не поймаешь (1 спр.).

Упражнение 41, с. 40

41. Запиши каждый глагол из списка в формах прош. вр.: ед.ч м.р.; ед.ч. ж.р.; ед.ч. ср.р.; мн.ч. Поставь ударение. Проверь себя по словарю.
СПИСОК ГЛАГОЛОВ:
занять, начать, поднять, ронять, продать.

1. Заня́ть – зáнял, занялá, зáняло, зáняли.
2. Начáть – нáчал, началá, нáчало, нáчали.
3. Подня́ть – пóднял и подня́л, подняла´, пóдняло, подня́ли.
4. Поня́ть – пóнял, понялá, пóняло, пóняли.
5. Продáть – прóдал и продáл, продалá, прóдало, прóдали.

Упражнение 42, с. 40 — 41

42. В первую строчку впиши словарное слово в форме ед.ч. Р.п. Подчеркни в нём буквы, написание которых надо запомнить. Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте глаголы. Над ними укажи спряжение.

Балет — серьёзный вид иску сс тва,
2 спр.
Прекрасные он будит чувства.
1 спр.
Но, чтобы танцевать балет,
2 спр.
Учиться надо много лет.

Упражнение 43, с. 41

43. Вставь пропущенные буквы. С помощью стрелок покажи, как связаны между собой члены предложения.

Жёлтый лев крадётся к зебре через травы и камыш.

Сделай письменно разбор каждого выделенного слова как части речи.

Жёлтый (какой?) – прилаг.
Нач. ф. – жёлтый
В форме: м. р. И. п. ед. ч.
Лев жёлтый. Жёлтый – опред.

К зебре (к кому?) – сущ.
Нач. ф. – зебра
Ж. р. 1 скл.
В форме: Д. п. ед. ч.
Крадётся к зебре. К зебре – доп.

Упражнение 44, с. 41 — 42

44. Вставь пропущенные буквы. Разбери предложение по членам предложения.

Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи .

Сделай письменно разбор выделенных слов как частей речи.

Муравьи (кто?) – сущ.
Нач. ф. – муравей
М. р. 2 скл.
В форме: И. п. мн. ч.
Муравьи выйдут. Муравьи – подлеж.

Зимней (какой?) – прилаг.
Нач. ф. – зимний
В форме: ж. р. Р. п. ед. ч.
После стужи зимней. Зимней – опред.

Упражнение 45, с. 42 — 43

45. Прочитай предложение. Подчеркни все известные тебе орфограммы. Слова, отмеченные галочкой, разбери по составу. Разбери предложение по членам предложения.

В л е су над р о сист о й п о лянк о й
Кукушка в стр еча ет р асс ве т .

Рос ист [ой] (рос – корень; -ист- – суффикс; -ой – окончание).
Полян к [ой] (полян – корень; -к- – суффикс; -ой – окончание).

Сделай письменно разбор выделенных слов как частей речи.

В лесу (в чём?) – сущ.
Нач. ф. – лес
М. р. 2 скл.
В форме: П. п., ед. ч.
Встречает в лесу. В лесу – обст.

Встречает (что делает?) – глаг.
Нач. ф. – встречать, 1 спр.
В форме: наст. вр. ед. ч. 3 л.
Кукушка встречает. Встречает – сказ.

Упражнение 46, с. 43

46. Впиши новое словарное слово в форме мн.ч. И.п. Подчеркни в нём букву, написание которой надо запомнить. Вставь пропущенные буквы.

прош. вр., мн. ч.
Мимо шли с о лдаты строем,
прош. вр., ед. ч.
Каждый выглядел героем.

Найди в тексте глаголы. Над ними укажи время и число.

Упражнение 47, с. 44

47. Глаголы в скобках поставь в форму прошедшего времени ед.ч. м.р. Выдели глагольный суффикс и суффикс глагола прош. вр.

Выпиши cложное слово. Покажи, как оно образовано. Проверь себя по Словарю образования слов.

самовар – сам варит
сам/ + вар/ + о = самовар

Упражнение 48, с. 45

48. Впиши новое словарное слово. Подчеркни в нём букву, написание которой надо запомнить. Найди в тексте глаголы. Над ними укажи время.

буд. вр.
Нет, не пойму я что-то
Динозавра —
прош. вр.
Совсем исчез,
прош. вр.
А ведь сказал:
«До за в тра».

Упражнение 49, с. 45 — 46

49. Перед глаголами с пропущенными буквами в скобках напиши начальную форму. Вставь пропущенные буквы. Общие для двух глагольных форм суффиксы выдели и подчеркни.
Найди личные местоимения. Над ними укажи лицо, число и падеж.
Во втором предложении подчеркни основу. Закрась жёлтым карандашом знак и союз а, с помощью которых связаны однородные сказуемые.

Основа предложения: он – подлежащее; не обидел, погладил – сказуемые.

Упражнение 50, с. 46 — 47

50. Вставь пропущенные буквы. Найди глаголы в повелительной форме. Глаголы в повелительной форме ед.ч. подчеркни жёлтым карандашом. Глаголы в повелительной форме мн.ч. — синим карандашом.

Сидит Петрушка, скучает,
А всяк его поучает:
— Порисуй мелом!
— Возьми лопатку, вскопай грядку!
— Позвони Косте, позови в гости!
— Попрыгай , Петрушка,
Не сиди , как старушка!

Тут Петруня — как разозлится,
Как топнет ногой по дощечке!
— Не хочу, — говорит, — веселиться,
А хочу погрустить на крылечке.
Порисуйте мелом!
Возьмите лопатку,
Вскопайте грядку!
Позвоните Косте,
Позовите в гости!
Поиграйте в мои игрушки,
Не мешайте грустить Петрушке!

Выпиши выделенные глаголы в столбик. Письменно покажи, как образована повелительная форма. Подчеркни жёлтым карандашом глаголы, у которых при образовании повелительной формы усекается основа глагола.

позвони
позвони/ть – позвон/
позвон/+ -и- = позвони;

попрыгай
попрыга/ть
попрыга/+ -й-= попрыгай;

Упражнение 51, с. 48

51. Впиши новое словарное слово. Подчеркни в нём буквы, написание которых надо запомнить. Вставь пропущенные буквы.

Дождём сочится г о р и зонт.
По лужам шлёпать так приятно!
Идёт по лужам мокрый зонт,
Но чем шагает — непонятно!

Выпиши выделенные глаголы в столбик в начальной форме. Рядом с каждым глаголом напиши повелительную форму мн.ч. и форму 2-го л. мн.ч. Все глагольные формы разбери по составу.

Шлёпать – шлёп а й [те] (пов. ф., мн. ч.), шлёп а [ете] (2 л., мн. ч.);
идти – ид и [те] (пов. ф., мн. ч.), ид [ёте] (2 л., мн. ч.);
шагать – шаг а й [те] (пов. ф., мн. ч.), шаг а [ете] (2 л., мн. ч.).

Упражнение 52, с. 49

52. Вставь пропущенные буквы. Глаголы в скобках запиши в повелительной форме мн.ч. и разбери по составу.

Ножик, вилку и ложку
Не держ и [те] в кулаке.
Не корм и [те] тут же кошку:
Плошка кошки в уголке.
Хлеб в солонку не мак а й [те],
И друг дружку не толк а й [те].

Упражнение 53, с. 49 — 51

53. Впиши новое словарное слово. Подчеркни в нём буквы, написание которых надо запомнить. Найди в тексте обращения и подчеркни их синим карандашом.

«Я с ей час, дядя Саша ,
Превращу вас в кота!
Вы рукав своей куртки ловите
вместо хвоста
и тихонько урчите,
Потому что вы кот,
И лижите
Свой пушистый живот!
Я поставлю вам на пол блюдце
С молоком, –
Надо, дядя , вот так изогнуться
И лакать языком.
А потом я возьму вас в охапку,
Оботру усы вам тряпкой,
И вы скажете: «Мяв!»

Найди в тексте глаголы в форме мн.ч. Выпиши их в следующем порядке:
1. Глаголы в повелительной форме. Рядом напиши форму 2-го л. мн.ч. Поставь ударение. Разбери обе формы глагола по составу. Формы, которые произносятся одинаково, закрась жёлтым карандашом.

лов и́ [те] ( пов. ф., мн. ч.) – лóв [ите] (наст. вр., 2 л., мн. ч., 1 спр.)
урч и́ [те] (пов. ф., мн. ч.) – урч [и́те] (наст. вр., 2 л., мн. ч., 2 спр.)
лиж и́ [те] (пов. ф., мн.ч.) — ли́ж [ете] (наст. вр., 2 л., мн. ч., 1 спр.)

2. Глагол в форме буд. вр. 2-го л. мн.ч. Рядом напиши повелительную форму мн.ч. Поставь ударение. Разбери обе формы глагола по составу.

скáж [ете] (буд. вр., 2 л., мн. ч., 1 спр.) – скаж и́ [те] (пов. ф., мн. ч.).

Упражнение 54, с. 51 — 52

54. Впиши новое словарное слово в форме Д.п. ед.ч. Подчеркни в нём буквы, написание которых надо запомнить. Найди в тексте глаголы. Над ними цифрой укажи спряжение. Рядом с глаголами 1-го л. ед.ч. в скобках напиши форму 1-го л. мн.ч. Рядом с глаголами 3-го л. ед.ч. в скобках напиши форму 2-го л. ед.ч.

2 спр.
Я х о зя и ну — служу (служим) —
2 спр.
Я ворота сторожу (сторожим)!
2 спр. 1 спр.
Целый день рычу (рычим) и лаю (лаем) —
1 спр.
Я ворота охраняю (охраняем)!
1 спр.
Не пройдёт (не пройдёшь) в ворота вор —
1 спр.
Лезет (лезешь) пусть через забор.
Р-р-р!

Упражнение 55, с. 52 — 53

55. Найди в тексте глаголы с пропущенными безударными окончаниями. Рядом с ними в скобках укажи спряжение. Вставь все пропущенные буквы.

Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют (I), качаясь, берёзки и ели.
Месяц меж тучек над полем сияет(I), —
Бледная тень набегает и тает (I).
Мнится мне ночью: меж белых берёз
Бродит (II) в туманном сиянье Мороз.

Найди и выпиши родственные слова. Стрелкой покажи, какое из этих слов дало жизнь другому.

Выпиши выделенные слова в начальной форме. Подбери к ним синонимы и напиши их рядом.

Упражнение 56, с. 53 — 55

56. Найди в тексте глаголы с пропущенными безударными окончаниями. Рядом с глаголами в прош. вр. в скобках напиши начальную форму. Рядом с глаголами наст. и буд. вр. в скобках укажи лицо, число и спряжение.

Курс держали мы на юг.
Льдины таяли (таять) вокруг.

Он и лаял (лаять), и визжал,
И в конце концов сбежал.

Семь артистов петь желают (3 л. мн. ч. 1 спр.) —
Семь артистов дружно лают (3 л. мн. ч. 1 спр.).

В небе облако летает (3 л. ед. ч. 1 спр.),
А потом возьмёт растает (3 л. ед. ч. 1 спр.).

Пан не чует (3 л. ед. ч. 1 спр.) рук и ног,
Весь до косточек продрог.

У щенка на чёрной спинке
Тают (3 л. мн. ч. 1 спр.) белые снежинки.

И ветер нежный и протяжный
Повеял (повеять) с южной стороны.

Пропадая в поле где-то,
Паутиной тает (3 л. ед. ч. 1 спр.) лето.

Поджидал
Сентябрь Зиму.
Сеял (сеять) ночью
Хлеб озимый.

Никак домой не попаду,
Ключи посеял (посеять), маму жду.

Выпиши четыре глагола с безударным гласным в корне, проверяемым ударением. Рядом напиши проверочные слова. Орфограмму подчеркни.

Д е ржали (дéржишь), в и зжал (визг), сб е жал (бег), л е тает (полёт).

Выпиши одно существительное с орфограммой «беглый гласный в части слова». Рядом напиши проверочное слово.

косточек (косточка) или ветер (ветра).

Сделай схему выделенного предложения.

Упражнение 57, с. 55

57. Впиши новые словарные слова. Подчеркни в 1-м из них буквы, написание которых надо запомнить. Вставь пропущенные буквы.

Открываем к а л е ндарь
Начинается я нварь.

Упражнение 58, с. 56

58. Вставь пропущенные буквы. Глаголы в скобках поставь в нужную форму наст. или буд. вр.

Старый мастер всё (уметь) умеет:
Сорок лет (стричь) стрижёт и (брить) бреет.

С небес Африканское солнце (печь) печёт,
Река под названием Конго (течь) течёт.

Мышка-норушка
Толокно (толочь) толчёт,
А лягушка
Пироги (печь) печёт.

Хорохор вихор (пригладить) пригладит,
(Запрячь) запряжёт лошадку, сядет.

Да уйти я не (мочь) не могу:
Мышку в норке (стеречь) стерегу.

Упражнение 59, с. 57

59. Впиши словарные слова в соответствии с их толкованиями. Подчеркни в них буквы, написание которых надо запомнить.

Анно тация – короткая характеристика книги.
Ц и тата – точная дословная выдержка из текста, высказывания.
Б ио графия – описание чьей-либо жизни.

Упражнение 60, с. 57 — 58

60. Прочитай сочетания слов. Рядом запиши их аббревиатуры.

Европа и Азия — Евразия.
Выставка достижений народного хозяйства — ВДНХ.
Зоологический магазин — зоомагазин.

Заведующий учебной частью — завуч.
Волжский автомобильный завод — Ваз.
Театр юного зрителя — Тюз.

Упражнение 61, с. 58 — 59

61. Во вторую строчку впиши 1-е словарное слово в форме ед.ч. Т.п. В четвёртую строчку впиши 2-е словарное слово. Подчеркни в словарных словах буквы, написание которых надо запомнить.

Глаголы в скобках поставь в форму 3 л. мн. ч. Выдели окончания. Над глаголами укажи спряжение. Подчеркни жёлтым карандашом глаголы с ударными личными окончаниями.
Найди глаголы с безударными личными окончаниями. Синим карандашом подчеркни только те, основа которых не усекается.

Дружный народ в Антарктиде — пингвины.
Живут они большим к олл ективом.
Строем пингвины ид[ут] (1 спр.) на обед,
Хором ор[ут] (1 спр.) по-пингвиньи:
«Пр и вет!»

Все как один дружно прыга[ют] (1 спр.) в воду,
Только услыш[ат] (2 спр.) команду: «На старт!»,
Все как один дружно дела[ют] (1 спр.) ходу,
Если подкрался морской леопард.

Вместе они весел[ят]ся (2 спр.) и зл[ят]ся (2 спр.).
Вместе сад[ят]ся (2 спр.) высиживать яйца.
Вместе руга[ют] (1 спр.) своих пингвинят,
Хвал[ят] (2 спр.) друг друга или бран[ят] (2 спр.).

Все как один нос[ят] (2 спр.) чёрные фраки.
Все как один удира[ют] (1 спр.) из драки.
В драку броса[ют]ся (1 спр.) все как один,
Если увид[ят] (2 спр.), что ты не пингвин.

Все как один ничего не чита[ют] (1 спр.).
Все как один никогда не лета[ют] (1 спр.).
Все как один прожива[ют] (1 спр.) средь льдин.
Все как один нос[ят] (2 спр.) имя Пингвин.

Упражнение 62, с. 60 — 61

62. Прочитай стихотворение. Найди глаголы с пропущенными окончаниями. Укажи над ними спряжение. Жёлтым карандашом подчеркни те из них, у которых при образовании личных форм основа не усекается. Вставь пропущенные буквы во всех словах.

Белки, зайки, мышки, крыски,
Землеройки и кроты,
Как вы вновь мне стали близки!
Снова детские цветы

Незабудки расцветают (1 спр.),
Маргаритки щурят (2 спр.) глаз,
Подорожники мечтают ( 1 спр.),
Вот роса зажжёт алмаз.

Вплоть до самой малой мошки
Близок стал мне мир живых,
И змеистые дорожки
Повели к кустам мой стих.

А в кустах, где всё так дико,
Притаился хмурый ёж.
Вон краснеет (1 спр.) земляника.
Сколько ягод здесь найдёшь!

Все цветы на зов ответят (2 спр.),
Развернув свои листки.
А в ногах твой путь осветят (2 спр.)
Между травок светляки.

В последнем предложении найди родственные слова. Подчеркни их синим карандашом.

Найди и выпиши сложное слово. Рядом в скобках напиши слова, которые дали ему жизнь.

Упражнение 63, с. 61 — 62

63. В первую строчку впиши глагол, родственный словарному слову. Подчеркни в нём буквы, написание которых надо запомнить. Вставь пропущенные буквы. С помощью значков покажи, в какой части слова находятся эти орфограммы.

Найди в рассказе существительное, родственное словарному слову. Подчеркни его жёлтым карандашом.

Упражнение 64, с. 62 — 63

64. Вставь пропущенные буквы. Над выделенными глаголами укажи время, лицо и число. Рядом в скобках запиши форму 2-го л. ед.ч. Выдели личные окончания. Синим карандашом подчеркни разноспрягаемые глаголы. формировать умение находить родственные слова.

— Нет, вы правы! Право, правы! —
Скажет нежно пешеход. —
Это я такой растяпа,
Я нарушил переход!

Я сейчас же заплач[у] (буд. вр. 1 л. ед. ч.) (заплат[ишь])!
Заплатить я так хоч[у] (наст. вр. 1 л. ед. ч.) (хоч[ешь])!
Как же я не уплач[у] (буд. вр. 1 л. ед. ч.) (уплат[ишь])?
Как же я вас огорч[у] (буд. вр. 1 л. ед. ч.) (огорч[ишь])?
Ой, куда же я леч[у] (наст. вр. 1 л. ед. ч.) (лет[ишь])?
Можно, я вас ухвач[у] (буд. вр. 1 л. ед. ч.) (ухват[ишь])?
Ой, куда же я бег[у] (наст. вр. 1 л. ед. ч.) (беж[ишь])?
Можно, я вас обним[у] (буд. вр. 1 л. ед. ч.) (обним[ешь])?

Подчеркни личные местоимения.
Выпиши из текста сложное слово. Подчеркни в нём букву соединительного гласного. Найди в тексте слово, родственное этому. Запиши его рядом.

Упражнение 65, с. 64

65. Вставь пропущенные буквы. Выделенные слова разбери по составу. Поставь в них ударение. Подчеркни чередования в корнях.

В магазине, как в лесу:
Можно тут купить лису,
Лопоухого зайчонка,
Снежно-белого мышонка.

— Что вам, Петя-Петушок?
— Мне бы новый гребешок.

По крутой по тропинке горной
Шёл домой барашек чёрный.

Упражнение 66, с. 65

66. Вставь пропущенные буквы. В выделенных кратких прилагательных поставь знак ударения. Рядом в скобках напиши их полные начальные формы.

На опушке пни торчали,
Все во мху — как в валенках,
Пни с утра на всех ворчали,
На больших и маленьких:
И берёза-то космáта (косматый),
И ольха-то суковáта (суковатый),
И осина не стройнá (стройный),
И рябина зеленá (зелёный),
И каштаны спесивы (спесивый),
И кусты-то некрасивы,
И сосна-то, словно шест,
И грибы улитка ест.
Долго так они ворчали,
Всем ужасно докучали.
Да рассыпались гнилушки,
Нет их больше на опушке!

(А. Матутис, перевод И. Токмаковой)

Упражнение 67, с. 66 — 68

67. В словах с пропущенными буквами поставь ударение. Выдели часть слова, в которой пропущена орфограмма. Вставь пропущенные буквы.

У всех слов пропущена буква в суффиксе: под ударением суффикс -óв-, без ударения суффикс -ев-.

Пищевáя сода, грýшевый сок, си́тцевое платье, песцóвый воротник, перцóвый пластырь, алычóвое варенье, зáмшевые перчатки, парчóвый халат, холщóвый мешок, ежóвые рукавицы.

Какой из указанных товаров нельзя купить в магазине? Составь предложение со словосочетанием, обозначающим этот «товар», и запиши его.

Устойчивое выражение: ежовые рукавицы (держать в чрезмерной строгости). Родители держали Петю в ежовых рукавицах.

Вставь нужную букву и пометь значком, в какой части слова она находится.

Перц/ов\ый (суфф.) – перец,
песц/ов\ый (суфф.) – песец,
ситц/ев\ый (суфф.) – ситец.

Запиши существительные, от основ которых образованы эти прилагательные. Подчеркни в них орфограмму «беглый гласный в корне слова».

Выпиши три любых прилагательных в начальной форме. Письменно покажи, как они образованы.

Алычóвый – алыч/а (сущ.) алыч/ + ов + ый = алычóвый;
зáмшевый – замш/а (сущ.) замш/ + ев + ый = зáмшевый;
парчóвый – парч/а (сущ.) парч/ + ов + ый = парчóвый.

Упражнение 68, с. 68

68. В последнюю строчку впиши новое словах с пропущенными буквами поставь ударение. Подчеркни в нём буквы, написание которых надо запомнить.

Вставь пропущенные буквы. Выдели нужным значком ту часть слова, в которой пропущена орфограмма.

Маленьк[ий] , чёрн ый мыш óнок
И жёлт ый , больш[óй] носорог.
Сидели на плюш ев ом коврик[е]
И тихо вели д иа лог.

Упражнение 69, с. 69 — 70

69. Вставь пропущенные буквы. Найди существительные и прилагательные, в которых пропущены окончания. Поставь в этих словах ударение. Выдели окончания.

То вверх,
То вниз,
То снова вверх —
Рабочий день больш[óй]Лифт одинаково для всех
Работает с душ[óй].

Я увидел под водой
Камень с рыж[ей] бородой.

— Я среди скал, почти птенц[óм]Был пойман опытным ловц[óм].

Орехи такие,
Что их нипочём
Нельзя расколоть
Ни одним кирпич[óм].

Мама просит:
«Не спеши,
Полотéнц[ем] не маши…»

Ушли ребята под навес —
В подъезд чуж[óго] дома.

Коли будешь заниматься грабеж[óм],
Познакомишься со стóрож[ем] еж[óм].

Найди и выпиши глаголы в повелительной форме. Покажи, как они образованы.

Не маши
Махать – мах/; маш/ + -и- = маши

Упражнение 70, с. 70 — 71

70. Впиши новое словарное слово в форме ед.ч. Р.п. Подчеркни в нём буквы, написание которых надо запомнить.

Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым о теч е ства нам сладок и приятен!

Найди и выпиши в столбик краткие прилагательные, в той форме, в которой они стоят в тексте. Над ними укажи число и род. Рядом напиши форму ед.ч. ж.р. и с.р. и форму мн.ч. Жёлтым карандашом подчеркни слово, у которого в кратких формах подвижное ударение.

Слáдок (ед. ч. м. р.), сладкá, слáдко, слáдки;
прия́тен (ед. ч. м. р.), прия́тна, прия́тно, прия́тны.

Упражнение 71, с. 71 — 72

71. Вставь пропущенные буквы.

У слона высокий рост,
У лисы пушистый хвост,
У козлёнка крепкие рожки,
У цыплёнка тонкие ножки,
У мартышки толстые губы,
А у волка острые зубы.
Сам придумай про ежа,
Про ужа и про чижа.

Найди и подчеркни прилагательные. Запиши в столбик их краткие формы в ед.ч. ж.р., с.р., м.р. и во мн.ч. Поставь в них ударение. Слова с подвижным ударением подчеркни жёлтым карандашом, с неподвижным — синим.

Высóк, высокá, высóко и высокó, высóки и высоки́ ;
пуши́ст, пуши́ста, пуши́сто, пуши́сты ;
крéпок, крепкá, крéпко, крéпки и крепки́;
тóнок, тонкá, тóнко, тóнки и тонки́;
толст, толстá, тóлсто, тóлсты и толсты́;
остёр и остр, острá, óстро и острó, óстры и остры́.

Упражнение 72, с. 72

72. Вставь пропущенные буквы. Прилагательные в скобках запиши в краткой форме м.р. ед.ч.

Природой бережно спелёнутый,
Завёрнутый в зелёный лист,
Растёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок
И душист.

Упражнение 73, с. 73

73. Впиши новое словарное слово. Подчеркни в нём букву, написание которой надо запомнить. В скобках напиши проверочное слово для орфограммы «парный согласный в корне слова». Вставь пропущенные буквы.

Куда идёт король — большой секрет (секреты).
А мы всегда идём ему вослед.
Величество должны мы уберечь
От всяческих ему не нужных встреч.

Ох, рано
Встаёт охрана.

Подчеркни синим карандашом все личные местоимения. Найди разные формы одного глагола. Подчеркни их жёлтым карандашом.

Упражнение 74, с. 73 — 75

74. Прочитай правила в конце упражнения. Затем найди в тексте выделенные слова. Вставь в них пропущенные буквы. Над ними поставь номер правила, объясняющего наличие или отсутствие мягкого знака. Вставь пропущенные орфограммы в других словах.

Выйдешь (7) — поневоле
Тяжело — хоть плачь (5)!
Смотришь (7) — через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч (2).

Хорошо бы мне прилечь (6),
Затопи-ка, баба, печь (1).
Эй, не плачьте (5), баба с дедом!
Накормлю я вас обедом.

Ветер, ветер! Ты могуч (4),
Ты гоняешь (7) стаи туч (3).
Ты волнуешь (7) сине море,
Всюду веешь (7) на просторе.

Петушок мой золотой
Будет верный сторож (2) твой.
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь (6) его границы.

Прошуршит по полю мышь (1),
В норку спрячется и — тишь (1).

Порой, в октябрьском ненастье,
Вдруг загорится солнца луч (2),
Но тотчас быстро погасает —
Туман так вязок и тягуч (4).

Упражнение 75, с. 76 — 77

75. Вставь в них пропущенные буквы. Покажи письменно, как образованы выделенные наречия. Выпиши подчёркнутые прилагательные в начальной форме. Запиши родственные им существительные в начальной форме. Запиши родственные им существительные, от основ которых они образованы. Разбери прилагательные по составу.

Ветер принёс издалека
Песни весенней намёк,
Где-то светлó и глубóко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звёздные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принёс издалека
Звучные песни твои.

Покажи письменно, как образованы выделенные наречия.

Светлый – светл/; светл/+ -о- = светло;
глубокий – глубок/; глубок/+ -о- = глубóко;
робкий – робк/; робк/+ -о- = робко;
тёмный – тёмн/; темн/ + -о- = темно.

Выпиши подчёркнутые прилагательные в начальной форме. Запиши родственные им существительные, от основ которых они образованы. Разбери прилагательные по составу.

Упражнение 76, с. 77 — 78

76. Вставь пропущенные буквы. Найди и выдели обращения.

Облака скользят в полёте,
Греет солнце горячо.
Поскорей продайте, тётя,
Мне две порции ещё!
Не смотрите, тётя, строго,
Ведь у вас пломбира много.

Выпишите выделенные слова. Над ними укажи часть речи. Покажи, как они образованы.

наречие
Строго
строгий – строг/ + -о- = строго

Найди в тексте глаголы в повелительной форме. Покажи письменно, как они образованы.

Не смотри́те
смотр/еть
смотр/ + -и- + -те = смотри́те

Упражнение 77, с. 78 — 79

77. Впиши новое словарное слово. Подчеркни в нём буквы, написание которых надо запомнить. Вставь пропущенные буквы. Синим карандашом подчеркни разноспрягаемый глагол. Над остальными глаголами цифрой укажи спряжение. Жёлтым карандашом подчеркни глагол, спряжение которого ты определил(а) по ударному личному окончанию.

Над омутом у мельницы
В реке снуёт плотва.
Бежит вода, и вертятся (2 спр.)
Большие жернова.
Над речкой громыхают (1 спр.)!
Работают (1 спр.) — и рады:
Зерно перетирают (1 спр.)!
А над другой рекою —
Огромная плотина!
И где-то под волною
Работает (1 спр.) турбина.
Колесо вода вращает (1 спр.)
День за днём,
За часом час —
Так турбина добывает (1 спр.)
Электричество для нас.

Упражнение 78, с. 79 — 80

78. Вставь пропущенные буквы. В квадратных скобках [] укажи звуки, которые обозначены выделенными буквами. Найди в тексте местоимения. Над ними укажи число и лицо.

Тарелка летела.
мн.ч. 2 л.
Вы скажете:
[т]«Бред
ед.ч. 3 л.
Едва успевала она
[т]На обед.
Но на вираже
Налетела
[п]На столб
И рухнула тут же
Со звоном
На стол.
В смущении
Повар
Поправил
[к]Колпак.
Обедал
Осколками
[к]Мусорный бак.

Выпиши родственные глаголы. Покажи стрелкой, какой из них дал жизнь другому.

Найди в стихотворении прилагательное (название не учитывай). Письменно покажи, как оно образовано.

мусорный (там, где находится мусор)
мусор – мусор/
мусор/ + н + ый = мусорный

Упражнение 79, с. 81

79. Вставь пропущенные буквы. Найди и подчеркни синим карандашом глагол в повелительной форме. Над выделенными глаголами укажи спряжение.

Стать бы китом!
Стать бы китом!
II скл., П. п. I
В мор[е] весь день купаешься!
I
Плывёшь, как корабль,
II
Блестишь, как рояль,
II скл., Д. п. I
И солнышк[у] улыбаешься!
II скл., П. п.
В океан[е] пустом
I
Бьёшь огромным хвостом.
I скл., Т. п. I II
За рыбк[ой] ныряешь — трудишься!
И бабушка-кит
Тебе не кричит:
II
— Вылезай из воды! Простудишься!

Найди существительными с безударными окончаниями. Над ними укажи склонение и падеж. Окончания выдели.

Упражнение 80, с. 81 — 82

80. Вставь пропущенные буквы. Какие характеристики являются общими для выделенных существительных: род? число? падеж? склонение?
Нужное обведи.

м. р. ед. ч. П. п., II скл.
В золотом осеннем блеске
Все опушки стали ближе.
м. р. ед. ч. П. п. II скл.
В рыжем-рыжем перелеске
Вырос рыжий-рыжий рыжик.
Поглядела с ёлки белка
(Там у белки дом под крышей):
Может, дарит по тарелке
Осень каждой белке рыжей?

Кто там свищет, точно чижик,
ж. р. ед. ч. П. п. I скл. ж. р. ед. ч. П. п. I скл.
То на горке, то в низинке?
И куда девался рыжик?
с. р. ед. ч. П. п. II скл.
Ах, уж он на дне корзинки!

(А. Матутис, перевод И. Токмаковой)

Выпиши из текста две пары родственных слов в начальной форме. В каждой паре стрелкой покажи, какое слово дало жизнь другому.

Упражнение 81, с. 83 — 84

81. Найди слова с выделенными буквами. Значками покажи, в какой части слова находятся выделенные орфограммы.
Рядом в скобках напиши проверочные слова.
Найди глаголы с пропущенными окончаниями. Жёлтым карандашом подчеркни разноспрягаемый глагол. Синим карандашом подчеркни глагол-исключение.
Вставь везде пропущенные буквы.

На рек е (рéчка) Воркотуше тихо. Лишь изредка квакнет лягуш ка (лягушек), да про лет ит (полёт) между кустами ив няка (и́ва) запоздалая утка.
Ваня идёт по берег у (поберéжье) и срезает перочинным ножом ив ов ые ( дубóвые) прутья. Прутья нужны ему, чтобы с плес ти (корень; сплёл) корзинку.
А на другом, высоком берегу реки под берёз[ой] (под стено´й) сидит пятилетний Димка и дожидается, пока брат закончит работу.
— Сиди смирно! — крич ит (крик) из кустов Ваня. — А то утонешь! Сорок штук нарежу — тогда пойдём.
Димка терпеливо ждёт. От нечего делать он слушает, как певуче журчит на мелком месте Воркотуша, видит , как извивается она по скошенному лугу и убегает далеко к лесу.

Выпиши подчёркнутые наречия. Рядом напиши прилагательные, от основ которых они образованы.

Тихо – тихий; смирно – смирный; терпеливо – терпеливый.

Упражнение 82, с. 84 — 85

82. Вставь пропущенные буквы. В выделенных словах поставь ударение.

По радио встревоженно и глухо
Вещал консерватории студент
О том, что ухо — óрган слуха,
Оргáн же — музыкальный инструмент.

Издáли два моих стишка
В сегодняшней газете.
Слежу я и́здали за тем,
Как их читают дети.

Жизнь после дýша
Хороша:
Чисты и тело
И душá!

Я педали
Всё быстрей кручý:
Эту крýчу
Одолеть — хочу!

Запиши подчёркнутые глаголы в начальной форме в столбик. Над ними укажи спряжение. Рядом запиши форму 2-го л. мн.ч. Выдели окончания.

вещать (1 спр.) – веща[ете]следить (2 спр.) – след[ите]крутить (2 спр.) – крýт[ите]одолеть (1 спр.) – одоле[ете]

Упражнение 83, с. 85

83. Прочитай пословицы и поговорки. Вставь пропущенные буквы. В выделенных словах поставь ударение. Рядом в скобках укажи число и падеж.

1. За худые словá (мн. ч. В. п.) слетит и голова.
Не давши слóва (ед. ч. Р. п.) — крепись, а давши — держись.

2. Завидущие глазá (мн. ч. И. п.) не знают стыда.
Ни глáза (ед. ч. Р. п.) во лбу, ни зуба во рту.

3. И óвцы (мн. ч. И. п.) целы и волки сыты.
С паршивой овцы́ (ед. ч. Р. п.) хоть шерсти клок.

4. Пришли на Настю бéды (мн. ч. И. п.) и напасти.
Всегда жди беды́ (ед. ч. Р. п.) от большой воды.

5. Жизнь дана на добрые делá (мн. ч. В. п.).
От слова до дéла (ед. ч. Р. п.) целая верста.

Упражнение 84, с. 86 — 87

84. Вставь пропущенные буквы. Как ты объяснишь выбор буквы в окончаниях прилагательных, существительных и глаголов? Ответ запиши над словами.

ед.ч., ж.р., Д.п. (по землé или I скл., ед.ч., Д.п.)
По узк[ой] тропинк[е]ед.ч., м.р., Т.п.
Гусин[ым] шажком
ед.ч., с.р., И.п.
Гусин[ое] войско
1 спр.
Шага[ет] гуськом.

Найди и выпиши два родственных слова: существительное и глагол. Выдели в них корень. Подчеркни чередование в корне. Рядом напиши такое родственное существительное, которое будет проверочным словом для безударного гласного в корне этих слов.

Ша ж ком (сущ.), ша г ает (гл.) – шаг (сущ.) (проверочное слово для безударного гласного в корне).

Разбери выделенные слова как части речи.

По тропинке (по чему?) – сущ.
Нач. ф. – тропинка
Ж. р., I скл.
В форме: Д. п. ед. ч.
Шагает по тропинке. По тропинке – обст.

Гусиным (каким?) – прил.
Нач. ф. – гусиный
В форме: м. р. Т. п. ед. ч.
Шажком гусиным. Гусиным – опред.

Упражнение 85, с. 87 — 88

85. Найди и подчеркни все известные тебе орфограммы. Значками покажи, в какой части слова они находятся.

Тр олл ейбус/ ном е р/ сор ок /
По ул и ц/ е б е ж/а/л/.
Высок/ и ми р о г/ами
Он обл а к/ о д е рж/а/л/.

Тр олл ейбус/ у в ок зал/а
С/в е р/ну/л/ за син/ и й дом,
И обл а к/ о у/па/л/ о
На ул и ц/у д ож д/ём.

На гор од / п ассажи р/ы
В з /гл я /ну/л/ и и з о кн/а.
В з /гл я /ну/л/ и и в з /д о х/ну/л/ и :
— Х о лод/н/ а я в е сн/а.

И только красн/ ы й зонт/ ик
У дев очк/и о дн/ой
Л ег к/о р ас /прав/ и /л/ крыл/ ь я
В з /л е т/е/л/ на д м о ст/ о в/ой.

Найди в стихотворении словарные слова, которые тебе уже знакомы. Запиши их в алфавитном порядке, поставив в начальную форму.

Вокзал, город, девочка, облако, пассажир, троллейбус, улица.

Упражнение 86, с. 88 — 89

86. Прочитай пословицы. Вставь пропущенные буквы. В выделенных словах поставь ударение. В каждой пословице соедини стрелками пары антонимы. Синим карандашом подчеркни КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ антонимы. Найди пары антонимов, которые являются родственными словами. Подчеркни их жёлтым карандашом.

Не суди по приезду , суди по отъезду .
Делавши смеялись, а сделавши плачем.
Было бы начало, будет конец.
Глупый киснет , а умный всё промыслит .
Один “ура” кричит, другой “караул” .
Стыдливый краснеет, а бесстыжий бледнеет.
Молодость не грех, а старость не смех.
Чёрная корова, да белое молочко.
Из сапог да в лапти .
Ты его на берег , а он в воду .
Горька работа , да хлеб сладок.

Стрелками соединяю антонимы:
по приезду – по отъезду;
смеялись – плачем;
начало – конец;
глупый – умный;
киснет – промыслит (контекстуальные);
ура – караул (контекстуальные);
стыдливый – бесстыжий;
краснеет – бледнеет;
молодость – старость;
чёрное – белое;
из сапог – в лапти (контекстуальные);
на берег – в воду (контекстуальные);
горька – сладок;
работа – хлеб (контекстуальные).

Найди и выпиши в начальной форме два глагола, которые образованы от основ прилагательных. Покажи письменно, как они образованы.

Бледнеть
Бледный
Бледн/ + -е + -ть = бледнеть

Упражнение 87, с. 89

87. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни основу предложения. Жёлтым карандашом закрась знаки, с помощью которых связаны между собой однородные члены.

Взял мороженщик лепёшку ,
Всполоснул большую ложку ,
Ложку в банку окунул ,
Мягкий шарик зачерпнул ,
По краям пригладил ложкой
И накрыл другой лепёшкой.

Упражнение 88, с. 90

88. Впиши пропущенные буквы. Поставь, где нужно, запятые. После этого прочитай в Толковом словаре объяснение выделенных слов и проверь, правильно ли ты поставил(а) знаки препинания.

БАРЖА — широкое большое плоскодонное судно для перевозки грузов.
БЕРГАМОТ — 1. Сорт сочных сладких груш.
ВАКАНТНЫЙ — незанятый, свободный.
ЕХИДСТВО — злая язвительность, коварство.
ЗАПУСТИТЬ 2 — 1. Довести до запустения, упадка, расстройства.
КОНСЕРВАТОРИЯ — высшее музыкальное учебное заведение.

Упражнение 89, с. 90 — 91

89. Значками укажи, в какой части пропущена орфограмма. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни жёлтым карандашом сложное слово, синим карандашом — глаголы-исключения.

ТРЕЩ/И, СОРОК/А!

Трещ[ит] сорока —
Значит, вид[ит]
Того,
Кто слаб[ого] обид[ит] .
Услыш[ит] заяц на опушк[е] —
Проснётся —
Уш ки на макушк[е]!
Попробуй
Под крадись, лиса,
Когда кос ой во все глаза
И во все сторон ы гляд ит,
За каждым шорох[ом] след ит.
Мах нёшь хвост ом —
Кос ой
В кусты,
А там,
И след про стыл.
Вот почему
Хвал ю сороку —
Спасла
Косого лежебоку .

Упражнение 90, с. 91 — 92

90. Вставь пропущенные буквы. Как ты объяснишь выбор буквы в окончаниях прилагательных, существительных и глаголов. Ответ запиши над словами. В выделенном предложении покажи знаками обращение.

I скл., ж.р., ед.ч., П.п.
Муравьишко в чаще
ед.ч., м.р., В.п. 2 спр.
Дуб тяжёлый тащит.
Эй, товарищи-друзья,
Выручайте муравья!
I скл., ед.ч., Р.п.
Коли нет ему подмоги,
1 спр.
Муравей протянет ноги.

Выпиши из стихотворения глагол в повелительной форме (название не учитывай). Письменно покажи, как образована эта форма. Ниже напиши форму наст. вр. 2 л. мн. ч. этого же глагола. Сверху укажи спряжение. Выдели окончание.

Выручайте
выруча/ть
выруча/+ -й- + -те = выручайте;
выруча/ете (1 спр.).

Упражнение 91, с. 92 — 95

91. Рассмотри рисунки (с. 93-95), которые являются иллюстрациями к устойчивым выражениям. Учти, что один и тот же рисунок может быть иллюстрацией к разным устойчивым выражениям. Найди эти выражения в словаре и в упр. 89 и подпиши иллюстрации на пустых строчках.

Источник статьи: http://7gy.ru/shkola/nachalnaya-shkola/1842-gdz-russkij-yazyk-4-klass-tetrad-dlya-samostoyatelnoj-raboty-1-bajkova.html

Adblock
detector