Меню Рубрики

Написать текст с местоимениями

Чехарда личных местоимений

Знаете, что такое чехарда? Эта старинная игра, когда участники прыгают друг через друга. Чтобы игра была веселее, участников нужно много. Вот об этом, только в отношении местоимений мы и будем говорить.

Польза и вред личных местоимений

Личные местоимения (он, она, они, мы, вы, ты и т. д.) – и вещь в художественном произведении весьма полезная. Они позволяют избегать повторов существительных и имён собственных, заменяя их по мере надобности.

Вот только мера эта у авторов бывает разная, а то и вовсе местоимения используются без всякой меры. Когда в тексте, особенно в ближайших предложениях и абзацах местоимений слишком много, то начинаешь теряться, становится непонятно, о ком и о чём говорит автор. Вот такой пример из реального текста:

«Не медля, приблизился к ней и не без сожаления начал обработку сознания, стирая себя из её памяти. Она не должна знать, что мы с ней снова встретились. Чёрт бы с ним, если она разобьёт мою машину».

Ещё одна ошибка, когда автор употребляет местоимение через несколько абзацев, после того как упомянул имя, которое это местоимение замещает. Читателю приходится гадать, кто этот таинственный «он». Но даже если по смыслу текста можно догадаться, то всё равно это будет стилистической ошибкой.

Местоимение, замещающее существительное или имя собственное, можно использовать только в следующем предложении.

А дальше автору надо как-то выкручиваться, чтобы не было постоянных повторов имени персонажа. Или предложения строить по-другому, или придумать «запасное» имя – прозвище, титул, должность и т. д.

Я-мания

Особо надо сказать о местоимении «я». При повествовании от первого лица может возникнуть настоящая «я-катастрофа», когда это местоимение используется в каждом предложении и не по одному разу, в том числе в диалогах.

Некоторые авторы, к сожалению, не только начинающие, чтобы не потонуть в обилии этих «я», просто убирают их из предложений. И получаются такие странные безличные конструкции. Например: «Как у тебя дела? – с тревогой спросила». Или: «Сколько можно его ждать? В нетерпении встала и вышла за дверь».

Потеря подлежащего делает предложение беспомощным и каким-то нелепым. Поэтому если вы не можете строить предложения так, чтобы не злоупотреблять «я», то не пишите от первого лица, не создавайте себе трудностей.

Правило замещения

Чаще всего злоупотребление местоимениями «он» и «она» характерно для любовных романов. Кажется, что автор вообще забывает, что у героев есть имена. А зачем они, если в сцене присутствуют только «он» и «она»?

Ну, кроме повторов, которые тоже портят текст, могут быть различные стилистические ошибки из-за неправильного, не к месту употребления местоимения. Например: «Он быстро подошёл, подхватил её на руки и потом, смеясь, бросил на кровать. Она тихонько ахнула» . Кто ахнул? Кровать? В этом предложении не только избыток личных местоимений, но и нарушение правила замещения.

Личное местоимение замещает ближайшее к нему существительное соответствующего рода. В данном случае, «кровать».

Вот ещё один пример с аналогичной ошибкой: «Граф сорвал шляпу с головы и раздражено бросил её на стол». Голову бросил? Экий затейник! Здесь достаточно немного изменить предложение, поменяв местами два слова: « Граф сорвал с головы шляпу и раздражено бросил её на стол» . Как правило, подобные ошибки в тексте появляются не столько из-за незнания, сколько из-за невнимательности автора.

Часто встречаются такие ошибки и при использовании относительного местоимения «который». В сложноподчинённых предложениях оно тоже нередко выполняет функции замещения. Например: «…надо обратить внимание на кабинет и на ректора за столом, который выжидательно смотрит на меня, вскинув чёрную бровь». Кто здесь выжидательно смотрит на героиню? Стол, у которого к тому же есть ещё и чёрные брови.

И ещё: «Это был незнакомец из озера, у которого я стащила одежду». Местоимение «которого» здесь замещает слово «озеро».

В сложных предложениях между существительным и местоимением, его замещающим, также не должно быть придаточных предложений. Или главного, если замещается слово из второстепенного предложения. Иначе вполне могут быть ляпы, которые только насмешат читателей. Пример: «Когда Михаил проходил мимо дома, из окна вылетел стул, и он посмотрел наверх».

Несмотря на обилие ошибок, связанных с правилом замещения, соблюдать его несложно. Главное, быть внимательным.

До скорой встречи. Рада, что вы меня читаете. Успехов и хорошего настроения вам.

Если вас интересует стилистика текста, то можете также почитать мои статьи:

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/liteditor59/cheharda-lichnyh-mestoimenii-5db570e143fdc000ae468ba9

Написать текст с местоимениями

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Личные местоимения.

1. Прочитайте текст. Замените, где это необходимо, повторяющиеся слова местоимениями.

Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Зверя не было видно. Зверь озабоченно бегал вокруг нас, шумел, фыркал, но не высовывал даже ушей из травы.

Из зарослей вылез барсук. Барсук поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом барсук фыркнул и сделал шаг к картошке. Картошка жарилась и шипела, разбрызгивая шипящее масло.

2. Устраните недочеты в употреблении местоимений.

1. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

2. Когда отец ушел на фронт, ему было всего два года.

3. Я вытащил рыбу из корзины и передал ее отцу.

4. Мы ходили на пруд, на нем росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок.

5. Гусь среди их был самый старый.

6. Когда у ей получался фокус, Каштанка звонок лаяла.

3. Спишите пословицы и подчеркните местоимения как члены предложения. Определите разряды местоимений.

  1. За что купил, за то и продал.
  2. Нашего полку прибыло.
  3. Эта ворона нам не оборона.
  4. За твоим языком не поспеешь и бегом.
  5. Знай, сверчок, свой шесток.
  6. На всякого мудреца довольно простоты.
  7. За чем пойдешь, то и найдешь.
  8. Спасибо вашему дому, пойдем к другому.
  1. В каком местоимении два звука, но одна буква?
  2. Какие два местоимения мешают нам ездить по дорогам?
  3. 1 слог – личное местоимение, 2 слог – звук, который издают лягушки, все вместе – овощ.
  4. Какие три местоимения самые чистые?
  5. Какой остров в Карибском море утверждает, что он одежда?
  6. Какой газ отрицает личное местоимение?

5. 1) Прочитайте текст. Определите главную мысль этого текста.

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.

Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята».

Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи».

Третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».

2) Найдите местоимения, определите их разряды.

3) Объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы предложений.

Разряды местоимений. Возвратное, притяжательные и указательные местоимения.

1. Прочитайте текст и спишите его, вставляя пропущенные знаки препинания и буквы. Определите разряды местоимений.

Пр…плыла (к)нему рыбка спр…сила:

Ей с п…клоном старик отвечает:

«Смилуйся государыня рыбка,

Ра…бранила меня моя старуха,

«Не п…чалься, ступай себе с богом,

2. Определите разряды местоимений.

  1. Выехав из деревни поднялись они в гору и Владимир увидел березовую рощу.
  2. Лошади присланные из Кистеневки ожидали его уже четвертые сутки.
  3. Сердце его было исполнено печальных предчувствий.

Расставьте знаки препинания и графически объясните их.

3. Выпишите из текста местоимения и определите их разряды.

В последний раз передо мной

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз. (А.С.Пушкин).

4. Прочитайте текст и найдите указательные местоимения. Определите, какими членами предложения являются они в тексте.

В иных озерах вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет.

Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин. Они устилают воду так густо, что лодка шуршит по воде и оставляет за собой блестящую черную дорогу. Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. (К. Паустовский)

Выпишите остальные местоимения и определите их разряды.

Найдите и выпишите слова с орфограммами (на 3 любых орфограммы).

Объясните постановку знаков препинания.

5. Вспомните и запишите по памяти несколько стихотворных отрывков, в которых есть местоимения. Определите их разряды и синтаксическую роль.

Укажите авторов записанных отрывков.

Разряды местоимений. Вопросительно-относительные, неопределенные и отрицательные местоимения.

1. Прочитайте стихотворение и найдите местоимения. Определите разряды местоимений.

2. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Укажите разряды местоимений.

  1. Плохо, что ты (н..)с(кем) (не)посоветовался.
  2. Он (н..)на(что) (не)жаловался.
  3. Больше ждать нам (н..)кого.
  4. (Н…)какая причина (не)извиняет грубости.
  5. И журавли, печально пролетая, уж (не)жалеют больше (н…)о(ком).
  6. Мне в то время (н…)с(кем) было посоветоваться.
  7. (Н…)в(чем) так свободно (не)проявляется народный характер, как в песне и пляске.
  8. Я запер двери, (не)велел (н…)кому входить и снова просил его выстрелить.
  9. Скучен день до вечера, коли делать (н…)чего.

Подчеркните деепричастный оборот.

3. Прочитайте стихотворение. Объясните, откуда взялись герои стихотворения?

Мне с постели вставать неохота:

Я боюсь наступить на Кавота,-

У меня под кроватью живет

Симпатичнейший в мире Кавот.

Накормить невозможно Кавота.

Так как каждый кусок почему-то

Попадает в желудок Камута.

Найдите местоимения и определите разряды.

4. Спишите предложения, раскрывая скобки.

Ученый должен знать все о (чем)нибудь и (что)нибудь обо всем.

Ночь была тихая, словно прислушивалась к (чему) то, ждала (чего)то, и мне казалось, что (кто)то шепчет мне ласковые слова.

По темному небу золотым узором звезд написан…о (не)что торжественное, чарующее душу.

В то же мгновение (чье)то тело метнулось с крыльца.

Оба молчали и чувствовали (н…)которую неловкость.

Через (н…)сколько мгновений Татьяна вошла и остановилась у порога.

Источник статьи: http://www.sites.google.com/a/school97.ru/didakticeskij-material-k-urokam-russkogo-azyka/morfologia/mestoimenie

Стилистические ошибки: как не переборщить с местоимениями в тексте

Приветствую, друзья! Сегодня расскажу о частой стилистической ошибке вебрайтеров – лишних местоимениях в тексте. В устной речи мы не замечаем этого изъяна. Но в письменной он сразу бросается в глаза, поскольку загромождает предложения и затрудняет их восприятие.

Совсем отказаться от местоимений тоже нельзя – у них своя важная роль в тексте. Поэтому использовать их нужно в соответствии с определенными правилами. Какими – сейчас узнаете.

В каких случаях местоимения необходимы

Давайте разберемся, для чего вообще нужна эта часть речи. Помните из школьного курса русского языка — избегать повторений одних и тех же слов? Местоимения помогают нам в этом. Вот два примера для сравнения:

Наталья спешно собиралась. У Натальи через час была назначена важная встреча.

Наталья спешно собиралась. У нее через час была назначена важная встреча.

Местоимения помогают понять, о ком или о чем идет речь, если в одном предложении говорится о разных действующих лицах. Например:

Она считала, что его график дежурств очень неудобный, а он относился к своей работе вполне лояльно и радовался, что она вообще есть.

Местоимения указывают на конкретные предметы, место действия. Например:

В этом чате обсуждают вопросы, связанные с темой вебрайтинга.

Есть местоимения, которые отрицают предмет. Например:

Никто не имеет права входить сюда в нерабочее время.

Ошибка в употреблении местоимений

Этим грешат не только новички, но и опытные авторы: многократное повторение местоимений в предложении. Обычно в этом нет необходимости, так как в контексте сказанного смысл понятен и без уточнений. Но авторы считают своим долгом довести количество местоимений до абсудрного:

  • Даже я со своим десятилетним опытом работы нашла для себя в этом курсе много интересного.
    Даже я с десятилетним опытом работы нашла в этом курсе много интересного.
  • Специальный детский замок для ваших окон позволит обеспечить безопасность вашему ребенку.
    Специальный детский замок для окон позволит обеспечить безопасность вашему ребенку.
  • Мы рассмотрели ваше предложение и мы готовы принять участие в вашем проекте, который вы планируете запустить в следующем месяце.
    Мы рассмотрели ваше предложение и готовы принять участие в проекте, который вы планируете запустить в следующем месяце.

Как правило, избыточными местоимениями пестрят тексты, написанные в официально-деловом стиле.

Есть и другая крайность, в которую впадают авторы – удалять все подряд местоимения, не вникая в смысл. И это тоже не на пользу тексту.

Редактируем без фанатизма…

Текстописание не случайно считается творческой и интеллектуальной работой: для нее не существует шаблонов. Поэтому прежде, чем удалить местоимение, проверьте, будет ли без него понятен смысл сказанного. Пример:

Создали простую CRM-систему, которая позволит упорядочить бизнес.

Здесь явно не хватает уточнений:

Мы создали простую CRM-систему, которая позволит упорядочить ваш бизнес.

Теперь Вы знаете, какие встречаются ошибки при употреблении местоимений и как правильно обращаться с этой частью речи. Как всегда, жду Ваших мнений и комментариев.

Источник статьи: http://ikopichnikova.ru/stilisticheskie-oshibki-kak-ne-pereborshhit-s-mestoimeniyami-v-tekste/

Adblock
detector