Меню Рубрики

Найди личные местоимения в косвенных падежах определите их начальную форму

Личные местоимения в русском языке: примеры предложений с личными местоимениями

Личные местоимения – это группа местоимений, указывающих на лицо или предмет. В русском языке восемь личных местоимений: я , ты , он , она , оно , мы , вы , они .

Личные местоимения называют лицо/предмет не конкретно, а по отношению к говорящему или пишущему. Например, слово «я» или «ты» может обозначать любого человека – все зависит от того, кто с кем говорит.

Я и мы – личные местоимения первого лица, они обозначают говорящего или группу, к которой он себя относит.

Ты и вы – местоимения второго лица. Они указывают на того или на тех, к кому обращается автор.

Он , она , оно и они – местоимения третьего лица. Они указывают на тех, кто не принимает непосредственного участия в коммуникации. Подразумевается человек, предмет или явление, о котором говорилось ранее или будет сказано.

Местоимение – часть речи, заменяющая существительные, прилагательные, наречия и числительные. Местоимения указывают на определенный предмет, лицо, свойство или число, но не называют их прямо.

Склонение личных местоимений по падежам

Личные местоимения в русском языке склоняются по падежам (я, меня, мне), изменяются по лицам и числам (ямы, тывы, онаони), а в третьем лице единственного числа – еще и по родам (он, она или оно).

Интересно, что личные местоимения в косвенных падежах меняются на слова, совсем не похожие на начальную форму. Например, в винительном падеже: я – меня, ты – тебя, он – его, она – её, оно – его, мы – нас, вы – вас, они – их. К счастью, носителям русского языка эти супплетивные формы хорошо знакомы с самого детства, и трудностей не возникает.

Таблица склонения личных местоимений

Склонение: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падеж

Я . Меня, мне, меня, мной/мною, обо мне

Ты . Тебя, тебе, тебя, тобой/тобою, о тебе

Он . Его/него, ему/нему, его, им/ним, о нём

Она . Её/нее, ей/ней, её, ей/ею/ней/нею, о ней

Оно . Его/него, ему/нему, его, им/ним, о нём.

Склонение: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падеж

Мы . Нас, нам, нас, нами, о нас

Вы . Вас, вам, вас, вами, о вас

Они . Их/них, им/ним, их, ими/ними, о них

После предлогов в начале местоимений третьего лица появляется буква Н: за него; у неё; при них; в нём; о ней . Примеры:

  • Я встретил её на улице.
  • Я очень надеялся на неё.
  • Мы с друзьями часто вспоминали их.
  • Мы с друзьями часто вспоминали о нём.

Роль личных местоимений в предложении

В предложении личное местоимение чаще всего служит подлежащим либо дополнением.

Они отлично поработали . Поработали кто? «Они» – подлежащее.

Его попросили уйти . Попросили кого? «Его» – дополнение.

К личному местоимению невозможно прямо добавить определение: необходимо использовать обособленные определения или приложения.

  • Мне, молодому и неопытному студенту, всё было в диковинку.
  • Человек добрый и скромный, он был всеми любим.

Предложения с личными местоимениями. 10 примеров из русской литературы

Увидя его, они бросились было бежать. (А.С. Пушкин. «Дубровский»)

Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая. (М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»)

Наконец он решился перенести свои визиты за город и навестить помещиков Манилова и Собакевича, которым дал слово. (Н.В. Гоголь. «Мертвые души»)

Взяв булку, он дунул на неё и положил на стол. (И.А. Гончаров. «Обломов»)

– Мне скучно было без вас, – сказала она, нежно улыбаясь ему. (Л.Н. Толстой. «Война и мир»)

Одним словом, про них говорилось чрезвычайно много похвального. (Ф.М. Достоевский. «Идиот»)

– Ах, как хороша ты была! (И.А. Бунин. «Темные аллеи»)

Я лишь попытаюсь записать то, что вижу, что думаю – точнее, что мы думаем. (Е.И. Замятин. «Мы»)

В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда. (А.П. Платонов. «Котлован»)

– У вас – девка невеста, у нас – жених. (М.А. Шолохов. «Тихий Дон»)

Источник статьи: http://www.anews.com/p/126547361-lichnye-mestoimeniya-v-russkom-yazyke-primery-predlozhenij-s-lichnymi-mestoimeniyami/

Пушкин сделал!

Home » русский язык » Правописание местоимений (упр. 73-83)

Правописание местоимений (упр. 73-83)

Канакина Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. 2 часть Ответы

Упр. 73. Прочитайте. Продолжите запись склонения местоимений я, ты, мы, вы.

Р. п. (к о г о?) м е ня, т е бя, нас, вас

Д. п. (к о м у?) мне, т е бе, нам, вам

В. п. (к о г о?) м е ня, т е бя, нас, вас

Т. п. (к е м?) мной, т о бой, нами, вами

П. п. (о к о м?) обо мне, о т е бе, о нас, о вас

Упр. 74. Прочитайте.

Раз есть колючки у тебя (Р. п.),

  • Подчеркните личные местоимения. Укажите падеж местоимений, употребленных с предлогом.
  • Выпишите личные местоимения с предлогом, укажите их начальную форму, лицо, число, падеж.

На меня (н. ф. я, 1-е л., ед. ч., В. п.)

У тебя (н. ф. ты, 2-е л., ед. ч., Р. п.)

Упр. 75. Прочитайте.

Вокруг меня (Р. п.) комар летал

И на меня (В. п.) смотрел, смотрел…

Как дальше быть со мной (Т. п.),

И на меня (В. п.) смотрел в упор,

Терпеть мне (Д. п.) выходки его?

  • Как вы поняли выделенное словосочетание?

Смотрел в упор – значит пристально, с небольшого расстояния, не отводя взгляд.

  • Укажите падеж над формами личного местоимения 1-го лица единственного числа.

Упр. 76. Прочитайте. Спишите личные местоимения без скобок. Вставляйте пропущенные буквы.

К тебе, перед тобой, с нами, у меня, для меня.

  • Составьте и запишите словосочетание, образованное из глагола и любого из данных местоимений с предлогом.

Упр. 77. Прочитайте. Впишите пропущенные формы личных местоимений 3-го лица.

  • Подчеркните орфограммы в косвенных формах личных местоимений.

Упр. 78. Прочитайте.

Живёт она (И. п.) в старом ящике.

  • Укажите падеж над местоимением 3-го лица.

Упр. 79. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж имён существительных.

без аппетита (Р. п.) – без него

из кастрюли (Р. п.)

на берёзу (В. п.) – на неё

к вокзалу (Д. п.) – к нему

у шофёра (Р. п.) – у него

по улице (Д. п.) – по ней

  • Запишите под каждым именем существительным в том же падеже местоимение, которым можно заменить имя это имя существительное.

Упр. 80. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

В соседнем доме, в подворотне,

Живёт серьёзный рыжий кот.

Когда я в школу пробегаю,

Как на ч а сах, меня он ждёт.

Зову его, а кот – ни с места,

Лежит, молчание храня.

Но если я ему не нравлюсь,

Зачем он смотрит на меня?

  • Как вы поняли выделенные сочетания слов?

Как на часах ­ – похож на часового, который заступает на пост в нужное время.

Ни с места ­ – никуда не отходит.

  • Выпишите словосочетания с местоимениями, употреблёнными в косвенных падежах, укажите их лицо и падеж.

Ждёт (кого?) меня – 1-е л., В. п., зову (кого?) его – 3-е л., В. п., не нравлюсь (кому?) ему – 3-л., Д. п., смотрит (на кого?) на меня – 1-е л., В. п.).

Упр. 81. Прочитайте. Вставьте пропущенные местоимения.

1. Ты скажешь курице, а она всей улице. 2. Не хвали себя сам, пусть тебя (н. ф. ты) народ похвалит. 3. О том кукушка кукует, что гнезда у неё (н. ф. она) нет. 4. Луна светла, да нет от неё (н. ф. она) тепла. 5. Его (н. ф. он) и след простыл.

  • Укажите над местоимениями, употреблёнными в косвенных падежах, их начальную форму.
  • Подготовьтесь объяснить, как вы поняли смысл последнего предложения.

Его и след простыл – кто-то очень быстро ушёл, убежал, исчез.

Упр. 82. Прочитайте. Назовите сказку.

«Благословите меня, государь мой батюшка родимый: я поеду к зверю лесному, чуду морскому и стану жить у него. Для меня достал ты аленький цветочек, и мне надо выручить тебя».

  • Вставьте пропущенные буквы. Выпишите любые три местоимения и укажите их признаки (н. ф., лицо, число, род, падеж).

Меня (н. ф. я, 1-е л., ед. ч., В. п.); у него (н. ф. он, 3-е л., ед. ч., м. р., Р. п.); тебя (н. ф. ты, 2-е л., ед. ч., В. п.).

Упр. 83. Прочитайте.

Скоро мамин праздник, Международный женский день. Подумайте, какую вы напишите маме (бабушке, сестре) поздравительную открытку. Как вы обратитесь к ней? С чем её поздравите? Что ей пожелаете?

  • Составьте и запишите поздравление для мамы, бабушки или сестры.

Поздравляю тебя с Международным женским днём 8 марта! Желаю тебе здоровья, счастья, хорошего настроения и послушных детей.

Источник статьи: http://pushkinsdelal.ru/pravopisanie-mestoimeniy-upr-73-83/

Правописание косвенных форм личных местоимений. Морфологический разбор личных местоимений. (4 класс)

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Выбранный для просмотра документ Приложение 1.doc

Выбранный для просмотра документ Приложение 2.doc

Выбранный для просмотра документ Урок.doc

ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ № 53

на тему: «Правописание косвенных форм личных местоимений. Морфологический разбор личных местоимений. »

учитель начальных классов

Цель: продолжить формировать умения определять начальную форму местоимений в косвенном падеже; развивать умения определять лицо, число и падеж местоимений, определять род местоимений 3-го лица; воспитывать культуру речи.

Оборудование: запись на доске: «Мы всегда готовы отправиться в волшебный мир сказок.», материал для игры «Собери грибы», раздаточный материал для проведения рефлексии.

Вот звонок нам дал сигнал –

– Откройте тетради, запишите дату и вид работы, соблюдая все правила каллиграфии.

Мы всегда готовы отправиться в волшебный мир сказок. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)

– Какой частью речи является подлежащее?

– Как изменяются местоимения?

– Охарактеризуйте местоимение МЫ.

– Подчеркнуть во всех словах первые буквы, а в последнем слове – первую и последнюю. Какое слово получилось? (председатель)

– Запишите это слово. Оно словарное.

– Сколько согласных звуков? (7)

– Почему звуков меньше, чем букв?

III. Работа над темой урока

– Как определить падеж местоимения?

– Какую часть речи заменяют личные местоимения?

– Как пишутся предлоги с местоимениями?

– Какая особенность существует в правописании местоимений 3-го лица с предлогами?

– Как определить лицо местоимений в косвенном падеже?

– Что такое начальная форма местоимения?

2. Игра «Собери грибы» (см. приложение 1, 2)

– Распределим грибы по корзинкам.

– Разделите тетрадь на 3 столбика. В первый столбик записываем местоимения 1-го лица, во второй – 2-го лица, в третий – 3-го лица.

3. Морфологический разбор местоимения (с. 148)

У меня – личное мест., н.ф. – я, 1-го л., в ед. ч., в Р.п., вт.чл.

С ней – личное мест., н.ф. – она, 3-го л., в ед.ч., ж.р., в И.п., вт.чл.

Вы – личное мест., н.ф. – вы, 2-го л., во мн.ч., в И.п., подлеж.

4. Работа с учебником (с. 63, упр. 133)

– Я – это личное местоимение, н.ф. – я, местоимение «я» употреблено в форме 1-го лица, в ед.числе, в И.падеже.

Корень учения горек, да плод его сладок.

– Его – это личное местоимение, н.ф. – оно, местоимение «его» употреблено в форме 3-го лица, в ед.числе, в ср.роде, в Р.падеже.

Не бойся работы, пусть она тебя боится.

– Она – это личное местоимение, н.ф. – она, местоимение «она» употреблено в форме 3-го лица, в ед.числе, в ж.роде, в И.падеже.

– Тебя – это личное местоимение, н.ф. – ты, местоимения «тебя» употреблено в форме 2-го лица, в ед.числе, в Р.падеже.

5. Запись под диктовку стихотворения (с. 64, упр. 136)

Я с бабушкой своею Я с ней не знаю скуки,

Дружу давным-давно. И всё мне мило в ней.

Она во всех затеях Но бабушкины руки

Со мною заодно. Люблю всего сильней.

– Подчеркните местоимения, определите их падеж.

С. 64, упр. 134, повторить все о местоимениях.

– С какой частью речи работали на уроке?

– Какую же роль играют местоимения в нашей речи?

– Пригревает весеннее солнышко. Как скоро оно согреет землю, зависит от нашей работы.

Все понятно – длинный лучик.

Есть вопросы – средний лучик.

Ничего не понятно – короткий лучик.

Выберите книгу со скидкой:

Музыкальные инструменты (плакат)

Ваш голос: Секреты вокального мастерства

Спортсмен, музыкант, поэт, математик? Как выявить и развить способности вашего ребенка (обложка с клапанами)

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/pravopisanie-kosvennih-form-lichnih-mestoimeniy-morfologicheskiy-razbor-lichnih-mestoimeniy-klass-950112.html

Adblock
detector