Меню Рубрики

Найдите местоимения определите их разряд и синтаксическую функцию

Упражнения по теме “Местоимение как часть речи”

Упражнение 1.

Прочитайте текст. Впишите в скобки, какими частями речи являются выделенные слова. У местоимений укажите разряды.

С тех (……….) пор уже лет, может быть, двести ( …………. ) эти ( ……………. ) ель и сосна вместе растут. Их ( …………….. ) корни с малолетства сплелись, их ( ……………….. ) стволы тянулись (……….) вверх рядом к свету. Злой ( …………… ) ветер, устроив деревьям такую ( . ) несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их (…………….).

Упражнение 2.

Впишите пропущенные местоимения, определите разряды, расставьте недостающие знаки препинания. При затруднении обращайтесь к материалу для справок.

Антипыч как-то особенно поглядел на ………. и собака сразу поняла человека: ……… звал ………. по приятельству, по дружбе, ни для ………, а просто так, пошутить, поиграть. Травка замахала хвостом стала снижаться на ногах все ниже и ниже и, когда подползла так к коленям старика, легла на спину и повернула вверх светлый живот. Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить ………. , …….. как вдруг вскочит и лапами на плечи – и чмок, чмок ………….. : и в нос и в щеки и в ………..губы.

Слова для справок: чего, её, его, самые, она, неё, он

Упражнение 3.

Прочитайте стихотворение М. Цветаевой и выполните послетекстовые задания.

Я тебя 3 отвоюю у всех земель, у всех небес,
Потому что лес — моя колыбель, и могила — лес,
Оттого, что я на земле стою — лишь одной ногой,
Оттого, что я о тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной,
Ты будешь ничей жених, я — ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя — замолчи!

У того, с которым 3 Иаков стоял в ночи.

1. Найдите в тексте местоимения. Определите их разряд.

2. Выясните их синтаксическую функцию.

3. Произведите морфологический разбор указанных слов.

Тест по теме “Местоимение как часть речи”

1. Местоимение – часть речи, которая указывает:

Б) на предметы, признаки и количества.

2. Какое местоимение относится к личным?

3. Для чего служат относительные местоимения?

А) для связи простых предложений в составе сложных;

В) указывает на того, о ком говорят.

4. “Иван – царевич лег спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с СЕБЯ лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь”. Определите падеж возвратного местоимения:

5. Найдите лишнее слово, учитывая разряды местоимений.

А) свой Б) собой В) мой Г) наш

6. Укажите ошибку в определении разряда местоимений.

А) сколько-нибудь – неопределённое

Г ) всякий – определительное

7. В каком слове НЕТ грамматической ошибки?

8. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?

Мне интересно наблюдать за играющими животными.

А) местоим.-прилаг., личное, 2-го лица, ед. числа, в твор. падеже;

Б) местоим.-сущ., личное, 1-го лица, ед. числа, в дат. падеже.

9. В каком ряду все слова являются местоимениями?

А ) ничего, разнообразный, чей, крайний

Б) свой, собственный, чужой, никаких

В) кто-то, любой, никакой, который

Г) их, другой, по-своему, схожий

10. С колько местоимений в предложении В характере каждого человека есть нечто такое, что составляет его основу ?

11. В каком варианте грамматические признаки местоимения определены неправильно?

А ) эта — указательное местоимение в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа

Б) меня — личное местоимение 1-го лица единственного числа в форме родительного падежа

В) никем — отрицательное местоимение в форме мужского рода творительного падежа

Г) любая — определительное местоимение в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа

12. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов в предложении « Каждый раз, когда я ее видел, я вспоминал, какой она была красавицей, когда я с ней познакомился»?

А ) каждый — местоимение, определительное, местоимение-прилагательное, в форме мужского рода, единственного числа, винительного падежа, в предложении входит в состав обстоятельства

Б) ее — местоимение, притяжательное, местоимение-существительное, в форме женского рода, единственного числа, родительного падежа, в предложении является дополнением

В) какой — местоимение, относительное, местоимение-прилагательное, в форме женского рода, единственного числа, творительного падежа, в предложении является определением

Г) я — местоимение, личное, местоимение-существительное, 1-го лица единственного числа, употреблено в форме именительного падежа, в предложении является подлежащим.

Источник статьи: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/44-mestoimenie-tes

Местоимение как часть речи.

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы (вещи, лица, их количество), но не называет их: ты, они, столько. Местоимения отвечают на вопросы существительных кто? что?, прилагательных какой? чей? и числительных сколько?: я смеюсь, моя сестра, несколько лошадей.

Морфологические и синтаксические признаки местоимения зависят от того, какую именно часть речи в данном случае оно заменяет.

Разряды местоимений.

Разряды местоимений различаются по лексическим признакам и грамматическим признакам.

По лексическим признакам местоимения бывают:

  • личные местоимения: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога или беседы, а так же предметы.
  • притяжательные местоимения: мой, твой, наш, их, свой, его, её. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность чего-либо кому-либо или чему-либо: мой дом, твоя кровать.
  • указательные местоимения: тот, этот, такой, таков, столько, и устаревшие сей и оный. Как можно догадаться из названия, эти местоимения указывают на количество или признак предмета: этот шкаф, столько рук.
  • возвратное местоимение: себя. Данное местоимение означает, что лицо или предмет, который выступает подлежащим, тождественен другому лицу или предмету (который и назван местоимением себя): Он себя очень любит.
  • вопросительные местоимения: что, кто, который, какой, чей, сколько. Эти местоимения служат для образования вопросов и указывают на предметы, лица, признаки или количество: Кто пришёл? Какие ученики? Сколько их?
  • относительные местоимения – те же вопросительные, но служат они не для образования вопросов, а для связи в сложноподчиненных предложениях, выступая в роли союзных слов: Я поняла, кто был моим тайным поклонником. Это был парень, который учился со мной на одном факультете.
  • определительныеместоимения: самый, сам, всякий, весь, каждый, другой, любой, устаревшие – всяк и всяческий. Определительные местоимения указывают на признак предмета: самый лучший муж, всякий проходимец, каждый вторник.
  • отрицательные местоимения: ничто, никто, никого, некого, нечего, ничей, никакой, нисколько. Эти местоимения не указывают, а, наоборот, отрицают наличие предмета или признака: Я нисколько не обиделся. Никто не был виноват в моей рассеянности.
  • неопределенные местоимения: нечто, некто, некоторый, некий, несколько. Остальные неопределенные местоимения образуются при помощи суффиксов –то, -либо, -нибудь и основы вопросительного местоимения: сколько-нибудь конфет, кто-то постучался, дай хоть что-нибудь.

По грамматическим признакам местоимения можно поделить на:

  • Местоимения-существительные: я, ты, он, она, оно, они, мы, вы, они, кто-то, что-то, никто, себя и другие. Эти местоимения имеют свои особенности.
  1. Они указывают на предметы или лица.
  2. Они отвечают на те же вопросы, на какие отвечают существительные : кто?
  3. Склоняются по падежам: кто, кого, кому, кем и т.д.
  4. Имеют такие синтаксические связи в предложении, как существительное.
  • Местоимения-прилагательные: твой, мой, свой, наш, какой, такой, тот и др. Они также имеют свои особенности.
  1. Как и прилагательное, указывают на признак предмета.
  2. Отвечают на вопрос какой? чей?
  3. Изменяются по числам, родам и падежам по тому же типу, что и прилагательные.
  4. Связываются с существительными по типу прилагательных.
  • Местоимения-числительные: сколько, столько, несколько.
  1. Отвечают на вопрос числительных сколько?
  2. Указывают на количество предметов, но не называют его.
  3. Обычно склоняются по падежам.
  4. Взаимодействуют с существительными, как имена числительные.

Синтаксическая роль местоимения.

Местоимение может выступать в предложении в роли

  • Подлежащего: Ты придёшь на встречу?
  • Сказуемого: Это он.
  • Определения: Я хочу вернуть свою тетрадь.
  • Дополнения: Мама позвала меня.
  • Обстоятельства: Как это могло случиться?

Источник статьи: http://www.calc.ru/Mestoimeniye-Kak-Chast-Rechi.html

Практикум по теме “Разряды местоимений”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Задание 1. Найдите в тексте все местоимения и определите их разряд.

(1) Каждый город, имеющий славную историю, не просто исторический памятник, не только прошлое. (2) Он живет с нами своей современной жизнью, будет жить после нас, служа приютом и поприщем деятельности нашим потомкам. (3) Город представляет собой единый культурно-исторический организм, имеющий свою душу. (4) И душа эта может раскрыться нам. (5) Как же подойти к городу, чтобы раскрылась его душа? (6) Как научиться понимать его язык, как вступить с ним в беседу? (7) Сначала необходимо в первом приближении познакомиться с этим исторически сложившимся культурным организмом, так как без должного познания нельзя ощутить истинной жизни города. (8 ) Нужно получить представление о его зарождении, полном то преуспевания, то упадка, то вновь возрождения, – словом, проследить судьбы его борьбы за историческое бытие. (9) Но это еще не всё. (10) Не превращайте город в музей достопримечательностей, которые показываются на экскурсиях недостаточно образованными гидами. (11) Ваши прогулки, а точнее, экскурсии должны быть постепенным покорением города. (12) Они должны раскрыть душу города и дать почувствовать некоторое подобие дружбы с ним. (13) Нельзя мерить город на свой аршин, вы должны войти с ним в общение. (14) Ведь сама форма земли, наклон улиц, очертания зданий воплощают в себе особенный дух города. (15) И чтобы постичь этот дух, нужно раскрыть свою душу для подлинного восприятия его души. (16) В некотором смысле требуется известноге самозабвение, очищение себя от предвзятых, непроверенных впечатлений. (17) Есть в каждом городе и такие уголки, где мы по-особому ощущаем свою внутреннюю связь с ним, как будто с живым существом. (18 ) Для меня, петербуржца, таков вид на Петропавловскую крепость со стороны Зимней канавки. (19) Мост над тихой канавкой, сжатой тяжелым гранитом, приземистая желтая башня, поднимающая арку дворца, из-под которой видна широкая река, покрытая льдинами. (20) Сам шелест движущихся льдин, которые подобно стае лебедей, медленно совершают по реке свой путь. (21) И там, за рекой, высятся стены мрачной крепости, над которыми, словно золотой луч, вознеслась сверкающая игла, увенчанная Архангелом. (22) Всё это единство звуков, красок, форм, игры света и тени, наконец, чувство пространства воплощает для меня неповторимый дух Петербурга, «непостижимого города», с его таинственной жизнью, трепещущей в его плоти, сияющей в его душе.

Задание 2. Найдите в текстах все местоимения и определите их разряд.

В редакцию журнала пришло интересное письмо. Автор – семидесятидвухлетний москвич — пишет: «Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда кажется, что он какой-то инопланетянин, — так он не похож на мать, на меня, на свою бабушку. Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично учится, посильно помогает матери — моей дочери — по хозяйству, и даже в его грубоватом обращении ко мне «дед» я порой чувствую привязанность. Но его одежда, этот свитер с висящими рукавами, эти джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими «прикидами» и «приколами», его взгляды и то, что все мои мысли и суждения вызывают у него насмешку, — всё делает его настоящим инопланетянином в нашей семье.

Глядя на внука и его приятелей, проходя мимо шумных компаний подростков, я не могу отделаться от вопроса: откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юнцы? Кто сделал их такими?»

Спорить с автором письма не приходится. То, о чём он пишет, наверняка знакомо большинству читателей, у которых есть внуки. Единственное, с чем нельзя безоговорочно согласиться, — это с вопросом: «Кто сделал их такими?». Мы так привыкли во всём искать виновных, что спокойный взгляд на вещи, попытка найти объективное объяснение даются нам, к сожалению, с трудом. Конечно, куда проще сказать, что во всём виноваты телевидение, американские фильмы, школа, рыночная экономика, правительство, чем постараться понять причину так пугающе расширившейся пропасти между отцами и детьми, не говоря уже о внуках.

А пропасть эта, между прочим, была всегда. Об этом сто сорок лет тому назад И.С. Тургенев написал свой знаменитый роман «Отцы и дети». Да что Тургенев! В одном из древнеегипетских папирусов автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи и что мир поистине рушится.

Другое дело, что в прежние времена изменения в человеческом обществе происходили неизмеримо медленнее, чем сейчас. Изучая влияние убыстрившегося хода истории во второй половине XX века, психологи даже ввели термин «шок будущего». Это чувство смятения, беспомощности, дезориентации, которое охватывает людей, когда их психика перестаёт поспевать за любыми чересчур стремительными изменениями в обществе, в технологиях, в нравах и обычаях. Что же говорить о нас, когда за одно десятилетие — неуловимое мгновение по меркам истории — мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация, политический строй, исчезла привычная страна. Это не просто шок будущего, это супершок. Приходится только удивляться душевной стойкости, которая позволила людям выстоять перед такими историческими цунами.

Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не похожи на нас? Просто они живут в другое время, в другую эпоху. А кто лучше, мы или они, — вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае — странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся. Что же делать, чтобы хоть как-то сузить ров, разделяющий нас? Прежде всего нужно набраться терпения и научиться уважать другие взгляды и нравы, какими бы чуждыми они нам ни казались. И это, разумеется, трудно, но необходимо.

Источник статьи: http://infourok.ru/praktikum-po-teme-razryadi-mestoimeniy-1763163.html

Adblock
detector