Меню Рубрики

Неопределенные местоимения 6 класс урок по фгос

Неопределенные местоимения.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: «Неопределенные местоимения»

Методическая разработка урока

русского языка в 6 классе

Урок по теме «Неопределенные местоимения»

Цель : ознакомление обучающихся с новым разрядом местоимений – неопределенные местоимения

  • дать сведения об отличительных признаках неопределенных местоимений и их образовании;
  • сформировать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию;
  • прививать интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: М. Т. Баранов, учебник для 6 класса; тексты стихотворений.

Ребята, какой сегодня день недели? Любите ли вы учиться в понедельник?

Учитель читает стихотворение М. Вейцмана ( текст на доске)

Понедельник – день веселый

Понедельник – день тяжелый?

Какие знакомые местоимения вам встретились? Назовите их.

Ответьте на вопросы – шутки:

  1. Какое местоимение можно записать одной буквой (я)
  2. Какие два местоимения мешают транспорту? (я-мы)
  3. Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)

– Какие местоимения мы уже изучили? (дети называют)

(Личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;

Вопросительные: кто? что? какая? какое? чей? сколько? который?;

Относительные: кто, что, какая, какое, чей, сколько, который)

– Чем относительные местоимения отличаются от вопросительных?

(вопросительные служат для выражения вопроса);

– Для чего служат относительные местоимения? (Для связи простых предложений в составе сложного);

– Какова синтаксическая функция относительных местоимений (каким членом предложения могут быть?) (разными членами предложения).

Итак , мы уже знаем личные местоимения, возвратное, вопросительные, относительные.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы познакомимся с еще одним разрядом местоимений – неопределенными местоимениями. Научимся употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую роль.

  1. Актуализация прежних знаний.

Поработайте редактором: исправьте ошибки в употреблении местоимений.

  1. Алексей напомнил другу заказать для себя книгу в библиотеке.
  2. Как ты сегодня чувствуешь, мама?
  3. Бабушка присела около печки: возле её было теплее.
  4. Летом я предпринял путешествие на озеро, которое оставило неизгладимое впечатление.
  5. Когда у ей получался фокус, Каштанка звонко лаяла.
  6. Мы ходили на пруд, на нем росло много лилий, и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок.

Вывод: Теперь, я надеюсь, ребята, будете следить за своей речью и грамотно употреблять местоимения в своей речи.

  1. Изучение нового материала.

Ребята, сегодня мы познакомимся с ещё одним разрядом местоимений. Давайте прочитаем стихотворение Ю. Коваля «На яхте».

Какой – то дельфин остроносый

И мне бы хотелось на яхте

Послушать, о чем кричат чайки,

Дельфина увидеть в волнах.

Но пусть меня кто-нибудь встретит,

Но пусть меня кто-нибудь ждет.

– О чем это стихотворение? (о путешествии, о верности, о дружбе).

– Давайте запишем словосочетания в тетради и на доске

Эти местоимения называются неопределенными.

– Подумайте, почему они так называются?

Учитель поясняет, что эти местоимения указывают на предметы и признаки неопределенно и создают в данном тексте настроение неизвестности, мечтательности, неуловимости, загадочности.

Ребята, вспомните, как обычно начинаются сказки.

(В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил,

И, на свет глядючи, радовался. (М. Салтыков – Щедрин)

В некоем царстве, в некоем государстве жил-был богатый купец, именитый человек. (С. Аксаков)

– Почему в сказках используется такое начало?

Как вы думаете, как могут изменяться неопределенные местоимения?

Верно. Но по падежам могут изменяться не все неопределенные местоимения. Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам. Давайте попробуем просклонять эти местоимения.

А некоторые неопределенные местоимения изменяются по родам и числам.

(Какой-то, какая-то, какое-то, какие-то)

– Ребята, как вы думаете, от каких местоимений образуются неопределенные местоимения? (от вопросительных)

Давайте откроем учебник на странице 174, прочитаем материал и рассмотрим таблицу.

Запишите в тетрадочку для схем местоимения, данные на этой странице.

Выполнение упражнения 414 (устно).

Ребята, запишите местоимения

НЕКТО, НЕЧТО, НЕСКОЛЬКО, НЕКОТОРЫЙ.

Выделите в словах приставки и поставьте ударение.

Вывод : В неопределенных местоимениях с приставкой НЕ, приставка всегда под ударением и пишется слитно.

Чтение и заучивание орфограммы 43, страница 175-176 учебника.

– Что же надо знать о приставке НЕ? (Ответы детей)

Это правило обозначает, что в неопределенных местоимениях с суффиксом

-то, -либо, -нибудь обязательно нужно ставить дефис. Также дефис нужно ставить, если перед неопределенным местоимением стоит приставка КОЕ-, но если между приставкой и словом или между словом и суффиксами (-то, -либо, -нибудь) стоит предлог, то все три слова пишутся отдельно друг от друга.

Выполняется задание на стр. 175.

Ребята, давайте выполним грамматическое задание, данное в учебнике на стр. 175.

– Чтение и заучивание орфограммы 44.

– Что вы ещё можете сказать о дефисном написании неопределенных местоимений?

  1. Ребята, сейчас для того, чтобы лучше запомнить эту тему, мы выполним задание, данное на доске . Записываем в тетрадь, комментируем.

(Не)кто, (кое)кто, (не)сколько, кто(то), что(то), (кое) (у) (кого), что(нибудь), что(либо), (кое)кем, (не)что, какой(либо), (кое) (с) (кем).

  1. Следующее задание «Цифровой диктант». Ребята, у вас на парте лежат карточки. Найдите в этих предложениях местоимения и зашифруйте его. На доске написан шифр.
  1. Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.
  2. Вишь, какая саранча!
  3. Особенно поражала смесь какой-то врожденной, природной свирепости…
  4. О себе дед рассказывать не любил.
  5. Кому из литературных героев тебе хотелось бы подражать?

Запишите первое предложение в тетрадь и сделайте синтаксический разбор предложения с его характеристикой.

Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное).

Произведите фонетический разбор местоимения из предложения № 4. (себе)

О себе дед рассказывать не любил.

  1. Выполнение упражнения 416. Проверка.

Итог урока : Что изучили на уроке? Почему неопределенные местоимения называются именно так? Что надо знать об их написании?

Домашнее задание : п. 73, орфограммы № 43, 44

Задание по выбору: напишите сказку, используя п. 73

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это интегрированный урок по технологии и английскому языку. К уроку прилагается учебная презентация по технологии. Начинает урок учитель английского языка, продолжает и завершает урок учитель технолог.

Разработка урока в 6 классе по теме “Неопределенные местоимения” с применением ИКТ.

презентация по русскому языку, 6 класс.

Это первый урок в изучении темы. По форме урок – детектив. Пропала тема урока, и ребята, выступая в роли детективов, ищут ее. Попутно повторяется материал об уже изученных разрядах местоимений. Урок с.

Презентация содержит слайды к уроку “Неопределенные местоименя” в 6 классе. В ней отражены ключевые моменты урока, основные задания и ответы уровневых заданий для самопроверки.

Урок на тему «Неопределенные местоимения» в системе уроков «Местоимения» традиционно сложен. Предлагаю, используя технологию В. Зайцева, построить урок по следующей схеме:МОТИВАЦИЯ.

Конспект урока русского языка с использованием технологии коллективного способа обучения.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/01/02/neopredelennye-mestoimeniya

Конспект урока “Неопределенные местоимения”
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока “Неопределенные местоимения”. 6 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 6 классе

Тип урока: изучение нового материала.

  1. познакомить с отличительными признаками неопределенных местоимений, способом их образования;
  2. сформировать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию;
  3. определить условия выбора слитного, дефисного и раздельного написания неопределенных местоимений.
  1. развивать умение находить неопределённые местоимения, объяснять роль в предложении;
  2. развивать орфографическую зоркость;
  3. содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения);
  4. способствовать формированию информационных и коммуникативных компетенций.

1.воспитывать любовь к родному языку, интерес к урокам русского языка.

  1. способствовать формированию уважительного отношения друг к другу.
  • научиться определять признаки местоимений;
  • изучить особенности неопределенных местоимений;
  • научиться употреблять неопределенные местоимения в речи;
  • изучить правописание неопределенных местоимений.

– Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада видеть Вас на нашем уроке. Пусть сегодняшний урок, ребята, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы начинаем урок.

Чтение эпиграфа урока. Хотелось бы начать урок словами китайской народной мудрости.

Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь.

Учитель: – Как вы понимаете, ребята, эпиграф нашего урока?

Ученики: (Высказывают свое мнение) В процессе урока ученики самостоятельно изучают новый материал и так быстрее его осваивают, даже если ошибаются.

Учитель: – Вы хотите узнать тему урока?

Учитель: – Тогда приступаем к работе. Запишем дату 4 марта, классная работа и оставим одну строку для темы.

Вставьте пропущенные буквы и по вертикали прочитаете тему.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/08/23/konspekt-uroka-neopredelennye-mestoimeniya

Урок русского языка на тему “Неопределенные местоимения”. 6-й класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

  • вспомнить теоретический материал о неопределенных местоимениях;
  • совершенствовать орфографические навыки написания неопределенных местоимений;
  • формировать практические умения по осознанному применению полученных знаний в практике.

Метапредметные:

  • Познавательные: классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал.
  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Регулятивные: уметь сохранять заданную цель.

Личностные: способность ставить цели.

Использованная литература:

1. «Рабочие программы. 5-9 класс. Предметная линия учебников Рыбченкова Л.М.» Просвещение 2013г
2. «Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс» Рыбченкова Л. М., Добротина И.Г. Просвещение 2013г
3.«Учебник русского языка в двух частях». Автор учебника: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., Нарушевич А.Г. (Линия УМК «Рыбченкова Л. М. (5-9 классы)») Просвещение 2014г

– Добрый день! – тебе сказали.
– Добрый день! – ответил ты.
Нас две ниточки связали:
Теплоты и доброты.
– Ребята, начинаем урок русского языка. Будьте внимательны!
– Запишите число, классная работа. Презентация. СЛАЙД 2

Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне; формирование умений самоорганизации и самооценки готовности к предстоящей учебной деятельности.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

1. Решение кроссворда СЛАЙД 3

– Ответьте на вопросы кроссворда и поймете, какой части речи будет посвящен наш урок.
1. Принадлежащий мне (мой)
2. Возвратное местоимение в родительном падеже (себя)
3. Определительное местоимение, синоним местоимений КАЖДЫЙ, ЛЮБОЙ (ВСЯКИЙ)
4. Вопросительное местоимение КАКОЙ по порядку (КОТОРЫЙ)
5. Указательное местоимение, антоним местоимения ЭТОТ (ТОТ)
6. Отрицательное местоимение: НИ ТЫ, НИ Я, НИ ОН. (НЕКТО)
7. Определительное местоимение третья буква в нем – М (САМЫЙ)
8. Неопределенное местоимение, синоним местоимения КТО-ТО (НЕКТО)
9. Принадлежащий нам (НАШ)
10. Личное местоимение 3-го лица множественного числа. (ОНИ)
11. Неопределенное местоимение: неизвестно ЧТО (НЕЧТО)

Какое ключевое слово у нас получилось? (МЕСТОИМЕНИЕ)
– Дайте определение местоимению.
– Назовите разряды местоимений.

2. Работа со стихотворением

– А вот о каком местоимении мы будем с вами говорить на сегодняшнем уроке, вы мне скажите чуть позже. СЛАЙД 4

Перед вами лежит стихотворение. Автор Юрий Коваль «На яхте» (СТРОЧКУ ПРОПУСТИТЬ ДЛЯ ТЕМЫ!)

Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл,
Летали какие-то чайки,
О чём-то кричали ему.
Какой-то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял.
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие-то люди
Глядели уплывшему вслед,
И кто-то, наверное, думал:
“Скорей возвращайся назад.”
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти,
Послушать, о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.
А вечером после заката
На берег вернуться, домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.

– Запишите:
– Кто плыл на яхте? (кто-то)
– О чём кричали чайки? (о чем-то)
– Какие люди глядели уплывшему дельфину в след? (какие-то)
– Какой дельфин в зелёные волны нырял? (какой-то)
– К какому разряду относятся данные местоимения? (к неопределенным)
– Итак, какому разряду местоимений будет сегодня посвящен наш урок? СЛАЙД 5
ЗАПИСЫВАЕМ ТЕМУ УРОКА: «НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ»

Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

III. Постановка учебной задачи.

1. Работа с кластером

– Посмотрите на кластер и скажите, что нам уже известно, а чего мы еще не знаем о неопределенных местоимениях? СЛАЙД 6

– Какие цели перед собой поставим?

2. Цели урока:

  • Научиться правильно писать неопределенные местоимения
  • Учиться употреблять их в речи.

Цель этапа: учить ставить учебные цели

IV.Построение проекта выхода из затруднения

1. Работа с таблицей (РАБОТА В ПАРЕ) СЛАЙД 7
– Посмотрите на данную таблицу (Приложение). Заполните пустые места в таблице (затем работа проверяется устно)

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ ОБРАЗОВАНЫ С ПОМОЩЬЮ…

ЕСЛИ ЕСТЬ ПРЕДЛОГ, ТО ПИШЕТСЯ….

НЕКТО
КОЕ-КТО

КТО-ТО
КТО-ЛИБО
КТО-НИБУДЬ

КОЕ У КОГО
КОЕ С КЕМ
КОЕ О ЧЁМ

КОЕ-КАКОЙ

НЕКОТОРЫЙ

КОТОРЫЙ-ЛИБО

НЕСКОЛЬКО

ЧТЕНИЕ ПРАВИЛА НА СТР. 82

2. Словарная работа СЛАЙД 8

В таблице нам встретилось местоимение НЕКТО.

Дайте лексическое толкование
НЕКТО
1) Некий человек, кто-то.
2) Кто-то малоизвестный (обычно в сочетании с именем, фамилией, кличкой)
Придумайте и запишите сложное предложение с этим местоимением.

3. ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 9-14

Цель этапа: выявление места и причины затруднения.

1. Замените выделенные местоимения синонимичными, более свойственными разговорной речи. СЛАЙД 15-16

Друг рассказал мне нечто интересное (что-то)
Некто забыл дома тетрадь (кто-то)
Дай мне что-либо почитать (что-нибудь)

2. Творческое списывание

Задание: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-.

1. Поздно вечером … постучался к нам.
2. На берегу реки росла … пышная зелень.
3. Расскажите … о вашей поездке по стране.
4. Товарищ вытащил из шкафа … книгу.
5. Вскоре мы заметили на дороге … черное.

– Объяснение правописания неопределенных местоимений.

3. Цифровой диктант СЛАЙД 17-18

Раздельное написание местоимения – 1, через дефис – 2.
Беседовал кое(с)кем, с кем(нибудь) посоветуйся, встретишь кого(нибудь), догадайся кое(о)чем, кое(кого) не было, приобрести что(либо).

Ответы: 1, 2, 2, 1, 2, 2.

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях, проговаривание алгоритма действия.

VI. Самостоятельная работа

1. Словарный диктант (работа с карточкой)

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ (дети выбирают уровень сами)

УРОВЕНЬ на «3»

Прочитайте текст. Обозначьте неопределённые местоимения. Объясните, как пишутся неопределённые местоимения.
Кое с кем это уже случалось, кое у кого совсем недавно было много неприятностей. Надо было бы мне узнать кое о чём и поговорить кое с кем об этом. Но боюсь, кое-кто не захочет делиться со мной кое-чем. Думаю, что кое-кому это неинтересно – рассказывать мне кое о чём. Жаль, но мне придётся самому решать, с кем остаться.

УРОВЕНЬ на «4»

Пос. дить какие(нибудь) р. стения; слыш. ш(ь) какой(то) ш. рох; р. здают(ь)ся чьи(то) шаги; проч. тать что(либо); что(то) бл. стит; пр. обрести (кое)какие вещи; пр. бывать в каком(то) (не)доумени. ; кое(в)чем (не)согласит(ь)ся; встрет. шь кого(нибудь).

УРОВЕНЬ на «5»

(Не)произвел (н. )какого впеч. тления; н. (на)что ра(с, сс)читывать; (н. )чего пр. обрести; ра(с, сс)казать (н. )что интересное; (н. )чем (не) интересуется; н. (у)кого (не)вызвал восторга; (не)боит(ь)ся (н. )каких пр. пятствий; (н. )чем (не)уд. вишь; н. (с)чем сравнить; н. (у)кого (не) был; (н. )кого ра(с, сс)просить; н. (к)кому сп. шить; н. (с)кем пр. рекат(ь)ся; н. (перед)чем (не) пр. клонят(ь)ся; (н. )кого (не) пр. зирать; (н. )кому (н. )чего (не) расскажу.

Цель этапа: проверить умение применения нового знания в типовых заданиях.

– Какие цели ставили в начале урока?
– Чему научились?

Цель этапа: подведение итога урока

VIII. Рефлексия деятельности

– Встаньте, если у вас хорошее настроение.
– Повернитесь налево, если вы считаете, что в неопределенных местоимениях некто, нечто, некоторый, несколько приставка – не всегда под ударением.
– Повернитесь направо, если неопределенные местоимения указывают на неизвестные, неопределенные лица, предметы, их признаки.
– Повернитесь прямо, если местоимение НЕКТО имеет форму только И.п.
– Хлопните в ладоши, если местоимение НЕЧТО имеет форму только И.п (НЕТ. )
– Поднимите руки вверх, если неопределенные местоимения с приставкой кое-, суффиксами то-, либо-, нибудь- пишутся слитно (НЕТ. )
– Сядьте на своё место, если вы считаете, что тему поняли.

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

По выбору: упр. 475 или 476

Дополнительная отметка: «Составьте из 20 слов словарный диктант на тему “Неопределённые местоимения»

Цель этапа: проверка изученного; развитие творческих способностей учащихся

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/661724/

Adblock
detector