Меню Рубрики

Неопределенные местоимения разработка урока 6 класс

Неопределённые местоимения (урок русского языка в 6 классе)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Представлен урок русского языка для обучающихся 6 класса по теме “Неопределённые местоимения”.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Тема: «Неопределенные местоимения»

Методическая разработка урока

русского языка в 6 классе

Мальцева Светлана Ивановна,

учитель русского языка и литературы

Урок по теме «Неопределенные местоимения»

Цель : ознакомление обучающихся с новым разрядом местоимений – неопределенные местоимения

  1. дать сведения об отличительных признаках неопределенных местоимений и их образовании;
  2. сформировать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию;
  3. прививать интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: М. Т. Баранов, учебник для 6 класса; тексты стихотворений.

Ребята, какой сегодня день недели? Любите ли вы учиться в понедельник?

Учитель читает стихотворение М. Вейцмана ( текст на доске)

Понедельник – день веселый

Понедельник – день тяжелый?

Какие знакомые местоимения вам встретились? Назовите их.

Ответьте на вопросы – шутки:

  1. Какое местоимение можно записать одной буквой (я)
  2. Какие два местоимения мешают транспорту? (я-мы)
  3. Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)

– Какие местоимения мы уже изучили? (дети называют)

(Личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;

Вопросительные: кто? что? какая? какое? чей? сколько? который?;

Относительные: кто, что, какая, какое, чей, сколько, который)

– Чем относительные местоимения отличаются от вопросительных?

(вопросительные служат для выражения вопроса);

– Для чего служат относительные местоимения? (Для связи простых предложений в составе сложного);

– Какова синтаксическая функция относительных местоимений (каким членом предложения могут быть?) (разными членами предложения).

Итак , мы уже знаем личные местоимения, возвратное, вопросительные, относительные.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы познакомимся с еще одним разрядом местоимений – неопределенными местоимениями. Научимся употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую роль.

  1. Актуализация прежних знаний.

Поработайте редактором: исправьте ошибки в употреблении местоимений.

  1. Алексей напомнил другу заказать для себя книгу в библиотеке.
  2. Как ты сегодня чувствуешь, мама?
  3. Бабушка присела около печки: возле её было теплее.
  4. Летом я предпринял путешествие на озеро, которое оставило неизгладимое впечатление.
  5. Когда у ей получался фокус, Каштанка звонко лаяла.
  6. Мы ходили на пруд, на нем росло много лилий, и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок.

Вывод: Теперь, я надеюсь, ребята, будете следить за своей речью и грамотно употреблять местоимения в своей речи.

  1. Изучение нового материала.

Ребята, сегодня мы познакомимся с ещё одним разрядом местоимений. Давайте прочитаем стихотворение Ю. Коваля «На яхте».

Какой – то дельфин остроносый

И мне бы хотелось на яхте

Послушать, о чем кричат чайки,

Дельфина увидеть в волнах.

Но пусть меня кто-нибудь встретит,

Но пусть меня кто-нибудь ждет.

– О чем это стихотворение? (о путешествии, о верности, о дружбе).

– Давайте запишем словосочетания в тетради и на доске

Эти местоимения называются неопределенными.

– Подумайте, почему они так называются?

Учитель поясняет, что эти местоимения указывают на предметы и признаки неопределенно и создают в данном тексте настроение неизвестности, мечтательности, неуловимости, загадочности.

Ребята, вспомните, как обычно начинаются сказки.

(В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил,

И, на свет глядючи, радовался. (М. Салтыков – Щедрин)

В некоем царстве, в некоем государстве жил-был богатый купец, именитый человек. (С. Аксаков)

– Почему в сказках используется такое начало?

Как вы думаете, как могут изменяться неопределенные местоимения?

Верно. Но по падежам могут изменяться не все неопределенные местоимения. Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам. Давайте попробуем просклонять эти местоимения.

А некоторые неопределенные местоимения изменяются по родам и числам.

(Какой-то, какая-то, какое-то, какие-то)

– Ребята, как вы думаете, от каких местоимений образуются неопределенные местоимения? (от вопросительных)

Давайте откроем учебник на странице 174, прочитаем материал и рассмотрим таблицу.

Запишите в тетрадочку для схем местоимения, данные на этой странице.

Выполнение упражнения 414 (устно).

Ребята, запишите местоимения

НЕКТО, НЕЧТО, НЕСКОЛЬКО, НЕКОТОРЫЙ.

Выделите в словах приставки и поставьте ударение.

Вывод : В неопределенных местоимениях с приставкой НЕ, приставка всегда под ударением и пишется слитно.

Чтение и заучивание орфограммы 43, страница 175-176 учебника.

– Что же надо знать о приставке НЕ? (Ответы детей)

Это правило обозначает, что в неопределенных местоимениях с суффиксом

-то, -либо, -нибудь обязательно нужно ставить дефис. Также дефис нужно ставить, если перед неопределенным местоимением стоит приставка КОЕ-, но если между приставкой и словом или между словом и суффиксами (-то, -либо, -нибудь) стоит предлог, то все три слова пишутся отдельно друг от друга.

Выполняется задание на стр. 175.

Ребята, давайте выполним грамматическое задание, данное в учебнике на стр. 175.

– Чтение и заучивание орфограммы 44.

– Что вы ещё можете сказать о дефисном написании неопределенных местоимений?

  1. Ребята, сейчас для того, чтобы лучше запомнить эту тему, мы выполним задание, данное на доске . Записываем в тетрадь, комментируем.

(Не)кто, (кое)кто, (не)сколько, кто(то), что(то), (кое) (у) (кого), что(нибудь), что(либо), (кое)кем, (не)что, какой(либо), (кое) (с) (кем).

  1. Следующее задание «Цифровой диктант». Ребята, у вас на парте лежат карточки. Найдите в этих предложениях местоимения и зашифруйте его. На доске написан шифр.
  1. Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.
  2. Вишь, какая саранча!
  3. Особенно поражала смесь какой-то врожденной, природной свирепости…
  4. О себе дед рассказывать не любил.
  5. Кому из литературных героев тебе хотелось бы подражать?

Запишите первое предложение в тетрадь и сделайте синтаксический разбор предложения с его характеристикой.

Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное).

Произведите фонетический разбор местоимения из предложения № 4. (себе)

О себе дед рассказывать не любил.

  1. Выполнение упражнения 416. Проверка.

Итог урока : Что изучили на уроке? Почему неопределенные местоимения называются именно так? Что надо знать об их написании?

Домашнее задание : п. 73, орфограммы № 43, 44

Задание по выбору: напишите сказку, используя п. 73

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формировать умения находить в тексте вопросительные местоимения и использовать их с учетом особенностей склонения.

Изучение притяжательных местоимений в 6 классе на материале фольклора; презентация “Местоимения”.

Большое внимание на современном этапе обучения русскому языку уделяется исследовательской деятельности школьников. «Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, .

Цель: Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/03/12/neopredelyonnye-mestoimeniya-urok-russkogo-yazyka-v-6-klasse

конспект урока русского языка в 6 классе по теме “Неопределенные местоимения”
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Это первый урок в изучении темы. По форме урок – детектив. Пропала тема урока, и ребята, выступая в роли детективов, ищут ее. Попутно повторяется материал об уже изученных разрядах местоимений. Урок сопровождается презентацией.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Неопределенные местоимения»

Цель: Сформировать понятие о разряде неопределенных местоимений.

Задачи: 1. Повторить изученные разряды местоимений.

2. Познакомиться с неопределенными местоимениями, с их признаками.

3. Научиться употреблять неопределенные местоимения в речи.

4. Развивать логическое и образное мышление.

5. Обогатить словарный запас.

Вступительное слово учителя.

– Здравствуйте, ребята. Записывайте в тетрадь число и тему урока.

-Как нет? Действительно! Что же теперь делать? Необходимо срочно ее найти. Здесь не обойтись без профессионала. Придется нанимать детектива. Хотя при нынешнем кризисе… Ребята, может обойдемся своими силами? Согласны стать на время детективами и провести расследование?

-Сначала давайте выясним, кто же такой детектив.

Словарная работа. ( Слайд№2 ) «Детектив»

– Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать детектив?

(Ум, быстрота реакции, наблюдательность, внимательность, умение логически мыслить, рассуждать, смекалка, сообразительность, способность к дедукции)

Словарная работа. ( Слайд № 3 ) «Дедекция»

– Давайте проверим, есть ли эти качества у вас.

– Какое местоимение не имеет и. п.?

– Какие местоимения указывают на принадлежность ?

– Для чего служат относительные местоимения?

– Почему местоимения «я», «ты» называются личными?

– Какие местоимения помогают задать вопрос?

– Чем отличаются вопросительные местоимения от относительных?

– Что происходит с местоимениями з-го лица в косвенных падежах после предлога?

– Какими членами предложения обычно бывают притяжательные местоимения?

– Как пишутся местоимения-наречия: «откуда», «почему», «зачем», «насколько»?

– Чем отличаются местоимения от существительных, прилагательных, числительных, наречий?

-Я думаю, что вы с честью выдержали испытание и достойны носить звание детектива. Начнем наше расследование! С чего же нам начать? Нам бы хоть какую-нибудь зацепку.

(Стук в дверь. Приносят письмо)

– Ребята, нам письмо. Может это как-то связано с нашим делом.

« Некто шел по какой-то дороге и нашел нечто. Некоторую часть найденного он отдал кому-то, а кое-что бросил. Кое-кто проходил где-то и увидел кое-что. Но не подобрал. И кое-что пропало. Жаль!»

-Ребята, вы что-нибудь поняли? Я нет.

– Но мы же детективы! Попробуем расшифровать это послание. Предлагаю заменить какие-то слова в этом письме (на ваше усмотрение), чтобы текст приобрел смысл. Только не отбрасывайте ничего лишнего, иначе мы пойдем по неверному следу.

5. Творческая работа. (Уч-ся заменяют неопределенные местоимения на соответствующие части речи. Читают свои варианты)

– Да, у каждого из вас получился осмысленный текст. Но они такие разные. Может быть, дело не в смысле письма, а в тех словах, которые вам пришлось заменить?

Давайте выпишем их отдельно.

(В тетрадях и на доске записываются неопр. местоимения из текста)

Некто, нечто, какой-то, кому-то, кое-что, кое-кто, где-то.

-Теперь у нас есть объекты для наблюдений. О них необходимо узнать как можно больше. Для начала посмотрим , нет ли кого из этих подозреваемых в нашей уголовной лингвистической картотеке.

Словарная работа ( слайд № 5 ) «Досье»

( Слайд № 6 . «Досье на местоимение «кое-кто»)

– К сожалению, больше никого в нашей картотеке нет. Придется вам, господа детективы, самим понаблюдать за оставшимися и составить на них досье.

– В помощь я даю вам алгоритм ваших действий.

6. Аналитическая работа. (Уч-ся анализируют слова по алгоритму, составляют по образцу их характеристики. Характеристики зачитываются.)

– Обобщим результаты нашего расследования и сделаем вывод: что же представляют собой данные субъекты речи?

(Уч-ся сами формулируют вывод, затем он показывается на слайде)

Вывод: Это местоимения, которые указывают на неопределенные предметы,признаки, количества. Образуются от вопросительных местоимений с помощью приставки «не» и частиц «кое», «то», «либо», «нибудь».

– Ну что ж, господа детективы, поработали вы неплохо. Часть дела раскрыта. Осталось выяснить, к какому разряду относятся эти местоимения. Кому-то интуиция уже подсказала это, но нам нужны доказательства. Рассмотрим еще раз все накопленные сведения. Чтобы узнать главное, нужно убрать лишнее.

7. Игра «Убери лишнее!» (слайд № 9-10)

( Уч-ся выписывают лишние слова, из первых букв которых складывается слово «неопределенное»)

– Господа детективы, я думаю, вы уже можете ответить на вопрос: какова же тема урока?

(Тема записывается в тетради и на доске. Слайд №11 )

– Итак, главная цель достигнута. Но мы бы не были настоящими детективами, если бы не узнали всю подноготную. ( слайд № 12) «Подноготная»

– Предлагаю создать экспертные группы. (Создаются 3 группы) Вот вам ориентировки. Беседуйте с родственниками, соседями, окружением и ответьте на следующие вопросы:

1) Правописание неопределенных местоимений.

2) Особенности склонения неопределенных местоимений.

3) Синтаксическая роль неопределенных местоимений.

(группам раздаются карточки с языковым материалом и указанием на материал в учебнике. После работы представители каждой группы отчитываются у доски)

9. Заключительное слово учителя.

– Господа детективы, поздравляю с успешным завершение дела! Цель была достигнута в предельно короткий срок – за 45 минут. Мы познакомились с разрядом неопределенных местоимений, выяснили, как они образуются, как их правильно писать, изменять и употреблять. Путем логических умозаключений, с помощью интуиции, внимательности и ваших знаний была добыта информация о неопределенных местоимениях. Благодарю всех за работу, получите ваш гонорар. (Выставляются оценки)

10. Контрольный вопрос. Творческая работа.

– Чтобы поставить точку в нашем деле, нужно провести пресс-конференцию: в доступной форме рассказать публике о результатах нашего расследования. ( слайд №13 )

Почему эти местоимения называются неопределенными? Назовите их.

– Люди должны знать эти местоимения, как говорится, в лицо, чтобы уметь правильно обращаться с ними. Свое выступление составьте в свободной форме.

– Какое местоимение не имеет и. п.?

– Какие местоимения указывают на принадлежность ?

– Для чего служат относительные местоимения?

– Почему местоимения «я», «ты» называются личными?

– Какие местоимения помогают задать вопрос?

– Чем отличаются вопросительные местоимения от относительных?

– Что происходит с местоимениями з-го лица в косвенных падежах после предлога?

– Какими членами предложения обычно бывают притяжательные местоимения?

– Как пишутся местоимения-наречия: «откуда», «почему», «зачем», «насколько»?

– Чем отличаются местоимения от существительных, прилагательных, числительных, наречий?

– Какое местоимение не имеет и. п.?

– Какие местоимения указывают на принадлежность ?

– Для чего служат относительные местоимения?

– Почему местоимения «я», «ты» называются личными?

– Какие местоимения помогают задать вопрос?

– Чем отличаются вопросительные местоимения от относительных?

– Что происходит с местоимениями з-го лица в косвенных падежах после предлога?

– Какими членами предложения обычно бывают притяжательные местоимения?

– Как пишутся местоимения-наречия: «откуда», «почему», «зачем», «насколько»?

– Чем отличаются местоимения от существительных, прилагательных, числительных, наречий?

– Какое местоимение не имеет и. п.?

– Какие местоимения указывают на принадлежность ?

– Для чего служат относительные местоимения?

– Почему местоимения «я», «ты» называются личными?

– Какие местоимения помогают задать вопрос?

– Чем отличаются вопросительные местоимения от относительных?

– Что происходит с местоимениями з-го лица в косвенных падежах после предлога?

– Какими членами предложения обычно бывают притяжательные местоимения?

– Как пишутся местоимения-наречия: «откуда», «почему», «зачем», «насколько»?

– Чем отличаются местоимения от существительных, прилагательных, числительных, наречий?

– Какое местоимение не имеет и. п.?

– Какие местоимения указывают на принадлежность ?

– Для чего служат относительные местоимения?

– Почему местоимения «я», «ты» называются личными?

– Какие местоимения помогают задать вопрос?

– Чем отличаются вопросительные местоимения от относительных?

– Что происходит с местоимениями з-го лица в косвенных падежах после предлога?

– Какими членами предложения обычно бывают притяжательные местоимения?

– Как пишутся местоимения-наречия: «откуда», «почему», «зачем», «насколько»?

– Чем отличаются местоимения от существительных, прилагательных, числительных, наречий?

– Какое местоимение не имеет и. п.?

– Какие местоимения указывают на принадлежность ?

– Для чего служат относительные местоимения?

– Почему местоимения «я», «ты» называются личными?

– Какие местоимения помогают задать вопрос?

– Чем отличаются вопросительные местоимения от относительных?

– Что происходит с местоимениями з-го лица в косвенных падежах после предлога?

– Какими членами предложения обычно бывают притяжательные местоимения?

– Как пишутся местоимения-наречия: «откуда», «почему», «зачем», «насколько»?

– Чем отличаются местоимения от существительных, прилагательных, числительных, наречий?

– Какое местоимение не имеет и. п.?

– Какие местоимения указывают на принадлежность ?

– Для чего служат относительные местоимения?

– Почему местоимения «я», «ты» называются личными?

– Какие местоимения помогают задать вопрос?

– Чем отличаются вопросительные местоимения от относительных?

– Что происходит с местоимениями з-го лица в косвенных падежах после предлога?

– Какими членами предложения обычно бывают притяжательные местоимения?

– Как пишутся местоимения-наречия: «откуда», «почему», «зачем», «насколько»?

– Чем отличаются местоимения от существительных, прилагательных, числительных, наречий?

– Какое местоимение не имеет и. п.?

– Какие местоимения указывают на принадлежность ?

– Для чего служат относительные местоимения?

– Почему местоимения «я», «ты» называются личными?

– Какие местоимения помогают задать вопрос?

– Чем отличаются вопросительные местоимения от относительных?

– Что происходит с местоимениями з-го лица в косвенных падежах после предлога?

– Какими членами предложения обычно бывают притяжательные местоимения?

– Как пишутся местоимения-наречия: «откуда», «почему», «зачем», «насколько»?

– Чем отличаются местоимения от существительных, прилагательных, числительных, наречий?

– Какое местоимение не имеет и. п.?

– Какие местоимения указывают на принадлежность ?

– Для чего служат относительные местоимения?

– Почему местоимения «я», «ты» называются личными?

– Какие местоимения помогают задать вопрос?

– Чем отличаются вопросительные местоимения от относительных?

– Что происходит с местоимениями з-го лица в косвенных падежах после предлога?

– Какими членами предложения обычно бывают притяжательные местоимения?

– Как пишутся местоимения-наречия: «откуда», «почему», «зачем», «насколько»?

– Чем отличаются местоимения от существительных, прилагательных, числительных, наречий?

– Какое местоимение не имеет и. п.?

– Какие местоимения указывают на принадлежность ?

– Для чего служат относительные местоимения?

– Почему местоимения «я», «ты» называются личными?

– Какие местоимения помогают задать вопрос?

– Чем отличаются вопросительные местоимения от относительных?

– Что происходит с местоимениями з-го лица в косвенных падежах после предлога?

– Какими членами предложения обычно бывают притяжательные местоимения?

– Как пишутся местоимения-наречия: «откуда», «почему», «зачем», «насколько»?

– Чем отличаются местоимения от существительных, прилагательных, числительных, наречий?

– Какое местоимение не имеет и. п.?

– Какие местоимения указывают на принадлежность ?

– Для чего служат относительные местоимения?

– Почему местоимения «я», «ты» называются личными?

– Какие местоимения помогают задать вопрос?

– Чем отличаются вопросительные местоимения от относительных?

– Что происходит с местоимениями з-го лица в косвенных падежах после предлога?

– Какими членами предложения обычно бывают притяжательные местоимения?

– Как пишутся местоимения-наречия: «откуда», «почему», «зачем», «насколько»?

– Чем отличаются местоимения от существительных, прилагательных, числительных, наречий?

« Некто шел по какой-то дороге и нашел нечто. Некоторую часть найденного он отдал кому-то, а кое-что бросил. Кое-кто проходил где-то и увидел кое-что. Но не подобрал. И кое-что пропало. Жаль!»

« Некто шел по какой-то дороге и нашел нечто. Некоторую часть найденного он отдал кому-то, а кое-что бросил. Кое-кто проходил где-то и увидел кое-что. Но не подобрал. И кое-что пропало. Жаль!»

« Некто шел по какой-то дороге и нашел нечто. Некоторую часть найденного он отдал кому-то, а кое-что бросил. Кое-кто проходил где-то и увидел кое-что. Но не подобрал. И кое-что пропало. Жаль!»

« Некто шел по какой-то дороге и нашел нечто. Некоторую часть найденного он отдал кому-то, а кое-что бросил. Кое-кто проходил где-то и увидел кое-что. Но не подобрал. И кое-что пропало. Жаль!»

« Некто шел по какой-то дороге и нашел нечто. Некоторую часть найденного он отдал кому-то, а кое-что бросил. Кое-кто проходил где-то и увидел кое-что. Но не подобрал. И кое-что пропало. Жаль!»

« Некто шел по какой-то дороге и нашел нечто. Некоторую часть найденного он отдал кому-то, а кое-что бросил. Кое-кто проходил где-то и увидел кое-что. Но не подобрал. И кое-что пропало. Жаль!»

« Некто шел по какой-то дороге и нашел нечто. Некоторую часть найденного он отдал кому-то, а кое-что бросил. Кое-кто проходил где-то и увидел кое-что. Но не подобрал. И кое-что пропало. Жаль!»

« Некто шел по какой-то дороге и нашел нечто. Некоторую часть найденного он отдал кому-то, а кое-что бросил. Кое-кто проходил где-то и увидел кое-что. Но не подобрал. И кое-что пропало. Жаль!»

« Некто шел по какой-то дороге и нашел нечто. Некоторую часть найденного он отдал кому-то, а кое-что бросил. Кое-кто проходил где-то и увидел кое-что. Но не подобрал. И кое-что пропало. Жаль!»

« Некто шел по какой-то дороге и нашел нечто. Некоторую часть найденного он отдал кому-то, а кое-что бросил. Кое-кто проходил где-то и увидел кое-что. Но не подобрал. И кое-что пропало. Жаль!»

« Некто шел по какой-то дороге и нашел нечто. Некоторую часть найденного он отдал кому-то, а кое-что бросил. Кое-кто проходил где-то и увидел кое-что. Но не подобрал. И кое-что пропало. Жаль!»

« Некто шел по какой-то дороге и нашел нечто. Некоторую часть найденного он отдал кому-то, а кое-что бросил. Кое-кто проходил где-то и увидел кое-что. Но не подобрал. И кое-что пропало. Жаль!»

« Некто шел по какой-то дороге и нашел нечто. Некоторую часть найденного он отдал кому-то, а кое-что бросил. Кое-кто проходил где-то и увидел кое-что. Но не подобрал. И кое-что пропало. Жаль!»

Правописание неопределенных местоимений.

  1. Вечером к вам придет некто в черном.
  2. Я при этом испытал некоторое удивление.
  3. На берегу реки росла какая-то пышная зелень.
  4. Расскажите что-нибудь о вашей поездке по стране.
  5. Если вы заметите что-либо подозрительное, тут же сообщите мне.
  6. Кое-где по стенам были развешаны картины.
  7. Кое с кем случился истерический припадок.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/04/07/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-6-klasse-po-teme

Adblock
detector