Меню Рубрики

Оба это местоимение или числительное

Оба — местоимение или числительное?

Оба — это местоимение или числительное? И почему?

2 ответа 2

Среди количественных числительных выделяется группа собирательных числительных, обозначающих количество предметов как одно целое: двое, трое, пятеро, семеро, оба, обе.
Имя числительное

Среди собирательных числительных особое место занимает слово оба (обе).
Оно включается в собирательные числительные на основании его значения – “и тот и другой из двух названных”. В слове оба (обе) кроме значения совместности (мы оба; мы вместе друг с другом; и тот, и другой вместе) присутствует местоименное (указательное) значение.
Подобно местоимениям, оба указывает на уже упоминавшиеся предметы или лица.

Вот примеры употребления этого слова, совмещающего значение количества (совокупности) с функцией указания:

И вы, и я, мы оба порядочные люди (Тургенев).

Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас.

Пушкин

По поводу слов оба, обе в науке нет единодушного мнения.

Значение слова оба по Ефремовой:
употребляется как местоименно-количественное слово; и тот и другой, и то и другое (из двух названных или известных предметов мужского или среднего рода).

Некоторые лингвисты считают, что оба следует относить к указательным местоимениям, так как оно имеет отличительные признаки от всех собирательных числительных и по сути является исключением: изменяется по родам, а также сочетается с одушевлёнными и неодушевленными существительными.

Источник статьи: http://rus.stackexchange.com/questions/444698/%D0%9E%D0%B1%D0%B0-%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5

Нормативное употребление числительных ОБА, ОБЕ

Употребление этих собирательных имён числительных зависит от РОДА имени существительного:

· имя числительное ОБА (ОБОИХ, ОБОИМ, ОБОИМИ) употребляется только с именами существительными мужского и среднего рода: оба брата, в обоих креслах;

· имя числительное ОБЕ (ОБЕИХ, ОБЕИМ, ОБЕИМИ) употребляется только с именами существительными женского рода: обе сестры, к обеим сёстрам.

Грамматическая ошибка допущена в следующем предложении:
По обоим сторонам дороги посажены красивые деревья.
Грамматическая ошибка состоит в том, что имя существительное женского рода (ДОРОГА) не может сочетаться с собирательными числительными ОБА. ОБОИМИ, так как эти собирательные числительные могут употребляться только с именами существительными мужского или среднего рода.
Правильный вариант построения этого предложения:
По обеим сторонам дороги посажены красивые деревья.

Нормативное образование и употребление местоимений

  1. Местоимения «ИХНИЙ», «ИХНЯЯ», «ИХНЕЕ», «ИХНИЕ» в русском языке отсутствуют. Поэтому правильно следует говорить: ИХ ДОМ (г. не «ихний дом»); ИХ МАШИНА (а не «ихняя машина»); ИХ лекарство (а не «ихнее лекарство»); ИХ дети (а не «ихние дети»).
  2. Грамматически правильными являются формы «был У НЕЁ», «увлечён ЕЮ».
    Форма «У НЕЙ» носит разговорный характер и неупотребительна в письменной речи. «Увлечён ей» так тоже говорить неправильно.
  3. Грамматически правильными являются следующие словосочетания:
    грущу по вас,
    тоскую по вас.
  4. При склонении к личным местоимениям ОН, ОНА, ОНО, ОНИ прибавляется начальная буква Н, если они стоят:
    1. после непроизводных предлогов БЕЗ, В, ДЛЯ, ЗА, ДО, ИЗ, К, С, У и др. (без неё, за ними, от него, к ней);
    2. после производных предлогов ВОКРУГ, ВПЕРЕДИ, ВОЗЛЕ, МИМО, НАПРОТИВ, ОКОЛО, ПОСРЕДИ, ПОСЛЕ и др., образованных от наречий и управляющих родительным падежом: вокруг них; возле неё; впереди него.
  1. НЕ прибавляется буква Н, если личные местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ

употребляются после сложных производных предлогов, образованных от имён существительных (навстречу ему, в отношении его, насчёт их, при помощи её).

  1. НЕ прибавляется буква Н после предлогов, образованных от наречий и требующих после себя дательного падежа (наперекор ей, подобно ему, подобно им).
  2. После форм сравнительной степени личные местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ употребляются БЕЗ начальной буквы Н. Поэтому правильно следует говорить: старше ЕЁ (а не «старше неё»); выше ЕГО (а не «выше него»).

Таким образом, словосочетания «вокруг их», «сильнее него» построены грамматически неверно. Правильный вариант их построения: «вокруг них», «сильнее его».

Нормативное образование и употребление глагольных форм

1. Некоторые глаголы в русском языке не имеют формы 1 лица единственного числа, так как они затруднительны для произношения, то есть из-за их неблагозвучности: ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ПЕРЕУБЕДИТЬ, РАЗУБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ОЩУТИТЬ, ЗАТМИТЬ, ДЕРЗИТЬ, ПЫЛЕСОСИТЬ, ЗАЩИТИТЬ, ПРОСЛЕЗИТЬСЯ и др.
В тех случаях, когда всё-таки оказывается необходимым употребить форму 1 лица единственного числа этих глаголов, прибегают к описательному способу выражения – образуют словосочетание, в котором глагол стоит в неопределенной форме, а личную форму образует другой, вспомогательный глагол:
Я ХОЧУ (СМОГУ, НАДЕЮСЬ) УБЕДИТЬ; Я ПОПЫТАЮСЬ ОЩУТИТЬ;
Я ДОЛЖЕН ПОБЕДИТЬ;

Я СМОГУ ОЧУТИТЬСЯ;
Я НАДЕЮСЬ ЗАЩИТИТЬ.

2. Нормативным является следующее образование форм повелительного наклонения ряда глаголов:

Начальная форма глагола Форма повелительного наклонения (единственное число) Форма повелительного наклонения (множественное число)
ЛЕЧЬ ТЫ ЛЯГ ВЫ ЛЯГТЕ
ЕХАТЬ ТЫ ПОЕЗЖАЙ ВЫ ПОЕЗЖАЙТЕ
ПОЛОЖИТЬ ТЫ ПОЛОЖИ ВЫ ПОЛОЖИТЕ
ТРОГАТЬ ТЫ НЕ ТРОГАЙ ВЫ НЕ ТРОГАЙТЕ
МАХАТЬ ТЫ МАШИ ВЫ МАШИТЕ
КЛАСТЬ ТЫ КЛАДИ ВЫ КЛАДИТЕ
БЕЖАТЬ ТЫ БЕГИ ВЫ БЕГИТЕ
ВЫСЫПАТЬ ТЫ ВЫСЫПИ ВЫ ВЫСЫПИТЕ

3. Нормативным является следующее образование личных форм глаголов настоящего, будущего времени:
ЕЗДИТЬ — Я ЕЗЖУ, ОН ЕЗДИТ (неправильно Я ЕЗДИЮ, ОН ЕЗДИЕТ)
ЛАЗИТЬ — Я ЛАЖУ, ОН ЛАЗИТ (неправильно Я ЛАЗИЮ, ОН ЛАЗИЕТ)
МАХАТЬ — Я МАШУ, ТЫ МАШЕШЬ, ОН МАШЕТ, МЫ МАШЕМ, ВЫ МАШЕТЕ, ОНИ МАШУТ.
ЖЕЧЬ (ЗАЖЕЧЬ, ПОДЖЕЧЬ, РАЗЖЕЧЬ) — Я ЖГУ, ТЫ ЖЖЁШЬ, ОН ЖЖЁТ, МЫ ЖЖЁМ, ВЫ ЖЖЁТЕ, ОНИ ЖГУТ.
ПЕЧЬ (ИСПЕЧЬ, ЗАПЕЧЬ) — Я ПЕКУ, ТЫ ПЕЧЁШЬ, ОН ПЕЧЁТ, МЫ ПЕЧЁМ, ВЫ ПЕЧЁТЕ, ОНИ ПЕКУТ
БЕРЕЧЬ (СБЕРЕЧЬ) — Я БЕРЕГУ, ТЫ БЕРЕЖЁШЬ, ОН БЕРЕЖЁТ, МЫ БЕРЕЖЁМ, ВЫ БЕРЕЖЁТЕ, ОНИ БЕРЕГУТ.

СТЕРЕЧЬ — Я СТЕРЕГУ, ТЫ СТЕРЕЖЁШЬ, ОН СТЕРЕЖЁТ, МЫ СТЕРЕЖЁМ, ВЫ СТЕРЕЖЁТЕ, ОНИ СТЕРЕГУТ.

4. Для литературного языка характерны следующие глагольные формы ОН МАШЕТ(неправильно МАХАЕТ),ОН ПЛЕЩЕТСЯ (неправильно ПЛЕСКАЕТСЯ), ОН КОЛЫШЕТСЯ (неправильно КОЛЫХАЕТСЯ), ОН КУДАХЧЕТ (неправильно КУДАХТАЕТ), ОН МУРЛЫЧЕТ (неправильно МУРЛЫКАЕТ), ОН МЯУКАЕТ(неправильно МЯУЧИТ), ОН ПОПРОБУЕТ (неправильно ПОПРОБОВАЕТ.).

5. При образовании возвратных форм глагола ПОСЛЕ ГЛАСНЫХ следует использовать суффикс -СЬ, а не -СЯ.
Например: они встретились (неправильно «они встретилися»), мне хотелось (неправильно «мне хотелося»), мы вернулись к этой теме (неправильно «мы вернулися к этой теме»), вы оденьтесь теплее (неправильно «вы оденьтеся теплее»).
Нормативное употребление глаголов КУШАТЬ и ЕСТЬ:

6. Глагол «КУШАТЬ» приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (КУШАТЬ ПОДАНО) или при обращении к ребенку (ВОВОЧКА, КУШАТЬ БУДЕШЬ?).
В остальных случаях употребляется глагол «ЕСТЬ». Поэтому не рекомендуется говорить о себе «Я КУШАЮ», правильнее будет сказать: «Я ЕМ».

Например: «Утром я обычно ЕМ йогурт».
Лучше так не спрашивать: «Вы уже кушали сегодня?». Правильнее спросить: «ВЫ уже ели сегодня?»

Нормативное образование и употребление причастий и деепричастий

  1. От переходных глаголов совершенного вида (ЧТО СДЕЛАТЬ?) действительные причастия настоящего времени с суффиксами -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ- никогда НЕ образуются. Поэтому следующие формы являются грамматическинеправильными:сделающий, напишущий, поинтересующийся.
  1. От глаголов совершенного вида (ЧТО СДЕЛАТЬ?) НЕ могут быть образованы деепричастия с суффиксами -А-, -Я-, а только образуются деепричастия с суффиксом -В-.Поэтому как грамматические ошибки квалифицируются следующие формы: сложа в стопку (правильный вариант: «сложив в стопку»); посмотря в мою сторону (правильный вариант: «посмотрев в мою сторону»); не пророняя слов (правильный вариант: «не проронив слов»)
  1. От глаголов несовершенного вида (ЧТО ДЕЛАТЬ?) НЕ могут быть образованы деепричастия с суффиксом -В-, а только образуются деепричастия с суффиксами -А-, -Я-. Поэтому как грамматические ошибки квалифицируются следующие формы: смотрев вперёд (правильный вариант: «смотря вперёд»); читав книгу (правильный вариант: «читая книгу»).

Алгоритм выполнения задания:

  1. Определите, к какой части речи относится данное слово.
  2. Если это имя существительное, убедитесь в правильности образования
    1. форм именительного падежа множественного числа;
    2. форм родительного падежа множественного числа.
  3. Если это имя прилагательное, проследите, правильно ли образованы формы степеней сравнения:
    1. нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения.
  4. Если это имя числительное, помните о том, что
    1. у сложных количественных имён числительных склоняются обе части:
    2. при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово:
    3. числительные полтора, полторы в именительном и винительном падежах имеют форму полтора, полторы, а в остальных падежах – полутора;
    4. числительное полтораста в именительном и винительном падежах имеет форму полтораста, а в остальных падежах – полутораста;
    5. числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется с именами существительными мужского и среднего рода;
    6. числительное обе (обеих, обеим, обеими) употребляется с именами существительными женского рода;
    7. собирательные числительные двое, трое, четверо употребляются с именами существительными, имеющими форму только множественного числа или обозначающими лиц мужского пола, названия детёнышей животных.
  5. Если это местоимение, не забывайте о том, что в местоимениях он, она, оно, они после непроизводных предлогов и производных предлогов, образованных от наречий в начале слова прибавляется буква Н.
  6. Если это глагол, обратите внимание на правильность образования
    1. форм повелительного наклонения;
    2. форм прошедшего времени, употребляемых без суффикса -НУ-;
    3. личных форм некоторых глаголов;
    4. возвратных форм глагола с суффиксом -СЯ-.
  7. Если это причастие, имейте в виду, что от переходных глаголов совершенного вида действительные причастия настоящего времени с суффиксами -УЩ-. -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ- никогда не образуются.
  8. Если это деепричастие, вспомните о том, что
    1. от глаголов совершенного вида образуются деепричастия только с суффиксом -Ш
    2. от глаголов несовершенного вида образуются деепричастия только с суффиксами -AЩ.
  9. Проверив правильность соблюдения морфологических норм при образовании имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий, найдите ошибку в образовании формы слова, исправьте её и запишите слово правильно.

Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s43399t9.html

Собирательные числительные

Собирательное числительное – это вид числительного, обозначающего несколько предметов или группы лиц, как одно целое.

Особенности употребления:
· Есть только десять собирательных числительных:

оба (обе)
двое
трое
четверо
пятеро
шестеро
семеро
восьмеро
девятеро
десятеро

· Собирательные числительные не употребляются с существительными женского рода. Исключение – это числительное ОБЕ (обе машины, обе девочки)

Обе машины попали в пробку. – [Óbi mashíny papáli f própku.] – Both cars got stuck in traffic.
Обе девочки не были на вчерашней экскурсии. – [Óbi dévachki né byli na fchiráshnij ikskúrsii.] – Both girls weren’t on yesterday’s excursion.

СОЧЕТАНИЯ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

ОБА используется с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными мужского и среднего рода (оба спортсмена, оба платья)

Оба спортсмена выиграли золотые медали на летней олимпиаде. – [Óba spartsména vyígrali zalatýye midáli na létnej alimpiádi.] – Both athletes won gold medals in the summer Olympics.

ОБЕ используется с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными женского рода (обе женщины, обе картины)

· С одушевлёнными существительными мужского пола (пятеро актёров, трое моряков, двое сыновей)
Пятеро актёров приняли участие в новой пьесе. – [Pyátira aktyóraf prínyali uchástiye v nóvaj pyési.] – Five actors took part in a new play.

· С одушевлёнными существительными, которые обозначают группу людей (детей), детёнышей животных вне зависимости от пола (трое лягушат, шестеро малышей)

Трое лягушат квакают в пруду. – [Tróye lyagushát kvákayut f prudú.] – Three frogs croak in the pond.
Шестеро малышей играют на детской площадке. – [Shéstira malyshéj igráyut na detskáj plaschátki.] – Six kids play on the playground.

· С неодушевлёнными существительными, имеющих форму только множественного числа или обозначающими парные предметы, а также употребляющихся в Именительном и Винительном падежах (двое брюк, трое часов)

У меня есть двое брюк. – [U minyá yést′ dvóye bryuk.] – I have two trousers.
На столе лежат трое часов. – [Na stalé lizhát tróye chasóf.] – There are three watches on the table.

· С личными местоимениями во множественном числе – мы, вы, они (нас пятеро, их семеро)
Нас пятеро в компании. – [Nas pyátira f kampánii.] – There are five of us in the company.
Их было семеро, кто решился поехать в горы. – [Ikh býla sémira, kto rishílsya payékhat′ v góry.] – There were seven of them who decided to go to the mountains.

Источник статьи: http://www.ruspeach.com/learning/14720/

Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 13

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу “Русский язык: понимаю – пишу – проверяю”. Сегодня разговор пойдет об именах числительных. Для успешной сдачи ЕГЭ важно хорошо владеть этой темой.

Занятие 14. Имя числительное. Морфологический разбор с комментариями. Склонение и употребление числительных. Числительные в составе сложных слов

I. Имя числительное обозначает количество предметов, их число, порядок при счёте, например, два (года), первый (день) одна вторая (числа), трое (друзей). Отвечает в предложении на вопросы сколько?, какой? (который?), какая? (которая?), какое? (которое?), какие? (которые?), которые ставятся от существительных, глаголов, числительных:

Давайте вычтем (из чего?) из пяти (сколько?) три.

В классе появился десятый (— какой? который?) ученик.

Морфологический разбор имени числительного.

1. Лексико-грамматический разряд: количественное, порядковое, собирательное.

2. Разряд по составу: простое, сложное, составное.

3. Грамматическая форма: значение рода, числа, падежа.

Комментарии к морфологическому разбору

1. Выделение числительных представляет определённые сложности из-за грамматической разнородности.

Большинство количественных числительных, отвечающих на вопрос сколько? (два, одна вторая, полторы), представляют особый разряд слов из-за отсутствия числа и неизменяемости по падежам. Кроме того, за единичными исключениями (один, одна, одно; два, две; полтора, полторы) количественные числительные не имеют родовых отличий.

Количественные числительные не имеют и формы числа – лишь числительные один и тысяча сохраняют следы этой категории.

Слово один часто вообще перестаёт быть числительным, а приобретает значение неопределённого местоимения или частицы.

В разговорной речи числительному один синонимично числительное раз, которое в свою очередь может превратиться в союз (синонимичный книжному если и разговорному коль).

Количественные числительные подразделяются на собственно количественные и дробные. В разговорной речи возможна замена дробных числительных соответствующими словами – тоже числительными, доставшимися нам от предков. Так, одна вторая заменяется словом половина, одна четвёртаячетверть, одна третьятреть. При обозначении половины какого-либо предмета или количества слово половина в виде пол- присоединяется к соответствующему существительному.

Кроме того, к количественным числительным следует отнести неопределённо-количественные слова мало, много и т. п., а также существительные бездна, тьма, уйма и т. п. в определённом контексте. (Помните, что определять часть речи нужно только на базе предложения.) Сравните:

1) Мне пришлось сегодня много ходить (наречие: ходить как? много, можно заменить наречием долго). – У меня много друзей (числительное: друзей сколько? много, можно заменить числительным: пять, десять и т. п.).

2) Перед путешественниками разверзлась бездна (существительное: можно заменить синонимом пропасть). – Бездна забот свалилась на мои плечи (числительное: забот сколько? бездна, можно заменить числительным: десять, двадцать и т. п.).

Порядковые числительные, отвечающие на вопрос какой? в различных грамматических формах (первый, двадцать пятый, пятимиллионный), образуются от соответствующих количественных. Грамматически они типичные имена прилагательные из-за синтаксической зависимости от имени существительного и согласования с ним в роде, числе и падеже. Ср.:

Работу начну с нового дня – Работу начну с первого дня.

Следовательно, у порядковых числительных есть значение рода, числа и падежа.

Собирательные числительные отвечают на вопрос сколько? (пятеро, трое) и тесно связаны с количественными, поскольку обозначают количество предметов в их совокупности: пять ребят – пятеро ребят. К собирательным числительным относятся также слова оба и обе. Собирательные числительные не имеют числа и изменяются по падежам.

2. По составу все числительные делятся на:

простые, состоящие из одной основы: три, тысячный;

сложные, имеющие две основы и образованные из простых: пятьдесят, двухсотый, восьмеро;

составные, образованные сочетанием простых или сложных числительных: две тысячи пятьсот семь, четыре шестых.

Задание. Прочитайте приводимые попарно предложения. Определите, в каком предложении выделенное слово – имя числительное, а в каком сходная с ним другая часть речи (существительное, сложное прилагательное, наречие, местоимение). Для этого используйте вопросы в словосочетаниях от главного слова к зависимому и формы словоизменения зависимых слов.

1. Я пошла в магазин и купила десять яиц. К сожалению, целый десяток яиц разбился по дороге. 2. В комнату вошёл красивый трёхлетний ребёнок. Наш город с трёхмиллионным населением. 3. У тебя мало времени до экзамена. Ты очень мало работал, вот и не успел подготовиться. 4. Саша хорошо занимался и получил пятёрку. До отхода поезда осталось не более пяти минут. 5. Материю сложили втрое. По берегу реки шли трое друзей. 6. Дай мне только один карандаш. Как-то подошёл ко мне один странный гражданин.

II. Количественные числительные могут склоняться.

а) в сложных и составных числительных склоняются все части;

б) числительное в именительном и винительном падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним, изменяя свою грамматическую форму (см. об управлении и согласовании тему 33, § 2).

И. двести шестьдесят три человека

Р. (нет) двухсот шестидесяти трёх человек

Д. (подойду) к двумстам шестидесяти трём человекам

В. (вижу) двести шестьдесят три человека

Т. (иду) с двумястами шестьюдесятью тремя человеками

П. (думаю) о двухстах шестидесяти трёх человеках

Задание. Какое из двух предложений составлено верно?

1) Я купил более полутора килограммов яблок.

2) Я купил более полтора килограмма яблок.

При склонении дробных числительных существительное сохраняет грамматическую форму родительного падежа.

И. три целых и пять десятых процента

Р. трёх целых и пяти десятых процента

Д. трём целым и пяти десятым процента

В. три целых и пять десятых процента

Т. тремя целыми и пятью десятыми процента

П. (о) трёх целых и пяти десятых процента

Задание. Решите, какое из следующих предложений неправильное, учитывая, что существительное при склонении дробных числительных остаётся без изменения. Помните, что цифры читаются как слова (5, 5 – пять и пять десятых).

1) В 5,5 года ребёнок был хорошо развит.

2) В 5 лет ребёнок был хорошо развит.

3) В 5,5 год ребёнок был хорошо развит.

Поскольку порядковые числительные – грамматические прилагательные, при склонении у них так же, как у прилагательных, изменяется окончание, которое можно проверить по вопросу от существительного в словосочетании:

И. двадцатипятитысячный (— какой?) житель

Р. (нет) двадцатипятитысячного (— какого?) жителя

Д. (подойти) к двадцатипятитысячному (— какому?) жителю

Задание. Продолжите склонение самостоятельно.

Собирательные числительные склоняются так же, как прилагательные во множественном числе – при этом в именительном падеже числительное управляет существительным, в остальных падежах согласуется с ним, например:

По сравнению с количественными и порядковыми числительными сочетаемость собирательных числительных с другими словами ограниченна. Собирательные числительные сочетаются:

1) с существительными мужского и общего рода со значением лица: трое мужчин, пятеро сирот. С существительными женского рода употребляются количественные числительные: три девочки;

2) с существительными дети, ребята: двое детей, шестеро ребят. По аналогии в разговорной речи употребляются с существительным девчата – семеро девчат;

3) в разговорной речи с названиями детёнышей животных и с названиями парных предметов: трое волчат, двое рукавиц (наряду с три волчонка и две рукавицы);

4) с существительными, выступающими только в форме множественного числа: двое ворот, четверо суток. Когда речь идёт о двух, трёх или четырёх предметах, то употребляются только собирательные числительные, когда же предметов более четырёх, то возможны варианты собирательного и количественного числительного: пятеро суток и пять суток;

5) с личными местоимениями в косвенных падежах: нас (их, вас) было трое.

Числительное оба употребляется с существительными мужского и среднего рода: оба мальчика, дерева; нет обоих мальчиков, деревьев, подойду к обоим мальчикам, деревьям и т. д., числительное обе – с существительными женского рода: обе девочки, нет обеих девочек, подойду к обеим девочкам и т. д. Числительные оба и обе нельзя употреблять с существительными, имеющими только форму множественного числа, нужно подобрать другой оборот речи: нельзя сказать “у обоих ворот”, надо у тех и у других ворот.

III. Имена числительные входят в состав сложных слов без соединительной гласной в форме родительного падежа: двадцатисемилетний, сорокаэтажка, шестидесятый.

Исключения. 1. Числительные один, девяносто, сто, которые употребляеются в сложных словах с соединительной гласной -о-, например: одноместный, девяностолетний, стотысячный.

2. Числительное тысяча употребляется с соединительной гласной -е-, например: тысячекратный.

3. Слова сороконожка, сорокоуст пишутся с соединительной гласной -о-, так как здесь числительное сорок употреблено не в прямом значении счёта.

Задание. Исправьте предложения и запишите исправленный вариант.

1. Трое юношей и двое девушек исполняли красивый танец. 2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами триста восемьдесят тремя книгами. 3. Я прожила на даче двадцать два суток. 4. Наша деревня находится в полутораста километров от города. 5. Не так давно жители столицы отмечали восемьсотпятьдесятлетие Москвы. 6. В соревнование по бегу включились сорок три юношей и девушек. 7. В палатке нас три осталось ночевать. 8. Портной работал поочерёдно обеими ножницами – большими и маленькими.

Источник статьи: http://rg.ru/2010/12/02/rusyaz-14-site.html

Adblock
detector