Меню Рубрики

Общие сведения о личных местоимениях

Русский язык “Общее понятие о личных местоимениях” (4-й класс)

Цель: познакомить с личными местоимениями

Задачи:

  • закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
  • познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;
  • упражняться в определении рода, числа, лица местоимений;
  • замене существительных местоимениями в речи;
  • воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма;
  • развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.

I. Организация начала урока.

– У нас необычный урок. На нашем уроке вы станете настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся узнать как можно больше о новой части речи местоимении.

II. Словарная работа

– Внимательно прочитайте предложения. (слайд № 3)

У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.

Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.

Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб .

На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.

Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам России.

– Выпишите из них повторяющиеся слова, запишите их в столбик

  • березы – (они)
  • ученик – (он)
  • девочка – (она)
  • помидоры – (они)
  • путешествие – (оно)

– Что общего между этими словами? (Они все словарные)

III. Изучение нового.

  • Как вы считаете, удачно ли построены данные предложения? Посоветуйтесь и решите, что можно изменить? Запишите эти слова рядом с существительными.
  • Какие еще местоимения встретили в предложениях?
  • Какие слова они заменили?

Место какой части речи заняли в предложении слова? (место имени существительного)

– Если прочитать измененное предложение, без первого, понятно ли вам будет, о ком или о чем идет речь в предложении?

Местоимение только указывает на предмет, но не называет его.

Местоимения, которые ставят вместо имени существительного, называют личными местоимениями или местоимениями-существительными. (слайд № 4)

Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.

(Вывешивается тема урока: Личные местоимения).

Сегодня на уроке мы исследуем эти местоимения.

– Запомните первые три строчки стихотворения.

– Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.

В “Толковом словаре” Ожегова записано: (слайд № 5)

1. Личный – осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.

2. Личный – касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

– Как вы, думаете, почему данные местоимения называют “личными”?

(Они указывают на лицо или лица. Личное – значит принадлежащее лично кому-то).

В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению.

– Сегодня мы исследуем эти местоимения.

– Нам нужно заполнить таблицу (слайд № 6)

– Сначала распределим личные местоимения по числам (слайд № 7)

(дети самостоятельно распределяют слова, затем проверяют)

– Теперь нам надо распределить их по лицам.

Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я – 1 лица.

Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты – местоимение 2 лица.

А тот человек, который не участвует в разговоре – это 3 лицо.

(заполняем таблицу слайд № 8)

– Попробуйте сами распределить местоимения во множественном числе по лицам.

Если я иду с другом, то как скажем о себе? (мы)

При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: (вы). Это местоимение множественного числа.

Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?

Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица)

– Проанализируйте местоимения 3 лица, единственного числа. (слайд № 9)

– Что они нам помогают сделать? (определить род существительных, значит, эти местоимения могут иметь род)

– Личные местоимения, заменяют в предложениях имена существительные, значит, какие члены предложения могут быть выражены личными местоимениями?

(Подлежащее, дополнений, обстоятельство.)

IV. Закрепление

– Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

Они бывают . лица. числа, в 3 лице ед. числа имеют .

Физминутка.

  • Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
  • Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) –
  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
  • Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) –
  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
  • Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) –
  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

1. Загадки. (слайд № 10)

– Нужно отгадать загадку, рядом с отгадкой записать местоимение, которым замещено существительное в загадке.

Утром –
Так заведено –
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар – птицей: ( Солнце )

А стемнеет – ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, –
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной. (Месяц)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки Я грызу. (Белка)

И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И все же называются
ОНИ – морские . (Свинки)

Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а ОН не знает. (Крот)

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам Я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)

2. “Четвёртое – лишнее”

– Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (слайд № 11)

  1. Он, она, оно, я
  2. Я, ты, они, он
  3. Ты, к, от, за

– Запишите лишние слова, укажите лицо и число личных местоимений.

Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты ( 2 л., ед.ч.).

3. Самостоятельная работа. “Вставь местоимение”

– Спиши, вставляя пропущенные местоимения. Определи их число, лицо, если возможно род.

4. Экспресс-опрос “Местоимение”.

1. Укажи местоимения 1-го лица.

2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?

3. Выбери местоимения 3-го лица.

1) я 2) он 3)ты 4) она 5) мы 6) оно 7) они 8) вы

4. Личные местоимения употребляются вместо.

6. Найди в стихотворных строчках местоимения. Подчеркни, укажи их лицо.

Целый день он занят делом,
Двух минут не отдохнет:
То он парту мажет мелом,
То сидит, бумажки рвет!

IV. Итог урока.

– Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).

– Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

– Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.

– У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).

– Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы.

Все дети получают сердечки с надписью “Я+Я= МЫ (слайд № 13,14)

Рефлексия “Светофор” (слайд № 15)

Ребята приклеивают на лист сигналы.

Домашнее задание.

С. 30 № 8, выучить таблицу личных местоимений.

Дополнительный материал.

Задания на смекалку.

  • Какие два местоимения мешают транспорту? (Я, МЫ)
  • Какие местоимения самые чистые? (ВЫ, МЫ, ТЫ)
  • Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение. А вместе они – овощ. (ТЫ, КВА)
  • Шарада.
    Первый слог – личное местоимение,
    Второй – детская болезнь.
    А целое – тот предмет, который
    Выбрасывают, когда он нужен
    И поднимают, когда он не нужен.
    Что это? (Я – корь).
  • Ребус. 7 я (семья)

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/583132/

Личные местоимения

Личные место­име­ния — это сло­ва «я», «ты», «он», «она», «оно», мы», «вы», «они», кото­рые ука­зы­ва­ют на лицо, пред­мет или явле­ние, кон­крет­но не обо­зна­чая его.

Что такое личные местоимения?

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Само назва­ние этих слов гово­рит о том, что лич­ные место­име­ния ука­зы­ва­ют на лицо или пред­мет, но кон­крет­но их не обо­зна­ча­ют. Личные место­име­ния отве­ча­ют на вопро­сы:

Только место­име­ния это­го раз­ря­да обла­да­ют мор­фо­ло­ги­че­ской кате­го­ри­ей лица:

Личные место­име­ния изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам. Местоимения 3 лица име­ют грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию рода.

Я, ты, мы, вы

Словом «я» назы­ва­ют того, кто гово­рит или дей­ству­ет в дан­ный момент, но кто это, маль­чик, девоч­ка, папа, сосед­ка или тре­нер, мож­но понять толь­ко в кон­тек­сте.

Личное место­име­ние «ты» ука­зы­ва­ет на лицо, к кото­ро­му обра­ща­ют­ся в момент речи.

Местоимения «я», «ты» не име­ют форм рода. Личные место­име­ния «я», «ты», с одной сто­ро­ны, и «мы», «вы» — с дру­гой, не соот­но­сят­ся друг с дру­гом в чис­ле.

«Мы» — это совсем не зна­чит «мно­го я», а «вы» — это не «мно­го ты». Они ука­зы­ва­ют на гово­ря­ще­го или его собе­сед­ни­ка вме­сте с дру­ги­ми лица­ми.

Местоимение «вы» может ука­зы­вать как на одно лицо, так и на несколь­ко. Оно часто упо­треб­ля­ет­ся в каче­стве веж­ли­вой фор­мы обра­ще­ния к одно­му чело­ве­ку.

Вы, навер­ное, наш новый сосед? (Вы — это сосед)

Ребята, вы не голод­ны? ( Вы — это ребя­та).

Он, она, оно, они

Местоимения «он», «она», «оно», «они» ука­зы­ва­ют на лицо или пред­мет, о кото­ром гово­рит­ся, гово­ри­лось ранее или будет гово­рить­ся. Только эти лич­ные место­име­ния име­ют мор­фо­ло­ги­че­скую кате­го­рию рода.

  • он — место­име­ние муж­ско­го рода;
  • она — место­име­ние жен­ско­го рода;
  • оно — место­име­ние сред­не­го рода.

Местоимения 3 лица изме­ня­ют­ся по чис­лам:

Склонение личных местоимений

При изме­не­нии по паде­жам фор­мы лич­ных место­име­ний доволь­но спе­ци­фич­ны. При их скло­не­нии появ­ля­ют­ся совсем дру­гие сло­ва:

Падежные фор­мы лич­ных место­име­ний с дру­гим кор­нем назы­ва­ют­ся суп­пле­тив­ны­ми.

Обратим вни­ма­ние, что место­име­ния 3 лица «он», «она», «оно», «они» после пред­ло­гов име­ют началь­ную бук­ву «н»:

Таблица «Склонения лич­ных место­име­ний»

Единственное чис­ло Множественное чис­ло
И.п. я ты он, оно она мы вы они
Р.п. меня тебя его её нас вас их
Д.п. мне тебе ему ей нам вам им
В.п. меня тебя его её нас вас их
Т.п. мной
(мною)
тобой
(тобою)
им ею нами вами ими
П.п. обо мне о тебе о нём о ней о нас о вас о них

Синтаксическая роль личных местоимений

Синтаксической осо­бен­но­стью лич­ных место­име­ний явля­ет­ся то, что они не опре­де­ля­ют­ся име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми и сло­ва­ми дру­гих частей речи, высту­па­ю­щих в роли опре­де­ле­ний. При них воз­мож­ны толь­ко обособ­лен­ные при­ла­га­тель­ные или при­ло­же­ния, кото­рые выде­ля­ют­ся запя­ты­ми.

Ей, девуш­ке шест­на­дца­ти лет , мир казал­ся огром­ным и чудес­ным.

Скромный в сво­их жела­ни­ях , он вел аске­тич­ную жизнь.

Поскольку лич­ные место­име­ния ука­зы­ва­ют на лицо или неоду­шев­лен­ный пред­мет и заме­ня­ют суще­стви­тель­ное, то из этих функ­ций выте­ка­ет их син­так­си­че­ская роль. В пред­ло­же­нии лич­ные место­име­ния явля­ют­ся чаще все­го под­ле­жа­щим или допол­не­ни­ем.

Примеры

Он все дела­ет по-своему, сколь­ко ему ни гово­ри.

Она верит в доб­ро­ту каж­до­го чело­ве­ка.

Они сра­зу ото­зва­лись на нашу прось­бу.

Видеоурок-презентация (6 класс)

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/lichnye-mestoimeniia.html

Урок по теме: “Общие сведения о личных местоимениях”
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Открытый урок был дан врамках проведения аттестации на высшую категорию

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рыбновская средняя школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Открытый урок по русскому языку.

Тема: «Общие сведения о личных местоимениях».

  1. Формирование умения распознавать местоимения в тексте, правильно их употреблять.
  2. Формирование умений пользоваться личными местоимениями.
  3. Формирование умения распознавать местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа.
  1. Познакомить с ролью местоимений в речи.
  2. Познакомить с особенностями местоимений.
  3. Развитие навыков орфографической зоркости.
  1. Напечатанный на каждого учащегося текст про дятла.
  2. Напечатанный на каждого учащегося тест «Общие сведения о личных местоимениях».
  3. Бланк таблицы «Личные местоимения» для каждого учащегося.
  4. Сигнал-схема.

5. Карточки для задания «Какое местоимение так изменяется?»

Учитель предлагает учащимся прочитать наизусть стихотворение Ф. Васильева.

Учащиеся читают стихотворение:

Когда ты хочешь молвить слово, мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,то рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся, то медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь, не выпускай его в полёт.

– Думаю, что вы прислушаетесь к совету поэта – быть внимательным к словам русского языка.

2. Орфографическая минутка.

Учитель предлагает учащимся записать сегодняшнее число.

-Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы. Разберите предложение по членам предложения.

Лебе. ь выт..нул длинную шею и поплыл (в)к. мыши.

Учитель раздаёт детям напечатанный на листочках текст.

– Сейчас мы попробуем себя в роли редакторов. Прочитайте текст. О какой птице вы прочитали? Относится ли эта птица к зимующим?

Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.

-Всё ли вам в этом тексте понравилось?

(Нет, в каждом предложении повторяется слово дятел.)

(Заменить его другим словом, например птица. )

-Прочитайте текст, заменив каждое слово дятел словом птица .

Учащиеся читают текст, заменяя слова.

-Что же нам делать? Попробуйте заменить слово дятел в некоторых предложениях словом птица , а в некоторых предложениях другими словами он и у него.

-Нравится ли вам текст сейчас? (Да, сейчас текст лучше.)

Вы хорошо справились с работой редакторов.

4. Объявление темы урока. Постановка учебной задачи.

На доске запись: дятел – он, у дятла – у него.

– Поставьте вопрос к каждому слову в паре. (Кто? – дятел; кто? – он; у кого? – у дятла; у кого? – у него.)

-Что мы видим? (Вопросы одинаковые.)

-Что обозначает имя существительное? (Предмет.)

-Слова он, у него обозначают предмет? (Нет. Эти слова указывают на предмет.)

-Вместо какой части речи мы употребили слова он, у него ? (Вместо имени существительного.)

-Кто знает, как называются такие слова? (Местоимениями.)

Как названье дать словам: я, ты, мы, и нам, и вам,

Кто и что, какой и сколько, этот, тот, такой и столько,

Наш и ваш, и мой, и твой, их, его, её и свой?

– Это, без сомнения, все местоимения!

Учитель вывешивает на доску сигнал-схему:

-Итак, местоимение – это часть речи, которое не называет предмет, а указывает на него.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с личными местоимениями. Это и будет темой нашего урока.

Запишите название темы у себя в тетрадях.

1) Знакомство с местоимениями.

-Ребята, местоимения бывают единственного числа и множественного числа. Они относятся к 1-му лицу, ко 2-му лицу и к 3-му лицу. У каждого на парте лежит таблица. Давайте попробуем её заполнить.

Образец заполненной таблицы.

– Назовите местоимение, которое говорит о себе. (Я).

-Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и о других, включая себя в их число? (Мы).

-Какие местоимения употребляем, обращаясь к другому лицу? (Ты).

-Какие местоимения употребляем вместо существительного, сообщая о ком- либо или о чём-либо? (Он, она, оно, они.)

-Обратите внимание, у местоимений ОН, ОНА, ОНО мы можем определить род.

-Поменяйтесь таблицами и проверьте, верно ли они заполнены, а для этого откройте свои учебники на стр.29.

2) Задание «Найди местоимение».

На доске написаны слова: семь я , телеф он , вор она, ты ква, вы бор, люби мы й.

-Найдите местоимения в этих словах. Какого числа эти местоимения и к какому лицу они относятся?

Учащиеся выходят к доске и подчёркивают в словах местоимения.

-Какие местоимения вы не нашли в этих словах. (ОНИ, ОНО).

Мы работали отлично,отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно на урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки, улыбнитесь веселей.

Мы попрыгаем как зайки! Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули. Отдохнули? Отдохнули!

-Скажите, а какое личное местоимение прозвучало в нашей физкультминутке? (Мы).

4) Задание «Найди четвёртое лишнее».

– Прочитайте, найдите в каждой строчке четвёртое лишнее слово.

1) я, яма, ты, он 3) Ока, окно, оно, око

2) мы, вы, ты, они 4) он, она, они, оно

– Спишите слова без лишних. Укажите лицо и число местоимений.

5) Задание «Подумай и отгадай».

Учитель предлагает учащимся устно ответить на вопросы:

  1. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Ямы).
  2. Сколько личных местоимений в слове семья ? (Семь).
  3. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. (Тыква).
  4. Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдёшь в словах сварщик, пильщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (Ящик).

6) Задание «Какое местоимение так изменяется?»

– Личные местоимения, как и существительные, изменяются и употребляются с предлогами. Более подробно мы познакомимся с этим на следующих уроках, а сейчас попробуйте догадаться, какое местоимение так изменилось.

Учащимся раздаются карточки с заданием (работа в группах):

  1. У него, к нему, его, с ним, о нём – . ( л., ч.)
  2. К вам, с вами, для вас, о вас – . ( л., ч.)
  3. Для меня, ко мне, меня, со мной, обо мне – . ( л., ч.)
  4. Тебя, к тебе, у тебя, с тобой – . ( л., ч.)

7) Работа с дидактическим материалом.

  1. Откройте книги на стр.109, упр.1. (Учащиеся списывают текст, вставляют подходящее по смыслу местоимение).

6. Проверочная работа. Тест «Общие сведения о личных местоимениях».

-Пришло время проверить, как вы усвоили материал сегодняшнего урока? Давайте ответим на вопросы теста. (Тест на парте у каждого учащегося).

  1. Какое личное местоимение указывает на того, кто говорит о себе?
  1. Каким местоимением можно заменить существительное коллекция?
  1. Прочитай текст. Какое существительное автор заменил выделенным местоимением?

Через леса, через поля, через шумные города в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота, они остановились на отдых.

а) леса б) города в) журавли

  1. Ученик подчёркивал в тексте личные местоимения. Где он ошибся?

а) К морю опять он подходит,

5. Прочитай предложения. Какое местоимение ты поставишь во второе предложение?

Вечером Ваня накопал червяков. Рано утром . отправился на рыбалку.

  1. Продолжи фразу: «Личные местоимения не называют предмет, а только . »

а) описывают его; б) выделяют его; в) указывают на него.

7. Словарно-орфографическая работа.

1) Упражнение «Какие это слова?» .

  1. К данным согласным добавьте нужное количество букв так, чтобы получилось слово.

Саша нашёл птенца дятла и принёс его домой. Птенчик ничего не ел и не пил. Он забился в угол под лавку. Мальчик дал ему старый валенок. Птенец забрался в валенок и уснул.

– Понравился ли вам текст? Устраивает ли вас содержание текста?

(Нет, Саша не стоило приносить птенца домой.)

-Найдите в этом тексте личное местоимение, подчеркните.

– Ребята, с каким настроением вы уходите с урока?

(Учащиеся выбирают кружочек определённой цветовой гаммы, соответствующий их настроению и кладут в «конвертик настроения»).

Учитель предлагает учащимся ещё раз прочитать стихотворение Ф. Васильева с которого был начат урок.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/01/19/urok-po-teme-obshchie-svedeniya-o-lichnykh-mestoimeniyakh

Adblock
detector