Меню Рубрики

Определение местоимения как части речи 4 класс

Урок русского языка в 4 классе “Местоимение как часть речи”
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Данный урок проводился в 4 классе по программе “Школа России”. На уроке учащиеся знакомятся с новой для них частью речи – местоимением, выполняют задание Деда Всеведа. В конце урока выполняют интрактивный тест по теме “Местоимение”.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

«Местоимение как часть речи»

Учитель начальных классов

Цели урока : ознакомление с ролью местоимений в нашей речи, своеобразием

Развивать умения распознавать их в тексте, правильно употреблять

местоимения, развивать память, каллиграфический навык письма,

обогащать словарный запас.

Воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русскому языку.

Оборудование : учебник «Русский язык 4 класс» Рамзаевой, линейки, простые

рисунок Деда Всеведа, рисунок улицы «Части речи», книга

Волиной «Занимательная грамматика», Г.Г.Граник,

С.М.Бондаренко , Л.А. Концевая «Секреты орфографии»(рисунок

улицы частей речи), компьютерное оборудование.

I. Организация внимания учащихся.

Прозвенел звонок. Внимание! Проверь, Дружок,

Все ль на месте, всё ль в порядке:

Настрой. Сегодня, ребята, у нас новая тема, вы познакомитесь с новой частью речи, но я думаю, что вы преодолеете все трудности и вас всё получится.

– Ребята, как выдумаете, зачем нужно изучать русский язык?

– Вот этим мы и займёмся на уроке.

II. Актуализация ранее изученного.

– Откройте тетради ,запишите число, классная работа, словарная работа.

– Сегодня на урок к нам пришёл Дед Всевед. Имя его – от слов всё ведать, то есть всё знать. Давайте покажем ему, как мы с вами можем работать и что мы знаем.

– На дом вам было задано повторить словарные слова. Перед тем как вы будете их писать, я прочитаю стихотворение.

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

Из книжки в норку утащили.

– Давайте вместе восстановим слова

( фронтально повторяем зашифрованные слова)

– Теперь правильно их напишите в 3 столбика как и у меня.

( проверка орфографическим чтением)

– Ребята, скажите, а по каким признакам я сгруппировала слова.

п/о подставили слова он, мой, она, моя.

( пишу под столбиками эти слова)

– Слова он, она – это слова какой части речи?

– Я думаю, что Дед Всевед остался доволен вашей словарной работой, а если нет, то мы с вами постараемся работать лучше, чтобы он нас похвалил.

III. Изучение нового материала

1.Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительной, необычной частью речи – местоимением.

2. Объяснение нового материала.

– Прочитайте название этой части речи в учебнике на с. 163.

– Как вы думаете, почему она носит такое название?

– Да, местоимения заменяют существительные, прилагательные, наречия. И сейчас я прочитаю вам сказку, которая называется «Достойная замена».

В далёкие времена в одном царстве – государстве жили добрые и весёлые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

– Пусть эти счастливчики забудут свои имена!

И в царстве наступил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей. Они не знали.

Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди попросили его помочь вернуть им имена.

– Хорошо, я помогу вам, а пока я даю вам слова вместо названий и имён. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому – либо, говорите ты, а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком – то или о чём – то, говорите он, она оно, а если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.

Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался. Колдунья согласилась, но загадала мудрецу хитрые загадки. Он их разгадал.

Всё встало на свои мета. Но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что они оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имён и названий предметов, то их так и назвали «вместоимени», т.е. «вместо имён», но затем буква в затерялась, и слова стали называться местоимениями.

– В русском языке много местоимений. Сегодня мы познакомимся с местоимениями, заменяющими существительные. Это самая распространённая группа местоимений и называются они – личные местоимения. Их всего 8 . Эта великолепная восьмёрка перед вами.

– Давайте хором прочитаем местоимения.

– Личные местоимения – это местоимения – существительные. Личными они называются потому, что указывают на лица, которые участвуют в речи.

Местоимения я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего. Ты, вы – местоимения 2 – го лица. Они указывают на собеседника, то есть на того, с кем говорят. Он, она, оно – местоимения 3 –го лица, указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.

– Как вы думаете, почему эти местоимения написаны в 2 строчки?

– Да, местоимения бывают единственного и множественного числа. Местоимения я, ты, он. Она, оно – местоимения единственного числа. Местоимения мы, вы, они – местоимения множественного числа.

– Личные местоимения изменяются по падежам , при этом изменяется не только окончание. Но всё слово.

Сегодня к нам на урок пришло много гостей

– В этом предложении есть местоимение. Оно стоит в падежной форме. Найдите это личное местоимение.

-Найдите начальную форму местоимения к нам.

– А когда вместо слова ты необходимо употребить вы?

п/о местоимения 2 – го лица очень дружны. Они заменяют друг друга в обращении к человеку старше тебя по возрасту, в обращении к незнакомому человеку мы используем вместо местоимения ты местоимение вы. Это форма вежливого обращения. Вы употребляют также в обращении к нескольким людям.

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.

3. Задание Деда Всеведа. (проблемное задание)

– Вы не забыли, что к нам на урок пришёл Дед Всевед

– Ребята, у него есть для вас задание. Посмотрите, здесь написаны два предложения. А что с ними делать Дед Всевед не сказал. В этих предложения есть недочёт.

Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.

п/ о да, в этих предложениях повторяется слово человек.

– Давайте его заменим. Каким местоимением?

– Запишем эти предложения, уже изменёнными нами.

( отдаю письмо ученику, он комментирует)

– Ребята, посмотрите на доску. Я написала текст и сейчас его прочитаю, а вы подумайте, о ком идёт речь?

Мама принесла его домой однажды вечером. Это создание было ещё совсем крохотное. Замёрзший и перепуганный он дико озирался по сторонам, и время от времени начинал громко плакать. Лишь к полуночи, выпив тёплого молока и, видимо, вконец, выбившись из сил, малыш заснул прямо на полу у тёплого камина.

– Видите, сколько у вас мнений

– а почему у вас не было однозначного ответа?

п/о в этом тексте не было слова, которое называет предмет, о котором идёт речь в тексте, а сеть местоимение, которое не называет предмет, а только на него указывает.

5. Работа по учебнику. Упражнения в определении местоимений.

– Откройте учебники на с. 164. Найдите упр. 376.

( записываю слово экскаватор на доске)

– Не сразу появились самолёты, корабли, автомобили. Люди издавна мечтали летать по воздуху, быстро ходить по земле, хотели придумать машины, которые помогали бы им в работе. И вот машина – экскаватор – это тоже продукт мечтаний человека.

– Найдите в загадке слово с разделительным ь.

– Придумайте ещё слова с разделительным ь.

-Сейчас вы загадку спишите, самостоятельно подчеркнёте местоимения и напишите 3 слова на это правило.

( взаимооценка выполненной работы)

– Назовите местоимения , которые вы подчеркнули

( даём характеристику я – 1 е лицо. ед. число ты – 2 – е лицо, ед.число)

– Будем каждое предложение писать, комментируя его.

– Прочитайте два последних предложения.

– Разберём их по членам предложения и обозначим части речи.

– Какой частью речи выражается подлежащее в 1 предложении? Во 2 предложении?

– А ещё есть местоимения во 2 предложении?

– А каким членом предложения оно является?

Вывод : В предложении местоимения бывают главными членами предложения – подлежащими и второстепенными членами.

IV.Тест по теме «Местоимение»

– А сейчас вы, ребята, будете выполнять тест.

V. Подведение итогов урока.

– Вы приняли хорошо в гостях эту часть речи. Ребята, Дед Всевед приглашает вас на необычную улицу частей речи. Сегодня мы познакомились с новой частью речи – местоимением. Дайте поселим в 3 дом нашу удивительную часть речи.

-Что нового узнали на уроке?

– Что запомнилось, понравилось?

– Испытывали ли вы трудности? В чём?

– Назовите местоимения, о которых говорили на уроке?

– Как называются эти местоимения?

– Почему это удивительная, необычная часть речи?

– Какого лица бывают местоимения?

-Каким членом предложения бывают местоимения?

– А теперь я и Дед Всевед посмотрим какие вы сообразительные. Я буду вам задавать шуточные вопросы.

Когда руки бывают местоимениями? ( когда они вы- мы – ты)

Какие два местоимения портят дорогу?( я – мы)

Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?(оно)

И в заключении я прочитаю стихотворение. Оно подведёт итог того, о чём мы говорили на уроке. Такими словами могло сказать о себе местоимение, если оно было бы у нас в гостях.

– Я думаю, Дед Всевед остался доволен вашей работой и ещё придёт к нам в гости.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/06/30/urok-russkogo-yazyka-v-4-klasse-mestoimenie-kak-chast

Местоимение как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме “Местоимение как часть речи” (программа “Школа России”)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Местоимение как часть речи

Цель: ознакомление с ролью местоимений в нашей речи, своеобразием личных местоимений.

  • развивать умения распознавать местоимения в тексте и правильно употреблять их в речи
  • развивать память, каллиграфический навык письма,
  • обогащать словарный запас.
  • воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русскому языку.

Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные – определение цели учебной деятельности; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные – ответственное отношение к учению.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки с текстом, карточки с местоимениями, карточки со словами для определения местоимения, карточки с разноуровневыми заданиями для домашней работы.

I. Организация внимания учащихся.

Прозвенел звонок. Внимание! Проверь, Дружок,

Все ль на месте, всё ль в порядке:

Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.

Учите русский годы к ряду

С душой, с усердием, с умом!

– Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)

– Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)

– Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотными.

II. Актуализация ранее изученного.

Прочитайте текст и скажите, какая ошибка в нем допущена.

Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сова имеет мощные когти и чуткие уши. ( на слайде)

– О какой птице говорится в данном тексте ? (о сове)

– Какая речевая ошибка допущена в этом тексте? (Повтор слова сова)

– Как исправить эту ошибку? ( Заменить слова сова другим словом.)

– Каким словом можно заменить слово сова? (Птица, она)

– Какой текст получится? Прочитайте.

Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. У нее мощные когти и чуткие уши.

– Какой частью речи является слово сова? (именем существительным)

– Вместо какой же части речи мы употребили слово ОНА? (вместо имени существительного).

– Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить? (о местоимении)

– Кто сформулирует тему урока?

– Итак, тема урока « Местоимение как часть речи».

– Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? ( Должны узнать, что такое местоимение; будем учиться отличать местоимения от других частей речи)

III. Изучение нового материала

– Как вы думаете, почему она носит такое название?

– Да, местоимения заменяют существительные, прилагательные, наречия. И сейчас я прочитаю вам сказку, которая называется «Достойная замена».

« В далёкие времена в одном царстве – государстве жили добрые и весёлые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

– Пусть эти счастливчики забудут свои имена!

И в царстве наступил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей. Они не знали.

Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди попросили его помочь вернуть им имена.

– Хорошо, я помогу вам, а пока я даю вам слова вместо названий и имён. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому – либо, говорите ты, а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком – то или о чём – то, говорите он, она оно, а если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.

Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался. Колдунья согласилась, но загадала мудрецу хитрые загадки. Он их разгадал.

Всё встало на свои мета. Но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что они оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имён и названий предметов, то их так и назвали «вместоимени», т.е. «вместо имён», но затем буква «в» затерялась, и слова стали называться местоимениями.

– Какие местоимения вы услышали в сказке? (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

– В русском языке много местоимений. Сегодня мы познакомимся с местоимениями, заменяющими существительные. Это самая распространённая группа местоимений и называются они – личные местоимения. Их всего 8 . Эта великолепная восьмёрка перед вами.

– Почему эти местоимения называют личными? (они указывают на лицо или лица)

– Какие личные местоимения указывают на того или тех, кто говорит? (я, мы)

– Какие личные местоимения указывают на того или тех, к кому обращена речь? (ты, вы)

– Какие личные местоимения указывают на того или тех, о ком говорят? (он, она, оно, они)

– Как вы думаете, почему эти местоимения написаны в 2 строчки?

– Да, местоимения бывают единственного и множественного числа. Местоимения я, ты, он, она, оно – местоимения единственного числа. Местоимения мы, вы, они – местоимения множественного числа.

Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.

Я , красивый, друзья, мы , ты , солнечный, убежать, он , она , и, вы , зимний, прыгать, оно .

IV. Закрепление нового материала

Самостоятельная работа с самопроверкой.

– Перед вами текст. Прочитайте этот текст и выпишите предложения с местоимениями. Местоимения подчеркните.

Ночью выпал снег. Он покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. Она подняла в воздух легкие снежинки. Они закружились в хороводе.

– Проверьте правильность выполнения задания по слайду.

– Поднимите руки те, кто выполнил задание верно.

1 группа: Замени, где нужно существительные местоимениями.

По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.

Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной. Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.

2 группа: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

Знаете ли . что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и приятный на вкус.

3 группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями

Юра идёт на каток. Юра катается на коньках. Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжной эстафете. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

4 группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями

Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку.

– Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.

– Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?

– Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое местоимение, научились его использовать вместо имени существительного)

– Испытывали ли вы трудности? В чём?

– Назовите местоимения, о которых говорили на уроке?

– Как называются эти местоимения?

– Почему это удивительная, необычная часть речи?

– Какого лица бывают местоимения?

Ребята, для домашнего задания вы получите карточки. На них три задания, выберите себе одно для выполнения. Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями.

Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями.

Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на берёзовой веточке.

Составь и запиши несколько предложений о сегодняшнем уроке, используя местоимения.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/05/04/mestoimenie-kak-chast-rechi

Adblock
detector