Меню Рубрики

Определительные местоимения урок в 6 классе фгос

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме: “Определительные местоимения”.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок построен по новым стандартам ФГОС ОО. Объяснение нового материала. На уроке используется мультимедийная презенация.

Скачать:

Вложение Размер
разработка урока 28.53 КБ
презентация к уроку 536.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1. Урок русского языка в 6 классе.

Слайд 2. Методика работы с пословицами . От предложения –заглавия к собственному тексту.

  1. Прочитайте данное предложение-пословицу. Устно передайте её основной смысл. Сформулируйте тему.
  2. Отталкиваясь от данного предложения, «разверни» свою мысль в письменной форме (от 5 до 15 предложений). Помните, что предложение – опора является заглавием твоего будущего текста: в этом заголовке, названии выражена главная мысль.
  3. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки, маленького стихотворения или текста –рассуждения.
  4. Так постепенно ты и научишься одно предложение превращать в собственный авторский текст, связанный с нравственной тематикой.
  1. Слайд 3 . Актуализация знаний. Показываю учащимся картинку.
  1. Что бы это значило? Назовите одним словом?
  1. Что вы можете сказать об этом слове ДОБРО?

Имя существительное, неодушевлённое, нарицательное, 2 скл., с. р., ед. ч., им. п., в предложении может быть подлежащим (см. в контексте)

Добро – это основная моральная ценность, нравственная ценность сама по себе.

Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру. (Словарь Ожегова).

Добро. Синоним- благо, дело, услуга.

Словообразование. Добро- добро ‘т-н(ый) добро ‘тн-о добро ‘тн-ость добр-я’к.

  1. Вспомните пословицы о добре?
  1. Доброе дело само себя хвалит.
  2. Доброму везде добро.
  3. За добро добром и платят.
  4. Доброта – единственный язык, понимаемый всеми.
  5. Доброе дело и в воде не тонет.
  1. Составление текста. По последней пословице. Примерный ответ.

Доброе дело и в воде не тонет.

Мне кажется, доброта должна быть в каждом из нас. Она помогает жить, добиваться какой-то важной цели. По-моему, мир будет прекрасен и удивителен, если в нём будут жить добрые люди, добрые чувства и добрые дела. Человек должен как можно больше совершать добрых, светлых поступков. Вот тогда и могут сказать: «Доброе дело и в воде не тонет».

Образовательная: формирование знаний об определительных местоимениях, их употреблении в речи, морфологических признаках, синтаксической роли.

Развивающая цель: развитие навыков устной и письменной речи; развитие навыков работы в паре, группе.

Воспитательная: воспитание добрых отношений между людьми.

  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  2. поиск и выделение необходимой информации;
  1. проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический);
  2. умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме, вычитывание текстовой информации.
  1. формирование компетентности в общении: умение слушать, вести диалог, участвовать в в коллективном обсуждении проблем и принятии решений;
  2. умение формулирования собственного мнения.
  1. составление плана и последовательности действий;
  2. умение делать выводы.

Создание условий для определения темы.

Мне кажется, доброта должна быть в каждом из нас.

  1. Слова каких частей речи есть в предложении?
  2. Как бы вы определите значение слова «КАЖДЫЙ?»
  1. Подводим вопросами к термину “степень охвата предмета- обобщённое качество предмета».
  1. Какое название мог получить этот разряд местоимений? Указываем на роль этих слов в предложении и на их значение.

Тема урока . Определительные местоимения.

Слайд 4. Попробуем определить значение местоимений.

Заполните таблицу. Работа в парах. Историческая справка. Учитель раздаёт текст. Учащиеся выписывают лексическое значений определительных местоимений. В предложении должны быть определительные местоимения.

Местоимение весь определяет предмет как нечто нераздельное, взятое в полном объёме, указывает на исчерпывающий охват отдельных однородных предметов, явлений, лиц.

Слово каждый, всякий обозначают один предмет, выделенный из совокупности однородных предметов.

Всякий обозначает: 1. «Любой из многих». 2. «Разный, самый разнообразный».

Местоимение каждый обозначает «один из всех в данном ряду предметов, любой из себе подобных» (в сравнении со словом всякий имеет оттенок усиления).

Местоимение сам указывает на лицо или предмет, который непосредственно участвует в действии как его источник или объект. Оно имеет также выделительное значение «даже».

Слово самый подчёркивает в предмете главное, обладает значением «именно», «как раз».

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/05/17/razrabotka-uroka-russkogo-yazyka-v-6-klasse-po-teme

открытый урок русского языка в 6 классе по теме “Определительные местоимения”
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок русского языка в 6 классе по теме “Определительные местоимения” построен в соответствии с ФГОС. Проведение каждого этапа описано подробно.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА (6 КЛАСС)

ТЕМА: «ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ».

  1. дидактическая: создать условия для осознания и осмысления информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации, проверка уровня системы знаний и умений;
  2. развивающая: формировать навыки устной и письменной речи, отрабатывать умения в определении рода, числа и падежа определительных местоимений, развивать элементы творческой деятельности, развивать «умение учиться», использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности; развивать память;
  3. воспитательная: воспитывать активную жизненную позицию, воспитывать в учениках уверенность в себе.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

УРОК «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ

ТЕХНОЛОГИИ : здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, проблемного обучения (проблемно-диалогического), развития исследовательских навыков, проектной деятельности, технология уровневой дифференциации, технология продуктивного чтения.

ПРЕДМЕТНЫЕ : научиться определять определительные местоимения по грамматическим признакам.

УУД. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование устойчивой мотивации к обучению, к самосовершенствованию.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, «Рабочий лист» с заданиями, таблица со словом «реставратор», таблица «Домик» для каждого ученика.

– Перед вами «Рабочий лист» с заданиями. В течение урока вы должны заполнить его. Подпишите свой рабочий лист.

II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.

1.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ.

Какую часть речи мы изучаем? Дайте определение местоимения.

Задание №1. Прочитайте стихотворение Исаковского (самостоятельно и вслух).

Во все века на русском хлебе

Так пусть же вновь растут такие,

Чтобы, когда наступит срок,

Перебороть ни в чём не мог. ( М. Исаковский)

  1. Что желает поэт своей Родине?
  2. Найдите местоимения. Определите разряд местоимений.
  3. Почему у местоимения «все» не смогли определить разряд?
  4. Следовательно, какие цели ставим перед собой? (Узнать, какой это разряд и в чем его особенности – значение, собственно слова, изменение, роль в предложении).

2.ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ.

  1. Как устранить причину затруднения?

Обратитесь к рабочему листу. Выполним задание №1. Прочитайте, что надо сделать. Составив слово, запишите в тетрадь тему урока и покажите мне.

Тема урока: Определительные местоимения.

– Сегодня мы будем строить дом для определительных местоимений. Мы узнаем, какие определительные местоимения есть в русском языке, выясним их особенности, будем искать их в текстах и заселять в наш дом.
– Перед вами план. Всё, что мы узнаем об определительных местоимениях, будем записывать в этот план (у каждого из учащихся на листе напечатан план дома)

3.РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА.

– В учебнике на стр. перечислены все определительные местоимения. Назовите их. Запишем определительные местоимения в наш план.

Задание 2: А теперь мы будем исследовать определительные местоимения. Перед вами предложение (на доске):

В юношеской библиотеке на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме.

– Есть ли в данном предложении определительные местоимения? Назовите их.

– Выделите окончания местоимений. На окончания какой части речи похожи падежные окончания ОМ? А как мы определяем падежные окончания прилагательных? (по вопросам)

– Пользуясь вопросами, вставьте пропущенные окончания в данных ОМ (на доске):

Обратиться к люб… прохожему.
Люблю всяк… фрукты.
Заменить ин… словом.
Нет друг… задания.

– Продолжаем строить дом и в план занесём вывод нашей исследовательской работы (падежные окончания как у прилагательных).

– Продолжим наши исследования и выясним, изменяются ли определительные местоимения по падежам, числам и родам.

– Попробуйте изменить местоимение любой по падежам, числам и родам.

– Сделаем вывод о том, как изменяются ОМ, и запишем его в план нашего дома.

– Сейчас мы с вами побываем в роли реставраторов. Кто такие реставраторы? А хотите узнать? Где надо узнать? (Словарное слово – реставратор ).

– Но мы будем необычными реставраторами, мы будем восстанавливать текст. Вместо пропусков вам нужно вставить определительные местоимения, которые живут в нашем доме.
Обратитесь к заданию №2 в рабочих листах
Местоимение весь определяет предмет как нечто нераздельное, взятое в полном объёме, указывает на исчерпывающий охват отдельных однородных предметов, явлений, лиц.

Слова каждый, всякий обозначают один предмет, выделенный из совокупности однородных предметов.

Всякий обозначает: 1. «Любой из многих». 2. «Разный, самый разнообразный».

Местоимение каждый обозначает «один из всех в данном ряду предметов, любой из себе подобных» (в сравнении со словом всякий имеет оттенок усиления).

Местоимение сам указывает на лицо или предмет, который непосредственно участвует в действии как его источник или объект. Оно имеет также выделительное значение «даже».

Слово самый подчёркивает в предмете главное, обладает значением «именно», «как раз».

– Прочитайте текст, который у вас получился. Что узнали из текста?

– Посмотрите на план нашего дома. Что ещё нам нужно узнать об определительных местоимениях? (Синтаксическую роль.)

– Выясним, какими членами предложения являются определительные местоимения в этом тексте.

1.На каждый роток не накинешь платок. Каждый кулик свое болото хвалит. Не всякое слово – пословица. Сам погибай, а товарища выручай. За всякое дело берись умело. Всякая работа мастера хвалит. И сам тонет и других топит.

– Вот мы и построили дом. Посмотрим, какие же местоимения у нас тут живут и в чём их особенности. Расскажите, что вы узнали об определительных местоимениях.

  1. Какие местоимения относятся к определительным?
  2. На что указывают определительные местоимения?
  3. На какие вопросы чаще всего отвечают?

4. Как изменяются? На какую часть речи похожи?

5. Какова синтаксическая роль определительных местоимений?

ФИЗМИНУТКА (проводят 2-3 ученика)

Дружно вверх поднимем руки.

Вдох глубокий сделать всем.

4.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ.

а) У иного и снега зимой не выпросишь.

С любым можно договориться.

Каждый дом своим хозяином славится.

Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

Иному человеку скажешь правду, а он обидится.

От иной похвалы хоть в землю уйди.

5.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Выполните задание №3. Найдите определительные местоимения, определите род, число и падеж и синтаксическую роль. (Проверка)

6.ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ.

а) на «5» – упр.445- по заданию

б) на «4»- выполнить задание №3 в «Рабочем листе»: выписать предложения с определительными местоимениями, подчеркни их как члены предложения.

Ругать жалко, а похвалить не за что.

-Вся комната янтарным блеском озарена.

-Мне встречались всякие люди.

Брат мой, а ум у него свой.

-Не всякая пословица при всяком молвится.

Жалеть коня – истомить себя.

-Иной охоч, да не горазд; иной горазд, да неохоч.

в) на «3» – выполнить задание №4 в «Рабочем листе».

Игра «Поймай на слух» (если останется время).

Я называю местоимения. Вы хлопаете только тогда, когда слышите определительные местоимения.

Какую цель мы ставили в начале урока?

1. Какое из местоимений не является определительным?

А. любой; Б. другой; В. никто; Г. иной.

  1. Найди ошибку в написании местоимения:

А. любого; Б. иному; В. всякова; Г. о каждом.

3. Определительные местоимения изменяются

А. по падежам и числам; В. по родам, числам и падежам;

Б. только по родам; Г. по числам и родам.

4. В предложении определительное местоимение может быть

А. только подлежащим или сказуемым; В. любым членом предложения;

Б. подлежащим, определением, дополнением. Г. только определением;

1. Выучить определительные местоимения.

– Крыша будет нашей лабораторией. Здесь мы займёмся творчеством и в помощь возьмём определительные местоимения. Нередко их можно встретить во фразеологических оборотах. Вот, например, определительное местоимение сам встречается в таких выражениях: сам не свой, сам себе хозяин, сам по себе, сам с усами, само собой. Наверняка у каждого из вас, ребята, живет какое-нибудь домашнее животное. Напишите небольшое сочинение о вашем любимом домашнем питомце, используя некоторые из этих фразеологизмов.

РАБОЧИЙ ЛИСТ ___________________________________

Задание 1. Правильно вставьте буквы и составьте из них слово.

Позв( о,а )лять шалости, велоси( п,пп )ед, янва( рь,р )ский, ждал н( е,и )сколько дней, по( т,д )заголовок, пос( е,и )деть от горя, со( л,лл )дат, н( и,е )кто не забыт, лес( д,т )ница, в( е,и )теран, ма( л,лл )яр, б( ь,ъ )ющийся, ветре( н,нн )ый, без( и,ы )нтересный, с( е,и) бя.

Задание 2. Вставьте определительные местоимения.

Местоимение________ определяет предмет как нечто нераздельное, взятое в полном объёме, указывает на исчерпывающий охват отдельных однородных предметов, явлений, лиц.

Слова ___________, _____________ обозначают один предмет, выделенный из совокупности однородных предметов.

___________ обозначает: 1. «Любой из многих». 2. «Разный, самый разнообразный».

Местоимение ______________ означает «один из всех в данном ряду предметов, любой из себе подобных» (в сравнении со словом всякий имеет оттенок усиления).

Местоимение ________ указывает на лицо или предмет, который непосредственно участвует в действии как его источник или объект. Оно имеет также выделительное значение «даже».

Слово _____________ подчёркивает в предмете главное, обладает значением «именно», «как раз».

Задание 3. Выписать предложения с определительными местоимениями, подчеркнуть их как члены предложения.

Ругать жалко, а похвалить не за что.

Вся комната янтарным блеском озарена.

Мне встречались всякие люди.

Брат мой, а ум у него свой.

Не всякая пословица при всяком молвится.

Жалеть коня – истомить себя.

Иной охоч, да не горазд; иной горазд, да неохоч.

Задание 4. Восстанови текст, вставляя определительные местоимения.

Число книголюбов постоянно растёт. Для ( ………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.

(………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему понравилась.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/05/31/otkrytyy-urok-russkogo-yazyka-v-6-klasse-po-teme

Adblock
detector