Меню Рубрики

Особенности употребления местоимений чтобы речь была понятной

Особенности употребления местоимений в речи

1. Начальное Н в местоимения 3-го лица добавляется после предлогов, исключая предлоги благодаря, согласно, вопреки, навстречу:

у него, у неё, у них; для него, для неё, для них; вокруг него, вокруг неё, вокруг них; благодаря ему, ей, им; вопреки ему, ей, им.

Запомните: притяжательного местоимения ихний в литературном языке нет.

2. Притяжательное местоимении свой указывает на принадлежность предмета субъекту речи, поэтому нельзя: Я просил друга взять свою тетрадь. (Тетрадь, которая принадлежит мне или другу? В данном контексте непонятно).

3. Возвратное местоимение себя соотносится в предложении с подлежащим, поэтому нельзя: Друзья похоронили писателя у себя на родине (друзья похоронили поэта на своей родине или на его? В данном случае – на его).

4. Следует обращать внимание на стилистические различия синонимичных местоимений.

Каждый – всякий (и прилагательное любой)

Каждый – один из всех (разнообразный), все.

Всякий – взятый отдельно (всевозможный).

Любой –какой угодно (на выбор).

Каждый знает таблицу умножения – Всякий знает таблицу умножения.

Здесь: всякий – разговорный оттенок, каждый – общеупотребит.

Мы готовились к экзамену каждый день. Здесь замена синонимами невозможна по значению.

В нашем магазине вы можете приобрести любые товары.

Сам – общеупотребительное; самый употребляется в деловом и публицистическом стилях:

Схватывать саму сущность вопроса, самую эпоху, самое время.

Кто-то – некто

Что-то – нечто

Некто, нечто вносят в повествование книжный абстрактный характер: Я хотел сказать тебе нечто важное (что-то важное) Что – то – общеупотребительно.

Который – какой

Относительное местоимение который конкретизирует указанные значения придаточного определительного предложения, а какой придает придаточному качественный характер: Не было книги, которую бы он не прочитал.Перед нами был тот самый человек, какого мы хотели увидеть.

5. Часто речевые ошибки, связаны с нарушением соотнесённости местоимения с лицом или предметом, выраженным именем существительным. В результате возникает двусмысленность (особенно всего в сложных предложениях).

Молодежь – наше будущее, они всегда впереди (… она всегда впереди).

Группа досрочно сдала все зачеты, чтобы их проэкзаменовали в первую очередь (Группу или зачеты?). Следует: Группа досрочно получила все зачеты, чтобы сдать экзамены в первую очередь.

Правописание местоимений

Приставки НЕ- и НИ- в неопределенных и отрицательных местоимениях.

Не- под ударением Ни- без ударения
некто, несколько, нечего, некому Никто, нисколько, Ничего, никому, никакой

Слитное и раздельное написание НЕ-НИ с местоимениями

Без предлога – слитно С предлогом – раздельно
Никто, ничто Никакой, ничей Ни у кого, ни за что, Не с кем, ни у какого, Кое у кого, кое за что

Правописание дефиса в местоимениях

Местоимения с – то, -либо, – нибудь, кое– пишутся с дефисом.

кое-кому сколько-то кому-либо

4. Склонение отрицательных местоимений никто, ничто.

И.п. никто ничто
Р.п. никого ничего
Д.п. никому ничему
В.п. никого ничто
Т.п. никем ничем
П.п. ни о ком ни о чем

5. В сочетаниях не кто иной, как; не что иное, как местоимения с частицей не пишутся раздельно: Это был не кто иной, как мой друг.

Если нет «как», то пишем никто иной. Никто иной не мог прийти в это время.

6. Различайте слитное и раздельное правописание местоимений и наречий:

Наречия: притом, причем, поэтому, потому, затем

Предлог + местоимение: при том, при чем, по этому, по тому, за тем.

Союз тоже пишется слитно, а указательное местоимение то с частицей же – раздельно.

1. От того селения до нашего лагеря не более пяти километров 1. Мы не пришли вовремя в лагерь, потому (оттого),что заблудились.
2. По этому учебнику я хорошо подготовился к экзамену. 2. Я хочу хорошо сдать экзамен, поэтому буду заниматься целый день.
3. Я выучу то же правило (что и ты). 3. Я тоже выучу это правило.

Задание 53. Каким способом и от каких частей речи образованы следующие глаголы? Разберите их по составу

Переписать, выписать, сидеть, занять, обниматься, учиться, выспаться, приплясывать, обезопасить, обезвредить, делать, завтракать, торговать, учительствовать, планировать, цитировать, полемизировать, косить, женить, каменеть, белить, глушить, хорошеть, пустовать, капризничать, якать, множить, баюкать, охать.

Задание 54. Определите спряжение глаголов. Вставьте пропущенные буквы. В скобках отметьте, к какому спряжению относится глагол.

(1) – 1-ое спряжение; (2) – 2-ое спряжение.

Ты смотр…шь ( ), вид…шь( ), дыш…шь ( ), застел…шь ( ), бре…шься ( ), разве…шь ( ), мину…шь ( ), держ…шь ( ), завис. шь ( ), приближа…шься ( ), замерзн…шь ( ), обид…шь ( ), прикле…шь ( ).

Задание 55. Впишите гласную в личные окончания глаголов. Объясните правописание.

Ненавид…шь неправду, рису…те натюрморт, вы хорошо вид…те в даль, девочка хорошо пиш…т, спеш…те на работу, ребята пил. т лобзиком, они руб…т дрова, люб…т работать, пол…т грядки, наде…тся, бор…тся.

Источник статьи: http://megaobuchalka.ru/10/11079.html

Особенности употребления некоторых местоимений

Местоимение самый употребляется, чтобы обратить внимание на какую-либо особенность предмета: Совещание приступило к рассмотрению самого существа проблемы.

Местоимение сама в винительном падеже имеет две формы: самое, которая является книжной и к тому же устаревающей, и сама, которая воспринимается как более современная.

  • 3. Винительный падеж возвратного местоимения себя может относиться к разным лицам, упоминаемым в предложении, например: Друзьяне разрешают мне шутить над собой. Здесь над собой может относиться по смыслу и к друзьям и ко мне. Подобной двусмысленности следует избегать. Данное предложение лучше построить по-другому: Друзья не разрешают, чтобы я шутил над ними (если речь идет о шутке в адрес друзей); Друзья не разрешают, чтобы я шутил над собой (если речь идет о шутке в мой адрес).
  • 4. В выражениях представлять собой, представлять себе не надо опускать возвратное местоимение и говорить: Мы не представляли (себе) того, во сколько обойдется нам ремонт машины.
  • 5. После предлогов у личных местоимений 3-го лица появляется начальная н: их — в них; его — около него.

Особенности образования форм некоторых глаголов

  • 1. При образовании от глаголов форм несовершенного вида при помощи суффиксов -ыва-(-ива-) может происходить чередование звуков [о] — [я] в основе. Если при этом образуются параллельные формы: обусловливать — обуславливать, уполномочиватьуполномочивать, то первые из них соответствуют строго литературному употреблению, а вторые употребительны в разговорной речи. В сомнительных случаях следует обращаться к словарю.
  • 2. Некоторые глаголы с окончанием на -путь образуют вариантные формы прошедшего времени с суффиксом -ну- и без него: сохнул и сох, сникнул и сник, увянул и увял. Последние в настоящее время являются предпочтительными.
  • 3. Формы 1-го и 2-го лица глаголов могут сочетаться с личными местоимениями, а могут употребляться без них. В последнем случае повествованию придается большая динамичность и в то же время разговорный оттенок. Например:
    • — Давай рассказывай, как есть. Проигрываешь, наверное?
    • Вы. выигрываю.
    • (В. Распутин)

    Однако это не относится к официально-деловому стилю, например к служебным документам, где личные формы глагола обычно употребляются без личных местоимений: Предлагаю. Приказываю. Утверждаю. и т.д.

    4. Некоторые глаголы имеют вариантные личные формы: выздоровеют — выздоровят, опротивеют — опротивят. Первые из них являются литературными, потому что эти глаголы относятся к первому спряжению, вторые — устарелыми или разговорными. Такие же соотношения форм плещет — плескает, мурлычет — мурлыкает.

    Некоторые глаголы вообще не имеют отдельных личных форм 1-го лица (очутиться, победить, убедить) или 1-го и 2-го лица (ржаветь, сквозить). Например:

    «А ведь по-русски нельзя сказать от первого лица единственного числа: “Я побежу. ” или “Я победю. ” — подумал Сережа. — Грамматика сопротивляется. Может быть, одному вообще победить невозможно? Только всем вместе».

    • (?. Евтушенко)
    • 5. Некоторые глаголы имеют вариантные формы повелительного наклонения, различающиеся стилистически, например: почисть — почисти, не порть — не порти, высунь — высуни. Только первые формы в этих парах являются литературными.

    Источник статьи: http://studme.org/329601/literatura/osobennosti_upotrebleniya_nekotoryh_mestoimeniy

    Конспект урока русского языка по теме “Употребление местоимений в речи”

    Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

    для дошкольников и учеников 1–11 классов

    образовательная: знать правила употребления местоимений в речи, разряды местоимений, правила их правописания , формировать умение анализировать роль местоимений в тексте, правильно использовать в собственной речи,

    воспитательная: прививать интерес к изучению родного слова, воспитывать бережное отношение к родному слову, приобщение к нормам речевого этикета,

    развивающая: развивать аналитическое мышление, познавательную активность, коммуникативные способности.

    Оборудование урока : учебник 6 класса под ред. Е.А.Быстровой, презентация.

    Мы продолжаем изучать часть речи, которая нескромно заявляет:

    Мы познакомились со всеми разрядами местоимений, их морфологическими признаками. Проверим, как усвоен материал.

    А) Пред вами лингвистическая сказка . Внимательно прочитайте её, подчеркните фактические ошибки, допущенные сказочником.

    1. На планете Лингвистика есть небольшая Страна Местоимений. Её жители указывают на предметы, признаки, количество, действия , но не называют их.

    2. Местоимения живут семьями: Личные, Вопросительные, Относительные, Качественные, Притяжательные, Неопределенные, Отрицательные, Указательные, Определительные. Возвратное местоимение Себя проживает в гордом одиночестве.

    3. Между некоторыми семьями особенно тесное родство. Потомками Вопросительных местоимений кто? что? какой? чей? каков? сколько? который? являются Неопределенные, Отрицательные и Притяжательные местоимения.

    4. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Лишь капризное Возвратное местоимение себя и Неопределенные местоимения не’кого, не’чего не пожелали иметь форму именительного падежа. А самые ленивые Неопределенные местоимения не’кто и не’что вовсе решили не изменяться.

    5. Указательные, Притяжательные и Определительные местоимения состоят в тесном родстве с жителями соседней Страны Прилагательных и так же , как Прилагательные, они все дружно изменяются по падежам, родам и числам.

    6. Местоимения всегда готовы прийти на помощь, они охотно становятся в предложение, заменяя самостоятельные части речи, выполняя все синтаксические функции, кроме сказуемого.

    Б) Проверим орфографическое «здоровье».

    1.н..какой, н..чей, н..кого позвать

    2 .(кое)кто , о чем(либо), сколько(то)

    3.(не)(о)чем жалеть, (не)кому сказать , (не)(с)кем поделиться

    4.встретились у _их, о _её успехах , пришёл к _ему.

    *Самооценка по ключу на экране

    Изучая местоимения, вы заметили, что не так уж просты эти маленькие словечки – местоимения.

    Послушайте высказывания о местоимениях учёных – лингвистов.

    Если допустить невероятное, что местоимения исчезли вдруг из языка, речь стала бы невозможной. Человек бы не смог обозначить себя как говорящего, собеседника, лицо, о котором идёт речь. (Г. Солганик)

    Местоимения удобны… Они, «как запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова. (А. Реформатский)

    Как длинна, как нудна была бы наша речь, если бы в ней не было местоимений. Местоимения создают намречевое удобство, так как экономят время и пространство.

    (В. Иванов, 3. Потиха.Д. Розенталъ)

    IV.Определение темы, целей урока.

    -Какая мысль объединяет эти высказывания?

    Сформулируйте тему урока. (Употребление местоимений в речи)

    Запишите в тетрадях : число, кл. работа, тема

    Начинаем наблюдение за «поведением» местоимений в речи, чтобы понять правила, по которым они живут,…

    1. Послушайте стих-е А.Барто «Сильное кино» (наизусть читает ученик)

    Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-po-teme-upotreblenie-mestoimeniy-v-rechi-2909964.html

    Употребление местоимений в разных стилях речи

    При функционально-стилевой характеристике местоимений прежде всего обращает на себя внимание их особая употребительность в разговорной речи. Именно здесь они выступают как категориальные единицы, выработанные языком для целей указания. Не случайно исследователи разговорного стиля утверждают: «Разговорный язык. местоименен по своей сути». Это объясняется тем, что для устной формы общения требование абсолютной точности не является столь обязательным, как для письменной.

    Непосредственный контакт участников диалога, его ситуативная восполняемость, возможность использования говорящими предситуации, которая определяет тему и является своеобразным «прологом» к высказыванию, – все это позволяет использовать местоимения в разговорной речи несравненно чаще, чем в книжной.

    Обращение к местоимениям в процессе живого общения отличает ряд особенностей. Только здесь возможна конкретизация местоимения жестом, что позволяет предельно сократить языковое выражение мысли. В устной речи часто не принимается во внимание порядок слов, который в письменной речи препятствует правильному пониманию высказывания: Смотри, все выбегают из домов и несут какие-то вещи! Ты их видишь? (не вещи, не дома, а тех, кто выбегает). В подобных случаях смысл зависит от интонации, которая столь значима в устной форме общения, где местоимения несравненно чаще, чем в книжном литературном языке, занимают ударную позицию во фразе.

    В разговорной речи употребление местоимений сопровождается различными приемами их актуализации; ср. плеонастическое употребление местоимений при указании на субъект действия: Дима, он не подведет, или конструкции типа: Так оно и было; Идет она – прическа, платье – все у нее по моде.

    Местоимения такой, что и местоименные наречия как, так, когда, тогда, где, там, куда, откуда в разговорной речи выступают как актуализаторы, определяющие интонационное членение высказывания и выделяющие те или иные его части: А он что? обещал зайти?; Она как? нас берет?; А вы куда? в деревню едете? На слова и словосочетания, выделенные таким образом, падает логическое ударение, они получают больший динамический вес. Использование местоимений в разговорном стиле отличает также свойственная исключительно устной сфере общения возможность вводить в речь отдельные местоимения как незнаменательные слова для заполнения пауз при подыскивании нужного слова: Ты понимаешь. эту самую. Соколову. (слово найдено – Соколова).

    Только в устной речи употребляются местоимения в незавершенных фразах: Ты, я вижу, того. А он это. знаете? В словах-указателях как бы содержится намек на то или иное продолжение высказывания, однако собеседнику предоставляется возможность домыслить его содержание.

    Для функионально-стилевой характеристики местоимений важное значение имеет также избирательность их употребления в разных функциональных стилях. Так, в книжных, и в первую очередь в официально-деловом и научном, находят применение местоимения таков, таковой, какой, иной, некто, нечто, некий; в разговорном – этакий, всяческий, такой-сякой, кое-кто, кое-что, кое-какой, сколько-нибудь и др. Следует также отметить отказ от употребления в книжных стилях некоторых нейтральных местоимений. Так, в официально-деловом и научном стилях вместо слов этот, такой, некоторый чаще используются подвергшиеся прономинализации прилагательные и причастия данный, указанный, вышеуказанный, вышепоименованный, следующий, нижеследующий, определенный, известный: Известный интерес представляет следующая точка зрения.

    Функционально-стилевая специализация местоимений проявляется и в том, что у многих стилистически нейтральных местоимений наметилась тенденция к большей частотности в книжной или разговорной речи. Особенно наглядно это видно на примере неопределенных местоимений: в произведениях книжных стилей употребительны кто-либо, что-либо, какой-либо, некоторый, в разговорной речи чаще используются близкие к ним по значению кто-то, что-то, какой-то, какой-нибудь. Вопросительные местоимения кто, что, какой, чей, сколько чаще употребляются в разговорной речи, что связано с частотностью вопросительных предложений в диалогах. Соответствующие относительные местоимения, а также местоимения который, каков проявляют особую активность в книжных стилях, поскольку здесь особенно употребительны сложные синтаксические конструкции, в структуре которых играют важнейшую роль союзные слова, представленные этими местоимениями и местоименными наречиями где, когда, куда и др.

    О функционально-стилевой закрепленности различных местоимений убедительно свидетельствуют и особенности употребления в речи личных местоимений. В художественной речи они господствуют: используются в 7 раз чаще, чем в официально-деловых бумагах, и в 3,5 раза чаще, чем в научной литературе.

    Интересны и сведения об употреблении разных форм личных местоимений в книжных стилях. Так, местоимения 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа: я, мы, ты, вы – совершенно не представлены в официально-деловом стиле. В научном – крайне редко можно отметить обращение к личному местоимению 1-го лица единственного числа, так как его вытесняет авторское мы; местоимения 2-го лица здесь также отсутствуют. Несомненно, что это «обусловлено экстралингвистической основой стилей», однако такая избирательность в использовании форм личных местоимений «определяет существенные параметральные признаки структуры и специфики данных речевых разновидностей».

    Интересные закономерности можно отметить и в изменении семантики отдельных местоимений в зависимости от условий их использования в разных стилях и в просторечии. В живом общении одно местоимение нередко заменяет другое.

    Вспомним особенность речи Гаева в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»: его, на первый взгляд, неуместный вопрос кого? вместо что? при выражении непонимания: – Когда-то мы с тобой, сестра, спали вот в этой самой комнате, а теперь мне уже пятьдесят один год, как это ни странно. – Да, время идет. – Кого? – Время, говорю, идет.

    В просторечии реплики при диалоге нередко сводятся к таким «странным» вопросительным местоимениям:

    На стоге свежепахнущего сена. безмятежно спал Венька Фомин. Сошнин стянул его с сена, грубо потряс за отвороты телогрейки. Венька долго на него пялился, моргая, не понимая, где он, что с ним.

    – Пойдем за ворота, там женщины тебе объяснят, ково и чево.

    Разговорный характер имеет и употребление формы чего, вытесняющей нейтральную что в вопросительных предложениях со значением «почему? по какой причине?»: Чего в этом хорошего? Чего зря выступать?; ср. также типичное для разговорной речи – Чего там! Все равно!

    Стилистически ограничено употребление ряда местоимений в особых значениях. Так, местоимение который, употребленное в значении неопределенного, получает просторечную окраску: К теляткам, бывало, так привыкнешь, что когда которого отпоишь и его поведут колоть. после три дня плачешь (Леек.). Местоимение самый, употребленное при личном местоимении в значении «собственной персоной», имеет разговорный характер: – Разве это он? – Он самый . Местоимение такой получает разговорную окраску, когда употребляется в сочетании с местоимениями кто, что, какой для их выделения: А ты кто такой?, Ну-с, посмотрим, какие-такие ваши секреты, барышня (Мет.).

    Яркую стилистическую окраску могут получать и отдельные грамматические формы тех или иных местоимений. Так, краткая форма общеупотребительного местоимения всякий имеет устаревшую или просторечную окраску: Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык.. (П.); И ведь за всяку безделицу норовит выругать лысым (Гонч.). Подчеркнуто просторечную окраску имеет и соответствующее наречие всяко: – Ты сама-то хорошо жила? – Я? Хорошо. И плохо жила, всяко (М. Г.).

    Стилистически маркирована форма родительного падежа местоимения сколько с предлогом – до сколька, употребление которой возможно только в разговорной речи.

    Источник статьи: http://studopedia.ru/10_251081_upotreblenie-mestoimeniy-v-raznih-stilyah-rechi.html

Adblock
detector