Меню Рубрики

Открытый урок по русскому языку 6 класс по теме местоимение

Открытый урок на тему “Местоимение”
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Первый урок по теме “Местоимение” в 6 классе.

Скачать:

Вложение Размер
plan-konspekt_uroka.docx 20.84 КБ
словарная работа 9.81 КБ
выступление ученика 10.2 КБ
zadanie.docx 10.12 КБ
работа в группах 11.51 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему: ” Местоимение как часть речи”

– дать представление о местоимении как части речи;

– сформировать умение правильно употреблять местоимения в речи, определять их роль в тексте и синтаксическую функцию в предложении.

Оборудование: учебники, записи на доске, раздаточный материал, таблица.

Использование ИКТ : презентация на тему: “Местоимение”, спроецированный текст.

1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности учащихся к работе)

-Сегодня на уроке мы продолжим наше удивительное путешествие по стране

” Морфология”. Мы уже изучили различные части речи, каждая из которых выполняет свою определенную функцию и играет свою роль в нашей речи. Ни для кого не секрет, что речь культурного человека отличается лаконичностью и красотой. Для того, что бы красиво и грамотно разговаривать и писать, необходимо не только развивать свой словарный запас, но и следить за построением предложений, фраз. Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы ответьте, почему его нельзя назвать грамотным и красивым.

Жила-была одна девочка. Девочка любила ходить в школу. Каждый день девочка утром собиралась в школу и шла учиться. А вечером девочка, выпив чаю, начинала делать уроки. Сделав все задания, девочка шла гулять.

-Действительно частое употребление слова “девочка” режет слух. Как можно исправить положение, сделав рассказ более корректным?

(Либо подставить имя девочки, либо заменить словом ОНА).

-Вместо чего в данном случае будет использоваться слово ОНА?

2)Работа с текстом, записанном на доске:

Весна на пороге. Скоро она (весна) вступит в свои(весны) права. А сейчас еще морозно. Такая (морозная) погода продержится недолго. Через несколько (дней пять) засияет яркое весеннее солнце и начнется настоящая весна.

-Определите вместо каких частей речи используются слова:

(Вместо имени существительного, имени числительного, имени прилагательного) – Каждая часть речи как игрок на футбольном поле – выполняет свои обязанности. Имя существительное называет предметы, имя прилагательное говорит об их признаках, глагол демонстрирует действие предметов, имя числительное показывает свое умение всех и все сосчитать. Но есть в русском языке особые слова. Их роль не так ярка и заметна, но крайне необходима. Они как запасные игроки на футболе, без которых ни одна, даже самая слаженная команда не выйдет играть на поле. Кто же эти запасные игроки?

– Как вы думаете как будет звучать тема нашего урока?

-Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. Можете использовать записи на доске.

УЗНАТЬ: о такой части речи, как.

НАУЧИТЬСЯ: находить местоимения в . определять их роль, правильно употреблять в . .

3.Изучение нового материала.

1)Выступление заранее подготовленного ученика .

( История происхождения слова ” Местоимение”.)

2) Презентация на тему: “Местоимение”.

Выводы: Теперь мы знаем, что местоимения употребляются вместо знаменательных частей речи и изменяются по падежам, числам и родам, а в предложении могут быть подлежащим, дополнением и определением. Мы с вами это увидим, выполнив упражнение 391 в учебнике.

Предложение для самостоятельной работы спроецированы на доске:

Нужно, чтобы человек понял, что .. творец мира, что на . лежит ответственность за все несчастья на Земле и . же принадлежит слава за все доброе, что есть в жизни.

– Что обозначает слово “Творец?” ( Дети читают на экране значение этого слова .)

Работа с учебником и в тетрадях. Выполнение упражнения 391.

7. Закрепление пройденного материала.

– Определите, о ком говорится в следующих строках?

Он прекрасен. (Петр 1,поэма “Полтава”)

2) Одиноко он стоит, задумался глубоко и тихонько плачет он в пустыне. (Утес)

3)Когда мягкий ,пушистый снег совсем облепил ее спину и голову и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила ее по лбу. Кого? (Каштанку.)

Мы должны понимать, что в речи или в тексте значение местоимения становится конкретным, когда соотносится с определенным лицом, предметом, признаком, количеством. Этот предмет или лицо должны быть указаны в предыдущем предложении или в предшествующем слове. А иначе предложение приобретает двусмысленность, которая вызывается одинаковым родом разных существительных. И тогда появляются речевые ошибки, давайте попробуем их найти и исправить. ( Предложения с речевыми ошибками на слайде).

Исправление речевых ошибок

8. Работа в группах. (Ученикам раздаются небольшие тексты, в которых они подчеркивают местоимения как члены предложения и выполняют индивидуальные задания).

1) В доме у нас жил ежик, он был ру чн ой. Когда его гладили, он прижимал к спине колю чк и и делался совсем мя г ким. За это мы его прозвали Пушком.

3)Со школьных лет я чу в ствовал кр а соту русского языка. В нем меня привл е кала его звучность, богатство слов и выражений.

4)Я пр и шел к тебе с приветом, рассказать, что со л нце встало!

5)Ты один мне по дд ержка и опора, о великий, могучий, правдивый и св о бодный русский язык!

6)Я услыхал сегодня первый гром – он в полдень прогр е мел из тучки мал ой !

Ребята, на следующем уроке мы с вами узнаем, что местоимения по своему значению и грамматическим особенностям делятся на разряды, ну а для того, чтобы изучить разряды местоимений, сейчас мы должны определить:

– Достигли ли мы сегодня целей нашего урока?

– Узнали ли мы о местоимении как о части речи?

– Находим ли мы местоимения в тексте? Видим ли их?

– определяем ли их синтаксическую роль?

– Знаем ли мы зачем они нам нужны?

10. Домашнее задание: Все, чему мы с вами сегодня научились на уроке, необходимо закрепить дома. Для этого вы выполните упр. 390;

Творческое задание: Составить текст из 5 предложений с местоимениями.

11. Самооценка и оценка работы учеников учителем.

А сейчас постарайтесь оценить свою работу на уроке, ну а мне останется только согласиться или не согласиться с вами.

12.”Пожелание”. В завершение урока я прочитаю вам стихотворение, которое называется пожелание друзьям”, а вы посчитайте сколько там будет местоимений.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/07/07/otkrytyy-urok-na-temu-mestoimenie

Открытый урок в 6 классе “Местоимение как часть речи”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме:

«Местоимение как часть речи».

Тема урока: Местоимение как часть речи.

– обучающая: дать понятие о местоимении как части речи;

– развивающая: научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте;

– воспитательная: способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.

Организовать групповую и индивидуальную работу учащихся по теме: «Местоимение» для контроля над усвоенными знаниями.

Организовать нестандартную форму проведения занятий в виде игры-соревнования для привлечения интереса и познавательной активности со стороны учащихся.

Включить в занятия основные виды лингвистических работ по данной части речи, которые предполагаются для усвоения программами школьного курса.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами новая тема. Но прежде, чем приступить к ней, давайте вспомним, как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи?

А какие части речи вы уже изучили?

Вспомните, на какие две группы делятся все части речи?

Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие – к служебным?

Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с новой частью речи. Попробуйте отгадать загадку:

Велико же будет удивленье,

Записываем тему нашего сегодняшнего урока «Местоимение как часть речи».

Давайте с вами узнаем, каково же значение местоимений. Внимание на доску.

Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.

Учитель: Итак, вам понятен смысл этого предложения? Кто он? От кого узнал? Какая именно погода? Через сколько дней она установится? Непонятно.

Давайте изменим предложение.

Вова узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через семь дней.

– От кого узнал? (От синоптиков)

– Какая погода установится? (Солнечная)

– Через сколько дней? (Через семь дней)

– Посмотрите, ребята, вместо каких слов были употреблены местоимения он, них, такая, несколько? (Вместо слов Вова, синоптиков, солнечная, семь).

– А какими частями речи являются эти слова? Что они обозначают? (Слова Вова, синоптики – это имена существительные, они обозначают предмет, лица; слово солнечная – это имя прилагательное, оно обозначает признак предмета; слово семь – числительное, обозначает количество.)

Учитель: Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким одним словом в морфологии называются существительные, прилагательные и числительные? (Именами).

Правильно, то есть наши местоимения написаны ВМЕСТО ИМЕН. В этом словосочетании скрыты этимологические корни слова МЕСТОИМЕНИЕ. (Кстати, а что такое этимология?)

Учитель: Давайте вернемся к нашему первому предложению. Почему же мы не смогли понять его?

Потому что местоимения, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, НЕ НАЗЫВАЮТ, а лишь УКАЗЫВАЮТ на предмет.

не от синоптиков, а от них;

Итак, МЕСТОИМЕНИЕ – это часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.

А теперь я проиллюстрирую данное определение отрывком из стихотворения Л. Кэрролла из его знаменитой «Алисы в стране чудес». Это стихотворение состоит почти из одних местоимений, потому-то мы и не можем ничего понять:

Учитель: Давайте теперь познакомимся с разрядами местоимений. Местоимения – ребята дружные, они живут большими семьями, давайте познакомимся с этими семьями. (Учебник, страница 158).

Учитель: Давайте подумаем, если местоимение употребляется вместо имен, то и изменяются они … (как имена). А как изменяется большинство имен? (Все имена изменяются по падежам, существительные, кроме того, изменяются по числам, а прилагательные и порядковые числительные – по числам и родам.

Чтобы выяснить, как изменяются местоимения, мы выполним сравнительный анализ возвратного местоимения себя и определительного такой, т.е. сравним формы этих слов.

Источник статьи: http://infourok.ru/otkritiy-urok-v-klasse-mestoimenie-kak-chast-rechi-434769.html

Открытый урок русского языка в 6 классе “Местоимение”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Выбранный для просмотра документ Конспект урока русский язык 6 класс (местоимение).docx

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.

Цели урока:
Образовательные:

обобщение и систематизирование знаний по теме: «Местоимение»

контроль и оценка ЗУН по теме: «Местоимение как часть речи»

расширение кругозора учащихся при выполнении заданий

активизация самостоятельной деятельности

развитие познавательной активности

привитие культуры общения

воспитание интереса к предмету

Форма проведения урока: урок-игра.
Учащимся заранее даётся задание: разделиться на две команды, выбрать капитана команды и консультанта.

1. Организационный момент.
Подготовка к уроку. Слово учителя.
Дорогие ребята, урок у нас будет не совсем обычный. Урок – игра. Класс разделён на 2 команды. Команды придумывают названия. За каждый правильный ответ или выполненное задание команда получает жетон. Победитель определяется по большему количеству жетонов.
Итак, отправляемся в удивительное путешествие в страну Местоимений. Сегодня вы ещё раз убедитесь, как удивительно интересен русский язык.

2. Повторение и обобщение. Выполнение заданий.
(При выполнении заданий конкурса используется компьютерная презентация, в которой даются и задания, и ответы к ним) .
Учитель: Загадка (Слайд №1)

Предмет увижу, но не назову,

И будь уверен точно, без сомненья,

Что я то самое –МЕСТОИМЕНИЕ
Почему местоимение имеет такое название?
(Местоимение так называется, потому что употребляется вместо имени существительного, имени прилагательного и имени числительного.)
Чем отличается местоимение от этих частей речи?
(Местоимение указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.)

Конкурс 1 «Кто быстрее». ( Слайд 2 «Разряды местоимений»)
Задание: За минуту записать все разряды местоимений.
Учитель:
С каким первым разрядом мы с вами познакомились?
Расскажите, что обозначает личное местоимение, приведите примеры.
(Первый разряд – личные местоимения. Личное местоимение указывает на лицо:
1 – я, мы;
2 – ты, вы;
3 – он, она, оно) (Слайд №3)
Как изменяются личные местоимения, какими членами предложения они являются ? Ответ подтвердить примерами.
(Личные местоимения изменяются по числам и падежам, в 3 лице местоимение он изменяется и по родам. В предложении они являются дополнением и подлежащим).

Конкурс 2 «Подумайте». (Слайд 4 «Подумайте». Личные местоимения)
Задание:
Прочитайте выразительно стихотворение. Найдите личные местоимения, укажите их падеж.

Ты
Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюблённой возбудила.

Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с неё нет силы;
Я говорю ей: «Как вы милы!»
И мыслю: «Как тебя люблю!»
А.С.Пушкин

Учитель: Как появились местоимения? Об этом нам расскажет Гулевская Настя в форме сказки.
Сказка называется «Злая колдунья».

В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:
– Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает!
Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки, сказала:
– Вот теперь они, не понимая друг друга. Обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости!
И в царстве наступил беспорядок…
Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Еще ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось.
Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких, названия всего этого, что их окружало. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей, они не знают. И от этого очень страдали.
Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.
– Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, – пообещал мудрец. – А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому-либо, говорите – ты, а к нескольким людям – вы.
Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите он, она, оно; если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами. ( Слайд №6)
Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался до ее жилища. Он попросил ведьму вернуть жителям царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что он отгадает ее хитрые загадки. Она, конечно же, была уверена, что никто никогда не сможет разгадать их. Но он разгадал. – Давайте и мы, ребята попробуем отгадать их вместе с мудрецом!

(7 слайд) Загадки. (Отвечает 2 команда, получает жетон за правильные ответы)

1.Какие местоимения читаются слева направо и справа налево одинаково? (оно,тот)

2. Из кагого указательного местоимения, можно испечь пирог если прибавить 100?(те-сто)

3. Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я – Мы).

4. Сколько личных местоимений в слове семья (Семь-Я).
5.Какое личное местоимение, если к нему прибавить шипящую согласную и мягкий знак, превратиться в маленького грызуна? (мы-шь)
6. Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь.
Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. (Якорь).
Учитель:
–Какой разряд имеет всего лишь одно местоимение?
(Возвратное местоимение себя )
–Что вы знаете об этом местоимении?
(Себя указывает на того, о ком говорят. Изменяется по падежам, но не имеет И.п.)

Конкурс 4 «Подумайте». (Слайд 8)
Задание:
Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже.
1.Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а (…) – невесту, Елену Прекрасную.
СЕБЕ Д.п .
2.Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с (…) лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь.
СЕБЯ – Р.п.
3. «Сколько ни держать при (…) , – думает царь, – а отдавать надобно: дело неминучее!»
СЕБЕ – П.п.
4.- Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с (…) в подземное царство.
СОБОЮ – Т.п.

Учитель:
–Что вы знаете о притяжательных местоимениях?
(Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?)
– Перечислите притяжательные местоимения.
(Мой, твой, наш, ваш, её, его, их )

Конкурс 5 «Подумайте». (Слайд 10)
Задание: Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.

Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
А.Хайт

(евонный – его, ихние – их, ейные – её)

Конкурс 6 «Отгадай загадки».
Задание: Найти местоимения. Указать разряд . (Слайд 12)
1. Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень? (Часы) (Кто – вопросительное местоимение)
2. Что возвратить нельзя? (Время) (Что – вопросительное местоимение)
3. Кто без кисти и белил
Крыши города белил? (Дед Мороз) (Кто – вопросительное местоимение)
4.Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картошка ) (Что – вопросительное местоимение, мы -личное)

Учитель:
–Почему вопросительные местоимения так называются? Какие вопросительные местоимения вы ещё знаете?
(Вопросительные местоимения – это вопросы существительного, прилагательного и числительного, употребляются только в вопросительных предложениях.)
С каким разрядом можно перепутать вопросительные местоимения?
(Вопросительные местоимения можно перепутать с относительными.)
–Чем отличаются относительные местоимения от вопросительных?
(Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложных. Вопросительные местоимения указывают на вопрос, употребляются только в вопросительных предложениях.) (Слайд 13)(Игра между командами)
Задание :
Команды должны придумать по 2 предложения с вопросительными местоимениями, а команда соперников перестроить предложения так, чтобы вопросительное местоимение стало относительным.
(Читают по очереди, начинают с предложения с вопросительным местоимением.)
Например:
Кто едет на велосипеде? (Кто – вопросительное местоимение.)
Я знаю, кто едет на велосипеде. (Кто – относительное местоимение.)

Учитель:
–Какие разряды местоимений образованы от вопросительных?
(Неопределённые и отрицательные)
–Приведите примеры неопределённых местоимений. С помощью чего они образуются?
(Неопределённые местоимения образуются при помощи приставки не -, суффиксов –то, -либо, -нибудь и приставки кое-)
–Приведите примеры отрицательных местоимений. С помощью чего они образуются?
(Отрицательные местоимения образуются при помощи приставок не- и ни-)
Конкурс 8 «Подумайте». (Слайд 14)
Задание: Прочитайте текст. Найдите отрицательные и неопределённые местоимения.
Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал:
– В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто . Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто , встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?
А второй и говорит:
– Ну что за сказка? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то . Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то . Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?
Третий посмеялся и сказал:
Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил. Никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не отдавал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось.
Проверка (Слайд№15)( Некотором, некто, некоей, нечто, некоего, некоторую, каком-то, кто-то, что-то, какой-то, кого-то, ни в каком, никто, никого, никому, ничего, нечего)

Учитель: ФИЗМИНУТКА (повторение слитного и раздельного написания):

Слитно – хлопаем;
раздельно – приседаем;
через дефис – руки вверх.

Некто, кое о чем, кое-чему, кое с кем, что-нибудь, некоторый, чьи-нибудь, кое из кого, не у кого, никому, кое-кому, несколько . Учитель
–Назовите указательные местоимения . (Слайд 17)
(Тот, этот, такой, таков, этот)

Задание: найдите в тексте указательные местоимения

Кто в марте сеять не начинает, тот о своем добре забывает. Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт. Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит. В этих гнездах птицы введут потомство. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Что посеешь, то и пожнешь. Спрашивать дорогу нужно у того, кто не торопится. Тем, кто дружен, не страшны тревоги. Каков привет, таков ответ.

Конкурс 9
Задание: Определить значение фразеологизмов. (Слайд 19)

Во всю Ивановскую кричать ( громко говорить)
Сам не свой (Расстроен, потерял душевное равновесие.)

Сам с усами (Нисколько не хуже других.)
Сам по себе (Самостоятельно, без помощи, отдельно.)

На всех парусах (быстро в определенном направлении)

На каждом шагу ( часто )
Само собой (Невольно, непроизвольно, без каких-либо усилий)

Попасть в самое яблочко (меткость)

( Слайд №20)Учитель: Игра между командами (домашнее задание: подготовить вопросы команде сопернику)

Учитель: Ребята, вспомним все разряды местоимение( Слайд № 21)
3. Итог урока
Учитель:
– Игра окончена. (Слайд №22)Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны. Мы от всей души поздравляем команду победителей, настоящих ценителей и знатоков русского языка. ( награждение)

А теперь давайте подведём итог нашего урока. Только я хочу знать мнение вас всех и поэтому предлагаю воспользоваться сигнальными карточками.

Рефлексия: (Слайд № 23)
1.Понравился ли вам урок? (использование сигнальных карточек)
Зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет.
4. Домашнее задание:
Подготовиться к контрольному словарному диктанту по разделу: «Местоимение».

Источник статьи: http://infourok.ru/otkritiy-urok-russkogo-yazika-v-klasse-mestoimenie-3769150.html

Adblock
detector