Меню Рубрики

Откуда это местоимение или наречие

Урок-дебаты «Местоимения или наречия?»

В дебатах участвуют ученики 6-х и 7-х классов. Шестиклассники пытаются доказать, что слова так, откуда, никогда, почему-то, зачем местоимения, семиклассники – что это наречия.

Цели урока: стимулировать творческую и поисковую деятельность учащихся, тщательно проработать изучаемый материал, развивать коммуникативные навыки, необходимые для общения, критическое мышление.

Сегодня мы будем говорить о словах, которые вызвали у нас затруднения при определении части речи. Мы будем спорить, ведь, как известно, в споре рождается истина, поэтому давайте вспомним правила ведения дискуссии. (Правила можно спроецировать на экран.)

1. Соблюдаем регламент и не нарушаем порядок выступлений.

2. Высказываемся ясно, понятно, свою точку зрения аргументируем.

3. Используем слова, с помощью которых пытаемся убедить оппонентов в своей правоте.

4. Следим за своей речью. Не допускается употребление слов-паразитов и ненормативной лексики.

5. На перекрестные вопросы оппонентов отвечаем четко, убедительно, спокойно.

6. Придерживаемся доброжелательного тона, не перебиваем оппонента, не выкрикиваем с места.

Дебаты – обмен мнениями, обсуждение вопроса на каком-нибудь собрании.

Оппонент – тот, кто оппонирует кому-либо, т.е. выступает с возражением кому-либо в публичной беседе, диспуте и т.д.

Аргумент – логический довод, служащий основанием доказательства.

Прежде, чем мы начнем наши дебаты (напоминаю, что дебаты – это особая форма дискуссии), давайте распределим роли.

От каждой команды прошу выделить по четыре человека для судейской коллегии. Как известно, количество судей должно быть нечетным, поэтому один человек будет следить за регламентом.

Теперь выберем секретаря, который будет заполнять протокол; количество участников в каждой команде – три человека. Одного представителя выбираем для подсчета голосов.

Остальные ребята будут зрителями. Перед вами на парте таблички с указанием команд и бланки для итогового голосования, в конце нашей дискуссии вы должны будете проголосовать за ту команду, которая, на ваш взгляд, более убедительно доказывала свою точку зрения. Ваше голосование напрямую связано с отметкой за сегодняшний урок.

Итак, напоминаю: все началось с того, что шестиклассники решили, что выделенные слова в этих предложениях местоимения, а семиклассники с ними не согласились.

(Материал дебатов проецируется на экран.)

Если нравится тебе, то делай так. (Строчка из детской песенки.)

Откуда ветер дует? (Название русской народной сказки.)

Никогда не говори никогда. (Название художественного фильма.)

Почему плачут лошади? (Название рассказа Ф.Абрамова.)

Зачем нарушил мой покой? (Строчка из песни.)

Где-то гремит война. (Название произведения В.П. Астафьева.)

В тот день, когда закончилась война. (Название стихотворения А.Твардовского.)

Отчего душа певуча. (Название стихотворения О.Мандельштама.)

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. (Н.В. Гоголь)

Предоставим возможность каждой команде выступить. Время для выступления – до 5 мин.

Из выступления шестиклассников

Мы считаем, что выделенные слова – это местоимения, и попытаемся сейчас это доказать. Местоимение – это часть речи, которая заменяет существительные, прилагательные, числительные, то есть указывает на предмет, качество или количество, но не называет их конкретно. Посмотрите на эти предложения. Эти слова, как местоимения, слова-указатели, а не слова-названия, конкретно что-то называющие, и их можно заменить знаменательными частями речи: делай руками махи, с какой стороны дует ветер, никогда не говори этого слова, по какой причине плачут лошади, с какой целью нарушил мой покой, за горизонтом гремит война, от любви душа певуча.

В тот денькакой? спрашиваем мы и отвечаем – «когда…». Вопрос какой? – вопрос имени прилагательного. В последнем предложении как – это относительное местоимение, которое станет вопросительным в предложении: Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем? Точно так же ведет себя местоимение что: Что ты делаешь? (Вопросительное.) – Я вижу, что ты делаешь. (Относительное.)

Мы не согласны с шестиклассниками, что данные слова – местоимения. Наверное, они полагают так потому, что еще не досконально изучили наречие. Мы уже выучили эту тему и можем утверждать, что для того, чтобы классифицировать данные слова как наречия, достаточно поставить к ним вопросы:

Если нравится тебе, то делай так. (Как?) Откуда ветер дует? (Откуда?) Почему плачут лошади? (Почему?) Зачем нарушил мой покой? (Зачем?) Где-то гремит война. (Где?) В тот день, когда закончилась война. (Когда?) Отчего душа певуча? (Почему?)

Кроме того, все эти слова относятся к глаголам, как и подобает наречиям. И заметьте, мы вопросы к ним ставили исключительно от глаголов. К тому же, обратите внимание, в предложении они являются обстоятельствами, как и полагается наречиям.

Уважаемые зрители! Мы просим вас проголосовать за ту команду, которая, на ваш взгляд, была убедительнее на этом этапе. Пока данные голосования вносятся в протокол, прошу зрителей высказаться по поводу услышанного.

(После выступления зрителей.)

Переходим ко второй части наших дебатов. Команды готовы предоставить второй аргумент в пользу своей точки зрения, и мы начнем с 7-го класса.

Из выступления семиклассников

У выделенных слов мы определили следующие признаки наречий:

указывают на образ действия (так), место (откуда, где-то), время (когда), причину (почему, отчего), цель (зачем). Кроме того, эти слова не изменяются, а одним из важных признаков наречия как части речи является именно неизменяемость.

Раз уж речь зашла о разрядах, то у этих слов легко определить разряды местоимений.

Если нравится тебе, то делай так так указывает, как именно надо сделать, указательное местоимение, как местоимения тот, та, то, те.

Откуда ветер дует? – с помощью слова откуда задается вопрос, значит это вопросительное местоимение, как и в предложениях: Почему плачут лошади?, Зачем нарушил мой покой?, Отчего душа певуча?

В тот день, когда закончилась война – слово когда присоединяет зависимое предложение к главному, значит, это относительное местоимение, как и в другом примере: Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.

Где-то гремит война – место точно не указано, неопределенное местоимение.

Никогда не говори никогда – отрицательное местоимение.

Кроме того, вышеуказанные слова не обозначают признак действия, как, например, наречия быстро, давно, весело.

Уважаемые зрители! Мы просим вас проголосовать за ту команду, которая, на ваш взгляд, была убедительнее на втором этапе. Пока данные голосования вносятся в протокол, прошу зрителей высказаться по поводу услышанного.

В качестве третьего аргумента ребята обратились к орфографии. Давайте послушаем еще по одному выступлению.

Из выступления шестиклассников

К этим словам подходят некоторые правила правописания местоимений: никогда – без ударения нужно писать и, в отличие от некогда, как в отрицательных местоимениях: никто, ничто, некто, нечто. А в слове где-то суффикс -то пишется через дефис, как в местоимениях кто-то, что-то, какой-то.

Правописание приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь через дефис касается не только местоимений, но и наречий (кое-где, кое-как, где-то, где-либо, где-нибудь), а также они могут употребляться и с другими частями речи: сядешь-то или нет.

И еще мы хотим обратить внимание на образование этих слов. Слова отчего, зачем, почему образовались путем сращения предлога и местоимения: от чего, за чем, по чему. Такие слова являются омофонами, а грамматическая омонимия возможна только между разными частями речи: Отчего ты печален? (наречие) – От чего отталкиваться? (предлог + местоимение).

УчительУважаемые зрители! Мы просим вас проголосовать за ту команду, которая, на ваш взгляд, была убедительнее на третьем этапе наших дебатов. Пока данные голосования вносятся в протокол, прошу зрителей высказаться по поводу услышанного.

А теперь прошу вас взять бланк для итогового голосования и проголосовать не за команду, а за часть речи: поставьте галочку напротив слова местоимение, если вы разделяете точку зрения шестиклассников, или напротив наречия, если вы согласны с семиклассниками.

Пока счетная комиссия подсчитывает результат голосования, послушаем выступление независимого докладчика. Прошу его внимательно послушать.

Сообщение независимого докладчика

Некоторые лингвисты считают рассматриваемые слова местоименными наречиями, так как они совмещают в себе признаки двух частей речи: местоимения и наречия. Еще их называют местоимениями-наречиями.

Как и все местоимения, они не называют признака (в данном случае признака действия), а только указывают на него, обобщают или служат для вопроса. Как наречия, они зависят от глаголов, прилагательных, наречий и в предложении являются обстоятельствами, а как местоимения, разделяются на разряды:

1) вопросительные: где, куда, откуда, когда, почему;

2) отрицательные: нигде, никуда, ниоткуда, никак, некогда, незачем;

3) неопределенные: некогда в значении «когда-то», где-то, кое-как;

4) указательные: там, туда, сюда, здесь, так, затем, потому;

5) определительные: везде, всюду, всегда, иногда и др.

Подведем итоги нашей работы. Предоставим слово членам судейской коллегии.

Судьи комментируют зафиксированные аргументы и контраргументы, а также оглашают результаты голосования на промежуточных этапах и в конце игры. По окончании дебатов называется команда-победительница.

Оценку можно поставить секретарю за умение сжато записывать основные мысли докладчиков.

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.

Источник статьи: http://rus.1sept.ru/view_article.php?id=200901606

superstarka

superstarka

Урок 12, часть 1 Правописание местоимений и наречий

На прошлом уроке мы говорили о том, что такое местоимение, зачем оно нужно в нашей речи. Вы знаете, что среди разрядов местоимений есть вопросительные местоимения:

кто? что? какой?каков? который? чей? сколько?

Говоря о правописании местоимений, имеется прежде всего правописание местоимений с частицами НЕ и НИ и предлогами.

А вот тут и приходится часто сталкиваться с тем, что часто местоимения не умеют отличать от наречий.

Я вам уже показывала на рисунке, что наречие- это неизменяемые слова, которые отвечают на вопросы, которые очень любят задавать следователи и полицейские.

И эти наречия- вопросы тоже часто пишутся с частицами НЕ и НИ и предлогами. Только наречия предлоги никогда “не отпускают”, так как те уже становятся частью слова.

Местоимения с предлогами пишутся раздельно

Главное – это правильно уметь определить , где местоимение , а где наречие. Для этого задам такиевопросы :

По чему утка плавает? Слово по чему предполагает , что в ответе должно быть
имя существительное : Утка плавает по воде. значит, по чему – это местоимение

Почему утка плавает ? слово почему предполагает причину, т.е. наречие
Утка плавает потому , что её перья смазаны жиром , они не промокают.

Зачем он остался? ( хотел рассмотреть картину)
За чем он спрятался? ( за деревом)
Отчего я проснулся? ( почему я проснулся? стукнула дверь)
От чего болит голова ? (от шума)
Почему ты кричишь? (потому что мне страшно)
По чему лучше учить английчкий? (по новому учебнику)

И так: Наречие поясняет глаголы или наречия же и обозначает разные обстоятельства:

как, когда , где , куда , зачем , почему , отчего , с какой целью , в какой степени ??)

Сделать ( с какой целью?) назло , Ребята купались очень ( в какой степени?) долго.

Теперь рассмотрим правило правописания местоимений с

Итак , отрицательные и неопределённые местоимения и наречия

Приставка не- пишется , если на неё падает ударение .

Приставка ни- пишется в безударной позиции

не*чем- ниче*м , не*кто – никто* .

это же правило и у наречий:

не*когда – никогда*, не*куда – никуда*, не*где- нигде*

Местоимения , если между ним и частицей стоит предлог пишутся в три слова:

Наречия же полностью “притянули” к слову предлог, который стал частью слова . И пишется всегда только слитн о

откуда – ниотку*да, ( ниоткуда не слышалось ни звука)
не*откуда (неоткуда мне ждать помощи)
не*зачем ( незачем мне туда идти)

. Лицо его было несколько бледно (степень)

Он нисколько (совсем ) не бледен.

Писем он ниоткуда не ждал

Неопределённые местоимения и наречия могут образовываться

при помощи суффиксов -то , -либо , -нибудь , и приставки кое-.

Кто- либо, с кем-нибудь, зачем-то, когда-либо, кое-где, кое-кто.

Местоимения с приставкой кое- пишутся в 3 слова :

кое у кого , кое за чем , кое с кем.

И ещё раз о том , как различить местоимения и наречия (от того – оттого , по тому – потому , за тем –

затем , по чему – почему , по этому – поэтому , за чем – зачем ) : местоимения можно заменить существительным или прилагательным , а наречия – только наречиями .

отойти от того дома ( от соседнего) , заболел, оттого (потому ) и не пришёл . Прийти за тем учебником (за библиотечным). Поработал , затем (потом) отдохнул. По этому берегу мы шли до моста ( по правому) . Был дождь , поэтому (потому ) мы не пошли на пляж.

1. Также через дефис пишутся наречия , оканчивающиеся на -ому , -ему , ц -ки , -ски , -ьи :

Здесь опять надо уметь отличать наречия от местоимений и прилагательных , у которых есть окончания -ому , -ему , и которые с предлогом по пишутся раздельно

По-новому я взглянул на эту проблему (как? иначе, наречие )

По новому мосту прошёл поезд ( по какому ?) – прилагательное

По-прежнему в доме было тихо. ( наречие)

По прежнему проекту дом строить не будем ( прилагательное)

По вашему заданию работа выполнена – (местоимение)

по-видимому, по-моему, по-вашему употребляются как вводные слова, поэтому обязательно обосабливаются.

По-вашему, я правильно это сделал?

Наречия с приставкой по- , не имеющие суффиксов -ому , – ему , -ки , -ски , –

-ьи, а образованные при помощи суффиксов : – У, -ЕНЬКУ, -ОНЬКУ, и

сравнительной степени пишутся слитно!

ПОПРОСТУ, ПОРОВНУ, ПОПУСТУ, ПОМАЛЕНЬКУ, ПОТИХОНЬКУ,

2. ЧЕРЕЗ ДЕФИС ПИШУТСЯ наречия , употребляющиеся в качестве вводных слов ,
образованные от числительных с приставками в- , -во :

3.Через дефис пишутся наречия , образованные повторением слов , основ слов , сочетанием синонимичных слов :

еле-еле , чуть-чуть , давным-давно , мало-мальски , мало-помалу , крепко-накрепко , как-никак , волей-неволей , шиворот-навыворот , крест-накрест , точь-в -точь....

Запомните: точка в точку , в конце концов , бок о бок , с боку на бок , шаг за шагом , с глазу на глаз

Самое сложое в правописании наречий – это их слитное и раздельное написание.. Там очнь много всяких условий. Несколько самых очевидных рассмотрим на следующем уроке, но рекомендацию “заглядывать в словарь” дают даже знаменитые филологи.

P.S. Тем, кто хочет научиться досконально разбираться с правописании наречий , ещё раз рекомендую книгу
Л.А . Чешко . Пособие по русскому языку для поступающих в вузы.

На сегодня всё. Всего вам хорошего. Любящая вас баба Оля.

Источник статьи: http://superstarka.livejournal.com/180619.html

Adblock
detector