Меню Рубрики

Первый слог личное местоимение второй то же что несчастье

олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку по теме

олимпиадные задания по русскому языку

Скачать:

Предварительный просмотр:

1. Когда так говорят: горят щеки, горит обувь ? Что еще может гореть?

2. Мы говорим: дети убежали, часы убежали. Что это значит? Что еще может убежать?

3. Подбери к данным словам слова, противоположные по смыслу:

Отчизна – истина – расторопный –

Антоним – надежда – отважный –

Успех – диалог – привередливый –

Участливый – образованный – убедить –

4. Из рассыпанных слогов составь как можно больше слов: ка, ки, ку, о, но, ни, ты.

5. Как превратить козу в лису ? Сделайте это с помощью цепочки слов, изменяя в каждом следующем слове только одну букву.

6. Как превратить козу в барса ? Сделайте это с помощью цепочки слов, изменяя в каждом следующем слове только одну букву.

7. В словах кашпо (красивая ваза для цветочного горшка) и кашне (шарф) – общая часть каш . Что означает эта часть слова во французском языке, если по обозначает горшок, а не – нос?

8. Подбери и напиши как можно больше прилагательных к словам фильм, сказка, небо.

– Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах?

– Сколько личных местоимений в слове семья ?

– Первый слог слова – личное местоимение, второй слог этого слова – детская болезнь, вместе обозначают предмет, который удерживает морское судно на месте.

– Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка, вместе – овощ.

– Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье, вместе обозначают «мелкая клевета», «клеветник».

– Первый слог – личное местоимение, второй слог ты найдешь в словах сварщик, пильщик, барабанщик . Вместе обозначают вместилище для чего-либо.

10. Запиши предложения, правильно употребив глагол из скобок:

Мороз (щипать) щёки. (Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок. Придёт зима, (рассыпать) серебро по земле и деревьям. (Дремать) лес: ни звука. Звезда на небе (погаснуть) и (исчезнуть). Пламя свечи задрожало и (погаснуть). Огонь внезапно (угаснуть). Мамонты на земном шаре давно (исчезнуть). Стояли такие сильные морозы, что даже вода в колодце (замерзнуть). От укуса осы рука покраснела и (вспухнуть).

11. Замени словосочетания одним словом-синонимом:

– Внутренняя сторона кости руки.

– Изображение человека на картине или фотографии.

– Обозначение, название места, где кто-либо живет; надпись на конверте.

– Человек, который работает в шахте.

12. В каком случае перенос ударения не меняет значения приведенных ниже слов:

ирис – ирис, клещи – клещи, атлас – атлас, молодец – молодец, творог – творог.

13. Образуй множественное число от данных имен существительных:

профессор, пастбище, доктор, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофёр, стакан, полотенце.

14. В каждой группе слов найди и подчеркни лишнее слово:

* Молоко, бревно, пальто, число, весло.

* Клевета, забота, весна, победа, истина.

* Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.

15. Составь словосочетания, в которых слова «седой», «бархатный», «прямой» употреблены в переносном значении.

16. Запиши существительные, у которых начальная форма совпадает по написанию с неопределённой формой глагола.

17. Запиши слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые слова:

18. Употреби числительные «два» и «двое» с существительными:

подруга, министр, доярка, петух, курица, сани, баня, щипцы, огурцы, сутки, утки, брюки, руки.

19. Запиши, изменив написание предложения так, чтобы изменился смысл вопроса:

20. Перепиши данные слова и укажи признак, по которому они сгруппированы:

Арбуз, мяч, земля, апельсин, глобус, горошина – это …

Папоротник, изумруд, ель, трава, зелёнка – это …

21. Перепиши предложения, заменив подчеркнутые слова близкими по смыслу:

Золотые нивы , гладь и блеск озёр,

Светлые заливы, без конца простор.

Золотой работник, наш мастер Иванов!

Пролетела золотая пора каникул.

22. К данным существительным подбери и запиши одно из двух прилагательных.

Мастер: искусный или искусственный?

Клён: высотный или высокий?

23. Перепиши и подчеркни в этих пословицах слова с противоположным значением. Укажи, к какой части речи они относятся.

Любишь брать – люби отдавать.

Маленькая ложь за собой большую ведёт.

Неверный друг – опасный враг.

24. Выпиши существительные в 3 столбика: в первый – существительные, которые бывают только в единственном числе, во второй – существительные, которые бывают только во множественном числе, в третий – те, которые могут быть и в единственном, и во множественном числе.

Обед, сани, железо, полотенце, ворота, смех, ножницы, пожар, кудри, трусость, варежка, чернила, кашель, воз, дрова, темнота, валенок, капута.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по русскому языку для школьного тура олимпиады.

В данный материал включены задания повышенной трудности по разделам “Звуки и буквы”, “Слово”, “Предложения”, “Текст”.

Включены задания повышенной трудности по темам “Звуки и буквы”, “Слово”, “Предложения”, “Текст”.

Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в начале олимпиады самими у.

Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/12/16/olimpiadnye-zadaniya-po-russkomu-yazyku

Викторина по русскому языку “8 сентября – День распространения грамотности”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Викторина по русскому языку

«Могучий и великий русский язык»

Ведущий: Здравствуйте, ребята!

Международный день грамотности — один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. А 8 сентября — день торжественного открытия этой конференции.

Грамотность — истинный праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов. Однако, грамотность для всех — детей, молодежи и взрослых — еще не до конца достигнутая цель.

А сейчас мы с вами проведем небольшую разминку.

1. Сколько нужно взять «А», чтобы получить птицу? (сорок-А)

2. В каком слове 100 «Л»? (сто-Л)

3. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Я-Мы)

4. Сколько личных местоимений в слове «семья» (7-Я)

5. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе – овощ. (Ты-Ква)

6. Какое слово состоит из одного местоимения? (Я)

7. В каком наречии 5 «О»? (О-пять)

8. Что нужно сделать с существительным «жаркóе», чтобы оно стало прилагательным? (надо изменить ударение)

9. Какое из данных слов лишнее? (четырёхугольник, четыре, четвёрка)

10. Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье, вместе обозначают мелкую клевету или клеветника. (Я-беда)

11. В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь? (Я-пони-Я)

12. Как превратить существительные «даль», «пень», «руль» в глаголы? (поставить существительные во множественное число)

Ведущий: Мы определили участников команд, а сейчас пусть команды придумают себе названия, которые имели бы отношение к русскому языку. Также следует выбрать капитанов команд.

Ведущий: Перейдём к заданиям. За каждое задание команда будет получать баллы. В итоге победит та команда, которая наберёт большее количество баллов.

1. Определить часть речи у следующих слов:

Двойной (прил.), тройка (сущ.), удвоить (гл.), второй (числ.), пятидневный (прил.), три (числ.), восьмёрка (сущ.), десятка (сущ.), трёхчасовой (прил.), односторонний (прил.), сотня (сущ.), сотый (числ.), удесятерить (гл.), двадцать пять (числ.), седьмой (числ.), пятилетка (сущ.), тройной (прил.), одиннадцать (числ.), четверг (сущ.), сороковой (числ.), десять (числ.).

3. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?
(Аксинья, Анисья, Наталья, Татьяна, Ульяна)
4. Встречались ли вам слова, в которых три одинаковые буквы располагаются подряд?
(согласные – нет, гласные: змееед, длинношеее)
5. Назовите два слова, начинающиеся с четырёх согласных.
(всплеск, взгляд, встреча)
6. Какое слово принадлежит только каждому из вас, а употребляют его чаще всего ваши друзья, родные?
(имя)
7. О чём ведётся разговор?
-Это чёрная?
-Нет, это красная.
-А почему она белая?
-Потому что ещё зелёная.
(разговор ведётся о смородине)
8. Найдите в тексте слово, образованное путём перехода одной части речи в другую.
Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришёл на выходной.
(выходной)
9. Как большой дом превратить в маленький?
(с помощью суффикса -ик: дом – домик)
12. Найдите «четвёртое лишнее»: брюки, хлопоты, дверцы, вилы.
(дверцы – существительное имеет форму и единственного, и множественного числа)
19. В каком глаголе НЕТ слышится 100 раз?
(стоНЕТ)

Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ – 1 балл.)

1. Что посеешь, … (то и пожнешь).

2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3. Кончил дело – … (гуляй смело).

4. Волков бояться – … (в лес не ходить).

5. С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6. Как аукнется – … (так и откликнется).

7. За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8. Тяжело в учении – … (легко в бою).

9. Любишь кататься – …(люби и саночки возить).

10. Учение – свет, … (а неученье – тьма).

11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

12. Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).

3. Определить падеж у выделенных слов в пословицах.

От слова до дела целая верста. (Род. п.)

Не по сути дело, а по делу суть. (Им. п., Дат. п.)

Ты за дело, а дело за тебя. (Вин. п., Им. п.)

Велик телом, да мал делом. (Тв. п.)

И умён, и крепок, и в деле гож. (Предл. п.)

Всех дел не переделаешь. (Род. п.)

Языком не спеши, а делами не смеши. (Тв. п.)

Умён на словах, да глуп на делах. (Предл. п.)

По твоим делам о тебе судят. (Дат. п.)

Пока наши участники определяют падеж, мы немного поиграем с болельщиками. Вам предлагается назвать как можно больше пословиц и поговорок, содержащих числа.

Ум хорошо, а два лучше. Один в поле не воин. Семь раз отмерь, а один раз отрежь. У него семь пятниц на неделе. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. У умной головы сто рук. У семи нянек дитя без глазу. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Один в поле не воин. Один с сошкой, а семеро с ложкой.

10. Конкурс с болельщиками.

КОВАРНАЯ ВИКТОРИНА ПРО СЛОВА

Внутри какого насекомого помещается бочка , а внутри какого домашнего животного помещается бак ?

Какое животное ходит во фраке ?

В состав какого мясного продукта входит химическая колба ?

Какое средство передвижения можно моментально вырезать из скатерти ?

Как из ствола дерева без единого инструмента быстро сделать стол ?

(Убрать букву «В»: ствол – стол)

С каким цветком всегда и повсюду ходят все шпионы, чемпионы и пионеры ?

(С пионом – шпион, чемпион, пионер)

Какое животное жить не может без уроков ?

Какую крупу каждый турист обязательно берёт с собой в поход?

Что общего у медведя и медузы ?

(Три первых буквы: медведь – медуза)

Что шумит на ветру в каждом колесе ?

С каким знаком препинания неразлучны все ласточки ?

Какие конфеты, любимые многими детьми, содержат мел ?

Где всегда прячется лев : справа или слева от вас?

В каком учебном заведении круглые сутки без перерыва гимн звучит?

Какие животные постоянно живут в волосах даже самого чистоплотного человека?

Что нужно поменять местами в карете , чтобы она смогла летать?

Как называется дорожка, ведущая от буквы «А» до буквы «Я»?

Какая цифра всегда катается в электричке ?

КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА» (устно, делают пометки на листах)

Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово – 1 балл).

1) Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).

2) Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).

3) Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка).

4) Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).

Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!

Вам необходимо из слова ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ составить как можно больше слов и самое большое слово.

Сейчас мы познакомимся с капитанами команд поближе и проверим, достойно ли вы выбрали руководителя своей команды.

Капитанам предлагается отвечать на вопросы ведущего так, чтобы все слова начинались с одной буквы.

Чем любите заниматься в свободное от учёбы время (хобби)?

Охарактеризуйте себя, назвав 3 прилагательных.

Вам необходимо из следующих букв составить телеграмму так, чтобы каждое слово начиналось с определённой буквы:

З, Д, А, Ж, В, Л, Е, Н, Я, Ч, О, Д, Ц.

Пока наши участники выполняют задание, я вам предлагаю такой конкурс.

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных)

3. Часть речи, обозначающая предмет (существительное).

4. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы).

5. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс).

6. Неопределённая форма глагола (инфинитив).

7. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение).

8. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение).

9. Часть слова без окончания (основа).

10. Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение).

11. Предложение с двумя грамматическими основами (сложное).

12. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика).

МИНИВИКТОРИНА ПРО ЛЯГУШКУ-КВАКУШКУ

В которых есть три буквы – КВА.

Назовите любимые напитки лягушки Квакушки.

Какие овощи больше всего любит лягушка Квакушка?

А какая её любимая ягода?

Назовите её любимое мясное блюдо.

Какая у лягушки Квакушки любимая книжка?

В каком ансамбле очень любит петь Квакушка?

Назовите её любимый город.

А какая её любимая страна?

Какую геометрическую фигуру предпочитает лягушка Квакушка?

Чем она любит рисовать?

В каком жилище она мечтает жить?

Какую мебель предпочитает лягушка Квакушка?

Источник статьи: http://infourok.ru/viktorina-po-russkomu-yaziku-sentyabrya-den-rasprostraneniya-gramotnosti-758689.html

Adblock
detector