Меню Рубрики

План урока 6 класс притяжательные местоимения

презентация и конспект урока русского языка “Притяжательные местоимения”
план-конспект урока русского языка (6 класс) по теме

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старо-Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

Конспект урока русского языка

учитель начальных классов

Севрикеева Любовь Анатольевна

Конспект урока русского языка в 6 классе по учебнику «Русский язык ».

Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская.

Тема. Притяжательные местоимения.

Цель: ознакомить со значением и способами изменения притяжательных местоимений.

-закрепление знаний об изученных разрядах местоимений;

-выработка орфографической и пунктуационной грамотности;

-развитие памяти, речи в употреблении местоимений;

-воспитывать вежливость в обращении к человеку.

Оборудование: таблица «Притяжательные местоимения», презентация.

1. Проверка готовности класса к уроку.

2. Сбор тетрадей с домашней работой.

I I Актуализация пройденных знаний.

1.Словарный диктант с заданием.

– Определить разряд местоимений.

неопр. лич. отр. неопр. лич отн вопр возв отн неопр

Кое-кому, я, никто, чей-то, ко мне, который, сколько? о себе, какой, какой-нибудь ,

2. –Слитно или раздельно? Не или ни? Вспомните орфограмму «Слитные или раздельные написания не и ни в отрицательных местоимениях». Предложения на доске, раскройте скобки.

(Н…) спеши хватать руками (н…) чего, что лежит в тарелке.

(Н…) толкай (н…) кого, кто сидит с тобой рядом, под локоть.

(Н…) с кем громко (н…) разговаривай, (н..) старайся (н…) кого перекричать.

а) Как образованы отрицательные местоимения? (от вопросительных с помощью приставок не- и ни-)

б) Когда приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях пишутся слитно и раздельно? (если местоимение употребляется с предлогом, то пишется раздельно)

в) что выражают отрицательные местоимения? (отсутствие чего-либо)

I I I Формирование новых понятий умственной деятельности.

– Сегодня мы будем изучать притяжательные местоимения (таблица) Мой, твой, наш, ваш, свой указывают , какому лицу принадлежит предмет и отвечают на вопрос чей? (чьё? чья? чьи?).

-В каком столбике прилагательные, а в каком местоимения? Определите род и число.

-Притяжательные местоимения, как и прилагательные, изменяются по числам, по родам и падежам. В предложении данные местоимения являются определениями.

Просклоняем притяжательное местоимение

В значении притяжательных местоимений используются личные местоимения в форме Р.п.: его, её, их.

Девочка отдала подруге её книгу.

Учительница взяла у ребят их рисунки.

IV. Формирование умений и навыков умственной деятельности.

–Замените выделенные существительные местоимениями.

Советуется с товарищем брата.- Советуется с его товарищем.

Расспрашивает о противнике – о нём.

Заботишься о ребёнке соседа – о его ребёнке.

Сердится на сестру – на неё.

Тревожишься за друга отца- за его друга.

Шутили над подругой Веры – над её подругой.

-Устраните недочёты. В каких предложениях местоимения употреблены неправильно?

Алёша любил книги, они стали своими лучшими друзьями.

Крылов упорно работал над его баснями.

Каштанка услыхала своё имя и побежала за хозяином.

Девочка отдала подруге их книгу.

3.-Правильное употребление местоимений ваша главная задача. Надо говорить : их, а не ихний, ихних, ихнем.

4. упражнение 407. – Устраните недочёты в употреблении местоимений. Спишите.

В 1-м вместо «ихних»- их; во2-м – «ихнем» – их, в 3-м – «его» – свою;

в 4-м – «его» –их; в 5-м – «её» – их.

Писателю задали вопрос: «Сколько частей будет в (вашей, Вашей) книге?»

Учитель вошёл в класс и сказал: «Ребята, мне было интересно читать (ваши, Ваши) сочинения».

-Объясните выбор местоимений. В каком предложении обращение к группе лиц? (во втором) А в каком- к одному человеку?

Вывод: местоимения вы, ваш используются как форма вежливого обращения к одному лицу. В этом случае они пишутся с большой буквы: Вы, Ваш.

-Прочтите два письма М.Горького.

-Почему в первом письме выделенные местоимения написаны с маленькой буквы? Во втором письме – с большой буквы?

-Запишем по одному предложению из каждого текста, преобразуя, заменяя местоимения 2-ого лица местоимениями 3-его лица (слова вы, ваш со значением множественного числа заменяются словами они, их и словами он, его; употреблены эти слова как форма вежливости)

-О чём писал Горький ребятам? Антону Семеновичу?

1. М. Горький писал ребятам, что был рад получить их письма, рад, что они организуют оркестр.

2.М.Горький писал Антону Семеновичу, что прочитал его книжку, что он очень хорошо изобразил ребят.

-О каких местоимениях мы на уроке говорили?

-Что вы узнали о притяжательных местоимениях?

-Очень хорошо работали на уроке…..

-Чуть слабее, но очень старались….

-Остальным надо хорошо и упорно поработать ещё дополнительно.

Упр.408. Озаглавьте текст. Списать, подчеркивая одной чертой местоимения, и при списывании укажите в скобках разряд местоимения, обозначьте падеж.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок позволяет дать обуающимся понятие о местоимении как части речи, научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте.

План-конспект урока русского языка в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида “Местоимение как часть речи”.

1.Презентация урока русского языка (5 класс) по УМК: Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко. Тема: “Правописание чередующихся гласных е-и корнях слов (блист-блест, стил-стел, жиг-жег, чит-чет)2.Конспект у.

Класс: 6Тема: «Местоимения в тексте»Цели:деятельностная — формирование способности учащихся к новому способу действий, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов о местоимении, .

Конспект урока русского языка в 6 классеТема: «Местоимение. Урок – обобщение»Тип урока: повторение и обобщение изученного материала Форма урока: урок – исследован.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/04/08/prezentatsiya-i-konspekt-uroka-russkogo-yazyka

Конспект урока “Притяжательные местоимения” 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме “Притяжательные местоимения”

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема урока: Притяжательные местоимения. 6 класс.

  1. Познакомить учащихся с разрядом притяжательных местоимений, их значением, употреблением в речи.

2. Совершенствовать умения различать разряды местоимений.

3. Развивать орфографическую зоркость.

  1. Организационный момент.
  2. Целевая установка (слайд 1).

3. Фронтальный опрос (слайд 2) .

О какой части речи говорится в стихотворении?

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.

Учитель: Что вам ещё известно об этой части речи?

4. Домашнее задание (слайд 3):

  1. Параграф 70- 75.
  2. Упражнение 435 (контрольное.)

Учитель диктует словарные слова, дети записывают в тетрадях, затем самостоятельно проверяют (слайд 4).

Н ес колько ми лл ионов, ни с кем не приш ё л,

п о лучить какую – либо профе сс ию,

где – то услыш и ш ь , шест ь сот ба сс ейнов,

об ъ ед и нит ь ся не с кем, насл а ждат ь ся

птич ь им пением, ор ие нтироват ь ся на мес т ности,

уд и вительная ко лл екц и я, не ра сс читал н и чего

  1. Синтаксическая пятиминутка (слайд 5)

Древнегреческий мудрец Биант (6 век до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи. на что Биант ответил: “Всё своё ношу с собой”. В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а свой интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум , не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.

Сделать синтаксический разбор выделенного предложения.

Учитель: Приведите примеры пословиц, крылатых выражений, в которых используются местоимения.

7. Изучение темы урока (слайд 6)

А). На какие вопросы отвечают выделенные слова, к какой части речи они относятся?

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/11/11/konspekt-uroka-prityazhatelnye-mestoimeniya-6-klass

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: “Притяжательные местоимения”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Урок русского языка в 6 классе.

Тема урока: Притяжательные местоимения.6 класс.

Триединая цель урока: воспитание чувства товарищества, взаимопонимания в процессе формирования знаний, умений о притяжательных местоимениях, закрепить умение дифференцировать личные, возвратное, притяжательные местоимения.

Дифференцированная цель для ученика: определить характеристики притяжательных местоимений ( основное значение, морфологические признаки, синтаксическую роль ).

Что должен знать ученик к концу изучения темы:

понятие и термин « притяжательные местоимения ».

Что должен уметь ученик к концу изучения темы:

находить притяжательные местоимения и обосновывать свой выбор;

Здравствуйте, ребята . Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше совместное творчество. Сейчас посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите: « Спасибо, что ты рядом!»

Да, да! На этом уроке мы продолжим путешествие по замечательной стране под названием « Местоимение ». Сегодня на уроке мы попытаемся открыть волшебную шкатулку, в которой лежат настоящие драгоценности. Чтобы заглянуть внутрь шкатулки, необходимо подобрать ключи. Вы сможете открыть ее, если правильно ответите на мои вопросы. Слайд № 2.

Какие разряды местоимений вы знаете?

Каким членом предложения может быть местоимения?

Какие личные местоимения вы знаете?

Что вы знаете о возвратном местоимении?

Чем вопросительные местоимения отличаются от вопросительных?

Как образуются неопределенные местоимения?

Молодцы, ребята. Итак, наша шкатулка открывается. Что же там лежит? Слайд № 3.

( Карточка №1. Работа над словосочетаниями ). Откроем тетради, запишем число, классная работа. Пропустите строку для темы, спишите словосочетания, произведя их разбор. Напомните, как мы производим разбор словосочетания.

Крепкая дружба, лучший друг, сделать своими руками, исключительное взаимопонимание, чудесная картина, от нашего рукопожатия, птичье пение.

Найдите словосочетание, зависимым словом в котором является притяжательное прилагательное.

Что обозначает притяжательное прилагательное? ( обозначает принадлежность чего-либо лицу или животному).

Найдите словосочетания, в которых встретились слова, которые отвечали на такой же вопрос. Слайд № 4.

Почему их нельзя назвать прилагательными? (Эти слова не обозначают признака, только указывают на него ).

Как вы думаете, к какой части речи они принадлежат? (К местоимению )

На что указывают эти местоимения? ( На принадлежность предмета лицу ).

Как будет называться этот разряд местоимений? ( Притяжательные ).

Запишем тему нашего урока « Притяжательные местоимения ».

Почему же местоимения называются притяжательными? ( Указывают на принадлежность, отвечают на вопрос чей? ).

Подумаем, чему мы должны научиться к концу урока? ( Мы должны усвоить грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль ).

Что мы уже можем сказать о притяжательных местоимениях? (Притяжательные местоимения указывают на принадлежность).

Откройте учебник на стр. 84 и посмотрите, какие местоимения относятся к разряду притяжательных

Заглянем вновь в шкатулку. Следующая наша драгоценность «Золотые слова». Послушайте, поднимите руку, если услышите притяжательное местоимение.

Уважай и почитай родителей. Каждый твой шаг, каждый твой поступок – и хороший, и плохой – отзывается в материнском и отцовском сердцах радостью и болью, счастьем и страданием. Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Береги их здоровье и покой. Не приноси им боли и страданий. Все, что дают тебе отец и мать – это их труд, пот, усталость. Самое большое счастье для отца и матери – твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы – усердие в учении. Если люди считают тебя плохим человеком – это большое горе для твоей матери и твоего отца. Не огорчай их ничем. Для твоего блага они расходуют свою силу, каждый день твоего безмятежного и беззаботного детства прибавляет им забот и седин. Будьте хорошими детьми своих отцов и матерей. «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети»,-говорит украинская народная мудрость .Женщина-мать – творец всего прекрасного на земле, потому что она – творец Человека. Тот, кто забывает мать, не может быть настоящим патриотом. Твой отец – защитник Родины. Если вспыхнет пламя войны, твой отец уйдет в бой. Он грудью своей будет защищать тебя, маму, бабушку и дедушку, всю твою семью, весь наш народ. Всегда оставайся ребенком своей матери, потому что ты для нее даже 60-летний – всегда дитя. Спрашивай у нее совета, неси ей радости и печали. Ты получил свой первый заработок – купи подарок матери, бабушке. Этот подарок выражение твоей благодарности.

Какие притяжательные местоимения нам встретились в тексте? Перечислите.

Молодцы, заглянем в нашу шкатулку и достанем следующую драгоценность. Слайд № 7.

(Карточка № 2. Притча. Выразительное чтение вслух учеником. Задание для слушания: определить стиль и тип речи, особенность текста).

Два друга много дней шли по пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча он написал на песке: « Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину ». Друзья продолжали свой путь, и вот они нашли озеро, в котором решили искупаться . Тот, который получил пощечину, едва не утонул, а друг его спас. Когда он пришел в себя то высек на камне: « Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь ».Первый спросил его: « Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: « Когда кто-нибудь нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть вашу надпись. Но когда кто-либо делает что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это».

Определите стиль и тип речи ( художественный, повествование; действующие лица не названы по именам, напоминает басню, неопределенные местоимения позволяют сделать вывод, что автор обращается к любому лицу).

Выпишите слова с пропусками и скобками, графически обозначьте орфограмму.

Какие еще орфограммы вам встретились в тексте?

Какие известные разряды местоимений вам встретились? ( Личные, возвратное, неопределенные отрицательные ) . Слайд № 8.

Выпишите притяжательные местоимения вместе с определяемым существительным, определите морфологические признаки и синтаксическую роль. ( Его друг, мой друг, свой путь, вашу надпись ).

Итак, какую синтаксическую функцию выполняет притяжательное местоимение? ( Определение ).

Что вы скажете о морфологических признаках? ( Изменяются как имя прилагательное, т. е. можем определить род, число, падеж).

Обратим внимание на словосочетание его друг , попробуем определить озвученные нами ранее категории: род, число, падеж. ( м.р., ед. ч., а падеж определить не можем). Местоимения ее, его, их по происхождению являются формой Р. п. местоимений он, она, они хотя сочетаются с именами существительными в любом падеже.

. Произведите разбор словосочетания его друг .

Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, задушевности.

Как называется краткий поучительный рассказ? (Притча)

Что такое притча? (Ответ подготовленного ученика. Притча – краткий иносказательный поучительный рассказ).

Чему учит притча? ( Как должен поступать настоящий друг).

Найдите предложения, в которых заключена главная мысль. ( « Когда кто-нибудь нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть вашу надпись. Но когда кто-либо делает что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это».)

Сформулируйте основную мысль текста. ( Если ты настоящий друг, научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. И пусть тебе будет легко ). Слайд № 9.

Настоящий друг всегда поможет.

Я предлагаю вам поразмышлять и написать миниатюру (4, 5 предложений), выбрав одну из предложенных тем

«Что такое настоящая дружба?»

«Кого вы можете назвать настоящим другом?»

«Каким должен быть настоящий друг? (Если у вас нет настоящего друга, каким он должен быть?)

«Кто он – мой настоящий друг?»

Какие разряды местоимения вы будете использовать в своей работе? Почему? ( Притяжательные местоимения несут оттенок теплоты, привязанности).

( Послушать несколько вариантов). Слайд № 10.

Наш урок подошел к завершению, мы открыли шкатулку и достали все драгоценности. Вспомним задачи урока и ответим на вопрос: « что нового мы узнали на уроке? » ( Что обозначают притяжательные местоимения, изменяются по родам числам, падежам за исключением местоимений его, ее, их, в предложении являются определением).

Я предлагаю оценить результаты работы на уроке, выбрав одно из данных утверждений и продолжив его:

Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-po-teme-prityazhatelnie-mestoimesniya-1317128.html

Adblock
detector