Меню Рубрики

Почему личные местоимения так называются

Русский язык “Общее понятие о личных местоимениях” (4-й класс)

Цель: познакомить с личными местоимениями

Задачи:

  • закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
  • познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;
  • упражняться в определении рода, числа, лица местоимений;
  • замене существительных местоимениями в речи;
  • воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма;
  • развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.

I. Организация начала урока.

– У нас необычный урок. На нашем уроке вы станете настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся узнать как можно больше о новой части речи местоимении.

II. Словарная работа

– Внимательно прочитайте предложения. (слайд № 3)

У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.

Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.

Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб .

На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.

Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам России.

– Выпишите из них повторяющиеся слова, запишите их в столбик

  • березы – (они)
  • ученик – (он)
  • девочка – (она)
  • помидоры – (они)
  • путешествие – (оно)

– Что общего между этими словами? (Они все словарные)

III. Изучение нового.

  • Как вы считаете, удачно ли построены данные предложения? Посоветуйтесь и решите, что можно изменить? Запишите эти слова рядом с существительными.
  • Какие еще местоимения встретили в предложениях?
  • Какие слова они заменили?

Место какой части речи заняли в предложении слова? (место имени существительного)

– Если прочитать измененное предложение, без первого, понятно ли вам будет, о ком или о чем идет речь в предложении?

Местоимение только указывает на предмет, но не называет его.

Местоимения, которые ставят вместо имени существительного, называют личными местоимениями или местоимениями-существительными. (слайд № 4)

Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.

(Вывешивается тема урока: Личные местоимения).

Сегодня на уроке мы исследуем эти местоимения.

– Запомните первые три строчки стихотворения.

– Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.

В “Толковом словаре” Ожегова записано: (слайд № 5)

1. Личный – осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.

2. Личный – касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

– Как вы, думаете, почему данные местоимения называют “личными”?

(Они указывают на лицо или лица. Личное – значит принадлежащее лично кому-то).

В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению.

– Сегодня мы исследуем эти местоимения.

– Нам нужно заполнить таблицу (слайд № 6)

– Сначала распределим личные местоимения по числам (слайд № 7)

(дети самостоятельно распределяют слова, затем проверяют)

– Теперь нам надо распределить их по лицам.

Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я – 1 лица.

Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты – местоимение 2 лица.

А тот человек, который не участвует в разговоре – это 3 лицо.

(заполняем таблицу слайд № 8)

– Попробуйте сами распределить местоимения во множественном числе по лицам.

Если я иду с другом, то как скажем о себе? (мы)

При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: (вы). Это местоимение множественного числа.

Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?

Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица)

– Проанализируйте местоимения 3 лица, единственного числа. (слайд № 9)

– Что они нам помогают сделать? (определить род существительных, значит, эти местоимения могут иметь род)

– Личные местоимения, заменяют в предложениях имена существительные, значит, какие члены предложения могут быть выражены личными местоимениями?

(Подлежащее, дополнений, обстоятельство.)

IV. Закрепление

– Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

Они бывают . лица. числа, в 3 лице ед. числа имеют .

Физминутка.

  • Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
  • Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) –
  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
  • Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) –
  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
  • Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) –
  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

1. Загадки. (слайд № 10)

– Нужно отгадать загадку, рядом с отгадкой записать местоимение, которым замещено существительное в загадке.

Утром –
Так заведено –
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар – птицей: ( Солнце )

А стемнеет – ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, –
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной. (Месяц)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки Я грызу. (Белка)

И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И все же называются
ОНИ – морские . (Свинки)

Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а ОН не знает. (Крот)

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам Я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)

2. “Четвёртое – лишнее”

– Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (слайд № 11)

  1. Он, она, оно, я
  2. Я, ты, они, он
  3. Ты, к, от, за

– Запишите лишние слова, укажите лицо и число личных местоимений.

Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты ( 2 л., ед.ч.).

3. Самостоятельная работа. “Вставь местоимение”

– Спиши, вставляя пропущенные местоимения. Определи их число, лицо, если возможно род.

4. Экспресс-опрос “Местоимение”.

1. Укажи местоимения 1-го лица.

2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?

3. Выбери местоимения 3-го лица.

1) я 2) он 3)ты 4) она 5) мы 6) оно 7) они 8) вы

4. Личные местоимения употребляются вместо.

6. Найди в стихотворных строчках местоимения. Подчеркни, укажи их лицо.

Целый день он занят делом,
Двух минут не отдохнет:
То он парту мажет мелом,
То сидит, бумажки рвет!

IV. Итог урока.

– Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).

– Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

– Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.

– У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).

– Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы.

Все дети получают сердечки с надписью “Я+Я= МЫ (слайд № 13,14)

Рефлексия “Светофор” (слайд № 15)

Ребята приклеивают на лист сигналы.

Домашнее задание.

С. 30 № 8, выучить таблицу личных местоимений.

Дополнительный материал.

Задания на смекалку.

  • Какие два местоимения мешают транспорту? (Я, МЫ)
  • Какие местоимения самые чистые? (ВЫ, МЫ, ТЫ)
  • Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение. А вместе они – овощ. (ТЫ, КВА)
  • Шарада.
    Первый слог – личное местоимение,
    Второй – детская болезнь.
    А целое – тот предмет, который
    Выбрасывают, когда он нужен
    И поднимают, когда он не нужен.
    Что это? (Я – корь).
  • Ребус. 7 я (семья)

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/583132/

Урок русского языка ” Личные местоимения”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Раздел «Морфология Местоимение»

Урок 38 «Разряд личных местоимений»

Тема: Разряд личных местоимений

Цель: познакомить с личными местоимениями

закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными; упражняться в определении рода, числа, лица местоимений; замене существительных местоимениями в речи;

воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма; развивать внимание, память, мышление, речь учащихся.

Педагогические технологии: личностно – ориентированное обучение, элементы интеграции, элементы критического мышления, адаптивная система обучения.

Тип урока: урок объяснения и первичного закрепления.

Оборудование: презентация, карточки, картинки к уроку.

I. Организация начала урока.

– У нас необычный урок. На нашем уроке вы станете настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся узнать как можно больше о новой части речи местоимении.

Работа в парах. АСО (личностно – ориентированное обучение)

– Внимательно прочитайте предложения. (Слайд № 3)

У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.

Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.

Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб .

На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.

Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.

– Выпишите из них повторяющиеся слова, запишите их в столбик

– Что общего между этими словами? (Они все словарные)

Как вы считаете, удачно ли построены данные предложения? Посоветуйтесь и решите, что можно изменить? Запишите эти слова рядом с существительными. Какие еще местоимения встретили в предложениях? Какие слова они заменили?

Место, какой части речи заняли в предложении слова? (место имени существительного)

– Если прочитать измененное предложение, без первого, понятно ли вам будет, о ком или о чем идет речь в предложении?

Местоимение только указывает на предмет, но не называет его.

Местоимения, которые ставят вместо имени существительного, называют личными местоимениями. (Слайд № 4)

Сегодня на уроке мы исследуем эти местоимения.

Прослушайте песню « Я ты он она вместе дружная страна» интеграция музыка

– Запишите в тетрадь местоимения из песни.

– Местоимения я, ты, он, она, оно, мы называют личными.

В “Толковом словаре” Ожегова записано: (слайд № 5)

1. Личный – осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.

2. Личный – касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

– Как вы, думаете, почему данные местоимения называют “личными”?

(Они указывают на лицо или лица. Личное – значит принадлежащее лично кому-то).

В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению.

– Сегодня мы исследуем эти местоимения.

– Нам нужно заполнить таблицу. Распределить личные местоимения по числам и лицам.

– Сначала распределим личные местоимения по числам (слайд № 7)

(дети самостоятельно распределяют слова, затем проверяют работа в группах) АСО

(личностно – ориентированное обучение)

Я, ты, он, она, оно Мы, они, вы

– Теперь нам надо распределить их по лицам.

Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я – 1 лица.

Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты – местоимение 2 лица.

А тот человек, который не участвует в разговоре – это 3 лицо.

(заполняем таблицу слайд № 8)

– Попробуйте сами распределить местоимения во множественном числе по лицам.

Если я иду с другом, то как скажем о себе? (мы)

При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: (вы). Это местоимение множественного числа.

Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?

Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица)

– Проанализируйте местоимения 3 лица, единственного числа. (слайд № 9)

– Что они нам помогают сделать? (определить род существительных, значит, эти местоимения могут иметь род)

– Личные местоимения, заменяют в предложениях имена существительные, значит, какие члены предложения могут быть выражены личными местоимениями?

(Подлежащее, дополнений, обстоятельство.)

– Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

Личные местоимения (перечислить) .

Они бывают . лица. числа, в 3 лице ед. числа имеют .

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) –

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) –

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) –

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Выписать из текста местоимения определить число и лицо.

– Нужно отгадать загадку, рядом с местоимением, встречающимся в загадке написать слово отгадку. Работа с комментированием.

Розовой жар – птицей: ( Солнце )

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки Я грызу. (Белка)

Солнце сияет, а ОН не знает. (Крот)

– Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (Слайд № 11)

– Запишите лишние слова, укажите лицо и число личных местоимений.

Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты ( 2 л., ед.ч.).

(личностно – ориентированное обучение)

3. Самостоятельная работа. “Вставь местоимение”

– Спиши, вставляя пропущенные местоимения. Определи их число, лицо, если возможно род.

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

4. Экспресс-опрос “Местоимение”.

1. Укажи местоимения 1-го лица.

2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?

3. Выбери местоимения 3-го лица.

1) я 2) он 3)ты 4) она 5) мы 6) оно 7) они 8) вы

4. Личные местоимения употребляются вместо.

– Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).

– Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

– Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.

– У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).

– Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы.

Все дети получают сердечки с надписью “Я+Я= МЫ (слайд № 13,14)

Рефлексия. Давайте послушаем ещё раз песенку «Я ты он она»

С. 193 упр. 442,с.192 выучить правило.

У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.

Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.

Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб .

На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.

Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.

У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.

Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.

Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб .

На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.

Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.

У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.

Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.

Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб .

На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.

Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.

У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.

Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.

Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб .

На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.

Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.

У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.

Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.

Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб .

На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.

Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.

У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.

Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.

Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб .

На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.

Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.

У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.

Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.

Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб .

На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.

Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

Выберите книгу со скидкой:

Музыкальные инструменты (плакат)

Ваш голос: Секреты вокального мастерства

Спортсмен, музыкант, поэт, математик? Как выявить и развить способности вашего ребенка (обложка с клапанами)

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-lichnie-mestoimeniya-404156.html

Adblock
detector