Знакомство с местоимениями. Визитная карточка местоимений
Форма урока: ролевая игра.
Опережающее задание: Подготовить рассказ о местоимениях с презентацией, а также небольшое задание для одноклассников.
Цель:
- Повторение разрядов местоимений в форме ролевой игры
- Научиться применять информационные технологии для выступления
- Совершенствовать умение выступать перед аудиторией, умение организовать работу коллектива.
Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный урок. К этому уроку каждый из вас готовился индивидуально, подготовил интересный материал для класса.
Итак, сегодня у нас в гостях Местоимения. Слово я передаю Личным местоимениям.
I. Рассказ о личных местоимениях
Добрый день, дорогие друзья, разрешите мне рассказать о нас – личных местоимениях.
1. Почему нас называют личными местоимениями?
– Потому что мы указываем на лица, которые участвуют в речи. Например:
Я, МЫ – указываем на говорящего, мы местоимения 1 лица.
ТЫ, ВЫ – указывают на собеседника, это местоимения 2 лица
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ – указывают на того, о ком говорят, или на то, о чем говорят. Это местоимения 3 лица.
2. Местоимения 1 и 2 лица: Я, МЫ,ТЫ,ВЫ – отвечают на вопрос КТО?
Местоимения 3 лица: ОН, ОНА, ОНО, ОНИ – отвечают на вопрос КТО? или ЧТО?
3. Мы бываем единственного и множественного числа:
Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО – единственное число
МЫ, ВЫ, ОНИ – множественное число
4. Мы изменяемся по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и все слово. Например:
5. А теперь обратите внимание на примеры:
Послать ЕМУ – послать к НЕМУ
Заниматься ИМ – заниматься с НИМ
Скажите, пожалуйста, какая особенность в нашем склонении имеется в косвенных падежах?
Ответ: После предлогов у местоимений 3 -го лица появляется Н.
6. Давайте немножко позанимаемся. Я сейчас раздам вам по одному названию местоимений, а вы составите с ними и глаголами, которые будут на доске, словосочетания и запишете на доске
(раздает таблички с названиями местоимений, чтобы хватило каждому ученику – Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ)
На интерактивной доске – глаголы:
Беспокоился (о ком? ) – о нас
Соревновался (с кем?) – с тобой
Расстилалась (перед кем? ) – перед вами
Не смейся (над кем?) – над ним
Приготовить (для кого?) – для неё
7. Молодцы. И в конце я хочу напомнить ещё об одном: С помощью нас, личных местоимений, можно выразить вежливое отношение.
Когда обращаетесь к взрослым, надо использовать местоимение ВЫ вместо местоимения ТЫ. Например, Надежда Гаврильевна, можете ли Вы нам разрешить поездку в г.Якутск?
II. На сцену выходит Возвратное местоимение
Добрый день, друзья. Меня зовут “СЕБЯ”
Я – интересное местоимение.
1. Почему? Потому что:
- Я один
- У меня нет именительного падежа
- В предложении являюсь только дополнением
- Не имею форм рода и числа.
- Я показываю действие, которое направлено на само действующее лицо, поэтому и называюсь Возвратным.
2. Меня, Возвратное местоимение, часто можно встретить в пословицах, поговорках, поучительных высказываниях. Я хочу предложить вам прочитать пословицы, вставляя пропущенные возвратные местоимения. Указать, в каком падеже употребили возвратные местоимения.
Для :. :.жить – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить.
Не кричи о . , пусть другие о тебе хоть тихо скажут.
Кто только о . хлопочет, то о других и знать не хочет.
III. теперь слово Притяжательным местоимениям.
Добрый день, друзья. Нас, притяжательных местоимений, несколько: МОЙ, ТВОЙ, НАШ, ВАШ, СВОЙ.
Мы указываем на признак предмета по его принадлежности
Отвечаем на вопрос ЧЕЙ? (ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?)
Мы изменяемся, как прилагательные, по родам, числам, падежам.
Иногда в значении притяжательных местоимений мы используем личные местоимения в форме родительного падежа: ЕГО, ЕЁ, ИХ.
Сразу предупреждаю, что правильное употребление – ИХ, а не ИХНИЙ.
В предложении мы обычно бываем определениями.
Предлагаю вам следующую работу:
Надо в данных предложениях устранить недочеты в употреблении притяжательных местоимений.
На ихних (их) огородах травы много наросло. В ихнем (их) хозяйстве коровы хорошей породы. Лавочник протянул Алеше его (свою) пухлую руку. Будущие олимпийцы занимаются в чудесном Дворце спорта. Недавно его (их) гостями были известные спортсмены.
IV. Слово Указательным местоимениям.
Добрый день. Наше название говорит о том, что мы на что-то указываем.
1. Так:
- Местоимения ЭТОТ, ТОТ указывают на предмет или признак, выделяя его среди таких же. Причем местоимение ЭТОТ указывает на более близкий предмет, а ТОТ – на более отдаленный.
- Местоимения ТАКОЙ, ТАКОВ, ЭТАКИЙ указывают на схожесть признаков или высокую меру оценки. Например: Лена такая же, как и все мы. Он такой человек, что его все уважают.
- Местоимение СТОЛЬКО указывает на количество, которое было названо раньше.
- Я прочитала во время каникул 4 книги, моя подруга – столько же книг.
- Местоимения ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ, ЭТАКИЙ изменяются по родам, числам и падежам.
- А местоимение ТАКОВ изменяется по родам и числам: ТАКОВ, ТАКОВА, ТАКОВО – ТАКОВЫ.
- Местоимение СТОЛЬКО склоняется, но не изменяется по родам и числам: например, столько книг, стольких книг, стольким книгам, столько книг, столькими книгами, о стольких книгах.
2. Я прочитаю вам текст о книге – великане, он будет на доске. Вы внимательно послушайте, затем нужно будет найти указательные местоимения, выйти к доске, подчеркнуть их и указать падеж и число.
Книга высотой в два этажа. Скажете: таких (р.п., мн.ч.) книг не бывает. И ошибетесь! Такие (им.п., мн.ч.) книги есть! Некоторые из этих (р.п., мн.ч.) книг находятся в Монголии. В одной из таких (предл. п., мн.ч.) книг насчитывается 236 томов. Книги эти (им.п., мн.ч.) созданы в древности. В те (вин.п., мн.ч.) времена мастерам – искусникам приходилось текст каждой страницы полностью вырезать на деревянной доске. Столько (им.п.) же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих (сей, р.п., мн.ч. – это можно не брать, если не знают) пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита. (Колорит – сочетание красок, цветов в картине, характер окраски).
IV. На сцену выходят Определительные местоимения.
1. Я думаю, что нас, определительных местоимений, запомнить трудно, но можно. Итак, называю определительные местоимения:
3. Мы можем иметь такое значение:
- Все до одного, полностью – ВЕСЬ класс
- Лучший из всех – САМЫЙ красивый
- Отдельный из многих – ИНЫХ уж нет.
4. Мы изменяемся по родам, числам, падежам.
5. В предложении можем быть определением, подлежащим, дополнением.
6. А теперь я хочу обратить ваше внимание на местоимения САМ (САМА) и САМЫЙ. Давайте поставить ударения и попробуем просклонять эти местоимения.
(На интерактивной доске дается таблица со словосочетаниями, в которой учащиеся должны вставить окончания местоимений)
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/596667/
«Понятие о местоимении». 3-й класс
Цели: Знакомство с местоимением.
обучающая
- Дать представление о местоимении как о части речи; познакомить учащихся с личными местоимениями единственного и множественного числа:
Развивающая
- Развивать речь, восприятие, внимание, орфографическую зоркость, словарный запас учащихся.
Воспитательная
- Воспитывать познавательный интерес к русскому языку, бережное отношение к природе.
Оборудование: Компьютер, презентация, телефон.
I. Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Которые будут оценивать нашу с вами работу. У меня к вам просьба работать активно.аккуратно, внимательно. Девиз: Если есть желание, найдется и путь! Желаю вам найти путь к новому секрету русского языка.
II. Чистописание
Начнём с привычной минутки чистописания. Для чего вы её обычно проводите? (детей ответы)
Сегодня будем прописывать букву и ее элементы. Эта буква стоит первой в слове, с которым вы познакомились на уроке окружающего мира. Это слово означает науку о нашем общем доме; науку об охране и защите окружающей среды.Ребята, вы уже знаете, как важен порядок на парте, в классе, в школе, в доме. Так и для нашей планеты очень нужен порядок.
– Правильно (Экология) 2013 год объявлен годом экологии
Перед тем, как мы будем писать, мы проведём массаж кистей рук.
2. А теперь разотрите каждый палец движениями вдоль пальца.
3. Прислоните руки к лицу. Ощущаете тепло? Руки ласковые, тёплые, как у мамы.
Буква состоит из полуовала.
Повторяем за мной:
эээ ЭЭЭ экология– А сейчас отгадайте загадку про желтый цветок, который встречается в природе очень часто и собой украшает наш мир.
Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк. (Одуванчик)IV. Знакомство с новой темой
Прочитайте на слайде текст об этом цветке.
Если заметите что-то особенное, то поднимите руку.
Текст на доске читает. (1 ученик)
Это одуванчик желтый сарафанчик.
Одуванчик один из первых весной зацветает.
Красуются одуванчики с месяц, а потом вместо яркого цветочка появляются пушистые шары.
– Что заметили? (Неоправданный повтор)
– Назовите постоянные признаки существительного?
Итак, существительное: одуванчик заменим другими словами.
– Отредактируем текст. Слушаю вас. (Подбор замены слов)
– Прочитайте отредактированный текст (устно)
Это одуванчик желтый сарафанчик.
Одуванчик (Он) один из первых весной зацветает.Красуются одуванчики (они) с месяц, а потом вместо яркого цветочка появляются пушистые шары.
К какой части речи относятся слова-заместители – он и они? Для этого вспомним известные нам части речи (ответы – определения частей речи).
Это имена прилагательные? (нет)(почему?)
Это имена существительные? (нет) (почему?)
Значит это какая-то новая, неизвестная пока часть речи.
Это для нас секрет, русского языка.
Попробуем сделать открытие!
Вместо какой части речи заняли эти слова?
– Так как же их назвали? (Местоимения)
– Это и есть новая тема нашего урока. (На доске закрепляется тема урока):
Местоимение. Понятие о местоимении
– Давайте попробуем дать определение местоимению. (По ходу ответов детей открываются слова-опоры)
(почему?) – это отдельная группа слов.
Местоимения говорим тогда когда не хотим называть имя, например, девочку зовут Регина. Вместо неё говорим (она)
Например, мальчика зовут Руслан. Вместо него говорим (он)
А если не хотим называть имена Саша, Руслан, Регина, говорим (они)
А если, мы не называем предмет, например, зеркало, то говорим (оно)
– Кто сможет сам дать определение местоимению? (По опорным словам)
Местоимение – это часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них.
– Вы настоящие исследователи тайн русского языка. Молодцы! Сами нашли новую часть речи, местоимение. Давайте хором прочитаем это определение. (Читают полное определение, закрепляемое на доске, вместо опорных слов)
Посмотрите, какая красота. У кого поднимется рука уничтожить её.
Глядя на золотое поле отдохнём:
V. Физминутка. Активнаягимнастика.
Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) –
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) –
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) –
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Продолжим исследование
– Назовите признаки имен существительных (род, числа,).
Учитель. Послушайте диалог.
Учащиеся (разыгрывают сценку с телефоном).
– Алло! Привет! Это я.Ты хорошо меня слышишь?
– Мне нужна Катя. Скажи, пожалуйста, она дома?
Как вы говорите о себе во время диалога – Я-1 лицо
Как вы говорите о себе и всех нас – 1 лицо–МЫ. Это множ. число.
Как он обращается ко второму человеку – Кате? ТЫ – значит это 2 лицо.
Как сказать если Юля обращалась сразу к нескольким – ВЫ,
А как вы обратитесь к учителю? (Тоже Вы). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы.
В разговоре по телефону Юля и Катя говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Лена- она, Вова – он – это “3-е лицо, во мн. Числе – они
Учитель. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.
Ученик читает стихотворение:
– Мы с вами составили таблицу местоимений с делением по признакам лица и числа?
У местоимений можно определить число и лицо.
Напомните мне лицо местоимений
Какого рода существительные вы знаете? (М.р., ср.р., ж.р.)
– А есть ли у местоимения признак рода?
– Есть ли местоимения мужского рода? (Он)
Вывод: Род бывает только у личных местоимений 3-го лица!
– Что их объединяет? (Они находятся в 3 лице ед.ч.)
VI. Первичная проверка понимания
Для чего мы выполняем это задание? Ответы учеников (Уметь правильно писать местоимения и использовать их в своей речи
– С какой частью речи познакомились на уроке? (Местоимение).
– Дайте определение местоимению.
– С какими признаками местоимений встретились? (Лицо, число ,род в ед. числе).
– Назовите местоимения 1 лица (2 лица, 3 лица).
VII. Первичное закрепление
Практическая работа. Вставьте местоимения
VIII. Проверка.
– Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. Чаще всего мы употребляем местоимения 3-го лица. Для чего существуют местоимения в речи? (Ответы детей).
– Они создают нам речевое удобство, так как экономят время. Они – как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре. А это мнение самого местоимения:
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
(На карточках тест каждому ученику)
1. Обведи кружочком правильный ответ:
А) местоимение обозначает предмет;
Б) местоимение указывает на предмет;
В) местоимение называет предмет.
2. Личные местоимения пишутся с предлогами:
3. Личные местоимения изменяются по родам:
4. К личным местоимениям после предлога прибавляется буква н
На . . . . старуха лишь взглянула, и с очей прогнать . велела.
Коллективная проверка по слайдам
IX. Домашнее задание с. 63 № 2
– На уроке очень хорошо поработали. (имена учащихся, оценки за урок . )
X. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Мне бы хотелось, чтобы вы чаще потребляли местоимение мы, реже местоимение я.
Я+Я = мы (песня “Вместе весело шагать по просторам”)
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/650849/