Меню Рубрики

Похоже ли склонение местоимений 1 го и 2 го лица

Склонение личных местоимений

Личные местоимения изменяются по падежам и числам, а местоимения 3-го лица изменяются еще и по родам. При этом изменяется не только окончание, а все слово. Изменение слов по падежам, числам, родам и есть склонение.

Склонение местоимений 1-го лица

К местоимениям 1-го лица относятся я, мы . Местоимения 1-го лица изменяются по падежам и числам, категории рода они не имеют. При склонении происходит образование новых форм слова – я, мне, мной .

Образец склонения местоимений 1-го лица:

Падеж Вопросы Единственное число Множественное число
И. п. кто? я мы
Р. п. кого? меня, у меня нас, у нас
Д. п. кому? мне, ко мне нам, к нам
В. п. кого? меня, про меня нас, про нас
Т. п. кем? мной, со мной нами, с нами
П. п. о ком? обо мне о нас

Обрати внимание, что предлоги к, с, перед, стоящие перед местоимением я употребляются с буквой о на конце: ко мне, со мной, передо мной.

Склонение местоимений 2-го лица

К местоимениям 2-го лица относятся: ты, вы . Местоимения 2-го лица изменяются по падежам и числам, рода у них нет. При склонении присходит изменение формы слова – ты, тебя, тобой и т.д.

Образец склонения местоимений 2-го лица:

Падеж Вопросы Единственное число Множественное число
И. п. кто? ты вы
Р. п. кого? тебя, у тебя вас, у вас
Д. п. кому? тебе, к тебе вам, к вам
В. п. кого? тебя, про тебя вас, про вас
Т. п. кем? тобой, за тобой вами, за вами
П. п. о ком? о тебе о вас

Обрати внимание, что при склонении местоимений 2-го лица наблюдается чередование гласных: тебя, тобой .

Склонение местоимений 3-го лица

К местоимениям 3-го лица относятся: он, она, оно, они . Местоимения 3-го лица изменяются по родам, падежам и числам. При склонении образуются новые формы – он, ему, им .

Образец склонения местоимений 3-го лица:

Падеж Вопросы Единственное число Множественное число
муж. род жен. род ср. род
И. п. кто? что? он она оно они
Р. п. кого? чего? его, у него её, у неё его, у него их, у них
Д. п. кому? чему? ему, к нему ей, к ней ему, к нему им, к ним
В. п. кого? что? его, про него ее, про нее его, про него их, про них
Т. п. кем? чем? им, с ним ей, с ней им, с ним ими, с ними
П. п. о ком? о чём? о нём о ней о нём о них

Обрати внимание, что формы склонения местоимений 3-го лица мужского и среднего рода совпадают во всех падежах, кроме именительного.

Запомни, что при употреблении предлога перед местоимениями 3-го лица в косвенных падежах, к местоимениям в начале добавляется буква н: у него, для нее, про них (сравни без предлога: его, ее, их ).

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник статьи: http://budu5.com/manual/chapter/57

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему “Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица”. Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК “Перспектива”

Скачать:

Предварительный просмотр:

Школа: МОУ Долгодеревенская СОШ

Студентка: Симченко В.А., 46гр.

Учитель: Корниенко О.Ю. _______________________

КОНСПЕКТ УРОКА (русский язык, 4 класс)

Тема: «Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица»

Цели деятельности учителя: познакомить с изменением личных местоимений по падежам.

познакомятся со склонением местоимений 1 и 2-го лица, с алгоритмом определения лица, числа и падежа;

научатся склонять местоимения 1 и 2-го лица, определять лицо, число и падеж местоимений, стоящих в косвенных падежах.

примут и освоят социальную роль обучающегося; разовьют мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Оборудование: УМК «Перспектива» (учебник 4 класс 2 часть), презентация, интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, карточки.

I. Этап самоопределения к деятельности

Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка! Я желаю вам на уроке успехов, у вас всё получится! Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Воспринимать информацию на слух.

Л. – умение выделить нравственный аспект поведения.

II. Актуализация знаний и мотивация

– Давайте вспомним, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке, для этого вставим недостающие слова в предложения.

1. Местоимение это ______________

2. Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это __________________

3. Местоимения не называют предмет, __________на него.

4. Личные местоимения заменяют ______________________.

-Откройте тетради и запишите число и классная работа.

-С новой строки в столбик пропишите все падежи.

-Просклоняйте местоимение Я по падежам.

Вспоминать тему прошлого урока

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К. – общение и взаимодействие

П. – осуществлять поиск необходимой информации

III. Постановка учебной задачи

Словесный: ответы на вопросы.

– Возникли ли у вас трудности при склонении местоимения Я по падежам?

– Как вы думаете, почему вам трудно это сделать?

– Верно. Кто может предположить тему сегодняшнего урока?

– Какие мы поставим цели на сегодняшний урок?

– Давайте познакомимся с табличкой и закончим то, что нам было так трудно сделать.

– Итак, прочитайте, как изменяется форма местоимений 1 лица при склонении по падежам.

– Прочитайте, как изменяется форма 2 лица при склонении по падежам.

– Теперь, когда мы знаем какую форму имеет местоимение я при склонении по падежам, просклоняйте местоимение я по падежам.

– Прочитайте еще раз табличку про себя.

– Назовите форму местоимения мы, ты, вы в р.п., д.п., в.п.,и т.д.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П. – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

– Посмотрите табличку внимательно еще раз.

– Закройте учебник. Напишите падежи в столбик и просклоняйте местоимения мы, ты, вы по падежам.

( взаимопроверка, проверка со слайдом)

– Что нужно сделать в этом упражнении?

– Посмотрите, как выполнен образец.

– Образец переписывать не нужно, выполняйте упражнение со второго предложения.

( Взаимопроверка, сверка со слайдом)

П. – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2018/05/02/sklonenie-lichnyh-mestoimeniy-1-go-i-2-go-litsa

Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам»

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Тема урока: «Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: создать условия для формирования умения склонять личные местоимения 1 и 2 склонения по падежам.

Задачи: учить распознавать местоимения в тексте, подбирать самостоятельно и писать; совершенствовать навык различия падежей имен существительных при склонении личных местоимений; классифицировать склонения личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа; определять, каким членом предложения является личное местоимение в тексте.

-закрепляют знания о системе падежей русского языка, отрабатывают алгоритм определения падежа личных местоимений 1и 2 лица в предложении, находят различия между склоняемыми местоимениями, отрабатывают навык написания предлогов с местоимениями, учитывают их при записи; отрабатываю навык определения, каким членом предложения является личное местоимение 1-го и 2- го лица в тексте.

-ориентировать в своей системе знаний, уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщать по заданным критериям, уметь делать выводы в результате совместной работы в паре.

уметь слушать и понимать речь других, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).

делать выводы в результате совместной деятельности класса; развивать навыки грамотного письма; развивать мышление и память; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

-формировать мотивацию и желание к обучению и познавательной деятельности, понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, оценивать жизненные ситуации.

Цель: создание положительного и эмоционального настроя на уроке .

– Чтобы настроение было положительным на протяжении всего дня, я предлагаю прослушать вам замечательную мелодию Чайковского и прекрасное стихотворение о зиме. Возможно, вы слышали это стихотворение ранее, вспомните, кто автор.

(Мелодия Чайковского «Времена года. Весна», весенний пейзаж, стихотворение Спиридона Дмитриевича Дрожжина)

Распустились почки, лес зашевелился…

Распустились почки, лес зашевелился,

Яркими лучами весь озолотился.

На его окраине из травы душистой

Выглянул на солнце ландыш серебристый,

И открылись кротко от весенней ласки

Милой незабудки голубые глазки.

Я желаю, чтобы это прекрасное время года, дарило вам тепло, прекрасное настроение, улыбки, добро, солнце в душе.

– Вот мы и настроились с вами на урок. Я желаю вам хорошего настроения, приятных эмоций, и легкости при работе на уроке.

Цель: совершенствовать навык каллиграфического письма

– Сегодняшний урок мы начнем с небольшой разминки и поэтому проведем минутку чистописания.

-Открываем рабочие тетради, отступаем 2 строчки вниз от предыдущей работы, на третьей строке, посередине записываем сегодняшнее число: «10 марта», ниже «Классная работа».

– Итак, ребята, я буду загадывать вам загадки, а вы должны будете писать отгадки.

1.Рыхлый снег на солнце тает,

– где мы начинаем писать первое слово? Как мы его должны писать? С какой буквы? (на следующей строке, с большой буквы, с красной строки)

– Поставим ударение, подчеркнем непроверяемую гласную «е».

2. В теплых солнечных сапожках,

по снегам бежит мальчишка –

только ступит – стаял снег,

– Как мы будем писать это слово? Что не забудем поставить? Записываем.

– Охарактеризуем звук «М» в слове «Март». «М»- согл, тв, зв., непарн.

Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»

– С какой буквы продолжим написание, что поставим? Произнесем слово «Апрель», на какую букву падает ударение? ( На «е») Подчеркнем непроверяемую гласную в слове. Какая это буква? (Это буква «А»)

– Дайте характеристику звуку «Рь». ( согл, мягк, зв)

-Какие звуки может обозначать буква «ЭМ» (М- согл, тв, зв., непар; согл, мягк, зв, непарн.)

-Какой звук она означает в данном слове?

– А теперь, на следующей строке пропишем букву «ЭМ» заглавную и строчную, чередуя, через запятую.

– Начинаем писать с красной строки и до конца.

Цель: совершенствовать навык знания и запоминания словарных слов.

– А сейчас мы проверим ваши знания на правильность написания словарных слов.

. Начинаем писать слова с красной строки, с большой буквы, и через запятую в строчку.

– Я буду показывать вам слово на карточке. Вам нужно будет написать правильно это слово, поставить ударение и подчеркнуть орфограмму.

(М…тал… – металл, ж…лезо- железо, б…тинки- ботинки, к…стюм- костюм, б…гатство- богатство, х…зяйство- хозяйство, с…лют- салют, к…стрюля- кастрюля, ст…кан- стакан, т…релка- тарелка)

-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверку мы будем осуществлять тем же способом- я буду переворачивать карточку с правильным написанием. Свою оценку ставьте на полях, если нет ошибок, то «5», а если 1 или 2, то «4». Поставьте оценку своему товарищу.

4. Проверка домашнего задания

Цель: проверить правильность выполнения и понимания изученного материала

– Что вы изучали на предыдущем уроке?

Давайте проверим правильность выполнения вами домашнего задания.

– Кто мне подскажет, на какой странице в учебнике ваше домашнее задание?

Кто прочитает задание? Что нужно было в нем сделать? Объясни. Проверяем, так ли мы сделали?

– Какой вывод можно сделать из этого упражнения?

5. Определение темы и цели урока

Цель: в совместной деятельности при создании проблемной ситуации определить тему и цель урока.

Создание проблемной ситуации

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

-Для того, чтобы определить, о чем пойдет речь на уроке. Определим, о какой части речи мы будем говорить.

– Узнайте и напишите строчную букву по её номеру в алфавите, пользуйтесь памяткой.

(запись 2 учениками букв на доске)

14, 6, 19, 20, 16, 10, 14, 6, 15, 10, 6

Местоимения, подобно ярким лучам солнца,

Озаряя, высвечивают все уголки родного

– Что вы знаете об этой части речи? Что такое местоимение?

– Какова роль местоимений в речи? (Личные местоимения указывают на предмет, но не называют его)

– Как они называются? (личные). Почему они так называются? (бывают 1,2,3 лица)

Какие местоимения относятся к личным? ( я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

– Расскажите, какие местоимения относятся к ед. числу 1,2,3 лица, а какие к мн.числу 1,2,3 лица?

-Какие личные местоимения, и в каком числе изменяются по родам?

Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему? Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем ответ

Урок у нас необычный. Предлагаю вам стать исследователями. Постарайтесь стать настоящими знатоками местоименных наук.

Для проведения исследования мы будем использовать методы наблюдения, опыта, сравнения, прогнозирования.

Какие источники информации для получения сведений о местоимениях будем использовать? (книги, тексты).

Попробуем определить тему исследования, для этого выполните задание устно.

Постановка темы и цели урока

Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения. Определите число

1) Взял____ вилы и топор и отправился в дозор. (П.П.Ершов)

2) Всех ___ вас люблю сердечно (А.С.Пушкин)

Дай___ ____собраться с силой. (И.А.Крылов)

-Перечислите, какие слова вы вставили? Что заметили?

– Какой частью речи являются данные слова?

– Какими членами в предложении они являются? Только ли главными?

– Где можно встретить эти слова, только ли в прозе или еще где-то?

-Для чего служат местоимения?

-Какие местоимения вы не встречали в таблице личных местоимений 1,2,3 лица?

-Подумайте и скажите, как слова «МНЕ», «МЕНЯ» могут быть связаны с темой личных местоимений?

– Можете ли вы определить тему урока? Какова же цель?

Тема урока: «Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам»

Цель: формировать умения склонять личные местоимения 1 и 2 склонения по падежам.

-Для того, чтобы начать работу по данной теме, давайте вспомним падежи.

6. Изучение нового материала

-Ну, а теперь начнем работу по теме, начнем исследовать поставленную нами проблему.

Я сижу на речке, ловлю пескарей. Вокруг меня носятся комары.4 Ко мне на удочку присела стрекоза. Стрекоза повела глазищами и смотрит на меня. Вдруг сорвалась стрекоза, скользнула надо мной. Послышался какой-то щелчок, и на мне оказалось блестящее комариное крылышко. Это стрекоза комара на лету сцапала.

1. Найдите местоимение 1-го лица единственного числа.

2. Поставьте вопрос к каждому из выделенных местоимений. Заметили ли вы, что задавали падежные вопросы? Определите падеж местоимения Я в каждом предложении.

3. Выпишите местоимения вместе с предлогами. В скобках укажите падеж местоимений.

Образец: Я (И.п), вокруг меня ( Р.П)….

Я – подлежащее, выраженное местоимением 1 лица.
Сижу – сказуемое, выраженное глаголом.
Ловлю – сказуемое, выраженное глаголом.
На речке – обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.
Пескарей – дополнение, выраженное им. существительным.

Характеристика предложения: Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми.

Посмотрите внимательно на выделенные местоимения? Какими членами предложения они являются?

-Поставьте к каждому местоимению падежный вопрос.

– Сделайте вывод, каким членом предложения может быть личное местоимение в предложении?

Вокруг меня- Р.П- дополнение

Вывод: личное местоимение, стоящее в И.П , являются в предложении подлежащим. Но местоимение может быть и второстепенным членом предложения, если стоит в одном из косвенных падежей.

Скажите, изменяются ли личные местоимения по падежам? На какие вопросы они отвечают? Выведите правило. Для этого, сформулируйте это правило в паре.

Правило: Личные местоимения изменяются по падежам и отвечают на те же вопросы, что и имена существительные в каждом из падежей.

Склонение личных местоимений 1, 2 лица по падежам

– Выполните задание в парах, УПР №119.

Прочитайте таблицу. В каких падежах формы изменения личных местоимений 1-го, 2-го лица совпадают ?( 1 лицо- Я-Р.П, В.П; Ты- Р.П, В.П; 2 лицо- Мы- Р.П, В.П, Вы- Р.П, В.П.)

– какой вывод можно сделать?

Вывод : При склонении личных местоимений 1, 2 лица совпадают формы Р.П и В.П.

Нужно присесть, если услышите личное местоимение.

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок, если он, и я, и ты – если мы сорвём цветы, то окажутся пусты и деревья, и кусты. И не будет красоты, и не будет доброты, если только я и ты – если мы сорвём цветы.

Прочитайте текст. Найдите в тексте местоимения. Перечислите их. Определите лицо и число местоимений. Выборочное комментирование.

Так как на уроке, вы исследователи, попробуйте самостоятельно выполнить задание

Спиши предложения. Подчеркни местоимения, укажи их лицо и число.

Скоро мы набрели на ветхую лесную сторожку. 2. Я позвоню тебе вечером. 3. Я долго ничего не слышала в разговоре. 4. Ты закрыла лицо руками и плакала. 5. Вася поедет с вами за город. 5. У меня нет вопросов по заданию.

Какой вывод из правила, вы можете сделать?

Вывод: Чтобы узнать лицо и число личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо поставить местоимение в начальную форму.

Что же является начальной формой местоимения? ( Начальная форма местоимения – это форма именительного падежа)

Встретили ли вы предлоги, стоящие рядом с местоимениями? Как вы их написали? ( раздельно)

1.Возьмите карандаш. Зажав его между ладонями, растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до появления ощущения в ладонях приятного тепла.

Самостоятельная работа по вариантам

Выписать местоимения, определить их лицо, число, падеж в косвенных формах.

Я играть не стала! 2)”Кто вы?” – “Мы лисички, дружные сестрички”. (А. Шибаев). 3) Ты, рябинушка, раскудрявая, ты когда взошла, когда выросла? 4) Как у тебя получилось выйти из этой ситуации? 5) Когда мы сделали ремонт, нас похвалили. 5) Нами были все довольны.

Выписать местоимения, определить их лицо, число, падеж в косвенных формах.

1) Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: “Чего тебе надобно, старче?. 2)Тебя, мой куманек, век слушать я готова! 3) И пришла к Айболиту лиса: “Ой, меня укусила оса!” 4) Вами земля славиться! 5) Тобой мне никогда не стать.

Цель: совершенствовать имеющиеся знания и отрабатывать навык понимания материла

-Предлагаю вам проверить ваши знания, полученные на уроке и ответить на несколько вопросов теста. На ваших столах лежат листочки. Подпишите их.
1. Найди лишнее:
а) я
б) ты
в) как
г) она
2. Найди признак личного местоимения:
а) Называет предмет
б) Указывает на предмет, не называя его
в) Указывает на действие предмета
г) Служит для связи слов в предложении

3. Местоимение отвечает на вопросы:

В) нельзя задать вопрос
4. Каким членом предложения является местоимение в предложении?
Он долго ходил около школы.
а) Сказуемым
б) Подлежащим
в) Определением
г) Дополнением
5. Сосчитай количество местоимений: как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они.
а) 4
б) 5
в) 6
г) 7
Поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте и оцените друг друга: ( слайд )

5правильных ответов– «5»
4 правильных ответа – «4»
3 правильных ответа – «3»
2 правильных ответов – «2»

Составь 5 предложений, со следующими личными местоимениями: Ты, Вы, Тебе, Мной, О нас. Напиши их лицо, число, падеж.

Вставь нужное по смыслу личное местоимение, определи его лицо, число, падеж.

1.… нарисую ёлочку. 2. А … что будешь рисовать? 3. Завтра … пойдем на речку. 4. Кого … ждете?
5. Вечером … читают сказки.6. Что … нужно вырезать из бумаги? А … умеете так вырезать? 7. Какую задачу … задали? 8.Куда … идёшь? 9.Завтра … пойду в библиотеку. 10. Скоро …. Напишут в газетах.

3. Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. Напиши над словом. Найди личные местоимения, укажи лицо, число, падеж.

Мы, Яна, ты, вы (существительное, имя)

Цель: определить оценку урока и его продуктивность

Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-v-klasse-izmenenie-lichnih-mestoimeniy-go-i-go-lica-po-padezham-3691793.html

Adblock
detector