Меню Рубрики

Поурочный план употребление местоимений

Урок русского языка в 6 классе «Употребление личных местоимений в речи»
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

У рок русского языка в 6 классе «Употребление личных местоимений в речи»

учитель русского языка и литературы МАОУ “СОШ с.Бердюжье” Шукалович Е.П.

– познакомить с разнообразным употреблением личных местоимений в речи; осмыслить правильно сть использования личных местоимени й ;

– развивать аналитические способности учащихся (умение выделять, обобщать), умение владеть языковыми навыками; умение практического применения полученных знаний;

– способствовать воспитанию культуры речи; уважени я к родной речи, исключающее неграмотное употребление слов, познакомить учащихся с приемами обмена информацией в рамках конкретной коммуникационной ситуации; знакомить с общепринятыми нормами общения.

Техническая оснащенность урока: компьютер, экран.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе «Употребление личных местоимений в речи»

учитель русского языка и литературы МАОУ “СОШ с.Бердюжье” Шукалович Е.П.

– познакомить с разнообразным употреблением личных местоимений в речи; осмыслить правильность использования личных местоимений;

– развивать аналитические способности учащихся (умение выделять, обобщать), умение владеть языковыми навыками; умение практического применения полученных знаний;

– способствовать воспитанию культуры речи; уважения к родной речи, исключающее неграмотное употребление слов, познакомить учащихся с приемами обмена информацией в рамках конкретной коммуникационной ситуации; знакомить с общепринятыми нормами общения.

Техническая оснащенность урока: компьютер, экран.

1. Организация класса. СЛАЙД 1.

Учитель. Здравствуйте, дорогие мои ребята! Сегодня я ваш учитель, значит вы мои ученики.

2. Актуализация опорных знаний

Учитель. Я бы хотела прочитать вам басню Н.Мизина, внимательно послушайте и скажите, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке. СЛАЙД 2.

Для него всё миропониманье

В местоимении со знаком восклицанья:

Величину такую не окинешь оком,

Вот разве что под . микроскопом.

– Какого человека высмеял баснописец? (самовлюбленного, нескромного, эгоистичного)

– Какие местоимения употреблены в басне? (Личные)

– А что вы знаете об употреблении личных местоимений в речи?

– Давайте сегодня об этом поразмышляем, расширим ваши представления о роли

личных местоимений в речи.

СЛАЙД 3 . Тема нашего урока: “Употребление личных местоимений в речи”

Перед вами раздаточные листы, они помогут вам в работе, прямо в них вы можете писать, подчёркивать, а потом возьмёте себе на память.

3. Работа над темой урока. – Чаще всего личные местоимения употребляют поэты, потому что лирика – очень личные переживания. Предлагаю обратиться к творчеству русских поэтов и проследить так ли это.

– Может быть кто-нибудь вспомнить строчки из стихотворений, где употребляются личные местоимения.

1. Я люблю, когда шумят осины,
Когда листья падают с берез.
(Н. Рубцов.)

2. А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.
(А. Ахматова.)

3. Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
(С. Есенин.)

4. Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел, был сильный мороз. (Н.Некрасов)

5. У меня растут года, скоро мне 16 . (В.Маяковский)

6. М.Ю. Лермонтов:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.

7. Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать. /И.Никитин/

(Спросить несколько человек ). Молодцы.

4. Работа со стихотворной речью. Давайте обр атимся к стихотворению А.А. Фета “Я пришёл к тебе с приветом”, оно есть у вас на листах. ( СЛАЙД 4. портрет А.А.Фета)

– Я прочитаю стихотворение, с вы подумайте, о чём стихотворение и сразу попробуйте подчеркнуть местоимения. (Учитель читает наизусть данное стихотворение, выделяя интонацией содержащие в нем личные местоимения.)

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду

Петь, – но только песня зреет.

– О чём это стихотворение? Просмотрите подчёркнутые местоимения и скажите

местомения какого разряда преобладают? Назовите их. (Личные: я, тебе, оно, на меня)

– Можем ли мы, читая стихотворение, ответить на следующие вопросы: как зовут лирического героя, кто он такой, стар или молод? (Нет)

– Как вы думаете, каково же значение личных местоимений в стихотворении? (Лирика – это личные переживания, для уточнения смысла, для конкретности). Какой можно сделать вывод?

Вывод: в лирическом тексте очень важную роль играют местоимения – средство сохранения безымянности героя лирического героя. Героем может быть каждый из нас. Местоимения при этом являются возможными “заместителями” не только автора, но и читателя, которому окажутся близки выраженные в стихотворении чувства и переживания.

– Вы заметили, что чаще всего в лирике используется местоимение я . Как уже сказали для выражения личных чувств поэтов, поэтому повествование ведется от первого лица. А в повседневной речи всегда ли уместно частое употребление местоимения я? (Ответы детей).

– Это я думаю вы заметили и в басне прозвучавшей в начале урока.

– Какой можно сделать вывод? Вывод: человек часто употребляющий местоимение я: хвастлив, выставляется напоказ. Спасибо.

2) Другие свойства личных местоимений понаблюдаем, читая стихотворение А.С.Пушкина “Ты и вы” ( СЛАЙД 5 портрет А.С.Пушкина)

в душе влюблённой возбудила.

Свести очей с неё нет силы;

– Обратите внимание Пушкин выделил местоимения ты и вы, также они вынесены в название. Почему? (Эти местоимения являются главными героями стихотворения).

– Чем еще интересны эти местоимения?

Личное местоимение ед.ч вы – вежливое, но отдаляющее человека друг от друга. Местоимение ты – дружеское, тёплое. Замена местомений друг другом помогает тонко и очень деликатно передать изменение личных отношений.

– Скажите мне, а как вы в своей жизни используете местоимения ты и вы.

Какой можно сделать вывод?

Вывод: в русском языке местоимение ВЫ может употребляться как особая уважительная форма обращения к человеку.

5. Предлагаю теперь обратиться к нашей повседневной устной речи. Показ видеоролика из журнала «Ералаш». ( видеофрагмент) Поделитесь своими впечатлениями.

Вам понятно о чём глворить герой? Как речь характеризует мальчика? Что бы вы о нём сказали?

Какой можно сделать вывод?

Вывод: речь – главная характеристика человека, героя в литературе, местоимения в речи нужно использовать грамотно. Если речь переполнена местоимениями, смысл высказывания может быть непонятен.

6. Закрепление . Чтобы не говорить также как герой сюжета, нужно правильно употреблять местоимения в речи. Предлагаю над этим поработать

а) Исправим ошибки в речи детей. Работа в парах. Прочитайте небольшие диалоги в парах, исправляя ошибки. СЛАЙД 6.

А) — Это чей такой хорошенький котенок?

— Еешный. А вот щенок, он егошный.

Б) — Кому еще дать листок бумаги?

– В чём были ошибки детей: ошибки были, в частности, в употреблении личных местоимений. Слайд СЛАЙД 7. Грамотно сказать: «её, его», «мне», «их». Запомните их (не ихний).

б) СЛАЙД 8. Предупреждение грамматических ошибок. Задание: поработаем псиьменно, запишите предложения в исправленном виде.
1) Он обиделся на их.
2) Мы с ими давно дружим.
3) Они ждали него.
4) Я горжусь ним.

– В чём особенность употребления данных местоимений?

СЛАЙД 9. Вывод: у личных местоимений 3 л. с предлогом добавляется в начале буква н.

в) СЛАЙД 10. Есть ещё одна трудность, связанная с употреблением личных местоимений. Прочитаем 1 предложение и попробуем это выяснить. Запишите исправленный вариант. В 2 след. предложениях попробуйте сами исправить ошибки.

1. Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.

2. Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.

3. Во время летних каникул юные спортсмены поставили новые рекорды. Они превзошли все ожидания.

4. Люда подошла к подруге. Она была испугана.

Какой можно сделать вывод? Вывод: неуместное использование местоимений в речи может породить двусмысленность

7. Вывод по уроку. Сегодня вы говорим об употреблении личных местоимений. А где полученные знания вы можете применить в жизни. (Резюме, автобиография, открытки, письма). Может ли кто-нибудь точно объяснить, что такое резюме?

Подсказку вы найдёте на р. листах. СЛАЙД 11. Резюме (от фр. résumé «течение жизни», жизнеописание) — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другой относящейся к делу информации, обычно требуемый при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу, иногда учёбу.

– Напишите фрагмент своего резюме, всего несколько предложений, используя личные местоимения. Возможно написать в виде саморекламы: как вас зовут, сколько вам лет, что вы любите, что умеете.

8. Рефлексия. Задание на выбор. Время подошло к концу. СЛАЙД 12.

1) Чтобы подвести итог, попробуйте создать рекламу личным местоимениям в 2-3 предложениях. Можно начать так: “Изучайте личные местоимения! Они .

2) Или закончите предложение о роли личных местоимений.

Я буду использовать личные местоимения в речи, потому .

(Спросить несколько человек). СЛАЙД 13. Спасибо за работу!

Дорогие ребята, приглашаю поработать вместе!

1. Поработайте над стихотворением А.Фета ” Я пришел к тебе с приветом”

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, – но только песня зреет.

2. Поразмышляйте над стихотворением А.С.Пушкина “Ты и вы”

в душе влюблённой возбудила.

Свести очей с неё нет силы;

3. Поработайте в парах. Прочитайте диалоги, найдите в употреблении личных местоимений ошибки, исправьте и прочитайте в исправленном виде.

А) — Это чей такой хорошенький котенок?

— Еешный. А вот щенок, он егошный.

Б) — Кому еще дать листок бумаги?

4. Исправьте ошибки в предложениях, запишите рядом исправленные предложения.
1) Он обиделся на их. __________________________________________
2) Мы с ими давно дружим. _____________________________________
3) Они ждали него. ____________________________________________
4) Я горжусь ним. ____________________________________________________________

5. Устраните двусмысленность . Запишите исправленный вариант.

1) Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.

2) Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.

3) Во время летних каникул юные спортсмены поставили новые рекорды. Они превзошли все ожидания.

4) Люда подошла к подруге. Она была испугана.

6. Резюме (от фр. résumé «течение жизни», жизнеописание) — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другой относящейся к делу информации (личных качеств, черт характера), обычно требуемый при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу, иногда учёбу.

Задание. Напишите фрагмент своего резюме, используя личные местоимения.

1) Попробуйте создать рекламу личным местоимения в 2-3 предложениях. Можно начать так: “Изучайте личные местоимения! Они .

2) Закончите предложение о роли личных местоимений речи.

Я буду использовать личные местоимения в речи, потому .

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/02/02/urok-russkogo-yazyka-v-6-klasse-upotreblenie-lichnykh

Конспект урока на тему “Употребление местоимений”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Технологическая карта урока с элементами ФГОС по русскому языку в 6 классе

Тема урока : « Употребление местоимений в речи ».

Тип урока : обобщение и закрепление изученного материала

Цель урока: для учителя – сформировать у учащихся понятие о правильном употреблении в речи местоимений в соответствии с орфоэпическими, грамматическими и лексическими нормами

для учащихся – узнать, как правильно употреблять в речи местоимения в соответствии с нормами, закрепить материал..

обучающие: научить детей правильно употреблять в речи местоимения в соответствии с орфоэпическими, грамматическими и лексическими нормами ;

развивающие: развивать речь учащихся; умение аргументировать и доказывать свою точку зрения;

воспитательные: воспитывать у детей толерантное отношение друг к другу;

мотивационные: сформировать у детей интерес к изучению русского языка;

регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция;

познавательные: работа с информацией, структурирование знаний, формирование понятий;

личностные: оценка собственного уровня усвоения изученных знаний;

коммуникативные: умение выражать свои мысли, оценивать работу соседа по парте.

Предполагаемый результат : сформированное понятие о правильном употреблении в речи местоимений в соответствии с орфоэпическими, грамматическими и лексическими нормами

Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, экран, набор карточек (см.ПРИЛОЖЕНИЕ).; учебник, доска.

Предварительная подготовка учителя работа над презентацией к уроку, картой урока, подготовка карточек с заданиями и карточек для рефлексии.

Элементы используемых технологий : личностно-ориентированная; т ехнология активного обучения; технология развития критического мышления; здоровьесберегающая; информационно-коммуникативная.

1.Организация начала урока.

Приветствие учителя, проверка подготовленности к уроку, эмоциональный настрой.

сочинение миниатюра 5-8 предложений)

2. Синтаксический р-р предложения:

Я просыпаюсь с первыми лучами солнца, и мама каждое утро готовит мне мой любимый завтрак.
Морф. Р-р местоимения- мне

Попробуем оценить содержание сочинения. А поскольку ни я, ни ребята не сможем во время чтения увидеть орфографические и пунктуационные ошибки, то вторую оценку поставлю я после проверки тетрадей.

Учитель: –Давайте оценим работы одноклассников.

(Учитель выборочно просит детей аргументировать выбор оценки)

Дети задают друг другу вопросы и отвечают .

Те, кого попросили аргументировать выбор оценки, дают объяснения

Оценивать знания в соответствии с критериями оценки (дети знают, что такое тавтология, некоторые могут на слух определить неверное употребление местоимений,

неверное построение предложений.

3.Определение темы и целей урока

(учитываем время на число, тему в тетради)

Создать мотивацию у учащихся. Организовать работу учащихся.

Учитель: -Для того, чтобы понять, что мы будем делать на уроке, вы должны прослушать стихотворение, потом определим и запишем тему урока, поставим цель.

(Подготовленный ученик читает вслух).

Дети отвечают, высказывают предположения.

Определяют тему, ставят цель.

Умение определять тему, ставить цель, формулировать свои мысли.

4.Обобщение изученного материала о местоимениях

Вспомнить об особенностях употребления личных местоимений с предлогами, об особенностях построения предложений с местоимениями.

1 .Написали? ( Употребление местоимений)

А)-Обратимся к стр.47 учебника. упр. 57

Выпишите из текста правило употребления личных местоимений 3 –его лица и постарайтесь его запомнить.

Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала ее там до тех пор, пока она не кончилась.

-Можно ли использовать здесь личное местоимение?

Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала ее там до тех пор, пока дождь не кончился.

-А теперь самостоятельно измените

Местоимения активно используются и в поэтической речи.

Прослушайте басню «Волк и Ягненок», выпишите местоимения , определите их разряд.( Инсценированная басня)

1. У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

А вот о том как в Баснях говорят.

Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягнёнка видит он , на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит: «Как смеешь ты , наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питьё моё

«Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу». —

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты ещё в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил;

Я этого , приятель, не забыл!» —

3. «Помилуй, мне ещё и от роду нет году», —

Ягнёнок говорит. «Так это был твой брат». —

«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

И, если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —

«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем , что хочется мне кушать».

Сказал — и в тёмный лес Ягнёнка поволок.

Читают текст, учатся выбирать главное

«Голосуют» смайликами, кто-то объясняет выбор оценки..

Устно выполняют упражнение вместе с учителем

Инсценируют басню (трое учащихся), школьникивыписывают местоимения, определяют разряд.

Умение работать с учебником, анализировать, оценить работу одноклассника.

Снятие эмоционального и физического напряжения

Физкультминутка (сидя на стуле):

Влево – вправо повернулись,

И вновь в работу с головой!

. (Включаем слайд с физкультминуткой)

Отдыхают, выполняют упражнение.

правильном употреблении местоимений в предложении

Учитель: -, физкультминутку провели. А какой этап следует дальше? Молодцы.

– А теперь следующее задание. Редактирование текста:

ДЛЯ ДЕТЕЙ СДЕЛАНЫ КАРТОЧКИ (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Много врагов у бедного, беззащитного зайца . На зайца охотятся люди. Любят полакомиться зайцем лисы и волки. Зайца ловят ночные и дневные крупные хищные птицы – совы и ястреба. Кроме быстрых ног да острого слуха, нет у зайца иной защиты .

Приступайте к работе. А я вам желаю хороших оценок.

Проверяют, оценивают (если есть вопросы, выясняют у учителя) .

Проверяют, оценивают (если есть вопросы, выясняют у учителя)

Умение правильно заменить местоимениями существительное в предложении

Записать д/з, понять, что требуется сделать дома.

Запишем домашнее задание. Упр.687.

Записывают д/з, слушают задание и объяснение учителя.

Умение сосредоточить-ся на задании.

8.Подведение итогов, рефлексия

Проверка усвоения материала

Вопросы : -Что являлось целью нашего урока?

«Правила употребления местоимений»

1 Местоимение 3-го лица ( он, она, оно, они ) обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа.

2 Личное местоимение 3-го лица иногда дублирует имеющееся в предложении подлежащее-существительное.

3 К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное н , если они стоят после простых предлогов (без, в, до, для, на, из, к, с, у и др.

4 Местоимения ИХ, ЕЕ, ЕГО имеют только одну форму

Как вы считаете, удалось ли нам достичь целей урока?

– Поднимите картинку (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), которая соответствует вашему ощущению. А я говорю вам «спасибо» и желаю хороших оценок.

Отвечают на вопросы, составляют кластер, выбирают картинку, «голосуют».

Умение формулировать свои мысли оценивать знания

1.Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.

2.Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.

3.Экскурсовод познакомила нас с темой экскурсии, и от неё мы узнали много интересного.

4.Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

1.Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.

2.Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.

3.Экскурсовод познакомила нас с темой экскурсии, и от неё мы узнали много интересного.

4.Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

1.Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.

2.Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.

3.Экскурсовод познакомила нас с темой экскурсии, и от неё мы узнали много интересного.

4.Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

1.Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.

2.Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.

3.Экскурсовод познакомила нас с темой экскурсии, и от неё мы узнали много интересного.

4.Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

Выберите книгу со скидкой:

ЕГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Русский язык в картинках для современных детей

Русский язык. Типовые варианты

Идеальная грамотность Русский язык без правил и словарей

Русский язык. 4 класс. Контрольные и диагностические работы.

ОГЭ-2020. Русский язык. Итоговое собеседование

ОГЭ-2020. Русский язык (60х84/8) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

Русский язык. Все виды разбора: фонетический, морфологический, по составу, разбор предложения

Русский язык в схемах и таблицах

Русский язык. Тематические тренировочные задания

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-upotreblenie-mestoimeniy-3733415.html

Adblock
detector