Меню Рубрики

Правописание личных местоимений с предлогами

Правописание местоимений с предлогами

В рус­ском язы­ке место­име­ния с пред­ло­га­ми пишут­ся все­гда раз­дель­но.

Местоимение — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая ука­зы­ва­ет на пред­мет, при­знак или коли­че­ство, кон­крет­но не обо­зна­чая их. Местоимения заме­ща­ют суще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные и чис­ли­тель­ные. Местоимения-существительные обра­зу­ют фор­мы кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­га­ми:

  • без тебя, без них, без кого-нибудь;
  • к нему, к ним, к чему-либо;
  • у него, у тебя, у вас;
  • за ней, за вами, за кем-то.

Некоторые падеж­ные фор­мы место­име­ний раз­лич­ных семан­ти­че­ских раз­ря­дов име­ют осо­бен­но­сти в напи­са­нии с пред­ло­га­ми.

Правописание личных местоимений с предлогами

В кос­вен­ных паде­жах лич­но­го место­име­ния «я», начи­на­ю­щих­ся с соче­та­ний соглас­ных, у пред­ло­гов «над», «перед», «с», «к», «об», пишет­ся бег­лая глас­ная «о»:

У место­име­ний 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла после отно­ся­щих­ся к ним пред­ло­гам пишет­ся началь­ная бук­ва «н»:

  • он, оно — к н ему, от н его, у н его;
  • она — без н её, над н ей, для н её;
  • они — из-за н их, к н им, с н ими.
И. п. он она оно они
Р. п. у него у неё у него у них
Д. п. к нему к ней к нему к ним
В. п. на него не неё на него на них
Т. п. с ним с ней с ним с ними
П. п. о нём о ней о нём о них

Случаи употребления «их», «них», «ей», «ней»

Формы роди­тель­но­го паде­жа лич­ных место­име­ний «его», «её», «их» могут упо­треб­лять­ся в роли при­тя­жа­тель­ных место­име­ний:

  • он — нет (кого?) его — ( чей?) его теле­фон;
  • она — не слы­шу (кого?) её — (чей?) её голос;
  • они — нет кого? их — (чьи?) их сум­ки.

У при­тя­жа­тель­ных место­име­ний «его», «её», «их» в отли­чие от падеж­ных форм с пред­ло­га­ми соот­вет­ству­ю­щих лич­ных место­име­ний пред­лог отно­сит­ся не к место­име­нию, а к после­ду­ю­ще­му суще­стви­тель­но­му. В этом слу­чае началь­ная бук­ва «н» у слов это­го раз­ря­да не пишет­ся.

  • оста­вить для н его — для его мате­ри;
  • иду с н ей — иду рядом с её доче­рью;
  • прой­ти мимо н её — мимо её дру­зей;
  • ока­зать­ся у н их — у их дома.

Правило

После про­из­вод­ных пред­ло­гов «вне», «вопре­ки», «соглас­но», «подоб­но», «бла­го­да­ря», «напе­ре­кор», «навстре­чу» бук­ва «н» у лич­ных место­име­ний так­же не появ­ля­ет­ся.

Понаблюдаем:

Начальное «н» не пишет­ся у место­име­ний это­го раз­ря­да после срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го или наре­чия:

Правописание предлогов с отрицательными и неопределенными местоимениями

В кос­вен­ных паде­жах отри­ца­тель­ных и неопре­де­лен­ных место­име­ний пред­ло­ги, ока­зав­ши­е­ся после частиц «не», «ни», «кое», пишут­ся раз­дель­но:

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/pravopisanie-mestoimeniy-predlogami.html

Правописание личных местоимений с предлогами.

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Тема урока: Правописание личных местоимений с предлогами.

Личное местоимение и имя существительное.

Цели урока: совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи.

– закрепить навык правописания местоимений с предлогами;

– создать условия для формирования у детей графического навыка в записи словарных слов;

– создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.

-развивать орфографическую зоркость у учащихся;

– познавательный интерес, внимание, самостоятельность.

-воспитывать интерес к окружающему миру;

– желание учиться и делать открытия;

– воспитывать умение слушать других.

Прозвенел звонок, начинается урок.

-ребята, над чем мы работали на прошлом уроке?

на прошлом уроке мы изучали тему: « Правописание личных местоимений с предлогами. Личное местоимение и имя существительное.

– правильно, мы сегодня будем продолжать работать над темой: «Правописание личных местоимений с предлогами. Личное местоимение и имя существительное. Целью нашего урока будет, совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи.

Учитель: К нам в гости пришел Хрюша, и он для вас принес загадки.

Послушайте, я вам их загадаю.

1 .Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими?

2 .Какое местоимение нужно добавить к другому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи?

3. Какое местоимение состоит из двух предлогов ?

Учитель: молодцы, ребята, Хрюше, понравилось как вы отгадываете загадки.

– Скажите, какая часть речи встретилась в словах-отгадках?

Учитель: Правильно, ребята. А что такое местоимение?

– это часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает.

Учитель: А какие личные местоимения вы знаете?

Дети : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

– Ребята, откройте тетради, возьмите ручки. Помните о правилах посадки при письме. Запишем сегодняшнее число.

– Сегодня мы с вами будем писать букву Я в овале.

Это упражнение для развития скорописи и внимания. Пишем целую строчку (учитель показывает на доске).

Какой частью речи является буква я?

Учитель: Ребята, Хрюша нам принес еще одно задание.

Это словарные слова . Словарный диктант у нас будет необычный, а графический. Я вам напомню: нужно записать только те буквы, которые запоминаем. (т е перь, к о стер, ч е рный, инж е нер, р я бина, з а вод, б е седа, б и лет, в о кзал, п о беда, ве я лка, в о сток).

А теперь, поменяйтесь с соседом тетрадями. Будем проверять, как вы написали. Я диктую только буквы, которые вставили. (е, о, е, , е, я , а, е, и, о, о, я , о. ) А теперь карандашиком на полях поставьте оценки, а когда я соберу тетради, то посмотрю, как вы умеете оценивать, правильно оценили или нет.

Итог : Поднимите руки, у кого нет ошибок. Молодцы!

Среди гласных, которые мы вставляли есть ли буква, которая будет являться той частью речи, над которой мы работаем

Учитель: какого лица и числа это местоимение?

Дети: 1-го лица, единственного числа.

Учитель: давайте сначала вспомним, как пишутся предлоги с существительными?

Учитель: а как же будут писаться предлоги с местоимениями?

Учитель: ребята к нам на урок пришел Незнайка и принес с собой предлоги для местоимений.

На доске запись: пришел (к кому?) к ему (к н ему)

встретился (с кем) с ей ( с н ей)

ушел (от кого?) от его (от н его)

Вам нравится то, что сделал Незнайка?

Учитель: Почему? Как вы предлагаете поступить?

Выходит ученик к доске и исправляет текст.

Учитель: а теперь давайте проверим, правильно сделали или нет, для этого обратимся к правилу в учебнике на с. 48.

Один ученик читает правило.

Запишите исправленный текст в тетрадь.

Семь, восемь – лень отбросим,

Девять, десять – ноги вместе.

Учитель: а сейчас работа по учебнику над упражнением тридцать шестым на странице 46.

Учитель: давайте прочитаем 1 предложение

Учитель: из какой это сказки?

Дети: сказка о рыбаке и рыбке.

Учитель: ребята, посмотрите какие местоимения вы видите в этой фразе.

Учитель: какое из этих местоимений стоит в начальной форме?

Учитель: а остальные местоимения не стоят в начальной форме. Тогда определим какого они лица, числа, падежа.

Учитель: сегодня акцентируйте внимание, у нас появилась буква эн.

А почему она здесь появилась? Чем отличается местоимение с нее и ее.

Дети: когда личное местоимение он, она, оно, они употребляется с предлогом, то при произношении оно начинается со звука [ н], при письме – с буквы эн.

Теперь разберем второе предложение. Ребята, еще раз внимание обратите на предлог.

Учитель: выслушивает высказывание детей.

В третьем предложении нет предлога, и эти местоимения ничем не отличаются – ей, ей. А в 4 предложении дети говорят сами. ( здесь есть предлог).

Учитель: С кого старик не посмел взять выкуп?

Учитель: существительное рыбки заменили местоимение с нее.

После разбора предложений, записываем в тетради, по заданию.

Один ребенок работает у доски, над первым словосочетанием. Записывает из первого предложения словосочетания. Взять с н ее (3 л, ед.ч, Р.п) и т. Каждое предложение один ученик. ( 3, 4 предложение самостоятельно пишут в тетрадях).

Учитель: далее приступаем к выполнению упражнения 38

(в это время два ученика работают у доски по карточкам)

Самостоятельно записываем это упражнение.

Давайте теперь подведем итог. Проверяем как записали.

Поднимите руку у кого так. Молодцы!

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Ребята, вспомните, какую цель мы поставили перед собой на уроке? Научиться правильно писать предлоги с местоимением. Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели.

А сейчас на полях нарисуйте смайлики.

Если вам понравилась ваша работа на уроке вот такой смайлик (показываю улыбающегося смайлика).

Если не понравилась такой. (показываю какой).

Если нужно постараться поработать еще, то такой (показываю грустный смайлик).

Выставление оценок за работу на уроке.

А сейчас я вам выставлю оценки .

д/з упр 39 . объясняю как сделать.

Источник статьи: http://infourok.ru/pravopisanie-lichnih-mestoimeniy-s-predlogami-1404797.html

Правописание местоимений с предлогами (таблица)

В рус­ском язы­ке место­име­ния с пред­ло­га­ми пишут­ся все­гда раз­дель­но.

Местоимение — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая ука­зы­ва­ет на пред­мет, при­знак или коли­че­ство, кон­крет­но не обо­зна­чая их. Местоимения заме­ща­ют суще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные и чис­ли­тель­ные. Местоимения-существительные обра­зу­ют фор­мы кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­га­ми:

  • без тебя, без них, без кого-нибудь;
  • к нему, к ним, к чему-либо;
  • у него, у тебя, у вас;
  • за ней, за вами, за кем-то.

Местоимения в фор­ме кос­вен­ных паде­жей пишут­ся с пред­ло­га­ми все­гда раз­дель­но.

Некоторые падеж­ные фор­мы место­име­ний раз­лич­ных семан­ти­че­ских раз­ря­дов име­ют осо­бен­но­сти в напи­са­нии с пред­ло­га­ми.

Правописание личных местоимений с предлогами

В кос­вен­ных паде­жах лич­но­го место­име­ния «я», начи­на­ю­щих­ся с соче­та­ний соглас­ных, у пред­ло­гов «над», «перед», «с», «к», «об», пишет­ся бег­лая глас­ная «о»:

У место­име­ний 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла после отно­ся­щих­ся к ним пред­ло­гам пишет­ся началь­ная бук­ва «н»:

И. п. он она оно они

Р. п. у него у неё у него у них

В. п. на него не неё на него на них

Т. п. с ним с ней с ним с ними

П. п. о нём о ней о нём о них

Случаи употребления «их», «них», «ей», «ней»

Формы роди­тель­но­го паде­жа лич­ных место­име­ний «его», «её», «их» могут упо­треб­лять­ся в роли при­тя­жа­тель­ных место­име­ний:

  • он — нет (кого?) его — ( чей?) его теле­фон;
  • она — не слы­шу (кого?) её — (чей?) её голос;
  • они — нет кого? их — (чьи?) их сум­ки.

У при­тя­жа­тель­ных место­име­ний «его», «её», «их» в отли­чие от падеж­ных форм с пред­ло­га­ми соот­вет­ству­ю­щих лич­ных место­име­ний пред­лог отно­сит­ся не к место­име­нию, а к после­ду­ю­ще­му суще­стви­тель­но­му. В этом слу­чае началь­ная бук­ва «н» у слов это­го раз­ря­да не пишет­ся.

  • оста­вить для н его — для его мате­ри;
  • иду с н ей — иду рядом с её доче­рью;
  • прой­ти мимо н её — мимо её дру­зей;
  • ока­зать­ся у н их — у их дома.

Правило

У при­тя­жа­тель­ных место­име­ний «его», «ей», «их» с пред­ло­га­ми и без них бук­ва «н» не пишет­ся.

После про­из­вод­ных пред­ло­гов «вне», «вопре­ки», «соглас­но», «подоб­но», «бла­го­да­ря», «напе­ре­кор», «навстре­чу» бук­ва «н» у лич­ных место­име­ний так­же не появ­ля­ет­ся.

Понаблюдаем:

Начальное «н» не пишет­ся у место­име­ний это­го раз­ря­да после срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го или наре­чия:

Правописание предлогов с отрицательными и неопределенными местоимениями

В кос­вен­ных паде­жах отри­ца­тель­ных и неопре­де­лен­ных место­име­ний пред­ло­ги, ока­зав­ши­е­ся после частиц «не», «ни», «кое», пишут­ся раз­дель­но:

Источник статьи: http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/chasti-rechi/45370-pravopisanie-mestoimenij-s-predlogami-tablica.html

Конспект урока: Правописание личных местоимений с предлогами
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Скачать:

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Конспект урока по русскому языку

коррекционная программа VIII вида 7 класс

Составила: учитель Попова Н.В.

Тема: Правописание личных местоимений с предлогами

Цель. Закрепить написание личных местоимений с предлогами.

  • познакомить учащихся с синтаксической ролью местоимений;
  • учить писать предлоги с личными местоимениями;
  • учить работать по таблице.
  • корригировать и развивать фонематический слух, логическое мышление, орфографическую зоркость;
  • коррегировать грамотное изложение мыслей в ходе выполнения заданий, правильно строить ответы на вопросы учителя; развать связную устную речь; коррекция и развитие памяти;
  • развивать навыки самоконтроля.
  • прививать интерес к уроку русского языка;
  • воспитывать прилежность при ведении записей;
  • воспитывать творческую активность.
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • следить за правильной посадкой учащихся; соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудованик: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, учебник русского языка 7 класс, М. Просвещение, рабочая тетрадь, карточки с практическими заданиями, индивидуальные карточки, таблица-сетка «Склонение личных местоимений», индивидуальные карточки с названиями падежей.

I.Организационный момент . Установка на урок.

II.Повторение пройденного по теме «Личные местоимения»

Назовите личные местоимения.

Вместо какой части речи они употребляются?

Что можно определить у личных местоимений?

Что можно определить у личных местоимений 3-го лица ед. числа?

Назовите местоимения мужского, женского и среднего рода.

Какое правило вы изучили о правописании личных местоимений с предлогами?

Когда и к каким местоимениям прибавляется буква н ?

III. Орфографическая разминка.

1.Поставить в начальную форму (именительный падеж) личные местоимения

Тебе, нас, меня, их, вами, ей, его, нам, тобой, мне, нас, им.

Учитель читает личные местоимения с предлогами: У меня, к ним, с нами, от нас, о тебе, с ним, у них, от тебя.

Учащиеся поднимают карточки с соответствующими падежами.

3. Работа с таблицей – сеткой «Склонение личных местоимений».

Учитель показывает на клетку, учащиеся называют местоимение или сочетание предлога с местоимением.

IV. Проверка домашнего задания

Работа в тетрадях. Учащиеся подчеркивают личные местоимения с предлогами из домашнего упражнения.

Проверка. Прочитайте выписанные вами личные местоимения с предлогами.

Каким правилом вы пользовались при выписывании личных местоимений с предлогами?

VI. Упражнение на закрепление пройденного материала.

1.Вместо вопроса вписать личные местоимения (на карточке).

Я очень люблю мою сестру Соню. Часто подходил (к кому?) и мы тихо играли. Временами (у кого?) что-то подымалось в груди, я обнимал сестру и сажал к (к кому?) на колени. На (ком?) всегда были красивые платья. В темные косы (кому?) каждый день горничная вплетала алую ленту. Волосы (у кого?) были длинные и роскошные. Я любовался ими. ( по В. Короленко)

Словарная работа. Кто такая горничная?

Горничная- работница для уборки комнат и других домашних работ.

Проверка. Прочитайте из второго предложения сочетания предлога с личным местоимением. Как вы их написали? Почему? Вспомните правило написания личных местоимений с предлогами.

2. Самостоятельная работа (на карточках).

К данным личным местоимениям напишите подходящие по смыслу предлоги.

Без меня, … тебя, … нему, … мною, … него, … неё, … тобой, … тебе.

Проверка. Учащиеся читают местоимения с предлогами, объясняют правило правописания.

Ответить на вопросы личными местоимениями с предлогами, указать падеж местоимений.

Рассказал кому? – я, ты, он, она, мы, вы, они

Учитель читает текст, учащиеся записывают в тетради только личные местоимения с предлогами и без предлогов.

Ты уехал, а цветы, посаженные тобой. Остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя что-то хорошее – цветы. Вот, если бы ты всегда и везде оставлял для людей только хорошее – светла и приятна была бы у тебя жизнь. (М. Горький)

Прочитайте написанные вами местоимения.

Прочитайте личные местоимения с предлогами.

Как вы их написали? Почему?

Повторить правило стр.54, упражнение 149

1.Проверка пройденного материала при помощи вопросов.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/11/27/konspekt-uroka-pravopisanie-lichnyh-mestoimeniy-s-predlogami

Adblock
detector