Правописание местоимений с предлогами (таблица)
В русском языке местоимения с предлогами пишутся всегда раздельно.
Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, конкретно не обозначая их. Местоимения замещают существительные, прилагательные и числительные. Местоимения-существительные образуют формы косвенных падежей с предлогами:
- без тебя, без них, без кого-нибудь;
- к нему, к ним, к чему-либо;
- у него, у тебя, у вас;
- за ней, за вами, за кем-то.
Местоимения в форме косвенных падежей пишутся с предлогами всегда раздельно.
Некоторые падежные формы местоимений различных семантических разрядов имеют особенности в написании с предлогами.
Правописание личных местоимений с предлогами
В косвенных падежах личного местоимения «я», начинающихся с сочетаний согласных, у предлогов «над», «перед», «с», «к», «об», пишется беглая гласная «о»:
У местоимений 3 лица единственного и множественного числа после относящихся к ним предлогам пишется начальная буква «н»:
Случаи употребления «их», «них», «ей», «ней»
Формы родительного падежа личных местоимений «его», «её», «их» могут употребляться в роли притяжательных местоимений:
- он — нет (кого?) его — ( чей?) его телефон;
- она — не слышу (кого?) её — (чей?) её голос;
- они — нет кого? их — (чьи?) их сумки.
У притяжательных местоимений «его», «её», «их» в отличие от падежных форм с предлогами соответствующих личных местоимений предлог относится не к местоимению, а к последующему существительному. В этом случае начальная буква «н» у слов этого разряда не пишется.
- оставить для н его — для его матери;
- иду с н ей — иду рядом с её дочерью;
- пройти мимо н её — мимо её друзей;
- оказаться у н их — у их дома.
Правило
У притяжательных местоимений «его», «ей», «их» с предлогами и без них буква «н» не пишется.
После производных предлогов «вне», «вопреки», «согласно», «подобно», «благодаря», «наперекор», «навстречу» буква «н» у личных местоимений также не появляется.
Понаблюдаем:
Начальное «н» не пишется у местоимений этого разряда после сравнительной степени прилагательного или наречия:
Правописание предлогов с отрицательными и неопределенными местоимениями
В косвенных падежах отрицательных и неопределенных местоимений предлоги, оказавшиеся после частиц «не», «ни», «кое», пишутся раздельно:
Источник статьи: http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/chasti-rechi/45370-pravopisanie-mestoimenij-s-predlogami-tablica.html
Правописание местоимений с предлогами
В русском языке местоимения с предлогами пишутся всегда раздельно.
Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, конкретно не обозначая их. Местоимения замещают существительные, прилагательные и числительные. Местоимения-существительные образуют формы косвенных падежей с предлогами:
- без тебя, без них, без кого-нибудь;
- к нему, к ним, к чему-либо;
- у него, у тебя, у вас;
- за ней, за вами, за кем-то.
Некоторые падежные формы местоимений различных семантических разрядов имеют особенности в написании с предлогами.
Правописание личных местоимений с предлогами
В косвенных падежах личного местоимения «я», начинающихся с сочетаний согласных, у предлогов «над», «перед», «с», «к», «об», пишется беглая гласная «о»:
У местоимений 3 лица единственного и множественного числа после относящихся к ним предлогам пишется начальная буква «н»:
- он, оно — к н ему, от н его, у н его;
- она — без н её, над н ей, для н её;
- они — из-за н их, к н им, с н ими.
И. п. | он | она | оно | они |
Р. п. | у него | у неё | у него | у них |
Д. п. | к нему | к ней | к нему | к ним |
В. п. | на него | не неё | на него | на них |
Т. п. | с ним | с ней | с ним | с ними |
П. п. | о нём | о ней | о нём | о них |
Случаи употребления «их», «них», «ей», «ней»
Формы родительного падежа личных местоимений «его», «её», «их» могут употребляться в роли притяжательных местоимений:
- он — нет (кого?) его — ( чей?) его телефон;
- она — не слышу (кого?) её — (чей?) её голос;
- они — нет кого? их — (чьи?) их сумки.
У притяжательных местоимений «его», «её», «их» в отличие от падежных форм с предлогами соответствующих личных местоимений предлог относится не к местоимению, а к последующему существительному. В этом случае начальная буква «н» у слов этого разряда не пишется.
- оставить для н его — для его матери;
- иду с н ей — иду рядом с её дочерью;
- пройти мимо н её — мимо её друзей;
- оказаться у н их — у их дома.
Правило
После производных предлогов «вне», «вопреки», «согласно», «подобно», «благодаря», «наперекор», «навстречу» буква «н» у личных местоимений также не появляется.
Понаблюдаем:
Начальное «н» не пишется у местоимений этого разряда после сравнительной степени прилагательного или наречия:
Правописание предлогов с отрицательными и неопределенными местоимениями
В косвенных падежах отрицательных и неопределенных местоимений предлоги, оказавшиеся после частиц «не», «ни», «кое», пишутся раздельно:
Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/pravopisanie-mestoimeniy-predlogami.html
Правописание местоимений с предлогами.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок по письму и развитию речи для 9 класса коррекционной школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок закрепления новых знаний.
Цель: создать условия для открытия и усвоения учащимися новых знаний; на основе наблюдений подвести к выведению правила правописания местоимений с предлогами.
1.Предметные: повторить понятия “местоимения”, личные местоимения; правописание личных местоимений с предлогами; подбирать предлоги к местоимениям в словосочетаниях; определять лицо, число и падеж местоимений.
Коррекционно-развивающие: развивать творческую инициативу; формировать и развивать положительную мотивацию учебной деятельности; работать над развитием и коррекцией восприятия, речи, мышления, совершенствованием памяти учащихся; обогащать и активизировать словарь детей.
Воспитательные: воспитывать культуру речи: учить правильно образовывать и употреблять формы местоимений с предлогами; поддерживать интерес к изучению предмета; совершенствовать навыки самоконтроля.
«Русский язык» 9 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2006; презентация к уроку; карточки для самостоятельной (разноуровневой) работы; проекционное оборудование, компьютер.
1. Психологический настрой
Здравствуйте! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть для себя что-то новое.
2. Сядет тот, кто правильно ответит на вопросы:
Что такое местоимение? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его).
На какие вопросы отвечает местоимение? (кто? что?).
Вместо какой части речи употребляется местоимение? (вместо имени существительного).
Какие местоимения относятся к 1-му лицу? (Я, МЫ)
Какие местоимения относятся ко 2-му лицу? (ТЫ, ВЫ)
Какие местоимения относятся к 3-му лицу? (ОН, ОНА, ОНО, ОНИ)
Как изменяются местоимения? (по числам, падежам).
Как изменяются местоимения 3 лица единственного числа? (по родам).
Как пишутся местоимения с предлогом? (раздельно).
- – Посмотрите внимательно на экран. Найдите лишнее слово.
От него, у тебя, мы, для вас, о них.
– Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
– Сегодня на уроке мы закрепим тему «Правописание местоимений с предлогами», также узнаем что-то новое о правописании местоимений с предлогами. Что именно, вы сможете мне сказать в конце урока.
Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.
Тема урока: ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ.
2. – Я вам зачитаю предложения, а вы должны найти местоимения и записать их в тетрадь ( один обучающийся работает у доски)
«Чем вы , гости, торг ведете и куда теперь плывете?»
«Здравствуй, красная девица,-
«Корабельщики в ответ: « Мы объехали весь свет».
«Отпусти ты , старче, меня в море
Дорогой за себя дам откуп ».
«Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца».
– Ребята, кто может назвать автора произведений, из которых взяты эти строчки?
-Из каких сказок Пушкина эти строки?
(“Сказка о царе Салтане”, “Сказка о рыбаке и рыбке”).
– Внимательно прочитайте свои записи и подчеркните местоимения 3 лица единственного числа (она, он).
– Запишите слова в 2 столбика. В 1-ый столбик те, которые можно заменить местоимением ОНА, во 2-ой – ОНО.
Аг..тац..я, адв..кат, излиш..ство, заб..стовка, в..з..вание, вент..ляц..я, издат..льство, к…фе.
– Какое слово осталось? Как вы думаете, почему?
– Ребята, составьте предложение со словом АДВОКАТ, чтобы в нем было местоимение.
– Запишите предложение в тетрадь и сделайте синтаксический разбор (один обучающийся работает у доски).
1. Игра “Кому что досталось”.
Задание на развитие умения определять начальную форму местоимений по падежной форме.
На экране местоимения, обучающиеся определяют их падеж и начальную форму.
У меня (я), за нас (мы), за ней (она), к нам (мы), про него (он), с тобой (ты), без вас (вы), о тебе (ты), ко мне (я), на них (они).
(Р.п., Р.п., Т.п., Д.п., Р.п., Т.п., Р.п., П.п., Д.п., П.п.)
– Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно)
– Я буду называть местоимения. Если вы услышите местоимение с предлогом – хлопайте, если без предлога – топайте.
За неё, оно, им, с тобой, перед ним, её, со мной, тебя, про них, при нём.
- Перед вами словосочетания. Как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (вставить пропущенные предлоги в словосочетания)
Заехать . вами, письмо . тебя, скучать . вам, рассказ . нас, дойти . меня, вспоминать . тебе, уйти . нас, надежда . вас, тучи . нами, погостить . нас, дотронуться . тебя, думать . тебе.
4. Анализ материала для наблюдения.
– Назовите начальную форму местоимений, определите лицо. (он, она, они -3 лицо)
– Сравните местоимения 3 лица в правом и левом столбиках. Одинаково ли они пишутся? – Чем отличается их написание?
Дать ей Разговаривать с ней
– Как пишутся местоимения с предлогами? (раздельно)
– С какой буквы начинаются местоимения, если стоят после предлогов? (с буквы н)
– Давайте сформулируем правило.
(После предлогов к местоимениям 3 лица добавляется буква Н)
5. – Откроем учебники на странице 106. Дополним правило .
Предлоги с местоимениями пишутся . .
К большинству местоимений 3 лица добавляется согласная . если местоимение стоит после . .
6. – Давайте закрепим правило упражнением 137 на странице 106 (1-3 строчки).
– Назовите местоимения 3 лица.
(Обучающиеся работают в тетрадях).
– К каким местоимениям после предлогов добавляется буква Н?
Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 5 раз.
Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 5 раз.
8. – Предлагаю вам задания для самостоятельной работы разной степени сложности
Выберите себе карточку: белого цвета – более легкое задание, зелёного цвета – посложнее.
Дополни словосочетания, вставив местоимения 3 лица. Определи падеж.
Исправь ошибки. Запиши. Определи лицо, число, падеж.
Мы с ими скоро встретимся.
– Как пишутся местоимения с предлогами?
– Что нового вы узнали о правописании местоимений с предлогами?
– Откроем дневники и запишем домашнее задание.
– Оцените свою работу на уроке.
2. Объявление отметок за работу на уроке, словесная оценка активности каждого ученика.
– С каким заданием вы справились легко?
– А какое вызвало у вас затруднение?
– Мне было очень приятно сегодня с вами работать. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме «Личные местоимения с предлогами» предназначен для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить знания учащих.
Презентация составлена на основе готового материала конспекта к уроку из интернет-источника. Конспект прилагается, без претензии на авторство.
Цель урока: показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречия и местоимений с частицами то, же, бы,; формирование навыка написания союзов также, тоже, чтобы, зато, подгот.
Урок русского языка и развития речи.
Мастер-класс для детей с интеллектуальными нарушениями (8 класс).
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/04/25/pravopisanie-mestoimeniy-s-predlogami