Меню Рубрики

Предложения с местоимениями числительными

Местоимения-числительные

Местоимения-числительные объ­еди­ня­ют сло­ва «сколь­ко», «сколько-нибудь», «сколько-то», «несколь­ко», «столь­ко», «столько-то».

Узнаем, что такое местоимения-числительные в рус­ском язы­ке, опре­де­лим их осо­бен­но­сти сре­ди слов этой части речи.

Местоимение в роли числительного

Местоимение — это осо­бен­ная часть речи, кото­рая не толь­ко ука­зы­ва­ет на пред­мет, при­знак или коли­че­ство, а еще спо­соб­на заме­щать сло­ва дру­гих частей речи — имя суще­стви­тель­ное, имя при­ла­га­тель­ное и чис­ли­тель­ное.

Понаблюдаем:

Котенок играл с клуб­ком ниток. Он лап­кой гонял шер­стя­ной клу­бок по всей ком­на­те, как мыш­ку.

Мне нужен не крас­ный каран­даш, а дру­гой .

Три дня льет непре­кра­ща­ю­щий­ся дождь. — Несколько дней льет дождь.

С этой точ­ки зре­ния все место­име­ния, кро­ме тра­ди­ци­он­ной гра­да­ции на семан­ти­че­ские раз­ря­ды, мож­но раз­де­лить на сле­ду­ю­щие груп­пы:

Рассмотрим подроб­нее местоимения-числительные.

Понаблюдаем:

В эту груп­пу вхо­дят сло­ва, при­над­ле­жа­щие к несколь­ким раз­ря­дам место­име­ний:

  • вопро­си­тель­ное место­име­ние «сколь­ко?»;
  • отно­си­тель­ное место­име­ние «сколь­ко»;
  • ука­за­тель­ные место­име­ния «столь­ко», «столько-то»;
  • неопре­де­лен­ные место­име­ния «несколь­ко», «сколько-то», «сколько-нибудь».

Как изменяются местоимения-числительные

Местоимения-числительные, ука­зы­вая на коли­че­ство пред­ме­тов, так же, как и чис­ли­тель­ные, с кото­ры­ми они соот­но­сят­ся, не име­ют грам­ма­ти­че­ских кате­го­рий чис­ла и рода. Они толь­ко скло­ня­ют­ся, то есть изме­ня­ют­ся по паде­жам.

Вопросительное (отно­си­тель­ное) место­име­ние «сколь­ко» при скло­не­нии сохра­ня­ет уда­ре­ние на осно­ве. Аналогично скло­ня­ют­ся осталь­ные местоимения-числительные. Понаблюдаем:

Падежи Местоимения-числительные
И. п. ско́лько столь­ко
Р. п. ско́льких столь­ких
Д. п. ско́льким столь­ким
В. п. ско́лько столь­ко
Т. п. ско́лькими столь­ки­ми
П. п. о ско́льких о столь­ких

Синтаксическая роль местоимений-числительных

Отметим сра­зу, что местоимения-числительные в фор­ме име­ни­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жей тре­бу­ют от суще­стви­тель­ных фор­мы роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла:

Эти место­име­ния состав­ля­ют син­так­си­че­ски неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние с суще­стви­тель­ны­ми и явля­ют­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния. В соче­та­нии с суще­стви­тель­ны­ми и сло­ва­ми дру­гих частей речи, высту­па­ю­щих в роли суще­стви­тель­но­го, они выпол­ня­ют син­так­си­че­скую роль под­ле­жа­ще­го, допол­не­ния или обсто­я­тель­ства, реже — имен­ной части ска­зу­е­мо­го.

Примеры

Несколько часов про­шло в томи­тель­ном ожи­да­нии.

Туристы доби­ра­лись до сто­ян­ки в тече­ние несколь­ких часов .

Сколько теп­лых слов про­зву­ча­ло в адрес юби­ля­ра!

Сколько рек впа­да­ет в озе­ро Байкал?

Ты не зна­ешь, сколь­ко раз он побы­вал здесь?

Нарисуй еще сколько-нибудь ело­чек , что­бы вол­шеб­ный лес казал­ся дре­му­чим.

Этот гор­ный посе­лок — это нес коль­ко доми­ков под чере­пич­ной кры­шей и неболь­шая церк­вуш­ка посе­ре­дине.

Оратор доба­вил еще столько-то фак­тов и закон­чил свое выступ­ле­ние.

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/mestoimeniia-chislitelnye.html

Местоимения-числительные

Иногда местоимения заменяют другие части речи. В русском языке встречаются три группы соотношений:

  • с именем существительным;
  • с прилагательными;
  • с числительными.

Последняя в списке группа в предложениях замещает слова, которые указывают на количество предметов и отвечающие на вопрос сколько? Примером являются слова столько, сколько, несколько.

Местоимения с признаками числительных тоже делятся на подвиды в зависимости от значения слов. Они могут быть:

  • вопросительными (сколько);
  • указательными (столько);
  • неопределёнными (сколько-то, несколько).

Признаки морфологии у таких слов совпадают с числительными количественного разряда. Они также спрягаются по падежам и не имеют категорий рода и числа. Слова в именительном и винительном падеже управляют именем существительным, и могут ставить их в родительный падеж множественного числа (Мы не виделись столько лет). В других падежах местоимения-числительные согласуются с существительным и выступают как один член предложения.

Все слова, относящиеся к местоимениям с признаками числительных, склоняются одинаково.

Оценка статьи

Средняя оценка: 2.9 . Всего получено оценок: 22.

Не понравилось? – Напиши в комментариях, чего не хватает.

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Игорь Проскуренко 134
  2. 2. Ксюша Ягодарова 104
  3. 3. Алсу Сакаева 88
  4. 4. Igor S 85
  5. 5. Александр С 85
  6. 6. Dark Wolf 77
  7. 7. aleqsandr sagrishvili 72
  8. 8. Инна Пащенко 69
  9. 9. Даниил Васильев 67
  10. 10. Ксения @@ 60
  1. 1. Кристина Волосочева 19,120
  2. 2. Ekaterina 18,721
  3. 3. Юлия Бронникова 18,580
  4. 4. Darth Vader 17,856
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,735
  8. 8. Игорь Проскуренко 15,400
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник статьи: http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/mestoimeniya-s-priznakami-chislitelnyh

Местоимение. Числительные.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Итоговые контрольные работы в 6 классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Итоговые контрольные работы. 6 класс.

Программа и учебник под редакцией М.М.Разумовской.

Задания трёх уровней : 1.Задания, позволяющие проверить, насколько уч-ся понял учебный материал и научился применять полученные знания. 2 Задания повышенной трудности. 3.Творческие задания.

  1. Указать правильные ответы на вопросы .

А) К какому разряду относится местоимение самый:

  1. Неопределённое;
  2. Определительное;
  3. Отрицательное;
  4. Относительное.

Б) К какому разряду относится местоимение этот:

  1. Указательное;
  2. Определительное;
  3. Относительное.

В) К какому разряду относится местоимение кто-то:

2. Указать правильный ответ.

А) Подчеркнуть возвратное местоимение:

Б) Подчеркнуть личное местоимение:

В) Подчеркнуть притяжательное местоимение:

3. Поставьте местоимение в указанную форму :

Такой (творит. падеж, множ. число)-

4. Напишите начальную форму местоимений :

5. Укажите правильный ответ .

Местоимения с предлогами пишутся:

6 . Раскрыть скобки и записать получившееся местоимение :

Кое(кто), что(то), какой(либо), сколько(нибудь).

В неопределённых местоимениях некто, нечто, некоторые, несколько приставка не- всегда находится –

8 . Подчеркнуть местоимения как члены предложения :

1) Теперь он настроен был мужественно.

2) Вспоминается мне ранняя погожая осень.

3) На плечах у неё накинута большая персидская шаль.

4) Предвечерний золотистый свет наполняет их тенистые вершины.

9 . Подчеркнуть в тексте местоимения, которые служат средством связи предложений .

Альпинисты попали в трудную ситуацию. У них оставалась надежда только на подмогу. Её ожидали уже три дня. Эти три дня были самыми трудными в экспедиции.

10. Найдите в предложении местоимение и сделайте его морфологический разбор :

У ног моих простиралась равнина, а дальше возвышался мрачный лес.

  1. Какое притяжательное местоимение может относиться ко всем лицам?
  2. Какое местоимение женского рода превратилось в существительное, обозначающее спортивный термин?
  3. Подчеркните местоимения и укажите их разряд.

1) Люблю того, кто не обидит никого.

2)Обидеть-то каждый может, а пожалеть некому.

3)В одной руке пусто, а в другой нет ничего.

4)Ничего я не боюсь, но ни с кем я не бранюсь.

5)Чужого не желай, а своего не теряй.

4. Подчеркнуть в данных предложениях фразеологизмы, объяснить их значение. В составе фразеологизмов указать местоимения.

1) Я не хочу ни за какие блага терпеть унижение.

2)Приказчик взял в свои руки управление делами имения.

3) В трактире, где ещё не знали о пожаре, продолжали петь и играть на гармонике, как ни в чём не бывало.

4)Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик.

5. Раскрыть скобки и написать правильно неопределённые местоимения:

(не, ни)кто, (не, ни)что, (не, ни)который, (не, ни)сколько .

6.Обозначить у данных местоимений орфограмму »Дефис в неопределённых местоимениях»:

Что-нибудь, кое-какой, кое для кого .

1 .Написать фразеологизмы с возвратным местоимением себя

2. Написать пословицы с местоимением сам

3.Каждый человек в природе любит своё.

1)Запишите предложение . Согласны ли вы с мыслью, в нём высказанной? Аргументируйте свой ответ.

2) Оформите своё рассуждение письменно, употребляя местоимения как лексическое и грамматическое средство связи между предложениями .

1.Соотнести формы числительных с примерами.

Простые числительные Сорок три

Составные числительные Двадцать

2.Привести примеры собирательных числительных типа двое, трое с существительными.

3.Запишите, раскрывая скобки. Замените цифры порядковыми числительными.

(342)поезд, (13)номер, (15)участник, к (8)пациенту, в (603)школу, к(2004), (1)января, в день (8)Марта, (90)рейс, на (105)километре.

4. Запишите пословицы. Цифры пишите словами.

1) 7 собак не могли одну лису поймать. 2)7 раз подумай, один раз скажи. 3) 10 знающих не стоят 1, который дело делает. 4) Правда двенадцать цепей разорвёт. 5) Хороший человек и в 15 лет не ссылается на молодость, и в 100 лет не жалуется на старость.

5. Спишите пословицы. Числительные подчеркните, укажите их разряд.

1) Семеро плотников прямо дом не поставят. 2)Двое пашут, а семеро руками машут. 3) На десять домов двенадцать старост. 3) Семерым просторно, а двум тесно.4) первый блин комом. 5) Седьмая вода на киселе.

6. Спишите пословицы. Цифры пишите словами, ь подчеркните.

1)Сколько не думай, а половина ста- 50. 2) Сорок лет-расцвет молодости, 60-расцвет мужества. 3) 70 лет для невесты много, а для бабушки – в самый раз. 4)Когда беда пройдёт и всё уймётся, тотчас 500 советчиков найдётся. 5) В 80 лет здоровьем не хвалятся.

7. спишите пословицы, дописывая недостающее окончание в числительном.

1)Бык стоит девяност.. рублей, спесивый человек и девяти копеек не стоит. 2)Каков в девять лет, таков и девяност… 3) У мудреца одна овца, но разве прав глупец лишь потому, что у глупца четырест.. овец? 4) И людская молва живёт не больше семидесят.. пят.. дней.

8. Списать пословицы, вставить пропущенные буквы.

1) Где четв..ро, там уже сходка. 2)Сметлив и хитёр- пят..рым нос утёр. 3)Один друг шест..рых родственников заменит. 4)На пашне один, аза столом- сем..ро. 5) Кто храбр и стоек, тот десят..рых стоит.

9. Спишите пословицы, вставьте пропущенные буквы.

1)И тыс..ча слухов ещё не правда. 2) В наследство сыну оставь лучше одну книгу, чем ми…ион монет. 3) То два, а то полт..ра. 4) По одному поступку можно судить о ми…иарде других. 5)Талантов тыс..ча, а сердца нет.

10. Спишите, раскрывая скобки.

1)И девяти( ярусная) башня начинается с земли. 2)Сороко(ножка) до смерти не падает. 3) Он на десяти(метровом) шесте ещё на лишний метр заберётся. 4)К круглому отверстию пяти(гранный ) болт не подойдёт 5) Дорога дружбы- сто(летняя) дорога.

1. Прочитайте пословицы и поговорки. Выпишите те из них, в которых выделенные слова являются числительными.

1)Один день заменит три , если всё делать вовремя. 2) Три волоска – и все густые. 3)Сколько уголь камнем ни три – белым не станет. 4)Оглядывайся на себя по три раза в день. 5)Ворона белой не станет, сколько ни три её песком. 6) Шестом потока не остановишь. 7) За семью печатями. 8) Имя хозяина носит, а семью свою прокормить не может. 9) Пятеро сыновей подрастают, а они о шестом мечтают. 10) Сплетня и семью разрушит.

2. Запишите пословицы, используя «хитрое» существительное, которое имеет то 7я, то7е, то7ю.

3. Запишите, заменяя цифры словами. Первое словосочетание просклоняйте.

472 гектара, 287 экскурсантов, из 596 страниц, с 728 пассажирами, в 1995 году, в 220 вольт, с411 тоннами, 16 пар, от 25 городов, до 30 градусов, из1800 участников, среди 962 учащихся, у 245 студентов.

  1. Данные предложения взяты из ученических работ. Наведите в них порядок .
  1. Сестёр у Пети только две, и все две окончили школу с золотой медалью. 2)Договор подписан обоими сторонами. 3)Мы ехали пятеро дней.4) Продано пятьсот сорок трое санок.5) Пришлось довольствоваться тысячей рублей.
  1. В чём ложность данных суждений ?

1)Собирательные числительные сочетаются с названиями животных. 2)Существительные мнение, довод сочетаются как с целыми, так и с собирательными числительными. 3) У количественных числительных отсутствует категория рода и числа. 4) Количественные числительные сочетаются с прилагательными, причастиями, числительными. 5) Собирательные числительные не сочетаются с названиями лиц общего рода.

  1. Составьте прогноз погоды на завтрашний день.
  2. Напишите автобиографию, используя числительные.
  3. Напишите рассказ на тему: «Что было бы, если бы не было числительных?»

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/01/27/mestoimenie-chislitelnye

Adblock
detector