Меню Рубрики

Предложения с местоимениями примеры 3 класс

Местоимение 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: начальное общее образование

Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 3класс

Предмет(ы): Русский язык

Тема: Местоимение.

1. Создать условия для работы над понятием «Местоимение»

2. Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений; формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание:

Развитие критического мышления

· Обращение к личному опыту учащихся;

· Составление исследовательской карточки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: начальное общее образование

Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)

1. Создать условия для работы над понятием «Местоимение»

2. Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений; формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Развитие критического мышления

  1. Обращение к личному опыту учащихся;
  2. Прогнозирование;
  3. Составление исследовательской карточки.

Учитель: Марина Ивановна Шрайбер.

  1. Создать условия для работы над понятием «Местоимение».
  2. Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений.
  3. Формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.

Развитие внимания, памяти, культуры общения.

Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.

Ожидаемые результаты: к концу урока дети должны понять, чем местоимение отличается от других частей речи, какие бывают местоимения, как местоимения помогают тексту избежать повторения слов.

1. создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;

2. создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;

3. формировать культуру общения на уроке, работы в группах постоянного состава.

  1. учебник С.В. Иванова “Русский язык” 3 класс, 2 часть;
  2. карточки для исследовательской работы;
  3. сравнительная таблица имени существительного и местоимения;
  4. загадки на карточках;
  5. компьютер;
  6. проектор.

Сегодня каждый из вас переступил порог своей школы. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то может быть немного грустное. Давайте все вместе прочитаем стихотворение и поднимем себе и другу настроение!

Здравствуй же, родная школа,

Здравствуй, дом мой самый лучший,

Здравствуй, край, родной могучий!

Здравствуй мир! Проснулся Я!

– Молодцы ребята. А теперь улыбнитесь друг другу и, заряженные хорошим настроением, приступим к работе.

Сегодня на уроке вы будете оценивать себя вместе со мной.

Работа с предложениями в группе

Составление исследовательской карточки

Потренируемся в написании древних иероглифов, а писать мы будем под девизом: «Правильно пишу, красиво, чисто, аккуратно, грамотно».

-Вычеркните повторяющиеся буквы, что вы прочитали?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Ваши предположения, что такое местоимение?

Краткие сведения о местоимении:

Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка.

Думаю что, исследовав данную тему, мы узнаем ответ.

4. Стадия осмысления. Новый материал.

Докажем или опровергнем ваши утверждения. Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой.

  1. Местоимение –
  2. Употребляется вместо
  3. Местоимения отвечают на вопросы
  4. Не называют предмет, а
  5. Личные местоимения

Задание №1 (у каждой группы свое)

Прочитайте предложения. О ком идет речь в них? Какие из этих птиц живут у нас с вами? Как мы должны относиться к нашим меньшим друзьям? (бережно)

– Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения в парах?

– Посоветуйтесь друг с другом и решите, что можно изменить в каждой паре предложений и запишите их.

1 группа – В нашем крае живет птичка – снегирь.

2 группа ряд – Над озером кружит ласточка.

Ласточка любит лакомиться насекомыми.

3 группа – С берегов рек в небо поднялись журавли.

Журавли летят и громко курлычут.

– Проверка. Почему вы так решили?

– Назовите, какие части речи встретились в ваших предложениях?

– Закончите фразы: Наши предложения состоят из …слов.

Каждое слово – это часть… речи.

Местоимение – слово, значит, оно является… частью речи.

– Какой напрашивается вывод?

  1. Местоимение – это часть речи
  2. Употребляется вместо
  3. Местоимения отвечают на вопросы
  4. Не называют предмет, а
  5. Личные местоимения

Запишем в исследовательскую карточку.

Текст на слайде и на карточках.

”Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. “

Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?

Ответ: Слово “он” не называет предмета

Далее следует продолжение текста:

“Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: “Какой замечательный лен!”.

Далее учитель напоминает, что слово “местоимение” заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова “антонимиа”, которое сложено из “анти” (вместо) и “онима” (имя). В старославянском языке слово “местоимение” образовано из слияния сочетаний слов “вместо” + “имени” с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное “в” отпало и получилось МЕСТОИМЕНИЕ.

Какой вывод? Стр. 141 правило

Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

  1. Местоимение – это часть речи
  2. Употребляется вместо
  3. Местоимения отвечают на вопросы
  4. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
  5. Личные местоимения

– Хлопнуть в ладоши, если услышите местоимения.

Если мы сорвём цветы. /Т.Собакина/

Главная мысль стихотворения? (беречь природу)

(выполняют в группах) И разбирают правило к упражнению.

После того, как мы разобрали упражнение и правило, мы можем добавить в карточку что-нибудь?

  1. Местоимение – это часть речи
  2. Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они; и прилагательного – тот, этот, эта, такой, твой, мой, наш, ваш, его, ее, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый.
  3. Местоимения отвечают на вопросы
  4. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
  5. Личные местоимения

А на какие вопросы будут отвечать местоимения заменяющие существительные и прилагательные?

Запишем в исследовательскую карточку.

  1. Местоимение – это часть речи
  2. Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они; и прилагательного – тот, этот, эта, такой, твой, мой, наш, ваш, его, ее, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый.
  3. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи?
  4. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
  5. Личные местоимения

– Какое слово вы употребили, назвав себя? Запишите это слово в таблицу.

– Что мы изготовили на уроках труда?

– Какое слово в предложении указывает на нас? Запишите.

– Составьте и запишите вопрос, адресуя его своему однокласснику.

-Какое слово указывает на лицо, к которому вы обратились.

– А если бы вы обратились ко мне с вопросом, то, какое слово использовали?

– Когда мы используем слово вы?

Прочитайте те слова, которые мы записали.

Задание №5. Словарная работа.

Он на цыпочках войдет долькою лимонной.

– Кто же ОН, ОНО, ОНА? ( Месяц , солнце и луна)

– Скажите, которая из этих отгадок является словарным словом?

В тетрадях в три столбика выпишите словарные слова, которые можно заменить местоимение он, она, они, чья группа больше (1 минута.)

С какими местоимениями мы сейчас работали?

Добавьте в карточку личные местоимения.

Прочитайте местоимения, которые мы нашли. Эти местоимения называют личными.

Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо существительных и указывают на лицо. Местоимение Я- на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не участвует в разговоре, Мы Вы Они – соответственно о нескольких лицах.

– Если о лицах, тогда и назвали их личными.

Какие личные местоимения мы узнали?

Запишем в исследовательскую карточку

  1. Местоимение – это часть речи
  2. Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они; и прилагательного – тот, этот, эта, такой, твой, мой, наш, ваш, его, ее, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый.
  3. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи?
  4. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
  5. Личные местоимения – я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.

Ребята, недавно я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение – “Я, всё своё ношу с собой”.

-Как вы понимаете это выражение?

-Почему именно его взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров?

(Древнегреческий мудрец Биант (6 век до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи. на что Биант ответил: “Всё своё ношу с собой”. В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а свой интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум , не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.

-Обозначьте части речи в этом предложении.

(Из пяти слов четыре местоимения, а какой глубокий смысл) записать в тетрадь пословицу.

– Предлагаю обобщить наше исследование.

– В чем загадка местоимения как части речи?

Выставите себе средний балл в оценочных листах.

– Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне, были настоящими исследователями. Поэтому достойны звания «Знаток местоименных наук». Вы себя оценивали, а проверив тетради, я вас оценю. Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ.

Домашнее задание (на выбор):

– Из словаря выписать от 5 до 10 слов и приписать к ним местоимения, их заменяющие.

– Составить текст-описание (4-5 предложений) про 9 мая, используя местоимения.

КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

1. Что называется местоимением? Приведи примеры.

2. Прочитай. Выпиши местоимения.

Я живу в Москве. Учусь в третьем классе. Наш класс дружный. У меня есть друзья. Они всегда помогают мне в трудную минуту. Я горжусь своими друзьями.

  1. Чем местоимение отличается от имени существительного?
  1. Спиши. Подчеркни местоимения.

Мы с приятелем вдвоём замечательно живём. Мы такие с ним друзья, куда он, туда и я.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе.Тема: Понятие о местоимении, личные местоименияТип урока: Урок-исследованиеЦели: 1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить у.

Цель: Формирование понятие о склонении местоимений.

Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр.

Урок предназначен для дистанционного обучения по русскому языку в 4 классе. Итоговый.

Урок русского языка в 3-м классе.Тема урока: «Понятие о местоимении. Личные местоимения».(образовательная система “Школа 2100”, учебник “Русский язык» для 3 кл.”, часть 2, стр.61-64; авт.

Урок открытия нового знания по системе “Школа 2100”.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/06/04/mestoimenie-3-klass

Личные местоимения в русском языке: примеры предложений с личными местоимениями

Личные местоимения – это группа местоимений, указывающих на лицо или предмет. В русском языке восемь личных местоимений: я , ты , он , она , оно , мы , вы , они .

Личные местоимения называют лицо/предмет не конкретно, а по отношению к говорящему или пишущему. Например, слово «я» или «ты» может обозначать любого человека – все зависит от того, кто с кем говорит.

Я и мы – личные местоимения первого лица, они обозначают говорящего или группу, к которой он себя относит.

Ты и вы – местоимения второго лица. Они указывают на того или на тех, к кому обращается автор.

Он , она , оно и они – местоимения третьего лица. Они указывают на тех, кто не принимает непосредственного участия в коммуникации. Подразумевается человек, предмет или явление, о котором говорилось ранее или будет сказано.

Местоимение – часть речи, заменяющая существительные, прилагательные, наречия и числительные. Местоимения указывают на определенный предмет, лицо, свойство или число, но не называют их прямо.

Склонение личных местоимений по падежам

Личные местоимения в русском языке склоняются по падежам (я, меня, мне), изменяются по лицам и числам (ямы, тывы, онаони), а в третьем лице единственного числа – еще и по родам (он, она или оно).

Интересно, что личные местоимения в косвенных падежах меняются на слова, совсем не похожие на начальную форму. Например, в винительном падеже: я – меня, ты – тебя, он – его, она – её, оно – его, мы – нас, вы – вас, они – их. К счастью, носителям русского языка эти супплетивные формы хорошо знакомы с самого детства, и трудностей не возникает.

Таблица склонения личных местоимений

Склонение: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падеж

Я . Меня, мне, меня, мной/мною, обо мне

Ты . Тебя, тебе, тебя, тобой/тобою, о тебе

Он . Его/него, ему/нему, его, им/ним, о нём

Она . Её/нее, ей/ней, её, ей/ею/ней/нею, о ней

Оно . Его/него, ему/нему, его, им/ним, о нём.

Склонение: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падеж

Мы . Нас, нам, нас, нами, о нас

Вы . Вас, вам, вас, вами, о вас

Они . Их/них, им/ним, их, ими/ними, о них

После предлогов в начале местоимений третьего лица появляется буква Н: за него; у неё; при них; в нём; о ней . Примеры:

  • Я встретил её на улице.
  • Я очень надеялся на неё.
  • Мы с друзьями часто вспоминали их.
  • Мы с друзьями часто вспоминали о нём.

Роль личных местоимений в предложении

В предложении личное местоимение чаще всего служит подлежащим либо дополнением.

Они отлично поработали . Поработали кто? «Они» – подлежащее.

Его попросили уйти . Попросили кого? «Его» – дополнение.

К личному местоимению невозможно прямо добавить определение: необходимо использовать обособленные определения или приложения.

  • Мне, молодому и неопытному студенту, всё было в диковинку.
  • Человек добрый и скромный, он был всеми любим.

Предложения с личными местоимениями. 10 примеров из русской литературы

Увидя его, они бросились было бежать. (А.С. Пушкин. «Дубровский»)

Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая. (М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»)

Наконец он решился перенести свои визиты за город и навестить помещиков Манилова и Собакевича, которым дал слово. (Н.В. Гоголь. «Мертвые души»)

Взяв булку, он дунул на неё и положил на стол. (И.А. Гончаров. «Обломов»)

– Мне скучно было без вас, – сказала она, нежно улыбаясь ему. (Л.Н. Толстой. «Война и мир»)

Одним словом, про них говорилось чрезвычайно много похвального. (Ф.М. Достоевский. «Идиот»)

– Ах, как хороша ты была! (И.А. Бунин. «Темные аллеи»)

Я лишь попытаюсь записать то, что вижу, что думаю – точнее, что мы думаем. (Е.И. Замятин. «Мы»)

В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда. (А.П. Платонов. «Котлован»)

– У вас – девка невеста, у нас – жених. (М.А. Шолохов. «Тихий Дон»)

Источник статьи: http://www.anews.com/p/126547361-lichnye-mestoimeniya-v-russkom-yazyke-primery-predlozhenij-s-lichnymi-mestoimeniyami/

Adblock
detector