Меню Рубрики

Шамаханская царица как пишется

Откуда родом Шамаханская царица и причём тут албанцы, дагестанцы, азербайджанцы

Все мы хорошо помним “Сказку о золотом петушке” в переложении Александра Сергеевича Пушкина. Одной из героинь сего повествования была очаровательная и коварная Шамаханская царица. Кроме того, есть как минимум два мультфильма с ней: “Сказка о золотом петушке” и “Три богатыря и “Шамахаская царица”.

А где, собственно, эта Шамахань находится? Или Шемахань? Или Шамаха? Оказывается, довольно недалеко от России, а частично даже на её территории.

Вообще, слово “ Шамаханская ” – это искажённое “ Шемахинская ”. Существовало не так давно между прочим царство-ханство с одноимённым названием. Находилось оно на территории нынешнего Азербайджана и включало нынешние города Баку, Шабран, Кабала и… Шемахы . Возникло оно между прочим в 20-х годах 18 века и просуществовало всего около сотни лет. Да и по размерам было небольшое: от Каспийского моря в сторону р. Геокчай 150 км, да в ширину около 100 км.

Однако данная территория имеет давнюю историю заселения.

По-другому Шемахинское ханство называлось Ширванским. В честь Ширвана – исторической области в Закавказье, населённой нахскими и дагестанскими народами. А также иранцами . Тюркские народы пришли сюда намного позже. Это территория от нынешнего города Дербента – в сторону юга до дельты реки Куры. Со 2 века до нашей эры и вплоть до 8 века нашей эры Ширван входил в состав государства Кавказская Албания , в котором жило племя албаны (не путать с балканскими албанцами ).

Кстати, современный азербайджанский город Шемахы, в честь которого и было названо ханство, совсем небольшой – тут живёт около 38 тыс. чел. населения. Однако он довольно старый и впервые упоминается Птолемеем во 2 веке нашей эры как Кемахия.

Кстати, на территории России есть река Шемаха – приток Уфы. Её устье находится у села Шемаха Челябинской области. Но к Шамаханской царице они не имеют отношения, просто схожее по звучанию слово. В былые времена здесь были владения башкирского рода катай , который возглавлял некий Шемахулла . Отсюда и название.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/etnofil/otkuda-rodom-shamahanskaia-carica-i-prichem-tut-albancy-dagestancy-azerbaidjancy-5d63b49e118d7f00b661ce59

Шамаханская царица и её прототип

Пушкин воплотил идею смертоносной и безжалостной красоты, ради которой люди готовы отказаться от всего, что им дорого

Шамаханская царица многим известна только по произведению Пушкина «Сказка о золотом петушке». А ведь место под названием Шамаха существует в реальности, а Анна Ахматова даже нашла в истории кандидатку на роль прототипа сказочной героини.

Смысл сказки Пушкина

Как пишется в сказке, царь Дадон обращается за помощью к мудрецу, который вручает монарху золотого петушка – птицу, способную предсказывать атаки врагов. Спустя некоторое время петушок поднимает тревогу и поворачивается на восток. Дадон собирает войско, командование которым поручает старшему сыну, и отправляет его в поход. Когда армия не возвращается, царь отправляет ей вслед другую – под командованием младшего сына. Не дождавшись вестей от сыновей, царь вынужден возглавить третье войско лично. Долгие поиски приводят Дадона к месту ужасного сражения, в котором армии его сыновей были разбиты.

Посреди поля боя располагается изящный шатер, из которого навстречу царю выходит прекрасная женщина – Шамаханская царица. Она быстро заставляет Дадона забыть о гибели двух сыновей, и счастливый царь с юной невестой возвращаются в столицу. Здесь Дадона встречает звездочет, который требует царицу себе, так как царь обещал исполнить любую просьбу мудреца. Однако Дадон отказывается отдать женщину и в ходе разгоревшегося спора убивает звездочета. Слетевший с крыши терема золотой петушок клюет Дадона в темя, и царь погибает. Считается, что в образе Шамаханской царицы Пушкин воплотил идею смертоносной и безжалостной красоты, ради которой люди готовы отказаться от всего, что им дорого.

Жена Грозного или жрица огня?

Между тем, город Шамаха на территории современного Азербайджана существует до сих пор. В 1820 году, то есть, как раз при Пушкине, он был присоединен к Российской империи. История Шамахи начинается еще в V веке до нашей эры, а в X веке нашей эры Шамаха стала столицей Ширванского государства, оставаясь ею вплоть до присоединения к России.

Анна Ахматова предположила, что в качестве прототипа Шамаханской царицы Пушкин использовал образ второй жены Ивана Грозного. Ею была Мария Черкасская, дочь кавказского князя Темрюка. В 1563 году она родила мальчика Василия. Малыш скончался в двухмесячном возрасте. А Мария Темрюковна умерла в возрасте 28 лет – по одной версии, от простуды, по другой – была отравлена недоброжелателями. Похоронили вторую жену рядом с первой, саркофаг с телом поставили слева от саркофага Анастасии.
Любопытно, что в основу «Сказки о золотом петушке» положен литературный источник. Пушкин вдохновился новеллой прозаика-романтика Вашингтона Ирвинга, которая называется «Легенда об арабском звездочете». Это открытие опять-таки сделала Анна Ахматова. Новелла рассказывает о мавританском султане Абене Абусе, который опасался мести врагов. Повелитель сам когда-то совершал набеги на различные государства и теперь размышлял о том, что его постигнет та же участь.

Но «Легенда об арабском звездочете» была не единственным источником. Исследователям удалось найти отголоски сюжета в древнем арабском сборнике «Китаб ахбар аз-заман ва-ль-аджаиб аль-булдан». В рукописях имеется упоминание жрицы по имени Барса, восседающей на огненном троне. К ней приходили люди, просящие справедливости. Если человек был порядочным и говорил только правду, он оставался в безопасности. Если просящий гость лгал, то тут же сгорал дотла. По легенде, именно эта повелительница пламени сотворила вращающуюся скульптуру барана из красного камня. А над пьедесталом установила стержень с бронзовым петухом: когда приближалась опасность, птица, изготовленная из металла, пела.

Источник статьи: http://yagazeta.com/stil-zhizni/shamahanskaya-tsaritsa-i-eyo-prototip/

Как звали Шамаханскую царицу?

Пушкин не сам ее придумал

В последней пушкинской сказке – “Золотой петушок” – появляется загадочный образ таинственной царицы , которая сгубила всех сыновей старого царя Дадона, а потом и самого горе-монарха. Как вы помните, царевичи пронзили друг друга мечами, сражаясь за прекрасную девицу, а Дадона насмерть заклевал золотой петушок, когда царь не захотел отдавать мудрецу искусительницу, нарушив свое обещание.

В общем, красивая и смертельно опасная она – Шамаханская царица. А еще – неизвестно откуда взявшаяся. В русских народных сказках такого образа не сыщешь. Пушкин сам ее придумал?

Оказывается, нет – не сам! Более того, у нее есть свое имя , просто оно не упомянуто в “Золотом петушке”.

Для начала расскажем о ее титуле. Он вполне исторический.

Шамаха , а если правильнее, то Шемаха , это историческая область на Кавказе, на территории современного Азербайджана (там до сих пор есть Шемахинский район). Шемахинское ханство , оно же Ширванское, возникло в XVIII веке, отделившись от Сефевидской державы.

Просуществовало оно порядка ста лет, пока после долгой гражданской войны не перешло под власть России . В 1805 году генерал Цицианов принял “Просительные пункты и клятвенное обещание Мустафы-хана Ширванского при вступлении в подданство России”.

Но сам образ прекрасной, коварной и обольстительной царицы, губящей соседних монархов, полностью выдуман. Однако выдуман не Пушкиным.

В 1834 году была опубликована поэма Павла Катенина “Княжна Милуша” . Во второй ее части лавный герой князь Всеслав отправляется в Закавказье, чтобы сразиться в Шамахе с правительницей этой земли по имени Зюльфира .

Вот как описана у него Шамаханская царица:

На воронках, в шелковых платьях алых,
Всей области семейств знатнейших цвет,
Сто юношей и десять дев удалых
Всегда при ней, и все ей равных лет;
Ее наряд отличен пред собором
Лишь головным из яхонтов убором:
Румяней роз, рассыпным искр огнем
Горят они как звезды, только днем.

Царица славится как искусная ратница, она умело стреляет из лука и легко обращается с кривой саблей. Но русское войско Всеслава оказывается сильнее полков Зюльфиры. Шамаханская царица признает поражение и. предлагает князю жениться на ней, поскольку одной управлять ханством сложно. Князь отказывается, так как дома его ждет любимая княжна Милуша.

Поэму свою Катенин сразу отправил Пушкину. В его письме от 10 марта 1834 года говорится: “Посылаю к тебе, любезнейший Александр Сергеевич, только что вышедшую из печати сказку мою. “ Известно, что Пушкин в ответ назвал “Княжну Милушу” лучшим произведением Катенина.

А спустя год в печать вышла “Сказка о золотом петушке” , в которой образ Шамаханской царицы получил новое развитие.

Ваши лайки и подписка на канал помогут выходу новых статей! А еще приглашаем в нашу группу ВКонтакте

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/litinteres/kak-zvali-shamahanskuiu-caricu-5dbc7d4e35ca3100af6cfdcb

Шамаханская царица

Содержание

Происхождение образа

Сказка была написана в 1834 году, а впервые напечатана в следующем году в журнале «Библиотека для чтения» (том IX, книга 16).

В литературной сказке Шамаханская царица — красивая, вежливая, гостеприимная, с красивыми глазами:

. Вдруг шатёр
Распахнулся. и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатёр свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать.
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищён,
Пировал у ней Дадон.

Через неделю царь Дадон со своим войском и девицей отправился домой. Дома его встретил старый мудрец и, напомнив об обещании, потребовал девицу, Шамаханскую царицу. Царь заявил, что всему есть предел, и он готов подарить многое, но девицу не даст (тем более, что старому скопцу девица ни к чему). Старик продолжал настаивать на своём, и царь, разгневавшись, сначала велел ему убираться пока цел, а потом и убил, ударив жезлом по лбу. Когда старик умер, со спицы слетел петушок, клюнул Дадона в темя, и тот упал замертво. Шамаханская царица пропала, как будто её и не было.

. Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. — Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.
.
. С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.

В других произведениях

Театр

  • «Золотой петушок» — опера Николая Римского-Корсакова (1908).
  • «Золотой петушок» — балет Михаила Фокина в оформлении Натальи Гончаровой (Русский балет Дягилева, 1914).
  • «Сказка о золотом петушке» — музыкальный спектакль Санкт-Петербургского драматического театра «Патриот» РОСТО, постановка Геннадия Егорова (1999) [значимость факта?] .

Мультипликация

Прочее

Современное прочтение: Шамаханская царица — из восточной страны Ширван (Шамахия [1] ), с национальными чертами одежды. В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» она прячет своё лицо под никабом из-за которого видны глаза как у молодой девушки. Но на самом деле она — колдунья, прячущая за никабом старость и лысину. Мечтает вернуть себе утраченную молодость и былую красоту [2] .

В новогоднем художественном телефильме «Чародеи» (1982) вместо «Шамаханская» используется «Шемаханская» — как фамилия одной из главных героинь фильма — директора НИИ «Научный Универсальный Институт Необыкновенных Услуг», в котором изучают волшебство. Шемаханская — грозная и расчётливая волшебница, но в то же время добрая и милая. Роль Шемаханской в фильме исполняет Екатерина Васильева.

См. также

Примечания

  1. ↑Описание Каспийскаго моря и чиненных на оном российских завоеваний, яко часть истории государя императора Петра Великаго, Соймонов Ф. И.//СПб., 1763 — С. 37
  2. ↑ [Три богатыря и Шамаханская царица], Георгиев С.Г. // М.: Эгмонт, 2011 г. — 80 с. — (серия «Кино-классика»). — ISBN 978-5-9539-5758-8, 978-5-9539-5757-1.

Ссылки

  • Д. И. Белкин.К ИСТОЛКОВАНИЮ ОБРАЗА ШАМАХАНСКОЙ ЦАРИЦЫ. Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор”. Проверено 21 февраля 2017.
  • Сказка о золотом петушке/А. С. Пушкин Собр. соч. в 10 тт. Т. 3

Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.info является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%A8%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0

Шамаханская царица как пишется

Александр Сергеевич Пушкин не только радовал литературное сообщество интеллектуальными романами в стихах. Автор «Евгения Онегина» полюбился как взрослым, так и маленьким читателям, которые узнали о царе Салтане, о дубе зеленом, расположенном у Лукоморья, о дядьке Черноморе и других сказочных персонажах.

Шамаханская царица

«Сказка о золотом петушке», вышедшая в свет в 1835 году, стала последним произведением поэта в подобном жанре. Придуманные Пушкиным герои перекочевали в кинематограф и компьютерные игры. Шамаханская царица стала чуть ли не самой яркой героиней стихотворения, запомнившись читателям гостеприимностью и хитрым нравом.

История создания

Александр Сергеевич начал заниматься написанием сказки о царе Дадоне и Шамаханской царице в 1834 году, но публика увидела это произведение только в 1835-ом: «Сказка о золотом петушке» был напечатан в журнале «Библиотека для чтения», который выходил в издательстве Санкт-Петербурга.

Александр Пушкин

Без казусов не обошлось, потому что цензор Александр Никитенко увидел в сказке политические и непарадные мотивы и без зазрения совести сократил рукопись Пушкина, убрав из произведения заключительное двустишие, а также фразу: «Царствуй, лежа на боку». Об этом произволе Александр Сергеевич возмущенно писал в своем дневнике:

«Времена Красовского возвратились. Никитенко глупее Бирукова».

Примечательно, что это творение поэта стало единственным случаем, когда в основу рукописи положен не народный эпос, а чисто литературный источник. Александр Сергеевич вдохновился шутливой новеллой прозаика-романтика Вашингтона Ирвинга, которая называется «Легенда об арабском звездочете». Это открытие сделала Анна Ахматова, рассказавшая о первоисточнике в своей небольшой статье «Последняя сказка Пушкина».

Сюжет, придуманный американским писателем, рассказывает о мавританском султане Абене Абусе, который был обеспокоен наличием врагов. Повелитель Гранады сам когда-то совершал набеги на различные государства, и теперь размышлял о том, что его постигнет та же участь, ранее подкравшаяся к другим монархам.

Персонажи «Легенды об арабском звездочете»

Владелец короны получил успокоение. Однажды ко двору прибыл ученый астролог. Выслушав жалобы султана, старик поведал Абену Абусу о флюгере в форме барана и соорудил нехитрую конструкцию – магическую медную фигуру всадника с копьем, которая поворачивалась в сторону врага, а петушок подавал сигнал тревоги. Это изобретение не стало панацеей, потому что беда случается нежданно-негаданно.

Александр Сергеевич взял эту фабулу за основу «Золотого петушка» и переделал сложное и временами запутанное повествование Ирвинга, придал своему творению простоту, не обременяя художественно-выразительную композицию излишними деталями. Также гений литературы поместил в центр сюжета фантастические образы русской поэзии и наделил главных героев индивидуальными чертами характера.

Жрица Барса на огненном троне

Но «Легенда об арабском звездочете» была не единственным источником. По словам исследователей, поэт опирался на «Историю о Золотом Петухе» Фридриха Клингера, а также вдохновлялся творчеством баснописца Ивана Крылова и сказочной поэмой «Княжна Милуша» Павла Катенина.

Также исследователям удалось найти фундамент сюжета, который строился на фольклоре коптов: история сохранена в древнем арабском сборнике «Китаб ахбар аз-заман ва-ль-аджаиб аль-булдан». В рукописях имеется упоминание жрицы по имени Барса, восседающей на огненном троне. К этой повелительнице приходили люди, просящие справедливости. Если человек был порядочным и говорил только правду, он оставался в безопасности. Если просящий гость лгал, то тут же сгорал дотла.

По легенде, именно эта повелительница пламени придумала вращающуюся скульптуру барана из красного камня. А над пьедесталом устанавливался стержень с бронзовым петухом: когда к землям Египта приближалась опасность, птица, изготовленная из металла, пела.

Царица Мария Темрюковна

Говорят, что у главной героини сказки – Шамаханской царицы – был реальный прототип. Такое предположение выдвинула Анна Ахматова. По словам поэтессы, прообразом героини могла послужить вторая супруга Ивана Грозного Мария Темрюковна, которая обручилась с царем, дабы укрепить отношения Руси с кавказскими государствами. К слову, этой женщине приписывают отрицательное влияние на монарха. По легенде, именно она выдвинула идею о создании опричнины.

Биография и сюжет

Предположительно повелительница пришла из восточной страны Ширван, из города Шамахи, который существует на территории Азербайджана до сих пор. Это место находится в 122 км к западу от Баку. Восточная красавица появляется в сказке не сразу, но играет основополагающую роль, хотя происхождение царицы Александр Сергеевич предпочел скрыть от посторонних глаз.

Шамаханская царица – арт

Фабула сказки практически не отличается от той, которую придумал Ирвинг. Когда царь Дадон решил отдохнуть на старости лет от ратных дел, на его земли стали нападать враги, что неудивительно, ибо тот по молодости вдоволь наживался на соседних государствах.

Опечаленный монарх обратился к мудрецу, «звездочету и скопцу», который предложил страдальцу «чудо-изобретение» – золотого петушка на спице. Эта драгоценная птица известит монарха в случае надвигающейся опасности. Благодарный Дадон взамен обещал мудрецу все, что он пожелает.

Золотой петушок

После двух лет мирной жизни петушок подал тревожный сигнал, провернувшись на восток. Ленивый царь отправил на разборки старшего сына, а затем младшего, снарядив молодых людей войсками. Но от отпрысков не было ни единой весточки. Тогда старик сам отправился с армией на восток. На своем пути царь увидел шатер, возле которого лежали мертвые воины и царевичи, пронзившие друг друга мечами.

Когда из шатра вышла Шамаханская царица в национальном костюме, монарх мигом позабыл о случившемся горе, потому что эта женщина обладала чарующей красотой и бездонными глазами. Дадон был покорен обольстительницей, поэтому отправился к ней в жилище, где пробовал заморские яства. Таким образом, царь целую неделю пировал у черноволосой незнакомки, позабыв о государственных делах.

После праздника живота Дадон вместе с царицей вернулся в свои владения. Мудрец напомнил царю об уговоре и потребовал в качестве награды Шамаханскую царицу. Монарх пообещал звездочету любой подарок, однако девицу отдавать не захотел, тем более что скопцу она ни к чему.

Старик продолжал настаивать, и разозленный Дадон убил мудреца своим жезлом. Но тут же поплатился за свой поступок: золотой петушок вспорхнул со спицы и клюнул невежественного правителя в голову. Царь умер, а Шамаханская царица скрылась восвояси.

Экранизации и постановки

«Сказка о золотом петушке» не пользуется популярностью в киноиндустрии. Зато анимационные студии предоставили на суд зрителей мультфильмы и музыкальные инсценировки.

Костюм Шамаханской царицы в опере Римского-Корсакова

Известно, что на последнюю сказку Александра Сергеевича обратил внимание русский композитор Николай Римский-Корсаков, создав одноименную двухчасовую оперу. Либретто написал Владимир Бельский, а текст в опере сохранен с минимальной правкой. Но композитор привнес дополнения, которые не встречаются в оригинале. Например, появились два новых персонажа: воевода и ключница. В первой постановке в Шамаханскую царицу перевоплотилась Аврелия-Цецилия Добровольская, а в премьере, состоявшейся в Большом театре 6 ноября 1909 года, образ примерила Антонина Нежданова.

В 1967 году студия «Союзмультфильм» презентовала рисованную историю по мотивам сказки Пушкина. Главные роли достались актерам Алексею Грибову, Людмиле Пироговой, Георгию Вицину, Марии Виноградовой и другим звездам кинематографического небосклона.

Шамаханская царица в мультфильме «Сказка о золотом петушке»

Красочная лента полюбилась зрителям, однако текст, написанный Владимиром Владимировым, полностью не соответствует оригиналу: сценарист брал за основу сюжета не сказку, а оперу. Стоит сказать, что смысл этого мультфильма прописан подробно, а не завуалировано, как у Пушкина, ибо царица говорит:

«Знай, Дадон, что я — девица,
Шамаханская царица.
Пробираюсь я, как тать,
Весь твой край завоевать».

В 2010 году студия «Мельница» выпустила полнометражный 2D-мультик «Три богатыря и Шамаханская царица». Сценаристы взяли за основу литературных героев, но придумали оригинальный ход повествования.

Шамаханская царица в мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица»

Сюжет рассказывает про Шамаханскую царицу, которая желает вернуть былую красоту, поэтому ищет источник вечной молодости. Оказывается, панацея есть: нужно собрать слезы красавиц и полить ими волшебное дерево. Однако царица красавиц не любила, поэтому их в ее царстве не было. Тогда хитрая старуха пожелала выйти замуж за киевского князя. Царь околдован фотографией героини, но не знает, что под никабом прячется женщина преклонного возраста.

Источник статьи: http://24smi.org/person/1316-shamakhanskaia-tsaritsa.html

Adblock
detector