Меню Рубрики

Упражнение на невыученные правила как пишется

Учим скучные правила русского языка весело

Скучные правила в веселых стихах

Обратите внимание: если написано КРАСНЫМ цветом – то так писать и говорить нельзя, а можно и нужно так, как написано ЗЕЛЕНЫМ.

Глагол “победить”

Глаголы “победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить” и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т. е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм) , не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего-будущего времени. Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция, например: сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, не буду чудить.

Правописание частицы НЕ с глаголами

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Правописание частиц НЕ и НИ

Частица не употребляется для отрицания, например: Не я говорил об этом. Я не говорил об этом. Я говорил не об этом.

Частица ни употребляется для усиления отрицания, например: Ни косточкой нигде не мог я поживиться (Крылов).

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

Наличие Ь знака перед суффиксом -ся на конце глаголов

что делать? — любоваться, что делает? — любуется

что сделать? — вернуться, что сделает? — вернётся.

Ударение в личных формах глагола «позвонить»

Ударение в личных формах глагола «позвонить» падает на звук И.

Глаголы надеть и одеть

Надеть (что?) одежду; одеть (кого?) Надежду

Прийти – приду

Глаголы класть и положить

Глагол «класть» употребляется без приставок, а «(по)ложить» – только с приставками.

Раздельное и слитное написание что бы/чтобы, то же/тоже, так же/также

Союзы также и тоже пишутся слитно, если являются синонимами и легко заменяют друг друга.

Правописание приставки пол и полу

В русском языке большинство приставок пишутся слитно со словом, но не в данном случае. Если слово начинается с любого согласного, кроме л, тогда напишем пол- слитно, например:

полчайника, полстакана, полряда, полкувшина.

Если же корень слова начинается с согласного л, с гласной или прописной буквы, то приставку пол- напишем с дефисом:

пол-лимона, пол-листочка, пол-лукошка;

пол-огурца, пол-апельсина, пол-ящика;

пол-Европы, пол-Петербурга, пол-России.

Если же между приставкой и словом появляется прилагательное или местоимение, “третий лишний”, то все слова пишутся раздельно:

пол морского побережья, пол фруктового сада, пол чайной ложки.

Приставка полу- пишется слитно со словами всех частей речи:

полупальто, полусерьезный, полусидя, полушутя.

Родительный падеж множественного числа существительных «носки», «чулки», «сапоги», «туфли»

Правильно говорить и писать: носков, чулок.

носок (носки) в родительном падеже множественного числа (нет чего?) носков,

а чулок (чулки)в родительном падеже множественного числа (нет чего?) чулок.

Суффиксы имен существительных -ОНК-, -ОНОК-

Суффикс -онок- пишется после твердых согласных и шипящих корня существительных, суффикс -ёнок — после мягких согласных, кроме «ч», в названиях птенцов и детенышей животных.

Ударение в слове ТОРТЫ

Русское словесное ударение торт, -а; мн. тОрты, -ов

Правописание непроизносимых согласных

Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в котором хорошо слышен согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, чувство, праздник.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/shkoladoma/uchim-skuchnye-pravila-russkogo-iazyka-veselo-59be0ee09044b598d0e6d7d4

Пять способов научить ребенка писать грамотно без ошибок

Всегда огорчает такая ситуация, когда вы весь вечер с ребенком учили правила и писали упражнения, а назавтра он принес очередную двойку по русскому языку. К сожалению, постоянные занятия «через не хочу» заставляют ребенка еще больше возненавидеть русский и увериться в собственном бессилии. Тройки, поставленные из жалости, не выход из положения. Ребенку в любом случае придется писать ВПР, сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Логопеды центра развития «Каркуша» рассказывают, что такое дисграфия и как можно научить ребенка писать без ошибок.

Что такое дисграфия?

Дисграфия – это частичное нарушение письменной речи, вызванное несформированностью высших психических функций. Ребенок будет повторять одни и те же ошибки, даже если выучит все правила русского языка. Он просто не может их применить там, где необходимо. По грубой оценке, дисграфия в той или иной мере наблюдается почти у трети младших школьников.

Письмо – очень сложный процесс, в котором участвует сразу несколько высших психических функций:

  • сначала надо мысленно разделить слово на звуки;
  • нужно вспомнить, какая буква соотносится с конкретным звуком;
  • вызвать в воображении образ буквы, то есть вспомнить, как она пишется;
  • мозг подает команду руке;
  • применить соответствующее правило, а часть орфограмм строится на подборе проверочного слова, то есть память снова включается в работу.

Если на каком-то этапе происходит сбой, то ребенок начинает писать с ошибками, несмотря на все старания учителей и родителей.

Определить, ребенок ленится и не учит или у него дисграфия, можно по следующим признакам этого нарушения:

  • ошибки в ударных словах, когда написание очевидно: «корава» вместо «корова»;
  • пропуски одной или нескольких букв;
  • недописывание слогов, букв, окончаний слов: «сумк» вместо «сумка»;
  • перестановка слогов и отдельных букв: «собака» вместо «сокаба»;
  • дублирование букв: «домкрад» вместо «домкрат»
  • зеркально перевернутые буквы и цифры;
  • замена одних звуков другими, близкими по звучанию: «дорашка» вместо «дорожка»;
  • пропуск букв, которые используются сравнительно редко – «ъ», «э», «ь»;
  • неаккуратное грязное письмо, ребенок «не видит» полей, строчек и пр;
  • он не понимает принципов переноса слова, пишет слова без пробелов;
  • не ставит точки и большие буквы в конце и начале предложения.
Читайте также:  Как пишется сероводородная кислота

Конечно, коррекция такого серьезного нарушения, как дисграфия, должно проходить под контролем логопеда, но кое-что вы можете сделать и в домашних условиях. Вот что советуют логопеды центра развития «Каркуша»:

1. Напишите необычный диктант

Это упражнение помогает детям, которые делают пропуски букв. Взрослый читает короткие предложения, ребенку нужно простучать карандашом слоги в каждом слове, чтобы почувствовать ритм. Затем он записывает каждый слог в виде черточки пунктира. Далее диктант можно усложнить: записать каждое слово в виде точек, количество точек равно числу букв.

2. Работаем над образом слова

Это упражнение напоминает игру в города. Попросите ребенка подобрать слово, которое будет начинаться на вторую или третью с конца букву задуманного слова. Если слова объединить тематически, то вы сможете отработать навык классификации.

3. Тренируемся запоминать словарные слова

Запомнить трудные слова поможет игра в веселых мультипликаторов. Ребенку нужно закрыть глаза и мысленно представить себе слова, которые вы будете диктовать, как сменяющие друг друга кадры мультфильма, их должен связывать какой-то сюжет. Проговаривайте слова очень четко, выделяя голосом каждую букву. Затем ребенок расскажет придуманный им мультик, запишет на бумаге прозвучавшие слова и сам проверит получившийся текст. В случае ошибки словарные слова следует нарисовать так, чтобы через рисунок обозначить орфограмму. Например, букву Ю, которая спускается с неба на парашюте.

4. Переписывайте классику

Запомнить графический облик слова хорошо помогают упражнения на списывание текста. Их лучше выполнять в каникулы, когда много свободного времени. Для того чтобы повысить интерес ребенка к занятию, выберите что-нибудь из детской классики. Обязательно сначала убедитесь, что в издании нет опечаток.

5. Шифруем

Лучше запомнить правила русского языка и закрепить навык их применения поможет следующее упражнение. Создайте шифровальный алфавит, в котором вместо букв будут определенные символы. Предложите ребенку написать «секретную записку», в тексте которой обязательно нужно использовать определенное правило.

Что еще можно сделать?

Ошибки в письменных работах также часто связаны со страхом провала. Дети так боятся написать слово неправильно, что из-за волнения путают буквы, не дописывают слова, переставляют слоги. Поэтому упражнения на раскрепощение, преодоление стеснительности очень полезны.

Давайте ребенку больше гулять на свежем воздухе, чтобы мозг получал максимум кислорода. Ходите на спортивную площадку. Тренировки помогают привыкнуть к соблюдению правил, улучшают внимание и реакцию.

Залог грамотного письма – произвольная регуляция. По наблюдениям логопедов нашего центра развития, практически все младшие школьники, у которых диагностирована дисграфия, не умеют играть в сюжетно-ролевые игры. Им сложно усвоить и соблюдать правила даже самой простой детской игры. Поэтому позволяйте ребенку играть со сверстниками столько, сколько он захочет, помогайте ему освоить правила, научиться произвольной регулировки своих действий и поведения.

Запишите ребенка в музыкальную школу. В игре на музыкальном инструменте, как правило, задействованы обе руки, а значит, работает и правое, и левое полушария. Кроме того, занятия положительно влияют на мелкую моторику. Это, в свою очередь, улучшает кровоснабжение речевого и моторного центров мозга.

Когда ребенок приходит из школы, делайте ему массаж шеи и затылка, чтобы размять мышцы и улучшить поступление кислорода и питательных веществ в клетки мозга.

И, самое главное, занятия, должны быть неутомительными, регулярными, проводиться под контролем опытного логопеда. Только в этом случае можно ожидать повышения грамотности и общего уровня успеваемости.

Остались вопросы? Приходите на консультацию в центра развития «Каркуша». Наши специалисты всегда готовы помочь и детям, и взрослым!

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5c530baa68480a00ae60d599/piat-sposobov-nauchit-rebenka-pisat-gramotno-bez-oshibok-5c5af32d0d9de900adbb45ea

Написание не с различными частями речи
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Алгоритм “Написание не с различными частями речи”, порядок применения правила при слитном или раздельном написании не, тренировочные упражнения, ключ к упражнению для самопроверки.

Скачать:

Вложение Размер
algoritm_napisanie_ne_s_razlichnymi_chastyami_rechi.docx 24.11 КБ
uprazhnenie_napisanie_ne_s_razlichnymi_chatyami_rechi.docx 15.54 КБ
klyuch_k_uprazhneniyu.docx 10.67 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм «Слитное и раздельное написание не с различными частями речи»

Порядок применения правила

  1. Определи, употребляется ли слово без не , нет ли в нем приставки недо- .
  2. Вдумайся в предложение: если к слову с не есть или подразумевается противопоставление с союзом а , или имеется пояснительное слово с частицей ни , или обороты с вовсе не , далеко не , отнюдь не , пиши раздельно.
  3. Если нет, определи к какой части речи относится слово с не и обратись к алгоритму.

Образец применения правила

  1. (Не) домогание – слово без не не употребляется, пишу слитно.
  2. (Не) веселый (взгляд) – слово без не употребляется, (не) веселый – это прилагательное. Нет противопоставления, нет слов далеко не, отнюдь не, вовсе не, нет слов с ни. Можно заменить синонимом грустный, поэтому пишем слитно.
  3. (Не) выучен (урок) – слово без не употребляется (не) выучен, каков? – это причастие, стоит в краткой форме, поэтому пишем раздельно.
  4. Совершенно (не) продуманное – слово без не употребляется, является полным причастием, имеет зависимое слово «совершенно», усиливающее степень качества, поэтому пишем слитно.
  5. (Не) достает (денег) – слово с недо, оно имеет значение «ниже нормы, мало чего-то», поэтому слово с приставкой недо- пишем слитно.
  6. (Не) излечимая (болезнь) – слово на –мый, не имеет пояснительного слова в творительном падеже или слова с ни , противопоставления, слов вовсе не и т.д. Пишем слитно.

I.Объясни орфограммы, используя алгоритм

  1. (Не) торопливым шепотом начала она объяснение.
  2. Солнце, еще (не) поднявшееся в зенит, щедро обливало землю.
  3. На столе лежала (не) прочитанная книга.
  4. Эти места почти (не) исследованы.
  5. Дни, проведенные в этих местах, (не) забываемы.
  6. С конвейера сходили ничем (не) различимые изделия.
  7. Юноша (не) высок ростом и почти (не) красив.
  8. Я (не) намерен с ним объясняться.
  9. (Не) смотря на все старания, он опоздал.
  10. Весь день мы работали под (не) прекращающимся дождем.
  11. Это была ничем (не) интересная новость.
  12. Небо сегодня (не) голубое.
  13. Задача (не) труднее предыдущей.
  14. Речка (не) глубокая, а мелкая.
  15. Ты привел совершенно (не) подходящий пример.

II. Слитно или раздельно? Ключ к упражнению на другой стороне листа

  1. (не) доучившись
  2. (не) доверять людям
  3. (не) замечая усталости
  4. далеко (не) худший вариант
  5. (не) решительный характер
  6. (не) удавшийся из-за дождя поход
  7. факт (не) проверен
  8. (не) стоит голову ломать
  9. рана (не) опасная
  10. (не) рад видеть нас
  11. еще (не) видимое глазом
  12. сложил (не) дочитанное письмо
  13. (не) лепый вопрос
  14. (не) взирая на туман
  15. (не) удачный ответ
  16. никому (не) видимая завеса
  17. (не) победимая армия
  18. очень (не) удачная поездка
  19. (не) решается подойти
  20. (не) думающий ни о ком

III. Выполни тест

1. Частица НЕ пишется раздельно со словом

  1. еще (не) сеянный овес
  2. (не) хватало таланта
  3. абсолютно (не) умный
  4. (не)(к) чему придраться
  5. (не) уклюжий

2. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. совершенно (не) броский, (не) дополучить
  2. ничуть (не) боязно, (не) родной, а приемный сын
  3. (не) бытие, никем (не) ожидаемые проблемы
  4. (не) обученный мастером, (не) боясь
  5. решил (не) правильно, (не) весомый

3. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. отнюдь (не) очевидный, никем (не) почитаемый
  2. (не) досыпать, (не) внимание
  3. (не) догадливый, (не) веря
  4. думал (не) безосновательно, очень (не) устойчивый
  5. (не) доверчивый, а настороженный; (не) уловимое обаяние

4. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. (не) доверие, слишком (не) терпеливый
  2. (не) доброжелательный, (не) терпящий возражений
  3. (не) простой, но решаемый вопрос; (не) повторимый трюк
  4. (не) достать до ветки, сказал (не) решительно
  5. (не) уставая, отнюдь (не) актуально

5. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. совершенно (не) обычный, бросил (не) далеко
  2. (не) доедание, (не) прогнозируемые препятствия
  3. (не) хотелось думать, (не) выразительный
  4. никем (не) званный гость, (не) разогревшись
  5. отнюдь (не) дружеский, (не) агрессивный, а терпимый

6. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. (не) достичь, (не) принятый в обществе
  2. (не) пренебрегая, совершенно (не) важный
  3. (не) броский, а скромный; шел (не) торопливо
  4. (не) покоренная вершина, (не) видаль
  5. (не) густой, ничуть (не) больно

7. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. еще (не) рассвело, (не) рассчитанный на всех
  2. (не) поняв, (не) давний
  3. (не) главный, а второстепенный; нисколько (не) интересно
  4. посмотрел (не) винно, (не) учтенный доход
  5. очень (не) добросовестный, (не) довольство

8. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. (не) рассмотрев, (не) хватало терпения
  2. (не) созревший до холодов; (не) громкий, но выразительный
  3. (не) доделки, (не) просроченный товар
  4. поступил (не) честно, ничуть (не) страшно
  5. абсолютно (не) образованный, (не) далекий

9. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. далеко (не) образцовый, это (не) происходило
  2. (не) везение, весьма (не) острожный
  3. (не) взятый на время, (не) двусмысленный
  4. (не) предвзятый, (не) получив
  5. мыслит (не) конкретно; (не) умный, но практичный

10. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. (не) красив, но притягательный; вовсе (не) дорогой
  2. (не) доверять, (не) проходимое болото
  3. (не) видимый глазом, (не) победив
  4. (не) дальновидный, действовал (не) безопасно
  5. почти (не) весомый, это (не) вопрос

Ключ к упражнению по алгоритму «Слитное и раздельное написание не с различными частями речи».

Проверь себя.

10 раздельно 20 раздельно

Разберись по алгоритму в написании слов, в которых допущены ошибки.

Предварительный просмотр:

I.Объясни орфограммы, используя алгоритм

  1. (Не) торопливым шепотом начала она объяснение.
  2. Солнце, еще (не) поднявшееся в зенит, щедро обливало землю.
  3. На столе лежала (не) прочитанная книга.
  4. Эти места почти (не) исследованы.
  5. Дни, проведенные в этих местах, (не) забываемы.
  6. С конвейера сходили ничем (не) различимые изделия.
  7. Юноша (не) высок ростом и почти (не) красив.
  8. Я (не) намерен с ним объясняться.
  9. (Не) смотря на все старания, он опоздал.
  10. Весь день мы работали под (не) прекращающимся дождем.
  11. Это была ничем (не) интересная новость.
  12. Небо сегодня (не) голубое.
  13. Задача (не) труднее предыдущей.
  14. Речка (не) глубокая, а мелкая.
  15. Ты привел совершенно (не) подходящий пример.

II. Слитно или раздельно? Ключ к упражнению на другой стороне листа

  1. (не) доучившись
  2. (не) доверять людям
  3. (не) замечая усталости
  4. далеко (не) худший вариант
  5. (не) решительный характер
  6. (не) удавшийся из-за дождя поход
  7. факт (не) проверен
  8. (не) стоит голову ломать
  9. рана (не) опасная
  10. (не) рад видеть нас
  11. еще (не) видимое глазом
  12. сложил (не) дочитанное письмо
  13. (не) лепый вопрос
  14. (не) взирая на туман
  15. (не) удачный ответ
  16. никому (не) видимая завеса
  17. (не) победимая армия
  18. очень (не) удачная поездка
  19. (не) решается подойти
  20. (не) думающий ни о ком

III. Выполни тест

1. Частица НЕ пишется раздельно со словом

  1. еще (не) сеянный овес
  2. (не) хватало таланта
  3. абсолютно (не) умный
  4. (не)(к) чему придраться
  5. (не) уклюжий

2. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. совершенно (не) броский, (не) дополучить
  2. ничуть (не) боязно, (не) родной, а приемный сын
  3. (не) бытие, никем (не) ожидаемые проблемы
  4. (не) обученный мастером, (не) боясь
  5. решил (не) правильно, (не) весомый

3. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. отнюдь (не) очевидный, никем (не) почитаемый
  2. (не) досыпать, (не) внимание
  3. (не) догадливый, (не) веря
  4. думал (не) безосновательно, очень (не) устойчивый
  5. (не) доверчивый, а настороженный; (не) уловимое обаяние

4. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. (не) доверие, слишком (не) терпеливый
  2. (не) доброжелательный, (не) терпящий возражений
  3. (не) простой, но решаемый вопрос; (не) повторимый трюк
  4. (не) достать до ветки, сказал (не) решительно
  5. (не) уставая, отнюдь (не) актуально

5. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. совершенно (не) обычный, бросил (не) далеко
  2. (не) доедание, (не) прогнозируемые препятствия
  3. (не) хотелось думать, (не) выразительный
  4. никем (не) званный гость, (не) разогревшись
  5. отнюдь (не) дружеский, (не) агрессивный, а терпимый

6. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. (не) достичь, (не) принятый в обществе
  2. (не) пренебрегая, совершенно (не) важный
  3. (не) броский, а скромный; шел (не) торопливо
  4. (не) покоренная вершина, (не) видаль
  5. (не) густой, ничуть (не) больно

7. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. еще (не) рассвело, (не) рассчитанный на всех
  2. (не) поняв, (не) давний
  3. (не) главный, а второстепенный; нисколько (не) интересно
  4. посмотрел (не) винно, (не) учтенный доход
  5. очень (не) добросовестный, (не) довольство

8. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. (не) рассмотрев, (не) хватало терпения
  2. (не) созревший до холодов; (не) громкий, но выразительный
  3. (не) доделки, (не) просроченный товар
  4. поступил (не) честно, ничуть (не) страшно
  5. абсолютно (не) образованный, (не) далекий

9. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. далеко (не) образцовый, это (не) происходило
  2. (не) везение, весьма (не) острожный
  3. (не) взятый на время, (не) двусмысленный
  4. (не) предвзятый, (не) получив
  5. мыслит (не) конкретно; (не) умный, но практичный

10. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

  1. (не) красив, но притягательный; вовсе (не) дорогой
  2. (не) доверять, (не) проходимое болото
  3. (не) видимый глазом, (не) победив
  4. (не) дальновидный, действовал (не) безопасно

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/01/09/napisanie-ne-s-razlichnymi-chastyami-rechi

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector