Меню Рубрики

Вопросительно относительные местоимения упражнения

Вопросительно-относительные местоимения
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Раздаточный материал к уроку по теме “Вопросительно-относительные местоимения”

Скачать:

Предварительный просмотр:

Задание 1. Спишите, вставляя местоимения. Какими по цели высказывания являются записанные предложения?

  1. В — году ты р..дился (р..дилась)? 2. — тебе лет? 3. — тебе было лет, кода ты научился читать? 4. — книги нравятся тебе больше всего? 5. — из л..тературных г..роев тебе х..телось бы подр..жать? 6. — ты обычно делаешь после того, как приг..товишь уроки?

Задание 2. Спишите, подчеркните главные члены предложения. Найдите качественные прилагательные.

Кто сказку такую ра(с,сс)каж..т,

Что снится всю ночь напролёт…

Задание3. Из данных простых предложений составьте сложные предложения, используя вместо личного местоимения относительное местоимение который . Отделяйте запятой простые предложения, входящие в состав сложного.

Образец . Мы пошли в лес. В нем многое изменилось весной. – Мы пошли в лес, в котором многое изменилось весной.

  1. Охотник вышел к реке. В ней купались медвежата. 2. Яркие лучи солнца осв..тили дерев(?)я. Они за минуту до этого к..зались слившимися в одну темн..ю массу. 3. Мы остановились у крайней избы. За ней начинал..сь поле.

Задание 1. Спишите, вставляя местоимения. Какими по цели высказывания являются записанные предложения?

  1. В — году ты р..дился (р..дилась)? 2. — тебе лет? 3. — тебе было лет, кода ты научился читать? 4. — книги нравятся тебе больше всего? 5. — из л..тературных г..роев тебе х..телось бы подр..жать? 6. — ты обычно делаешь после того, как приг..товишь уроки?

Задание 2. Спишите, подчеркните главные члены предложения. Найдите качественные прилагательные.

Кто сказку такую ра(с,сс)каж..т,

Что снится всю ночь напролёт…

Задание3. Из данных простых предложений составьте сложные предложения, используя вместо личного местоимения относительное местоимение который . Отделяйте запятой простые предложения, входящие в состав сложного.

Образец . Мы пошли в лес. В нем многое изменилось весной. – Мы пошли в лес, в котором многое изменилось весной.

  1. Охотник вышел к реке. В ней купались медвежата. 2. Яркие лучи солнца осв..тили дерев(?)я. Они за минуту до этого к..зались слившимися в одну темн..ю массу. 3. Мы остановились у крайней избы. За ней начинал..сь поле.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по русскому языку в 6 классе для урока по вопросительно-относительным местоимениям.

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру.

Конспект к уроку открытия новых знаний.

Урок подготовлен учителем русского языка и литературы Амбуевой С.В. Урок изучения новой темы. На уроке используется материал по истории г. Улан-Удэ.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/10/28/voprositelno-otnositelnye-mestoimeniya

Проверочная работа по теме “Вопросительные и относительные местоимения”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Проверочная работа по теме «Вопросительные и относительные местоимения»

ФИ_________________________________ 6 класс. Вариант 1

Расставьте знаки препинания. Вопросительные местоимения подчеркните одной чертой, относительные – двумя.

Вы правильно поняли что я хотел сказать. 2) Что же я хотел сказать вам? 3) Сколько минут осталось до отъезда поезда? 4) Сколько на клумбе красивых цветов! 5) Вот дом который построил Джек. 6) Который сейчас час? 7) Я знаю какие бывают русские берёзы осенью. 8) Каковы ваши планы на сегодня?

Переделайте предложения так, чтобы относительные местоимения стали вопросительными.

Я не знаю, кто сегодня дежурит.________________________________________

Я не знаю, какой цвет тебе к лицу._____________________________________

Я не знаю, сколько дней до каникул.___________________________________

Я не знаю, который час.______________________________________________

Выпишите вариант, в котором есть относительное местоимение. Выписывая, вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Подчеркните относительное местоимение.

Умный слыш..т, как трава р..стёт.

Где р..ботано, там и густо, а в л..нивом дому пусто.

Для того кузнец клещи кует, чтобы рук не ожеч.. .

Вставь буквы. Подчеркни относительное местоимение как член предложения.

Проверочная работа по теме «Вопросительные и относительные местоимения»

ФИ_________________________________ 6 класс. Вариант 2

1. Расставьте знаки препинания. Вопросительные местоимения подчеркните одной чертой, относительные – двумя.

1) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далёкой что кинул он в краю родном. 2) Сколько сегодня было народу на площади? 3) Я знаю что вы будете делать сегодня вечером. 4) Она сегодня была в таком состоянии духа какое невозможно и представить. 5) Какое чувство вы испытываете когда читаете стихи об осени? 6) А это пшеница которая в тёмном чулане хранится. 7) Мама хорошо знает сколько времени готовится этот пирог. 8) Учитель уже решил кому поручить это трудное задание.

2. Переделайте предложения так, чтобы относительные местоимения стали вопросительными.

Я не знаю, что случилось._____________________________________________

Я не знаю, кто поёт в лесу.____________________________________________

Я не знаю, чьё пение славится особенно.___________________________________

Я не знаю, сколько скворечников вы смастерили.____________________________

3. Выпишите вариант, в котором есть относительное местоимение. Выписывая, вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Подчеркните относительное местоимение.

1) Когда идёт р..бота, спать не..хота.

2) К чему душа л..жит, к тому и руки пр..ложатся.

3) В лес не съезд..шь, так и дома замерзн..шь.

4. Вставь буквы. Подчеркни относительные местоимения как член предложения.

Источник статьи: http://infourok.ru/proverochnaya-rabota-po-teme-voprositelnie-i-otnositelnie-mestoimeniya-961910.html

Урок-практикум по русскому языку по теме “Вопросительно-относительные местоимения”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

по теме «Вопросительно-относительные местоимения»

Задание 1. В данные предложения вставьте подходящие по смыслу вопросительные местоимения.

… ты года рождения? 2. В … часу начинаются занятия в школе? 3. … Какое место занял ваш отряд в соревновании? 4. В … метрах от школы находится спортплощадка? 5. … ты делаешь сегодня вечером?

Задание 2. Составьте предложения с данными местоимениями. Произведите морфологический разбор местоимений : откуда? отчего? зачем? почему?

Задание 3. Исправьте предложения.

Сколько много книг ты прочитал?

Задание 4. Запишите предложения, в которых использованы относительные местоимения. Подчеркните местоимения как члены предложения.

Я дремал, но засыпать не торопился, зная, какая длинная и покойная ночь впереди… 2. Чем я могу вам помочь? 3. Обезоруживала его обыденная, прямодушная откровенность, в которой не было места истерике, зависти и ненависти к тем, кто живет и останется жить после него, – признак здоровой натуры, трезвого ума и незлого характера.

Задание 5. Введите данные предложения в состав сложноподчиненных, используя синонимичные слова и выражения: спросил, справился, поинтересовался, обратился с вопросом, хотел узнать.

От какой платформы отходит поезд в Тулу? 2. С которого часа начинается рабочий день в управлении? 3. Кому предоставлено право защищать честь школы? 4. Почему сегодня сокращенные уроки?

Задание 6. Соедините 2 предложения, заменяя выделенные слова относительными местоимениями.

В кабине учебного космического корабля находился экипаж из трёх человек. В учебном корабле проходила тренировка космонавтов. 2. По телевизору передается прямой репортаж из космоса. Репортаж ведет новый международный экипаж. 3. Иллюстрации к произведениям нам понравились. Иллюстрации были представлены на выставке.

Источник статьи: http://infourok.ru/urokpraktikum-po-russkomu-yaziku-po-teme-voprositelnootnositelnie-mestoimeniya-3442992.html

Вопросительно-относительные местоимения.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Скачать:

Вложение Размер
6_klass_1.docx 16.13 КБ
6_klass_1.pptx 34.67 КБ

Предварительный просмотр:

1.Раскройте скобки, объясните правописание слов.

2.На какие две группы можно разделить данные слова?

3.Можно ли по данной записи догадаться, о чем пойдет сегодня речь на уроке. (Подсказка: соедините первые буквы слов)

1. Какие знания вы применили, выполняя тестовую работу?

2.Почему перестали действовать? Над чем задумались?

3.Где возникло затруднение? (Место затруднения)

4.Почему оно возникло? (Причина затруднения)

Чтение теоретического материала

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (Индивидуальная работа)

Задание: определите разряд выделенных местоимений.

– Том, не нравится мне, что мы копаем в таком месте, где есть мертвецы.

2.- Ну, я не помню, как там дальше?

Том начал: « Как тебя зовут?»

3._ Послушай, Том, а ты знаешь, какой нынче день?

– А мне даже хотелось бы, чтобы это был сон. Право, хотелось бы, Гек!

4.- Чей домок-теремок? (А.Толстой)

У подножья стены… свернулась желтая змейка, из тех, чей укус убивает в полминуты. (Антуан де Сент-Экзюпери)

5.- А сколько же здесь этих комнат? (А.Толстой)

Я уже не говорю, сколько денег уходит на лампочки и стекла в окнах. (А.Толстой)

6.К своему огорчению, он обнаружил, что часы показывают разное время. И узнать, который час, по ним было невозможно. (А.Толстой)

6. Подведение итогов. Рефлексия.

1. Местоимение – часть речи, которая:

1) обозначает предмет, признак, количество;

2) указывает на предмет, но не называет его;

3) указывает на предмет, признак и количество, но не называет их;

4) обозначает принадлежность к кому-либо или чему-либо.

2. Какое местоимение является личным?

3.Какое местоимение не имеет именительного падежа, рода и числа?

4.Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной в предложении Что же ты сидишь без огня?

1) вопросительное местоимение;

5.Какие местоимения служат для связи простых предложений в сложном предложении?

1. Местоимение – часть речи, которая:

1) обозначает предмет, признак, количество;

2) указывает на предмет, но не называет его;

3) указывает на предмет, признак и количество, но не называет их;

4) обозначает принадлежность к кому-либо или чему-либо.

2. Какое местоимение является личным?

3.Какое местоимение не имеет именительного падежа, рода и числа?

4.Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной в предложении Что же ты сидишь без огня?

1) вопросительное местоимение;

5.Какие местоимения служат для связи простых предложений в сложном предложении?

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

м и( л,лл )ион е му с ебя т ы о н и нструмЕнт м ы е го ( н е)ряха и ску( с,сс ) тво е ё

1.- То-о-ом, где ты? – Том, не нравится мне, что мы копаем в таком месте, где есть мертвецы. 2.- Ну, я не помню, как там дальше? Том начал: « Как тебя зовут?» 3._ Послушай, Том, а ты знаешь, какой нынче день? – А мне даже хотелось бы, чтобы это был сон. Право, хотелось бы, Гек! – Какой еще сон? 4.- Чей домок-теремок? ( А.Толстой ) У подножья стены… свернулась желтая змейка, из тех, чей укус убивает в полминуты. (Антуан де Сент-Экзюпери) 5.- А сколько же здесь этих комнат? ( А.Толстой ) Я уже не говорю, сколько денег уходит на лампочки и стекла в окнах. ( А.Толстой ) 6.К своему огорчению, он обнаружил, что часы показывают разное время. И узнать, который час, по ним было невозможно. ( А.Толстой ) Который теперь час?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по русскому языку в 6 классе для урока по вопросительно-относительным местоимениям.

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру.

Конспект к уроку открытия новых знаний.

Раздаточный материал к уроку по теме “Вопросительно-относительные местоимения&quot.

Урок подготовлен учителем русского языка и литературы Амбуевой С.В. Урок изучения новой темы. На уроке используется материал по истории г. Улан-Удэ.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/06/18/voprositelno-otnositelnye-mestoimeniya

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Вопросительные и относительные местоимения

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Особенности относительных местоимений.

2. Особенности вопросительных местоимений.

3. Синтаксическая роль вопросительно-относительных местоимений.

Морфология – это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, признаки и количество, но не называет их.

Синтаксическая роль – функция слова в предложении во взаимосвязи с другими словами.

Разряд – отдел, группа, род, категория в каком-нибудь подразделении предметов, явлений, различающихся по тем или иным признакам.

Вопросительные местоимения – группа местоимений, которые употребляются в вопросительных предложениях и указывают на признаки, предметы или количество, которые не известны говорящему.

Относительные местоимения – разряд местоимений по значению, представленный группой слов, которые указывают на предметы, признаки и количество. Относительные местоимения служат для соединения частей сложноподчиненного предложения, выполняют функцию союзных слов.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 191.

1. Тростенцова Л. А. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. Организаций // Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – с. 175.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Если бы в русском языке не было вопросительных местоимений, не было бы и вопросительных предложений. На уроке вы узнаете правила употребления вопросительных, а также относительных местоимений.

Когда мы задаем вопрос, то заранее не знаем, что нам ответят, не можем обозначить его в вопросе. В таком случае мы используем вопросительные местоимения.

Сколько мороженого он съел?

Слова сколько, кто, который, чья – это вопросительные местоимения. Мы их употребляем, чтобы заменить в вопросе ту информацию, которая нам неизвестна о предметах, их признаках и количестве. Давайте перечислим эти местоимения: кто, что, который, чей, сколько, каков.

Местоимения какой, который, чей изменяются по родам, числам и падежам, как и прилагательные. Например: какой, какая, какое, какие, какими, о каком, к какой.

Местоимения кто и что изменяются только по падежам. Местоимение кто сочетается только с прилагательными и глаголами в форме мужского рода единственного числа. А местоимение что – в форме среднего рода единственного числа. Например:

Мальчики, кто из вас это сказал?

Иногда вопросительное местоимение кто или что может употребляться с указательным местоимением такой:

Кто это такой? (мужской род)

Кто это такая? (женский род)

Кто это такие? (множественное число)

Местоимение сколько изменяется как числительное. Запомните, что при склонении слова сколько ударение всегда падает на основу.

Относительные местоимения звучат так же, как и вопросительные: кто, что, который, какой, чей, сколько.

Вопросительные местоимения отличаются от относительных своими функциями в речи. Первые мы используем, чтобы создать вопросительное предложение, а вторые мы используем, чтобы связать части сложного предложения. Например: «Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу». (Пушкин). Слово который является подлежащим в зависимом предложении, оно заменило слово «предмет».

Посмотрите на другие примеры с относительными местоимениями:

Они разговаривали о том, что было написано в газетах.

Он заглянул в шкаф, который стоял у окна.

Такие относительные местоимения называют ещё союзными словами. Это их отличительная черта.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выберите относительное местоимение.

Разбор задания: в задание включены личное и возвратное местоимение, поэтому правильный ответ кто.

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите строку, где все слова являются относительными местоимениями

о котором, какой, о скольких

Разбор задания: в 1 и 2 строки включены личные местоимения, поэтому правильный ответ – третья строка.

Правильный ответ: о котором, какой, о скольких

Источник статьи: http://resh.edu.ru/subject/lesson/6999/conspect/

Adblock
detector