Меню Рубрики

Вопросительные местоимения русский язык упражнения

Вопросительные местоимения .Урок русского языка в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Формировать умения находить в тексте вопросительные местоимения и использовать их с учетом особенностей склонения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: Вопросительные местоимения.

(урок русского языка в 6 классе)

Образовательная: изучение вопросительных местоимений, их назначение в речи;

Развивающая: формировать умение находить вопросительные местоимения в тексте и употреблять в речи с учетом особенностей их склонения, определять их синтаксическую роль, интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями;

Воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к природе.

Оборудование урока: таблицы, репродукции картин И.Левитана.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мне приятно видеть ваши умные, добрые глаза. Наверное, вы волнуетесь. Я надеюсь, что мы найдем с вами общий язык. Тема, которую мы сегодня будем изучать, сроднит нас. Слушайте внимательно и будьте активны.

Ребята, я знаю, что вы начали изучать тему «Местоимения».

– Что означает слово местоимение, как вы его понимаете? (Местоимение – это «вместо имени»).

– Какие разряды местоимений вы изучили? (Личные и возвратные).

– Назовите примеры. (Я, мы, ты, вы, он, она, они, оно, себя).

– Будем считать, что каждый разряд местоимений – это станция нашего казанского метро. Таким образом, мы совершим поездку в метро. Название первой станции – личные местоимения, второй – возвратные. Чтобы попасть на третью станцию, вы должны преодолеть препятствие – ответить на несколько вопросов. Я прочитаю вам отрывки из некоторых произведений. Вы назовете местоимение и определите его разряд.

2. «Вот на берег вышли гости;

Царь Салтан зовет их в гости,

– Вы удачно справились с этими заданиями. И вот еще одно задание.

III. Объяснение нового материала.

Учитель читает стихотворение, написанное на доске.

– Ребята, каких предложений по цели высказывания больше в стихотворении? (Вопросительных)

– При помощи каких слов построены вопросительные предложения? Назовите их. ( Кто? Что? Сколько? Где? Как? Почему? Зачем? Чей?)

– Значит, какая тема нашего урока? (Вопросительные местоимения)

– Итак, мы успешно доехали до третьей станции – вопросительные местоимения)

Запишем в тетрадях число, тему.

– Для чего служат вопросительные предложения? (Для общения, для получения нужной информации).

– Представьте нашу речь без вопросительных предложений. Что бы произошло? (Наша речь была бы монологична, мы бы не смогли обменяться информацией).

– Вопросительные местоимения также используются при изучении грамматики русского языка. Изучая части речи, мы запоминаем , на какой вопрос отвечают слова каждой части речи.

-Найдите в стихотворении слова, которые мы задаем к имени существительному (На экране – таблица ). ( Кто? Что? ) К прилагательному? ( Какой ? Чей? ) К числительному ? (Сколько? Какой? ) К наречию? ( Как? Где? Когда? ).

– Итак, цель нашего урока – находить вопросительные местоимения- существительные, местоимения – прилагательные, местоимения – числительные, местоимения – наречия и составлять с ними предложения.

IV. Синтаксический разбор предложения.

Когда придет весна? (Вопрос., невоскл.,прост., распр).

– Ребята, откроем учебники на странице 164 и прочитаем правило

1) – Можно ли просклонять местоимение кто, что? ( Да). Устно просклоняем эти местоимения

– В каком из вышеназванных местоимений произношение не соответствует написанию? (кого, чего; в транскрипции – [каво], [ч`иво]).

– Составьте предложение с одним из этих местоимений и запишите в тетрадь.

2) – Изменяются ли местоимения-прилагательные по родам, числам и падежам? Докажите примерами. (какая (ж.р.), какие (мн.ч.), чьих (род. падеж)).

– Обратите внимание на появление мягкого знака при склонении местоимения «чей». Это орфограмма «Разделительный ь»

– Составьте предложение с одним из этих местоимений и запишите в тетрадь.

3) Как мы уже говорили, слово сколько заменяет собой числительное. Даже склоняется оно в косвенных падежах как порядковое числительное. Когда будете склонять, обратите внимание на ударение. Оно остается неподвижным во всех формах. (На экране таблица склонение местоимения сколько ).

– Составьте предложение с одним из этих местоимений.

4) Склоняется ли вопросительное местоимения-наречия? Почему? (Не склоняются, т.к. наречие – не изменяемая часть речи).

На экране возникает правило правописание местоимений-наречий .

– Прочитайте текст, соблюдая вопросительную интонацию.

– Найдите вопросительные местоимения (кто, что, чьи, кого, о ком).

– Каким членами предложения являются? Вставим пропущенные буквы в слова и подберем проверочные слова.

VII. Ребята, кто устал? Физкультминутка.

VIII. Тренировочное упражнение.

Я вам прочитаю предложение, а вы запишете вопросительные местоимения по колонкам: существительное, прилагательное, наречие. (На экране – текст )

1) Что случилось нынче в школе?

2) Учитель задал мне вопрос:

3) Чем заслужил ты единицу?

4) – Где ты была сегодня, киска?

IX. Дифференцированные задания.

1. Представьте, что вы гости нашего города. Вам захотелось ознакомиться с достопримечательностями Казани. Какие вопросы вы стали бы задавать прохожим, используя вопросительные местоимения? Например, как пройти на улицу Баумана?

Тем, кому тяжело выполнить данное задание, могут составить вопросительные предложения, которое мы употребляем, разговаривая по телефону. Например, как дела?

2. – Хорошо ли вы знаете сказки Пушкина?

Вашему вниманию будут представлены вопросительные предложения, в которые нужно вставить местоимения. (На экране появляются предложения ).

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

… ты тих, как день ненастный?»

«А … же на примете ты имеешь?»

«Ладно ль за морем иль худо?

Тем, кому тяжело выполнить данное задание, могут попробовать сделать другое.

1) « … стучится в дверь ко мне?»

2) « У меня зазвонил телефон.

4) « Снег на полях, лед на реках.

X. Наше путешествие завершается. Предположим, что во время прогулки по городу вы зашли в музей и увидели картины И.Левитана. (На экране появляются репродукции картин Левитана .) Какие вопросы можно задать экскурсоводу? Составьте их.

Что нового узнали о местоимениях? (Вопросительные местоимения нужны для общения. Они бывают существительными, прилагательными, числительными и наречиями. Местоимения-прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. Местоимения-наречия не изменяются. При склонении местоимения сколько ударение не меняется. А в местоимении чей при склонении появляется мягкий знак. Вопросительные местоимения в предложении могут быть подлежащим, дополнением, обстоятельством).

XII. Домашнее задание. (Одно на выбор).

Найти десять вопросительных предложений в учебнике литературы.

Сочинить стихотворение, используя вопросительные местоимения.

Я думаю, наше путешествие по стране вопросительных местоимений удалось. Мы прокатились в метро, узнали название станций, прогулялись по городу, зашли в музей. На следующем уроке ваше путешествие продолжится. УСПЕХОВ. Благодарю за работу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлен урок русского языка для обучающихся 6 класса по теме “Неопределённые местоимения”.

Цель: Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф.

Дан сценарий первого урока русского языка в 6 классе по теме “Вопросительные и относительные местоимения”, построенного в соответствии с требованиями ФГО ООО и на основе заданий из Единой коллекции эл.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте.

В презентации отражены основные этапы урока, виды и формы работы, помогает понять и усвоить лучше учебный материал.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/10/17/voprositelnye-mestoimeniya-urok-russkogo-yazyka-v-6-klasse

Проверочная работа по теме “Вопросительные и относительные местоимения”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Проверочная работа по теме «Вопросительные и относительные местоимения»

ФИ_________________________________ 6 класс. Вариант 1

Расставьте знаки препинания. Вопросительные местоимения подчеркните одной чертой, относительные – двумя.

Вы правильно поняли что я хотел сказать. 2) Что же я хотел сказать вам? 3) Сколько минут осталось до отъезда поезда? 4) Сколько на клумбе красивых цветов! 5) Вот дом который построил Джек. 6) Который сейчас час? 7) Я знаю какие бывают русские берёзы осенью. 8) Каковы ваши планы на сегодня?

Переделайте предложения так, чтобы относительные местоимения стали вопросительными.

Я не знаю, кто сегодня дежурит.________________________________________

Я не знаю, какой цвет тебе к лицу._____________________________________

Я не знаю, сколько дней до каникул.___________________________________

Я не знаю, который час.______________________________________________

Выпишите вариант, в котором есть относительное местоимение. Выписывая, вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Подчеркните относительное местоимение.

Умный слыш..т, как трава р..стёт.

Где р..ботано, там и густо, а в л..нивом дому пусто.

Для того кузнец клещи кует, чтобы рук не ожеч.. .

Вставь буквы. Подчеркни относительное местоимение как член предложения.

Проверочная работа по теме «Вопросительные и относительные местоимения»

ФИ_________________________________ 6 класс. Вариант 2

1. Расставьте знаки препинания. Вопросительные местоимения подчеркните одной чертой, относительные – двумя.

1) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далёкой что кинул он в краю родном. 2) Сколько сегодня было народу на площади? 3) Я знаю что вы будете делать сегодня вечером. 4) Она сегодня была в таком состоянии духа какое невозможно и представить. 5) Какое чувство вы испытываете когда читаете стихи об осени? 6) А это пшеница которая в тёмном чулане хранится. 7) Мама хорошо знает сколько времени готовится этот пирог. 8) Учитель уже решил кому поручить это трудное задание.

2. Переделайте предложения так, чтобы относительные местоимения стали вопросительными.

Я не знаю, что случилось._____________________________________________

Я не знаю, кто поёт в лесу.____________________________________________

Я не знаю, чьё пение славится особенно.___________________________________

Я не знаю, сколько скворечников вы смастерили.____________________________

3. Выпишите вариант, в котором есть относительное местоимение. Выписывая, вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Подчеркните относительное местоимение.

1) Когда идёт р..бота, спать не..хота.

2) К чему душа л..жит, к тому и руки пр..ложатся.

3) В лес не съезд..шь, так и дома замерзн..шь.

4. Вставь буквы. Подчеркни относительные местоимения как член предложения.

Источник статьи: http://infourok.ru/proverochnaya-rabota-po-teme-voprositelnie-i-otnositelnie-mestoimeniya-961910.html

Упражнения «Местоимение»

1. Найти начальную форму каждого из данных местоимений, определить его разряд.

С ним, мимо нее, изо всех, под нами, ко мне, обо всех, со всякими, при каждом, об ином, без всякого, во всю, ко всему, каким-то, никому, о скольких, при некоторых, предо мной, изо всех сил, перед ним, со всем, со мной, ото всех, о себе, с нами, перед тобой, с ним, во всяком случае, перед кем, в них, от нее, в нем, с ними, во всех, со своей, за ним, на нас, на себя, от них, перед нами, во всем, к нам, перед собой, при тебе, на нем, во все, к тебе, под нами, с некоторых, в нескольких, под собой, про тебя, за мной, с тобой, надо мной, во всех, вокруг нас, возле нее, после него, к нам, против нас, во мне, с кем, со всеми, на тебя, обо всем, о чем, до нас, с кем, никаким, кое у кого, ни перед кем, впереди них, с каким-то, к себе, о чем, не по себе, о всяком, ни за кого, не к чему.

2. Выборочный диктант. Учитель диктует предложения, насыщенные местоимениями, а учащиеся записывают в столбик только местоимения, а затем находят их начальную форму, определяют разряд, падеж.

1) Всякому овощу свое время.

2) С кем и о чем у тебя был спор?

3) Вокруг нас шел бой, со всех сторон доносился грохот орудий.

4) У него мы с тобой обо всем договоримся.

5) Предо мною море, и я изо всех сил вглядываюсь в его просторы, ища вдали какое-нибудь суденышко.

3. Выписать из данных предложений местоимения, определить их начальную форму и записать.

1) Никому из нас не хотелось их огорчать.

2) Он ни с кем о вас не говорил.

3) Кое-что для него мне удалось сделать.

4) Он ни в чем мне не отказывал, во всем старался помочь.

4. Ответить на вопросы местоимением с предлогом: и з — з а кого? — из-за меня, из-за тебя, из-за него…

Узнали от кого? Передали с кем? Перенесли к кому? Беспокоились о ком?

5. С местоимениями составить предложения.

Нас, нам, нами, вас, вам, вами, их, им, них, его, ему, ей, ее, тебя, тобой, тебе, меня, мной, собой, тех.

6. Определить часть речи и значение слов. Выделить в них корни.

Себялюбие, своевременный, всемирный, себестоимость, своевольный, самодовольство, самонадеянность, всевидящий, всесторонний, своеобразие, самочувствие, всеобуч, всесоюзный, всеобщий, всемирный, самолюбивый.

7. Выделенные слова заменить устойчивыми оборотами.

Чувствовать себя неловко (не в своей тарелке); привязался искренне (всей душой); разозлиться (выйти из себя); жизнь идет обычно (своим чередом); встречал часто (на каждом шагу); скрытный человек (себе на уме).

8. Придумать предложения с данными оборотами, определить разряд местоимений.

Во все глаза; ни с того ни с сего; со всех ног; на свою голову; во весь опор; изо всех сил; во все лопатки; ни за что, ни про что; во все горло; на все руки.

9. Предложения для диктантов.

1) Вдруг Герасиму показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега (Т).

2) Всю ночь он возился с ней Муму, укладывал ее, обтирал и заснул, наконец, сам возле нее каким- то тихим и радостным сном (Т.).

3) Ему отвели на кухне каморку, он устроил ее себе сам, по своему вкусу (Т.).

4) Весь мир труда сегодня с нами, и мы сердцами вместе с ним, зовут повсюду наше знамя любимым знаменем своим (Жар.).

5) Она отчизна взрастила нас и воспитала, мы все сыны и дочери ее (Исак.).

6) Все то, что грезится другим, у «ас в стране сбылось, и это нам с тобой самим увидеть довелось (Mих.).

7) Петя понял, что во всем этом происшествии было нечто такое, о чем никому не надо говорить, никого не надо расспрашивать (В. Кат.).

10. Спишите, заменив, где нужно, повторяющиеся местоимения существительными .

И. С. Тургенев — замечательный русский писатель. Имя его известно во всем мире. Детство он провел в деревне. Он дружил с крепостными своей матери. Он хорошо знал жизнь крепостных крестьян. Он учился русскому языку у народа. В «Записках охотника» он с любовью показал умных, честных, благородных, добрых трудолюбивых крестьян и чудесную русскую природу.

Упражнение 1 . Сформулируйте условия употребления местоимений 3-го лица в косвенных падежах с вставкой н и без нее.

Без, в, для, до, за, из, к, на, при, про, возле, впереди, мимо, внутри, вне (его, него, ее, нее); вопреки, наперекор, согласно, вслед, навстречу, подобно, соответственно, благодаря (ему, нему); за исключением, насчет, по поводу (его, него).

Упражнение 2 . Спишите, вставляя подходящие предлоги. Определите падежи местоимений.

1) Егор сидел рядом . мной. 2) Ты всегда был строг . мне. 3) Сердце . мне сжалось. 4) Вникните . всё это хорошенько. 5) Все принялись хохотать . мною. 6) Вспомните . мне. 7) Мелькнуло . мною моё детство. 8) Он славился . всём округе гостеприимством и радушием. 9) В темноте я больно ушибся. что-то.

Упражнение 3 . Замените существительные в скобках местоимениями 3-го лица; где надо, добавляйте к местоимению н. Определите падежи этих местоимений.

1) Будет буря, мы поспорим и поборемся мы с (бурей). 2) Поутру над (Невы) брегами теснился кучами народ. 3) Под (парусом) струя светлей лазури. Над (парусом) луч солнца золотой. 4) Буре плач (Терека) подобен. 5) У ног (Рагима) плескалось море. 6) С (Онегиным) подружился я в то время. Мне нравились (Онегина) черты.

Упражнение 4 . Объясните написание местоимений.

Кое-что, нечто, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-нибудь, чей-либо, ни к чему, некого, кое с кем, ни с чем.

Упражнение 5 . Спишите, подчёркивая отрицательные местоимения и ставя в них ударения. Укажите падежи этих местоимений.

1) Его никто не заметил, никто не удерживал. (Т.) 2) Через пять минут никого не осталось на улице. (М. Г.) 3) Больше ждать было некого. (М. Г.) 4) Ничего не трогало его [Онегина], не замечал он ничего. (П.) 5) Никто ничего не узнал о происходившем. (Герц.) 6) Мне решительно скрывать нечего. (Т.) 7) А теперь мне выехать не на чем, некому лошадей подковать. (Г.) 8) Им ни в чём нельзя доверять. (Г.) 9) Не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (Гонч.) 10) Никакими силами и стараниями нельзя было докопаться, из чего был состряпан его [Плюшкина] халат. (Г.)

Упражнение 6 . Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1. (Н. )чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует (Бут.). 2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н. )(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться (Булг). 3. Но (н. )какого Коровьева так и не нашли, и (н. )какого Коровьева (н. )кто в доме не знал и не видел (Булг.). 4. Стало совершен. ясно, что Никанор Иванович (н. )(к)каким разговорам не пригоден (Булг). 5. Больше (н. )что не тревожило друзей (Биан). 6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н. )(на)кого не обращая внимания (Биан.). 1. Настоящую нежность не спутаешь (н. )(с)чем, и она тиха (Ахм.). 8. Скучен день до вечера, коли делать (н. )чего (Посл.). 9. (Н. )(с)кем мне поговорить и (н. )кого послушать (Ч.). 10. Но (н. )кому мне шляпой поклониться, (н. )(в)чьих глазах не нахожу приют (Ес.). 11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н. )кто иной, предводительствовал отважными злодеями (П.). 12.

Ей казалось, что (н. )кто, кроме него, не мог снять с (она) непоправимой вины, невыносимой тяжести (Пауст,). 13. Скован. ый (н. ) чем непреодолимой усталостью, я уже не слышал, (н. )кто пререкался с хозяином, (н. )что явилось причиной спора. 14. (Н. )что не нарушало тишины. 15. В Мещёрском крае нет (н. )каких особен. ых красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (Пауст.). 16. Больному мог помочь только хирург и (н. )кто другой. 17. Этот цветок (н. )что иное, как нарцисс. 18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н. )чем иным.

Упражнение 7 . Спишите, вставляя вместо точек е или и.

1) Я окликнул хозяев – н. кто не отвечал мне. Я отправился на двор, и там н. кого не было. 2) Долго не находил я н. какой дичи. 3) Я н. чего не слышал, кроме шума листьев. 4) Мне н. на кого пенять – сам виноват. 5) Подружиться, действительно сблизиться он н. с кем не мог. 6.) Оба они н. к чему не имели особой страсти или привязанности. 7) Н. в какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища. 8) Дела Чертопханова вовсе под гору пошли. Охотиться стало н. на что, последние денежки перевелись, последние людишки поразбежались. Одиночество для Пантелея Еремеевича наступило совершенное; н. с кем было слово перемолвить, не то что душу отвести.

Упражнение 8 . I. Составьте и напишите предложения со следующими формами отрицательных местоимений:

Ничего, нечего, никем, ни с кем, некем, не с кем, не у кого, никакие, ничьи, ни с чьей.

II. Составьте и напишите предложения со следующими формами неопределённых местоимений:

Кто-то, с кем-то, кому-нибудь, кого-либо, кое-какие, кое у кого, кое-что, чему-нибудь, чем-либо, кое о чём.

Упражнение 9 . Напишите не или ни слитно или раздельно, как того требуют правила.

1) В стремительный пляс пустился (не, ни) кто иной, как электрик. (Н О.) 2) (Не, ни) кто иной не умел делать того, что он умел. (М. Г.) 3) Нужно, чтобы дело это было поручено (не, ни) кому другому, как первому и лучшему актёру-художнику, какой отыщется в труппе. (Г.) 4) (Не, ни) кому другому этого поручить было нельзя. 5) Я целыми днями читал, (не, ни) чем иным заниматься не хотелось. 6) Этот провал [в Пятигорске] есть (не, ни) что иное, как потухший кратер. (Л.) 7) Гость был (не, ни) кто другой, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков. (Г.) 8) (Не, ни) кто иной не мог бы так удачно исполнить эту работу. 9) Оказалось, что был он [экипаж] (не, ни) что иное, как рессорная лёгкая бричка.

Упражнение 10 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать куда(нибудь), где(то) заночевать.

Тест по теме “Правописание местоимений”

1. В каком варианте пишется буква Е?

1) н. кто не знает 2) н.. за что на свете 3) н. чего раздумывать 4) н.. до чего нет дела

2. В каком варианте пишется буква И?

1) н. кому остаться дома 2) н. за что не скажу 3) н. у кого попросить денег 4) н. которые люди

3. В каком варианте необходимо слитное написание?

1) (не)сколько книг 2) не(с)кем посоветоваться 3) ни(у)кого не спросил

4. В каком варианте необходимо раздельное написание?

1) (ни)чего не осталось 2) (ни)чем не интересовался 3) (не)чем заняться

5. В каком варианте может быть вариативное написание?

1) (не/ни)какой 2) (не/ни)кто 3) (не/ни)чей 4) (не/ни)который

Источник статьи: http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/mestoimenie_material_zakrepleniya_na_uprazhneniyah_082539.html

Adblock
detector