Меню Рубрики

Вопросительные местоимения в русском языке 5 класс

Вопросительные местоимения

Вопросительные местоимения в русском языке – группа местоимений, которые употребляются в вопросительных предложениях и указывают на признаки, предметы или количество, которые не известны говорящему.

Некоторые авторы также относят к вопросительным местоимениям местоименные наречия ( как? где? когда? зачем? почему? и др.).

Грамматические особенности вопросительных местоимений

Вопросительные местоимения изменяются по падежам, числам и родам:

  • кто? что? – склоняются только по падежам; местоимение кто? обычно употребляется как существительное мужского рода, местоимение что? – среднего рода;
  • сколько? – склоняется только по падежам, в словосочетаниях управляет существительным в Р. п. (сколько домов?);
  • чей? какой? который? – изменяются по родам, числам, падежам;
  • каковой? – склоняется так же, как и местоимение какой?, но имеет краткие формы – каков? какова? каково? каковы?

Особенности склонения вопросительных местоимений приведены в таблице.

Чей? Какой? Который? Кто? Что? Сколько?
Единственное число Множественное число
Муж. род Ср. род Жен. род
И. п. чей?

что? сколько? Р. п. чьего?

чего? скольких? Д. п. чьему?

чему? скольким? В. п. чей? (чьего?)

что? сколько? (скольких?) Т. п. чьим?

чем? сколькими? П. п. о чьем?

Синтаксические особенности вопросительных местоимений

В предложении вопросительные местоимения могут выступать в качестве любого члена предложения.

Члены предложения Примеры употребления
Чей? Какой? Кто? Что? Сколько? Который?
Подлежащее Кто придет завтра?

Что произошло? Сколько школьников было на уроке? Часть составного именного сказуемого Чей это сын?

Какие эти яблоки на вкус? Кем ты будешь на утреннике?

Чем были эти детали раньше? – Определение Чьи это карандаши?

Какие цветы вы любите? – Который час? Дополнение – Кого мы ждем?

О чем ты читаешь книгу? У скольких ребят есть учебники? Обстоятельство – – На сколько мы опаздываем?

Во сколько начинается представление?

Синтаксическая роль вопросительных местоимений также может зависеть от контекста употребления и стилистики текста (речи).

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 628.

Не понравилось? – Напиши в комментариях, чего не хватает.

Содержание

  1. Грамматические особенности вопросительных местоимений
  2. Синтаксические особенности вопросительных местоимений

Бонус

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Игорь Проскуренко 134
  2. 2. Ксюша Ягодарова 104
  3. 3. Алсу Сакаева 88
  4. 4. Александр С 85
  5. 5. Igor S 85
  6. 6. Dark Wolf 77
  7. 7. aleqsandr sagrishvili 72
  8. 8. Инна Пащенко 69
  9. 9. Даниил Васильев 67
  10. 10. Ксения @@ 60
  1. 1. Кристина Волосочева 19,120
  2. 2. Ekaterina 18,721
  3. 3. Юлия Бронникова 18,580
  4. 4. Darth Vader 17,856
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,735
  8. 8. Игорь Проскуренко 15,400
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник статьи: http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/voprositelnye-mestoimeniya

Притяжательные и вопросительные местоимения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Конспект урока “Притяжательные и вопросительные местоимения” в 5 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

урока русского языка в 5 классе

«Притяжательные и вопросительные местоимения»

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Надежда Ивановна Поцелуева

Цель урока: учить распознавать местоимения по значению и грамматическим признакам

– учить видеть местоимения в тексте, определять их разряд, синтаксические и морфологические признаки;

– учить выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

– упражнять в свободном выражении своих мыслей в процессе речевого общения;

– воспитывать любовь к слову и классическим произведениям русской литературы.

Отрывки из сказок А.С. Пушкина (разрезаны для составления целого текста),

таблички с номерами на доске (для определения лица местоимений),

  1. Сообщение цели и задач урока.
  2. Слово учителя.

-Ребята, мы продолжаем изучать самостоятельные (то есть значимые) части речи. Вспомним, какие уже повторили (сущ., прил., глагол, наречие). На прошлом уроке мы начали повторять местоимение.

Какую часть речи мы называем местоимением? (ответы детей)

Сколько разрядов местоимений существует в русском языке? (9)

Какой разряд местоимений мы повторили? (личные)

Почему они так называются? (указывают на лица, которые участвуют в речи)

На какие вопросы они отвечают? (кто? что?)

Они бывают единственного и множественного числа. Вспомните их.

Как изменяются личные местоимения? (по падежам. При этом меняется не только окончание, а все слово)

Найдите личные местоимения в тексте. Но сначала этот текст надо собрать. Вот у меня отдельные листы с четверостишиями. Попробуйте собрать текст (работа детей)

Ладно ль за морем иль худо?

Из какого произведения отрывок? («Сказка о царе Салтане»)

А кто правильно назовет название сказки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

Кто автор этой замечательной сказки? (А. С. Пушкин)

Каждый вопрос (подчеркнутое слово) вывешиваю на доску

Сегодня мы часто будем обращаться к произведениям этого великого человека. Выпишите личные местоимения, определите падеж.

Почему эти местоимения называются личными? Какую часть речи они заменяют? (сущ.). Почему вы так думаете? (отв. на вопросы кто? что?)

  1. Работа с личными местоимениями: Распределите эти местоимения по лицам. Таблички с номерами на доске (1, 2, 3 лицо).
  1. Работа над новым материалом.

5.1.Следующий разряд, который мы повторим, – вопросительные местоимения. Мы ими пользуемся очень часто. Сегодня на уроке мы ими воспользовались неоднократно: когда я задавала вам вопросы о местоимении, о произведениях А.С. Пушкина, вы отвечали, на какие вопросы отвечают личные местоимения. Это вопросительные местоимения.

Когда они используются? (когда мы задаем вопрос)

А если мы задаем вопрос, то какой знак мы ставим на письме в конце предложения? (знак вопроса)

Изучая части речи, мы запоминаем, на какие вопросы они отвечают, при изучении склонения запоминаем вопросы падежей – это тоже вопросительные местоимения.

Кто дополнит, когда еще требуются вопросительные местоимения? (при изучении членов предложения, в разговоре в перемену, дома и т. д.)

Запишем в тетради, пропустив строчку свободной:

указывают на признак по принадлежности

Бывают разными членами предложения мой, твой, ваш, наш, свой

Морф. призн.: род, число, падеж

5.2. Найдите в тексте, который мы восстанавливали, вопросительные местоимения, выпишите их в тетрадь в столбик под знаком вопроса. Это примеры вопросительных местоимений.

Найдите вопросительные местоимения в стихотворении А.С. Пушкина, выпишите из в столбик. Местоимения не должны повторяться. Прочитайте стихотворения А.С. Какой должна быть наша интонация? (вопросительной).

Цветок засохший, бездыханный,

И вот уже мечтою странной

Где цвел? Когда? Какой весною?

И долго ль цвёл? И сорван кем?

Выполнение упражнения № 135

Запишем д/з: пар 8, упр. 136, запись в тетр.

5.3.А теперь поговорим о притяжательных местоимениях.

Дополним нашу схему (верху)

Найдите притяжательные предложения в стихотворении.

Моя – мест, притяж, употребл. в ж.р.. ед.ч.. Им. пад.

В упражнении 137 мы также найдем с вами знакомые местоимения

6. Закрепление материала. А теперь найдите личные, вопросительные, притяжательные местоимения в моих маленьких текстах и запишите их на доске. Кроме того, узнайте сказку.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?»

Жил старик со своей старухой

С какими личными местоимениями нет предложений? (ваш, наш).

Составьте и запишите предложения с этими местоимениями. Можно употреблять не только форму именительного падежа.

6. Рефлексия. А сейчас в каждом моём предложении постарайтесь услышать местоимение и определить его разряд (отвечать на вопросы не надо, надо найти местоимения и определить разряд)

Какие местоимения мы сегодня повторили? (вопр. и личное)

Когда употребляются личные местоимения? (вопрос.)

Ваша работа на уроке мне понравилась. (притяж, личное)

Я сегодня уроком довольна.(личн.)

Я поставлю вам отметки. (личные) Называю отметки……….

Я поставлю отметки в ваши дневники. (личн., притяж.)

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/11/14/prityazhatelnye-i-voprositelnye-mestoimeniya

Вопросительные местоимения в русском языке

Вопросительные место­име­ния — это сло­ва, кото­рые слу­жат для выра­же­ния вопро­са о пред­ме­те, каче­стве, при­над­леж­но­сти, коли­че­стве пред­ме­тов.

Что такое вопросительные местоимения?

По зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам выде­ля­ют 9 раз­ря­дов место­име­ний. Особое место сре­ди слов этой части речи при­над­ле­жит вопро­си­тель­ным место­име­ни­ям, с помо­щью кото­рых мы можем офор­мить любой вопрос, что­бы узнать о чем-то и полу­чить инте­ре­су­ю­щую нас инфор­ма­цию.

Так же, как и место­име­ния дру­гих раз­ря­дов, вопро­си­тель­ные сло­ва заме­ща­ют в речи име­на суще­стви­тель­ные, име­на при­ла­га­тель­ные и чис­ли­тель­ные.

Если нас инте­ре­су­ет лицо или пред­мет, то вос­поль­зу­ем­ся вопро­си­тель­ны­ми местоимениями-существительными:

Если нуж­но полу­чить инфор­ма­цию о при­зна­ке, каче­стве или при­над­леж­но­сти пред­ме­та, то упо­треб­ля­ем в речи местоимения-прилагательные:

Какой цвет вы пред­по­чи­та­е­те в одеж­де?

Если нуж­но узнать о коли­че­стве пред­ме­тов, то в этом помо­жет местоимение-числительное «сколь­ко».

Сколько дней оста­лось до зим­ней Олимпиады?

Грамматические признаки вопросительных местоимений

Местоимения-существительные «кто» и что» не име­ют рода и чис­ла и толь­ко изме­ня­ют­ся по паде­жам.

Вопросительные место­име­ния «какой», «кото­рый», «чей» изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и паде­жам, как при­ла­га­тель­ные.

  • муж­ской род— какой чело­век? чей дом?
  • жен­ский род— какая нор­ма? чья лошадь?
  • сред­ний род— какое чис­ло? чьё лицо?
  • фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла— какие про­бле­мы? чьи сле­ды?

Понаблюдаем за скло­не­ни­ем вопро­си­тель­ных местоимений-прилагательных:

  • и. п. какой, кото­рый, чей
  • р. п. како­го, кото­ро­го, чье­го
  • д. п. како­му, кото­ро­му, чье­му
  • в. п. какой (како­го), кото­рый (кото­ро­го), чей (чье­го)
  • т. п. каким, кото­рым, чьим
  • п. п. о каком, о кото­ром, о чьём

Вопросительное место­име­ние «каков» грам­ма­ти­че­ски оформ­ле­но, как крат­кое при­ла­га­тель­ное, поэто­му оно изме­ня­ет­ся по родам и чис­лам, но не скло­ня­ет­ся:

  • каков день, како­ва про­грам­ма, како­во отно­ше­ние;
  • каков чело­век — како­вы люди.

Вопросительное местоимение-числительное «сколь­ко» не име­ет рода и чис­ла. При изме­не­нии по паде­жам оно сохра­ня­ет уда­ре­ние на осно­ве:

Таблица «Склонение вопросительных местоимений»

Чей? Какой? Который? Кто? Что? Сколько?
Единственное чис­ло Множественное чис­ло
Муж. род Ср. род Жен. род
И. п. чей?
какой?
кото­рый?
чье?
какое?
кото­рое?
чья?
какая?
кото­рая?
чьи?
какие?
кото­рые?
кто?
что?
сколь­ко?
Р. п. чье­го?
како­го?
кото­ро­го?
чьей?
какой?
кото­рой?
чьих?
каких?
кото­рых?
кого?
чего?
сколь­ких?
Д. п. чье­му?
како­му?
кото­ро­му?
чьей?
какой?
кото­рой?
чьим?
каким?
кото­рым?
кому?
чему?
сколь­ким?
В. п. чей? (чье­го?)
какой? (како­го?)
кото­рый? (кото­ро­го?)
чьё?
какое?
кото­рое?
чью?
какую?
кото­рую?
чьи? (чьих?)
какие? (каких?)
кото­рые? (кото­рых?)
кого?
что?
сколь­ко?
(сколь­ких?)
Т. п. чьим?
каким?
кото­рым?
чьей?
какой?
кото­рой?
чьи­ми?
каки­ми?
кото­ры­ми?
кем?
чем?
сколь­ки­ми?
П. п. о чьем?
о каком?
о кото­ром?
о чьей?
о какой?
о кото­рой?
о чьих?
о каких?
о кото­рых?
о ком?
о чем?
о сколь­ких?

Синтаксическая роль вопросительных местоимений

Вопросительные место­име­ния, заме­щая сло­ва раз­ных частей речи, в пред­ло­же­нии высту­па­ют в такой же син­так­си­че­ской роли, как суще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные и чис­ли­тель­ные.

Часть речи Вопрос Примеры
Существительное (м. п. – род, чис­ло, падеж) Кто?
Что?

(не изме­ня­ют­ся по родам и чис­лам)
Люди
Самолет
Прилагательное (м. п. – род, чис­ло, падеж) Какой?
Чей?
Каков?

(не изме­ня­ют­ся по паде­жам)
Уютный
Мамин
Прекрасен
Числительное (м. п. – род, чис­ло, падеж) Сколько?
Который?
Семь
Третий

Местоимения-существительные «кто» и «что» в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа исполь­зу­ют­ся в роли под­ле­жа­ще­го, а в кос­вен­ных паде­жах — допол­не­ния.

Синтаксической осо­бен­но­стью вопро­си­тель­но­го место­име­ния «кто» явля­ет­ся, что глагол-сказуемое в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни име­ет муж­ской род, даже если вопрос отно­сит­ся к лицу жен­ско­го пола:

Кто из тво­их подруг пра­виль­но отве­тил на задан­ный вопрос?

Местоимение «что» упо­треб­ля­ет­ся с гла­го­лом про­шед­ше­го вре­ме­ни сред­не­го рода.

Вопросительные местоимения-прилагательные «какой», «кото­рый», «чей» чаще быва­ют согла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми, хотя могут исполь­зо­вать­ся как часть имен­но­го ска­зу­е­мо­го.

Какой празд­ник мы ждем с нетер­пе­ни­ем?

Местоимение «каков» упо­треб­ля­ет­ся в роли имен­ной части ска­зу­е­мо­го.

Какова была твоя реак­ция на это заяв­ле­ние?

Каковы ваши даль­ней­шие шаги в этом про­ек­те?

Вопросительное место­име­ние «сколь­ко», как и коли­че­ствен­ное чис­ли­тель­ное, тре­бу­ет от суще­стви­тель­но­го фор­мы роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла. Обычно это син­так­си­че­ски неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние явля­ет­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния — под­ле­жа­щим, допол­не­ни­ем, обсто­я­тель­ством.

Сколько ребят у част­ву­ют в сорев­но­ва­ни­ях?

Сколько книг я вам долж­на пере­дать ?

Сколько д ней вы наме­ре­ва­е­тесь про­ве­сти на море?

Видеоурок-презентация (6 класс)

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/voprositelnye-mestoimeniia.html

Adblock
detector