Вопросительные местоимения
Вопросительные местоимения в русском языке – группа местоимений, которые употребляются в вопросительных предложениях и указывают на признаки, предметы или количество, которые не известны говорящему.
Некоторые авторы также относят к вопросительным местоимениям местоименные наречия ( как? где? когда? зачем? почему? и др.).
Грамматические особенности вопросительных местоимений
Вопросительные местоимения изменяются по падежам, числам и родам:
- кто? что? – склоняются только по падежам; местоимение кто? обычно употребляется как существительное мужского рода, местоимение что? – среднего рода;
- сколько? – склоняется только по падежам, в словосочетаниях управляет существительным в Р. п. (сколько домов?);
- чей? какой? который? – изменяются по родам, числам, падежам;
- каковой? – склоняется так же, как и местоимение какой?, но имеет краткие формы – каков? какова? каково? каковы?
Особенности склонения вопросительных местоимений приведены в таблице.
Чей? Какой? Который? | Кто? Что? | Сколько? | |||
Единственное число | Множественное число | ||||
Муж. род | Ср. род | Жен. род | |||
И. п. | чей? |
что?
чего?
чему?
что?
чем?
Синтаксические особенности вопросительных местоимений
В предложении вопросительные местоимения могут выступать в качестве любого члена предложения.
Члены предложения | Примеры употребления | ||
Чей? Какой? | Кто? Что? | Сколько? Который? | |
Подлежащее | – | Кто придет завтра? |
Что произошло?
Какие эти яблоки на вкус?
Чем были эти детали раньше?
Какие цветы вы любите?
О чем ты читаешь книгу?
Во сколько начинается представление?
Синтаксическая роль вопросительных местоимений также может зависеть от контекста употребления и стилистики текста (речи).
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 628.
Не понравилось? – Напиши в комментариях, чего не хватает.
Содержание
- Грамматические особенности вопросительных местоимений
- Синтаксические особенности вопросительных местоимений
Бонус
По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
- 1.
Игорь Проскуренко 134
- 2.
Ксюша Ягодарова 104
- 3.
Алсу Сакаева 88
- 4.
Александр С 85
- 5.
Igor S 85
- 6.
Dark Wolf 77
- 7.
aleqsandr sagrishvili 72
- 8.
Инна Пащенко 69
- 9.
Даниил Васильев 67
- 10.
Ксения @@ 60
- 1.
Кристина Волосочева 19,120
- 2.
Ekaterina 18,721
- 3.
Юлия Бронникова 18,580
- 4.
Darth Vader 17,856
- 5.
Алина Сайбель 16,787
- 6.
Мария Николаевна 15,775
- 7.
Лариса Самодурова 15,735
- 8.
Игорь Проскуренко 15,400
- 9.
Liza 15,165
- 10.
TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источник статьи: http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/voprositelnye-mestoimeniya
Притяжательные и вопросительные местоимения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока “Притяжательные и вопросительные местоимения” в 5 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
урока русского языка в 5 классе
«Притяжательные и вопросительные местоимения»
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
Надежда Ивановна Поцелуева
Цель урока: учить распознавать местоимения по значению и грамматическим признакам
– учить видеть местоимения в тексте, определять их разряд, синтаксические и морфологические признаки;
– учить выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
– упражнять в свободном выражении своих мыслей в процессе речевого общения;
– воспитывать любовь к слову и классическим произведениям русской литературы.
Отрывки из сказок А.С. Пушкина (разрезаны для составления целого текста),
таблички с номерами на доске (для определения лица местоимений),
- Сообщение цели и задач урока.
- Слово учителя.
-Ребята, мы продолжаем изучать самостоятельные (то есть значимые) части речи. Вспомним, какие уже повторили (сущ., прил., глагол, наречие). На прошлом уроке мы начали повторять местоимение.
Какую часть речи мы называем местоимением? (ответы детей)
Сколько разрядов местоимений существует в русском языке? (9)
Какой разряд местоимений мы повторили? (личные)
Почему они так называются? (указывают на лица, которые участвуют в речи)
На какие вопросы они отвечают? (кто? что?)
Они бывают единственного и множественного числа. Вспомните их.
Как изменяются личные местоимения? (по падежам. При этом меняется не только окончание, а все слово)
Найдите личные местоимения в тексте. Но сначала этот текст надо собрать. Вот у меня отдельные листы с четверостишиями. Попробуйте собрать текст (работа детей)
Ладно ль за морем иль худо?
Из какого произведения отрывок? («Сказка о царе Салтане»)
А кто правильно назовет название сказки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
Кто автор этой замечательной сказки? (А. С. Пушкин)
Каждый вопрос (подчеркнутое слово) вывешиваю на доску
Сегодня мы часто будем обращаться к произведениям этого великого человека. Выпишите личные местоимения, определите падеж.
Почему эти местоимения называются личными? Какую часть речи они заменяют? (сущ.). Почему вы так думаете? (отв. на вопросы кто? что?)
- Работа с личными местоимениями: Распределите эти местоимения по лицам. Таблички с номерами на доске (1, 2, 3 лицо).
- Работа над новым материалом.
5.1.Следующий разряд, который мы повторим, – вопросительные местоимения. Мы ими пользуемся очень часто. Сегодня на уроке мы ими воспользовались неоднократно: когда я задавала вам вопросы о местоимении, о произведениях А.С. Пушкина, вы отвечали, на какие вопросы отвечают личные местоимения. Это вопросительные местоимения.
Когда они используются? (когда мы задаем вопрос)
А если мы задаем вопрос, то какой знак мы ставим на письме в конце предложения? (знак вопроса)
Изучая части речи, мы запоминаем, на какие вопросы они отвечают, при изучении склонения запоминаем вопросы падежей – это тоже вопросительные местоимения.
Кто дополнит, когда еще требуются вопросительные местоимения? (при изучении членов предложения, в разговоре в перемену, дома и т. д.)
Запишем в тетради, пропустив строчку свободной:
указывают на признак по принадлежности
Бывают разными членами предложения мой, твой, ваш, наш, свой
Морф. призн.: род, число, падеж
5.2. Найдите в тексте, который мы восстанавливали, вопросительные местоимения, выпишите их в тетрадь в столбик под знаком вопроса. Это примеры вопросительных местоимений.
Найдите вопросительные местоимения в стихотворении А.С. Пушкина, выпишите из в столбик. Местоимения не должны повторяться. Прочитайте стихотворения А.С. Какой должна быть наша интонация? (вопросительной).
Цветок засохший, бездыханный,
И вот уже мечтою странной
Где цвел? Когда? Какой весною?
И долго ль цвёл? И сорван кем?
Выполнение упражнения № 135
Запишем д/з: пар 8, упр. 136, запись в тетр.
5.3.А теперь поговорим о притяжательных местоимениях.
Дополним нашу схему (верху)
Найдите притяжательные предложения в стихотворении.
Моя – мест, притяж, употребл. в ж.р.. ед.ч.. Им. пад.
В упражнении 137 мы также найдем с вами знакомые местоимения
6. Закрепление материала. А теперь найдите личные, вопросительные, притяжательные местоимения в моих маленьких текстах и запишите их на доске. Кроме того, узнайте сказку.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?»
Жил старик со своей старухой
С какими личными местоимениями нет предложений? (ваш, наш).
Составьте и запишите предложения с этими местоимениями. Можно употреблять не только форму именительного падежа.
6. Рефлексия. А сейчас в каждом моём предложении постарайтесь услышать местоимение и определить его разряд (отвечать на вопросы не надо, надо найти местоимения и определить разряд)
Какие местоимения мы сегодня повторили? (вопр. и личное)
Когда употребляются личные местоимения? (вопрос.)
Ваша работа на уроке мне понравилась. (притяж, личное)
Я сегодня уроком довольна.(личн.)
Я поставлю вам отметки. (личные) Называю отметки……….
Я поставлю отметки в ваши дневники. (личн., притяж.)
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/11/14/prityazhatelnye-i-voprositelnye-mestoimeniya
Вопросительные местоимения в русском языке
Вопросительные местоимения — это слова, которые служат для выражения вопроса о предмете, качестве, принадлежности, количестве предметов.
Что такое вопросительные местоимения?
По значению и грамматическим признакам выделяют 9 разрядов местоимений. Особое место среди слов этой части речи принадлежит вопросительным местоимениям, с помощью которых мы можем оформить любой вопрос, чтобы узнать о чем-то и получить интересующую нас информацию.
Так же, как и местоимения других разрядов, вопросительные слова замещают в речи имена существительные, имена прилагательные и числительные.
Если нас интересует лицо или предмет, то воспользуемся вопросительными местоимениями-существительными:
Если нужно получить информацию о признаке, качестве или принадлежности предмета, то употребляем в речи местоимения-прилагательные:
Какой цвет вы предпочитаете в одежде?
Если нужно узнать о количестве предметов, то в этом поможет местоимение-числительное «сколько».
Сколько дней осталось до зимней Олимпиады?
Грамматические признаки вопросительных местоимений
Местоимения-существительные «кто» и что» не имеют рода и числа и только изменяются по падежам.
Вопросительные местоимения «какой», «который», «чей» изменяются по родам, числам и падежам, как прилагательные.
- мужской род— какой человек? чей дом?
- женский род— какая норма? чья лошадь?
- средний род— какое число? чьё лицо?
- формы множественного числа— какие проблемы? чьи следы?
Понаблюдаем за склонением вопросительных местоимений-прилагательных:
- и. п. какой, который, чей
- р. п. какого, которого, чьего
- д. п. какому, которому, чьему
- в. п. какой (какого), который (которого), чей (чьего)
- т. п. каким, которым, чьим
- п. п. о каком, о котором, о чьём
Вопросительное местоимение «каков» грамматически оформлено, как краткое прилагательное, поэтому оно изменяется по родам и числам, но не склоняется:
- каков день, какова программа, каково отношение;
- каков человек — каковы люди.
Вопросительное местоимение-числительное «сколько» не имеет рода и числа. При изменении по падежам оно сохраняет ударение на основе:
Таблица «Склонение вопросительных местоимений»
Чей? Какой? Который? | Кто? Что? | Сколько? | ||||
Единственное число | Множественное число | |||||
Муж. род | Ср. род | Жен. род | ||||
И. п. | чей? какой? который? | чье? какое? которое? | чья? какая? которая? | чьи? какие? которые? | кто? что? | сколько? |
Р. п. | чьего? какого? которого? | чьей? какой? которой? | чьих? каких? которых? | кого? чего? | скольких? | |
Д. п. | чьему? какому? которому? | чьей? какой? которой? | чьим? каким? которым? | кому? чему? | скольким? | |
В. п. | чей? (чьего?) какой? (какого?) который? (которого?) | чьё? какое? которое? | чью? какую? которую? | чьи? (чьих?) какие? (каких?) которые? (которых?) | кого? что? | сколько? (скольких?) |
Т. п. | чьим? каким? которым? | чьей? какой? которой? | чьими? какими? которыми? | кем? чем? | сколькими? | |
П. п. | о чьем? о каком? о котором? | о чьей? о какой? о которой? | о чьих? о каких? о которых? | о ком? о чем? | о скольких? |
Синтаксическая роль вопросительных местоимений
Вопросительные местоимения, замещая слова разных частей речи, в предложении выступают в такой же синтаксической роли, как существительные, прилагательные и числительные.
Часть речи | Вопрос | Примеры |
---|---|---|
Существительное (м. п. – род, число, падеж) | Кто? Что? (не изменяются по родам и числам) | Люди Самолет |
Прилагательное (м. п. – род, число, падеж) | Какой? Чей? Каков? (не изменяются по падежам) | Уютный Мамин Прекрасен |
Числительное (м. п. – род, число, падеж) | Сколько? Который? | Семь Третий |
Местоимения-существительные «кто» и «что» в форме именительного падежа используются в роли подлежащего, а в косвенных падежах — дополнения.
Синтаксической особенностью вопросительного местоимения «кто» является, что глагол-сказуемое в форме прошедшего времени имеет мужской род, даже если вопрос относится к лицу женского пола:
Кто из твоих подруг правильно ответил на заданный вопрос?
Местоимение «что» употребляется с глаголом прошедшего времени среднего рода.
Вопросительные местоимения-прилагательные «какой», «который», «чей» чаще бывают согласованными определениями, хотя могут использоваться как часть именного сказуемого.
Какой праздник мы ждем с нетерпением?
Местоимение «каков» употребляется в роли именной части сказуемого.
Какова была твоя реакция на это заявление?
Каковы ваши дальнейшие шаги в этом проекте?
Вопросительное местоимение «сколько», как и количественное числительное, требует от существительного формы родительного падежа множественного числа. Обычно это синтаксически неделимое словосочетание является одним членом предложения — подлежащим, дополнением, обстоятельством.
Сколько ребят у частвуют в соревнованиях?
Сколько книг я вам должна передать ?
Сколько д ней вы намереваетесь провести на море?
Видеоурок-презентация (6 класс)
Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/voprositelnye-mestoimeniia.html