Меню Рубрики

Вопросительные предложения о школе с вопросительными местоимениями

Вопросительное предложение в русском языке: как его составить, примеры

Вопросительные предложения содержат вопрос. Цель высказывания – получить в ответ некую информацию, подтверждение или опровержение собственной мысли.

Что зрители думают об этом фильме?

Вы ведь уже знакомы с Иваном Петровичем?

Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир? (М.Ю. Лермонтов).

В устной речи вопрос оформляется с помощью особой интонации, которая повышается в конце предложения. На письме – вопросительным знаком.

Вопросительным может быть и назывное (назывное) предложение. Например: Пожар?! Ваша фамилия?

В вопросительных предложениях используются вопросительные местоимения и наречия: кто, куда, зачем и др.

Также могут встречаться вопросительные частицы. Они добавляют оттенок сомнения, недоверия или удивления:

Способен ли обычный человек на такое?

Разве ты меня не узнаешь? (А.С. Пушкин)

Как, ты ее разлюбил? (М.Ю. Лермонтов)

И как могла она допустить до этого Курагина? (Л.Н. Толстой).

Помимо собственно-вопросительных предложений бывают вопросительно-побудительные предложения ( Не поговорить ли нам сначала о делах? ) и вопросительно-риторические, не требующие ответа ( Сколько можно над нами издеваться? ).

Также вопросительные предложения могут содержать отрицание того, о чем спрашивается: Разве могло случиться что-то хорошее? Стоит ли удивляться?

10 примеров вопросительных предложений из художественной литературы

Зачем тебе в Петербург? (А.С. Пушкин)

Что это, сударь, с тобою сделалось? (А.С. Пушкин)

Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать свое последнее прости. (М.Ю. Лермонтов)

На стол накрывать прикажете? (И.С. Тургенев)

Любопытно, чего люди больше всего боятся? (Ф.М. Достоевский)

Какая у нас в деревне любовь? (А.П. Чехов)

Почему танец – красиво? (Е.И. Замятин)

Живой еще, дедушка? (А.П. Платонов)

Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? (М.А. Булгаков)

Интонационное выделение и порядок слов в вопросительном предложении

Интонационно в вопросительном предложении выделяется главное по смыслу слово – это называется логическим ударением. Со сменой ударения могут меняться суть вопроса и предполагаемый ответ.

Вчера ты БЫЛ в университете? – Нет, не был.

ВЧЕРА ты был в университете? – Нет, я был там позавчера.

Вчера ты был в УНИВЕРСИТЕТЕ? – Нет, я был в библиотеке.

Также на смысл вопроса может поменяться при изменении порядка слов:

Читал ты эту книгу? – Да, читал.

Эту книгу ты читал? – Да, эту самую.

Может ли ставиться несколько вопросительных знаков?

В конце вопросительного предложения не ставится более одного вопросительного знака подряд.

Однако вопросительный знак может ставиться в вопросительном предложении после каждого однородного члена с целью расчленения вопроса:

Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? (А.С. Пушкин)

Что я – попугай? индейка? (В.В. Маяковский)

Вопросительный знак в сложных предложениях

Вопросительными могут быть не только простые, но и сложные предложения.

В конце сложносочиненного предложения ставится вопросительный знак, если все его части или только последняя заключают в себе вопрос:
Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память. (М.Ю. Лермонтов)

В конце бессоюзного сложного предложения вопросительный знак ставится, если все образующие его части являются вопросительными предложениями или если только последняя часть содержит прямой вопрос:
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? (В.А. Жуковский)

В конце сложноподчиненного предложения вопросительный знак ставится, если вопрос содержится в любой из частей или в обеих сразу:
Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? (А.П. Чехов)

Однако если придаточная часть содержит косвенный вопрос, то в конце предложения вопросительный знак обычно не ставится:
Я прервал речь Савельича вопросом, сколько у меня всего денег. (А.С. Пушкин)

Восклицательные и невосклицательные вопросительные предложения

Как и любые другие предложения, вопросительные предложения по эмоциональной окраске могут быть восклицательными или невосклицательными.

Если к вопросительной интонации добавляется выражение сильного чувства (радости, удивления, страха, возмущения), такое предложение становится восклицательным.

В этом случае в конце ставятся два знака препинания – вопросительный и восклицательный знак. Сначала идет вопросительный знак, характеризующий цель высказывания, а затем – восклицательный, характеризующий интонацию.

Да разве так можно говорить о близком человеке?!

Риторические вопросы

Бывают вопросительные предложения, не требующие ответа. Это так называемые риторические вопросы. Их задача – не получить информацию, а привлечь внимание публики. По сути, это утверждения в форме вопроса. Их часто используют в публицистике, выступлениях, литературных монологах.

Кто не заключал таких условий с своей совестью? (М.Ю. Лермонтов)

Русь, куда ж несешься ты? (Н.В. Гоголь)

Любил ли кто тебя, как я? (Н.А. Некрасов)

Составьте вопросительные предложения со словами: досуг, предмет, километр, магазин

Одно из заданий для школьников – составить вопросительные предложения со словами «досуг», «предмет», «километр» и «магазин». Давайте его выполним.
Чтобы составить вопросительное предложение, нужно придумать суть вопроса. О чем мы хотим узнать? Какой ответ предполагаем получить?

Вопрос может быть закрытым (предполагающим конкретный ответ, в том числе «да» или «нет») или открытым (предполагающим длинный, развернутый ответ). Также вопрос может быть риторическим, не требующим ответа.

О чем пишут в журнале «Досуг»?

Куда подевался этот предмет?

В чем предмет вашего исследования?

Сможете пройти на лыжах еще километр?

Ну кому в Москве может быть интересен «нулевой километр»?

Сколько у солдата магазинов для автомата?

Источник статьи: http://www.anews.com/p/122556506-voprositelnoe-predlozhenie-v-russkom-yazyke-kak-ego-sostavit-primery/

Вопросительные местоимения в русском языке

Вопросительные место­име­ния — это сло­ва, кото­рые слу­жат для выра­же­ния вопро­са о пред­ме­те, каче­стве, при­над­леж­но­сти, коли­че­стве пред­ме­тов.

Что такое вопросительные местоимения?

По зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам выде­ля­ют 9 раз­ря­дов место­име­ний. Особое место сре­ди слов этой части речи при­над­ле­жит вопро­си­тель­ным место­име­ни­ям, с помо­щью кото­рых мы можем офор­мить любой вопрос, что­бы узнать о чем-то и полу­чить инте­ре­су­ю­щую нас инфор­ма­цию.

Так же, как и место­име­ния дру­гих раз­ря­дов, вопро­си­тель­ные сло­ва заме­ща­ют в речи име­на суще­стви­тель­ные, име­на при­ла­га­тель­ные и чис­ли­тель­ные.

Если нас инте­ре­су­ет лицо или пред­мет, то вос­поль­зу­ем­ся вопро­си­тель­ны­ми местоимениями-существительными:

Если нуж­но полу­чить инфор­ма­цию о при­зна­ке, каче­стве или при­над­леж­но­сти пред­ме­та, то упо­треб­ля­ем в речи местоимения-прилагательные:

Какой цвет вы пред­по­чи­та­е­те в одеж­де?

Если нуж­но узнать о коли­че­стве пред­ме­тов, то в этом помо­жет местоимение-числительное «сколь­ко».

Сколько дней оста­лось до зим­ней Олимпиады?

Грамматические признаки вопросительных местоимений

Местоимения-существительные «кто» и что» не име­ют рода и чис­ла и толь­ко изме­ня­ют­ся по паде­жам.

Вопросительные место­име­ния «какой», «кото­рый», «чей» изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и паде­жам, как при­ла­га­тель­ные.

  • муж­ской род— какой чело­век? чей дом?
  • жен­ский род— какая нор­ма? чья лошадь?
  • сред­ний род— какое чис­ло? чьё лицо?
  • фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла— какие про­бле­мы? чьи сле­ды?

Понаблюдаем за скло­не­ни­ем вопро­си­тель­ных местоимений-прилагательных:

  • и. п. какой, кото­рый, чей
  • р. п. како­го, кото­ро­го, чье­го
  • д. п. како­му, кото­ро­му, чье­му
  • в. п. какой (како­го), кото­рый (кото­ро­го), чей (чье­го)
  • т. п. каким, кото­рым, чьим
  • п. п. о каком, о кото­ром, о чьём

Вопросительное место­име­ние «каков» грам­ма­ти­че­ски оформ­ле­но, как крат­кое при­ла­га­тель­ное, поэто­му оно изме­ня­ет­ся по родам и чис­лам, но не скло­ня­ет­ся:

  • каков день, како­ва про­грам­ма, како­во отно­ше­ние;
  • каков чело­век — како­вы люди.

Вопросительное местоимение-числительное «сколь­ко» не име­ет рода и чис­ла. При изме­не­нии по паде­жам оно сохра­ня­ет уда­ре­ние на осно­ве:

Таблица «Склонение вопросительных местоимений»

Чей? Какой? Который? Кто? Что? Сколько?
Единственное чис­ло Множественное чис­ло
Муж. род Ср. род Жен. род
И. п. чей?
какой?
кото­рый?
чье?
какое?
кото­рое?
чья?
какая?
кото­рая?
чьи?
какие?
кото­рые?
кто?
что?
сколь­ко?
Р. п. чье­го?
како­го?
кото­ро­го?
чьей?
какой?
кото­рой?
чьих?
каких?
кото­рых?
кого?
чего?
сколь­ких?
Д. п. чье­му?
како­му?
кото­ро­му?
чьей?
какой?
кото­рой?
чьим?
каким?
кото­рым?
кому?
чему?
сколь­ким?
В. п. чей? (чье­го?)
какой? (како­го?)
кото­рый? (кото­ро­го?)
чьё?
какое?
кото­рое?
чью?
какую?
кото­рую?
чьи? (чьих?)
какие? (каких?)
кото­рые? (кото­рых?)
кого?
что?
сколь­ко?
(сколь­ких?)
Т. п. чьим?
каким?
кото­рым?
чьей?
какой?
кото­рой?
чьи­ми?
каки­ми?
кото­ры­ми?
кем?
чем?
сколь­ки­ми?
П. п. о чьем?
о каком?
о кото­ром?
о чьей?
о какой?
о кото­рой?
о чьих?
о каких?
о кото­рых?
о ком?
о чем?
о сколь­ких?

Синтаксическая роль вопросительных местоимений

Вопросительные место­име­ния, заме­щая сло­ва раз­ных частей речи, в пред­ло­же­нии высту­па­ют в такой же син­так­си­че­ской роли, как суще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные и чис­ли­тель­ные.

Часть речи Вопрос Примеры
Существительное (м. п. – род, чис­ло, падеж) Кто?
Что?

(не изме­ня­ют­ся по родам и чис­лам)
Люди
Самолет
Прилагательное (м. п. – род, чис­ло, падеж) Какой?
Чей?
Каков?

(не изме­ня­ют­ся по паде­жам)
Уютный
Мамин
Прекрасен
Числительное (м. п. – род, чис­ло, падеж) Сколько?
Который?
Семь
Третий

Местоимения-существительные «кто» и «что» в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа исполь­зу­ют­ся в роли под­ле­жа­ще­го, а в кос­вен­ных паде­жах — допол­не­ния.

Синтаксической осо­бен­но­стью вопро­си­тель­но­го место­име­ния «кто» явля­ет­ся, что глагол-сказуемое в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни име­ет муж­ской род, даже если вопрос отно­сит­ся к лицу жен­ско­го пола:

Кто из тво­их подруг пра­виль­но отве­тил на задан­ный вопрос?

Местоимение «что» упо­треб­ля­ет­ся с гла­го­лом про­шед­ше­го вре­ме­ни сред­не­го рода.

Вопросительные местоимения-прилагательные «какой», «кото­рый», «чей» чаще быва­ют согла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми, хотя могут исполь­зо­вать­ся как часть имен­но­го ска­зу­е­мо­го.

Какой празд­ник мы ждем с нетер­пе­ни­ем?

Местоимение «каков» упо­треб­ля­ет­ся в роли имен­ной части ска­зу­е­мо­го.

Какова была твоя реак­ция на это заяв­ле­ние?

Каковы ваши даль­ней­шие шаги в этом про­ек­те?

Вопросительное место­име­ние «сколь­ко», как и коли­че­ствен­ное чис­ли­тель­ное, тре­бу­ет от суще­стви­тель­но­го фор­мы роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла. Обычно это син­так­си­че­ски неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние явля­ет­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния — под­ле­жа­щим, допол­не­ни­ем, обсто­я­тель­ством.

Сколько ребят у част­ву­ют в сорев­но­ва­ни­ях?

Сколько книг я вам долж­на пере­дать ?

Сколько д ней вы наме­ре­ва­е­тесь про­ве­сти на море?

Видеоурок-презентация (6 класс)

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/voprositelnye-mestoimeniia.html

Вопросительные местоимения .Урок русского языка в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Формировать умения находить в тексте вопросительные местоимения и использовать их с учетом особенностей склонения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: Вопросительные местоимения.

(урок русского языка в 6 классе)

Образовательная: изучение вопросительных местоимений, их назначение в речи;

Развивающая: формировать умение находить вопросительные местоимения в тексте и употреблять в речи с учетом особенностей их склонения, определять их синтаксическую роль, интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями;

Воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к природе.

Оборудование урока: таблицы, репродукции картин И.Левитана.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мне приятно видеть ваши умные, добрые глаза. Наверное, вы волнуетесь. Я надеюсь, что мы найдем с вами общий язык. Тема, которую мы сегодня будем изучать, сроднит нас. Слушайте внимательно и будьте активны.

Ребята, я знаю, что вы начали изучать тему «Местоимения».

– Что означает слово местоимение, как вы его понимаете? (Местоимение – это «вместо имени»).

– Какие разряды местоимений вы изучили? (Личные и возвратные).

– Назовите примеры. (Я, мы, ты, вы, он, она, они, оно, себя).

– Будем считать, что каждый разряд местоимений – это станция нашего казанского метро. Таким образом, мы совершим поездку в метро. Название первой станции – личные местоимения, второй – возвратные. Чтобы попасть на третью станцию, вы должны преодолеть препятствие – ответить на несколько вопросов. Я прочитаю вам отрывки из некоторых произведений. Вы назовете местоимение и определите его разряд.

2. «Вот на берег вышли гости;

Царь Салтан зовет их в гости,

– Вы удачно справились с этими заданиями. И вот еще одно задание.

III. Объяснение нового материала.

Учитель читает стихотворение, написанное на доске.

– Ребята, каких предложений по цели высказывания больше в стихотворении? (Вопросительных)

– При помощи каких слов построены вопросительные предложения? Назовите их. ( Кто? Что? Сколько? Где? Как? Почему? Зачем? Чей?)

– Значит, какая тема нашего урока? (Вопросительные местоимения)

– Итак, мы успешно доехали до третьей станции – вопросительные местоимения)

Запишем в тетрадях число, тему.

– Для чего служат вопросительные предложения? (Для общения, для получения нужной информации).

– Представьте нашу речь без вопросительных предложений. Что бы произошло? (Наша речь была бы монологична, мы бы не смогли обменяться информацией).

– Вопросительные местоимения также используются при изучении грамматики русского языка. Изучая части речи, мы запоминаем , на какой вопрос отвечают слова каждой части речи.

-Найдите в стихотворении слова, которые мы задаем к имени существительному (На экране – таблица ). ( Кто? Что? ) К прилагательному? ( Какой ? Чей? ) К числительному ? (Сколько? Какой? ) К наречию? ( Как? Где? Когда? ).

– Итак, цель нашего урока – находить вопросительные местоимения- существительные, местоимения – прилагательные, местоимения – числительные, местоимения – наречия и составлять с ними предложения.

IV. Синтаксический разбор предложения.

Когда придет весна? (Вопрос., невоскл.,прост., распр).

– Ребята, откроем учебники на странице 164 и прочитаем правило

1) – Можно ли просклонять местоимение кто, что? ( Да). Устно просклоняем эти местоимения

– В каком из вышеназванных местоимений произношение не соответствует написанию? (кого, чего; в транскрипции – [каво], [ч`иво]).

– Составьте предложение с одним из этих местоимений и запишите в тетрадь.

2) – Изменяются ли местоимения-прилагательные по родам, числам и падежам? Докажите примерами. (какая (ж.р.), какие (мн.ч.), чьих (род. падеж)).

– Обратите внимание на появление мягкого знака при склонении местоимения «чей». Это орфограмма «Разделительный ь»

– Составьте предложение с одним из этих местоимений и запишите в тетрадь.

3) Как мы уже говорили, слово сколько заменяет собой числительное. Даже склоняется оно в косвенных падежах как порядковое числительное. Когда будете склонять, обратите внимание на ударение. Оно остается неподвижным во всех формах. (На экране таблица склонение местоимения сколько ).

– Составьте предложение с одним из этих местоимений.

4) Склоняется ли вопросительное местоимения-наречия? Почему? (Не склоняются, т.к. наречие – не изменяемая часть речи).

На экране возникает правило правописание местоимений-наречий .

– Прочитайте текст, соблюдая вопросительную интонацию.

– Найдите вопросительные местоимения (кто, что, чьи, кого, о ком).

– Каким членами предложения являются? Вставим пропущенные буквы в слова и подберем проверочные слова.

VII. Ребята, кто устал? Физкультминутка.

VIII. Тренировочное упражнение.

Я вам прочитаю предложение, а вы запишете вопросительные местоимения по колонкам: существительное, прилагательное, наречие. (На экране – текст )

1) Что случилось нынче в школе?

2) Учитель задал мне вопрос:

3) Чем заслужил ты единицу?

4) – Где ты была сегодня, киска?

IX. Дифференцированные задания.

1. Представьте, что вы гости нашего города. Вам захотелось ознакомиться с достопримечательностями Казани. Какие вопросы вы стали бы задавать прохожим, используя вопросительные местоимения? Например, как пройти на улицу Баумана?

Тем, кому тяжело выполнить данное задание, могут составить вопросительные предложения, которое мы употребляем, разговаривая по телефону. Например, как дела?

2. – Хорошо ли вы знаете сказки Пушкина?

Вашему вниманию будут представлены вопросительные предложения, в которые нужно вставить местоимения. (На экране появляются предложения ).

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

… ты тих, как день ненастный?»

«А … же на примете ты имеешь?»

«Ладно ль за морем иль худо?

Тем, кому тяжело выполнить данное задание, могут попробовать сделать другое.

1) « … стучится в дверь ко мне?»

2) « У меня зазвонил телефон.

4) « Снег на полях, лед на реках.

X. Наше путешествие завершается. Предположим, что во время прогулки по городу вы зашли в музей и увидели картины И.Левитана. (На экране появляются репродукции картин Левитана .) Какие вопросы можно задать экскурсоводу? Составьте их.

Что нового узнали о местоимениях? (Вопросительные местоимения нужны для общения. Они бывают существительными, прилагательными, числительными и наречиями. Местоимения-прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. Местоимения-наречия не изменяются. При склонении местоимения сколько ударение не меняется. А в местоимении чей при склонении появляется мягкий знак. Вопросительные местоимения в предложении могут быть подлежащим, дополнением, обстоятельством).

XII. Домашнее задание. (Одно на выбор).

Найти десять вопросительных предложений в учебнике литературы.

Сочинить стихотворение, используя вопросительные местоимения.

Я думаю, наше путешествие по стране вопросительных местоимений удалось. Мы прокатились в метро, узнали название станций, прогулялись по городу, зашли в музей. На следующем уроке ваше путешествие продолжится. УСПЕХОВ. Благодарю за работу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлен урок русского языка для обучающихся 6 класса по теме “Неопределённые местоимения”.

Цель: Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф.

Дан сценарий первого урока русского языка в 6 классе по теме “Вопросительные и относительные местоимения”, построенного в соответствии с требованиями ФГО ООО и на основе заданий из Единой коллекции эл.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте.

В презентации отражены основные этапы урока, виды и формы работы, помогает понять и усвоить лучше учебный материал.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/10/17/voprositelnye-mestoimeniya-urok-russkogo-yazyka-v-6-klasse

Adblock
detector