Меню Рубрики

Вопросы по теме местоимения

На какие вопросы отвечает местоимение?

Местоимение отве­ча­ет на вопро­сы той части речи, вме­сто кото­рой оно исполь­зу­ет­ся в пред­ло­же­нии. Укажем, на какие вопро­сы отве­ча­ют местоимения-существительное, местоимения-прилагательные и местоимения-числительные.

Чтобы пра­виль­но поста­вить вопрос к место­име­нию, сна­ча­ла выяс­ним, какие сло­ва отно­сят к это части речи.

Местоимение — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая ука­зы­ва­ет на пред­ме­ты, при­зна­ки и коли­че­ства, кон­крет­но их не назы­вая.

Исходя из это­го опре­де­ле­ния, мож­но понять, что место­име­ния — это слова-указатели. В выска­зы­ва­нии они исполь­зу­ют­ся «вме­сто име­ни»: имён суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и чис­ли­тель­ных. В свя­зи с этой спо­соб­но­стью заме­щать сло­ва дру­гих частей речи ука­жем

Каждая груп­па место­име­ний име­ет свои мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки и отве­ча­ет на соот­вет­ству­ю­щие вопро­сы, свя­зан­ные с той частью речи, вме­сто кото­рой упо­треб­ля­ет­ся.

Вопросы к местоимениям-существительным

В одних слу­ча­ях по неко­то­рым грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам эта уни­каль­ная часть речи соот­вет­ству­ет суще­стви­тель­ным, но толь­ко ука­зы­ва­ет на неоду­шев­лен­ный пред­мет или лицо. В рус­ском язы­ке такие сло­ва назы­ва­ют местоимениями-существительными.

С вече­ра Дима нако­пал чер­вей. Сегодня (кто?) он стал спо­за­ран­ку и пошел на озе­ро удить рыбу. Первым на крю­чок (кому?) ему попал­ся шуст­рый ёршик.

К местоимениям-существительным при­над­ле­жат сло­ва раз­ных раз­ря­дов:

  • лич­ные место­име­ния — я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;
  • воз­врат­ное место­име­ние себя;
  • вопро­си­тель­ные место­име­ния — кто? что?
  • отно­си­тель­ные место­име­ния — кто, что;
  • отри­ца­тель­ные место­име­ния — никто, ничто, неко­го, нече­го;
  • неопре­де­лен­ные место­име­ния — некто, нечто, кое-кто, кое-что, кто-то, что-то, кто-нибудь, что-либо и пр.

Большинство ука­зан­ных место­име­ний изме­ня­ют­ся по паде­жам. В пред­ло­же­нии к ним в роли под­ле­жа­ще­го, как и к суще­стви­тель­ным, зада­дим вопро­сы кто? что?

В нашу дверь (кто?) кто-то гром­ко сту­чит .

Если место­име­ние име­ет фор­му кос­вен­но­го паде­жа, в пред­ло­же­нии оно высту­па­ет в роли допол­не­ния и отве­ча­ет на вопро­сы:

  • р. п. нет (кого? чего?) меня, чего-нибудь;
  • д. п. отдам (кому? чему?) мне, чему-нибудь;
  • в. п. возь­мем с собой (кого? что?) меня, что-нибудь;
  • т. п. инте­ре­су­ем­ся (кем? чем?) мной, чем-нибудь;
  • п. п. узна­ем (о ком? о чём?) обо мне, о чём-нибудь.

Если место­име­ние ука­зы­ва­ет на место, то оно явля­ет­ся обсто­я­тель­ством и отве­ча­ет на вопро­сы где? куда? и пр.

Предложи (кому?) ей лиш­ний билет на кон­церт.

Я кате­го­ри­че­ски не согла­сен (с чем?) кое с чем в этих рас­суж­де­ни­ях.

В жар­кую пого­ду дети при­шли на озе­ро. (Где?) Возле него уже собра­лись люди, что­бы поза­го­рать и иску­пать­ся.

Вопросы к местоимениям-прилагательным

Местоимения-прилагательные ука­зы­ва­ют на при­знак или при­над­леж­ность при­зна­ка пред­ме­ту и отве­ча­ют на вопро­сы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

К этой груп­пе отне­сем место­име­ния в соот­вет­ствии с их раз­ря­дом по зна­че­нию:

  • при­тя­жа­тель­ные место­име­ния — мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их;
  • вопро­си­тель­ные место­име­ния — какой? чей? кото­рый? каков?
  • отно­си­тель­ные место­име­ния — кото­рый, какой, чей, каков;
  • неопре­де­лен­ные место­име­ния — неко­то­рый, некий, какой-либо, какой-то, чей-то, чей-либо, чей-нибудь;
  • отри­ца­тель­ные место­име­ния — ника­кой, ничей;
  • ука­за­тель­ные место­име­ния — этот, тот, такой, сей;
  • опре­де­ли­тель­ные место­име­ния — сам, самый, весь, вся­кий, дру­гой, любой, иной, каж­дый.

Эти место­име­ния по грам­ма­ти­че­ской фор­ме напо­ми­на­ют при­ла­га­тель­ные и точ­но так же, как сло­ва этой части речи, изме­ня­ют­ся по паде­жам, родам и чис­лам.

Единственное чис­ло Множественное чис­ло
Муж. род Жен. род Ср. род
И. п. неко­то­рый неко­то­рая неко­то­рое неко­то­рые
Р. п. неко­то­ро­го неко­то­рой неко­то­ро­го неко­то­рых
Д. п. неко­то­ро­му неко­то­рой неко­то­ро­му неко­то­рым
В. п. неко­то­рый
(неко­то­ро­го)
неко­то­рая
(неко­то­рой)
неко­то­рое
(неко­то­ро­го)
неко­то­рые
(неко­то­рых)
Т. п. неко­то­рым неко­то­рой неко­то­рым неко­то­ры­ми
П. п. о неко­то­ром о неко­то­рой о неко­то­ром о неко­то­рых

В пред­ло­же­нии местоимения-прилагательные выпол­ня­ют роль опре­де­ле­ния.

(Какая?) Какая-то птич­ка гром­ко запе­ла в кустах мали­ны.

По это­му вопро­су нас не устро­ил (чей?) ничей отве т .

Вопросы к местоимениям-числительным

Местоимения-числительные ука­зы­ва­ют на коли­че­ство пред­ме­тов и отве­ча­ют на вопрос сколь­ко?

К этой груп­пе отне­сем несколь­ко слов. Укажем их раз­ря­ды по зна­че­нию:

  • вопро­си­тель­ное место­име­ние сколь­ко?
  • отно­си­тель­ное место­име­ние сколь­ко;
  • ука­за­тель­ные место­име­ния столь­ко, столько-то;
  • неопре­де­лен­ные место­име­ния сколько-то, сколько-нибудь; несколь­ко.

Эти место­име­ния не име­ют грам­ма­ти­че­ских кате­го­рий рода и чис­ла, а толь­ко изме­ня­ют­ся по паде­жам.

Падежи Местоимения-числительные
И. п. ско́лько столь­ко
Р. п. ско́льких столь­ких
Д. п. ско́льким столь­ким
В. п. ско́лько столь­ко
Т. п. ско́лькими столь­ки­ми
П. п. о ско́льких о столь­ких

В пред­ло­же­нии местоимения-числительные обра­зу­ют с суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа сло­во­со­че­та­ния, кото­рые явля­ют­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния — под­ле­жа­щим, допол­не­ни­ем или обсто­я­тель­ством. В соот­вет­ствии с син­так­си­че­ской функ­ци­ей зада­дим нуж­ный вопрос к соче­та­нию место­име­ния с суще­стви­тель­ным.

Примеры

(Кто?) Несколько воро­бьев гром­ко чири­ка­ли под кры­шей дома.

Скажи на про­ща­ние хоть (что?) сколько-нибудь слов .

(Сколько? Как дол­го?) Несколько меся­цев от него нет ника­ких изве­стий.

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/kakie-voprosy-otvechaet.html

Билеты для устного зачета по теме “Местоимение” в 6 классе

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Чем в предложении бывают местоимения?

Как изменяются местоимения?

Как образуются неопределенные местоимения в русском языке? Приведите примеры.

Перечислите личные местоимения.

Как образуются отрицательные местоимения в русском языке? Приведите примеры.

Особенности склонения местоимения я.

Когда в отрицательных местоимения пишется приставка не , в когда ни ?

Возвратное местоимение в русском языке и его особенности.

На какие вопросы отвечают притяжательные местоимения? Что они обозначают? Приведите примеры.

Перечислите вопросительные и относительные местоимения в русском языке.

Как склоняются притяжательные местоимения?

Перечислите определительные местоимения в русском языке. Чем они обычно выступают в предложении?

В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?

В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?

Чем в предложении бывают местоимения?

Перечислите определительные местоимения в русском языке. Чем они обычно выступают в предложении?

Как изменяются местоимения?

Перечислите указательные местоимения в русском языке. Как они изменяются?

Перечислите личные местоимения.

Как склоняются притяжательные местоимения?

Особенности склонения местоимения я

На какие вопросы отвечают притяжательные местоимения? Что они обозначают? Приведите примеры.

Возвратное местоимение в русском языке и его особенности.

Когда в отрицательных местоимения пишется приставка не , в когда ни ?

Перечислите вопросительные и относительные местоимения в русском языке.

Как образуются отрицательные местоимения в русском языке? Приведите примеры.

Как образуются неопределенные местоимения в русском языке? Приведите примеры.

В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?

Чем в предложении бывают местоимения?

Перечислите определительные местоимения в русском языке. Чем они обычно выступают в предложении?

Перечислите личные местоимения.

Как склоняются притяжательные местоимения?

Возвратное местоимение в русском языке и его особенности.

Когда в отрицательных местоимения пишется приставка не , в когда ни ?

Как образуются неопределенные местоимения в русском языке? Приведите примеры.

Как изменяются местоимения?

Перечислите определительные местоимения в русском языке. Чем они обычно выступают в предложении?

Особенности склонения местоимения я

Перечислите указательные местоимения в русском языке. Как они изменяются?

Перечислите вопросительные и относительные местоимения в русском языке.

На какие вопросы отвечают притяжательные местоимения? Что они обозначают? Приведите примеры.

Как образуются неопределенные местоимения в русском языке? Приведите примеры.

Как склоняются притяжательные местоимения?

В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?

Перечислите определительные местоимения в русском языке. Чем они обычно выступают в предложении?

1. Перечислите указательные местоимения в русском языке. Как они изменяются?

2. На какие вопросы отвечают притяжательные местоимения? Что они обозначают? Приведите примеры.

Как образуются отрицательные местоимения в русском языке? Приведите примеры.

Перечислите вопросительные и относительные местоимения в русском языке.

Возвратное местоимение в русском языке и его особенности.

Перечислите указательные местоимения в русском языке. Как они изменяются?

Чем в предложении бывают местоимения?

Когда в отрицательных местоимения пишется приставка не , в когда ни ?

Как образуются неопределенные местоимения в русском языке? Приведите примеры.

Перечислите личные местоимения.

На какие вопросы отвечают притяжательные местоимения? Что они обозначают? Приведите примеры.

Перечислите определительные местоимения в русском языке. Чем они обычно выступают в предложении?

Когда в отрицательных местоимения пишется приставка не , в когда ни ?

Перечислите вопросительные и относительные местоимения в русском языке.

Выпишите из текста местоимения, определите разряд.

Я знаю, с ней ты говорил
И с ним, конечно, тоже.
Она сказала: «Очень мил,
Но плавать он не может».

Выпишите из текста местоимения, определите разряд.

Там побывали та и тот
(Что знают все на свете).
Но, если б делу дали ход,
Вы были бы в ответе.

(Ни)кому не преодолеть,(ни)чего не возьмёшь, (Не)о(чем)расспрашивать, (не)чего рассказывать, (ни)от (кого) не зависеть, (ни)о(чём) не догадывался.

Найти местоимения. Указать разряд.

Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень? (Часы)

Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картошка )

Найдите местоимения. Определите их разряд.

Собрались как-то двое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал:
– В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто . Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто , встретил некоего человека, дал ему некоторую ч асть от найденного. Что у него осталось?
А второй и говорит:
– Ну что за сказка? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то . Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то . Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?

Найдите в предложении местоимения. Определите их

Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осматривал его по крайней мере уже в двадцатый раз. ( Пушкин . Дубровский)

Выпишите местоимения. Определите их разряд.

Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то,
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный. (А.С.Пушкин)

В каком ряду все местоимения пишутся через дефис ?

(Кое)(у)каких, кто (нибудь), (кое)(при)ком.

(кое)(над)чем, (кое) (с) (кем), что (то)

Кое)(про)кого, (кое)(в)чём, (кое)(для)кого.

Н…какие варианты не подходили

Выпишите из текста все местоимения. Определите

Я не люблю цветы с кустов,
Не называю их цветами,
Хоть прикасаюсь к ним устами,
Но не найду к ним нежных слов.
Я только тот люблю цветок,
Который врос корнями в землю.
Его люблю я и приемлю,
Как северный наш василек. (С. Есенин)

Выпишите из текста все местоимения. Определите

Улыбка-это нечто, чем встречают любого человека -не потому, что он хороший, умный, весёлый. Улыбка дарится человеку просто потому, что перед тобой человек, которому вы не желаете ничего плохого и своей улыбкой уже помогаете ему в этом.

Выпишите из текста все местоимения. Определите

Вот пошел он к синему морю;
Видит — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою.
Надобно ей новое корыто,
Наше то совсем развалилось».

Выпишите из текста все местоимения. Определите

Однажды кто-то зачем-то взял что-то в каком-то месте. Его-то и искали почему-то за кражу чего-то какие-то двое. Искали слева, искали справа по каким-то следам. И узнали они, что никогда ни в каком месте никто ничего не брал.

Выпишите из текста все местоимения. Определите

Мне русская речь -как музыка.
В ней слово звучит, поёт.
В ней дышит душою русскою
Создатель её – народ.
И я в эту речь ныряю,
Как в речку,
И с самого дна
Сокровища добываю,
В которых поёт весна.

Выпишите из текста все местоимения. Определите

Однажды упало из ведра семечко. Приютилось семечко между глиной и камнями. Долго томилось это семечко, а потом вдруг выпустило из себя корешки, впилось корешками в глину и стало расти. Так этот цветок, который яростно боролся за место под солнцем, начал жить. Нечем было питаться цветку в камне и глине, но стремление жить заставляли цветок каким-то чудом добывать себе влагу.

Раскройте скобки, объясните правописание.

– Кто(то), не справившись со своим конём, стал бить седло.

– Кому (н…)чего сказать своего, тому лучше помолчать.

– Н(..)чего не сделано, если остаётся что ( нибудь) недоделанное.

– Чтобы жить, надо уметь что(либо) делать.

– Н(…) с(чем )сравнить предательство.

(Кое) кого, чей (то), (ни) с кем, (у) себя, какой (либо), чья (нибудь), (кое) что, (ни) кого, не произвёл (н…)какого впечатления, (н…) на что надеяться, рассказать н…что интересное, н…кого не презирать, н…кому н…чего не расскажу, н… к кому спешить.

( Кое) у кого, (не) кем, (передо) мной, какой (либо), кто (нибудь), (кое)какой, (ни) кого, не произвёл (н…)какого впечатления, (н…) с кем поговорить, не рассказал н…чего интересного, н…кого не презирать, н…кому н…чего не расскажу,(н..) чей учебник.

Выпишите из текста все местоимения. Определите

Невольные слезы обожгли мне глаза…Я стоял перед «Золотой осенью» Левитана. Эта картина вошла в мое сознание как появление такой величавой и облагораживающей красоты, что до сих пор я даже не мог поверить, что такая красота существует на свете…
Все семь дней, которые я тогда пробыл в Москве, я провел в галерее у полотен Левитана…

Выпишите из текста все местоимения. Определите

Всё дрожало у меня на душе. Я чувствовал, что со мною происходит что-то непонятное.
А происходило величайшее событие в моей жизни: я нашел свою родную страну. Я уже любил её до последней прожилки на каждом незаметном листике. Я был готов отдать этой стране все силы души и тогда ещё молодого сердца.

21 Запишите неопределенные и отрицательные местоимения в две колонки, графически обозначая условия написания.

Беседовал кое с кем, ничем не интересуется, что-то зазвенело, кое-кого не было, не боялись никаких препятствий, кто-нибудь встретит, никто не замечает, ни у кого не вызывал восхищения, к кому-то принесли, нечего раздражаться, ни с кем не менялся ролями.

22 Выпишите из предложений все местоимения. Определите их разряд.

1) Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой. (М. Ю. Лермонтов).

2) Услышал суд такой, мой бедный Соловей вспорхнул и – полетел за тридевять земель.

3) Помертвело чисто поле, нет уж дней тех светлых боле. (И.А. Крылов)

23 Выпишите из предложений все местоимения. Определите их разряд.

Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек. (В. Лебедев- Кумач).

Сторожка стояла на Боровом мху, на обширном болоте. Такие Болота в Рязанской области зовут мшарами. (К.Паустовский).

Мы выбрали место под крутояром, закрытое от западного ветра. Этот ветер всегда начинал дуть с утра и дул до полудня. ( К. Паустовский.)

24 Выпишите из текста все местоимения. Определите

Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.

В каком ряду все местоимения пишутся слитно?

В каком ряду все местоимения пишутся раздельно?

В каком ряду все местоимения пишутся через дефис?

кто(нибудь), что(либо), (кое)чем, кое(с)кем

что(то), (кое)кем, кто(нибудь), чем(то)

кто(либо), чей(то), кое(о)ком, (кое)чем

В каком ряду все местоимения – неопределённые?

некто, некоторый, некого, кое-кто

кто-нибудь, кого-то, несколько, нечего

что-либо, некоторый, кое-кто, что-нибудь

В каком ряду все местоимения – отрицательные?

никто, никакой, ничей, некого

никакой, нечего, никто, некто

ничей, некого, несколько, нечего

В какой цепочке слов местоимения пишутся в три слова?

(Не)кий, (ни)кого, (ни)чего, (не)кто.

(Кое)кто, (кое)что, (кое)чей, (кое)какие.

(Не)(у)кого, (ни)(для)кого, (не)(с)кого, (ни)(у)каких.

(Кое)(про)кого, (кое)(в)чём, (кое)(для)кого.

31 Какой последовательности по расположению (согласно разрядам местоимений) соответствует ряд? Свой, себе, мне

Источник статьи: http://infourok.ru/bileti-dlya-ustnogo-zacheta-po-teme-mestoimenie-v-klasse-2478469.html

Adblock
detector