Меню Рубрики

Возвратное местоимение себя 5 класс

Урок в 5 классе по русскому языку “Возвратное местоимение СЕБЯ”.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Возвратное местоимение­существительное себя .

Тип урока. урок изучения нового материала.

  • Ознакомление учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимения СЕБЯ.
  • Формирование умения употреблять местоимение в нужной форме, анализировать использование разных форм возвратного местоимения­существительного себя (в пословицах, фразеологизмах, живом общении), употреблять формы личных и возвратных местоимений в собственных текстах;
  • повторение изученного о местоимении;
  • развивать интерес к языку.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Раздача маршрутных листов.

II. Проверка домашнего задания.

2. Приём данет-ка (универсальный приём технологии ТРИЗ)

1.Местоимения-существительные указывают на предмет.+

2.Местоимения- существительные по своим признакам сходны с глаголами.-

3.В речи местоимения-существительные заменяют существительные.+

4.Личные местоимения имеют постоянные признаки- лицо, число+

5.Местоимение ничто – личное. –

– Проставьте балл в маршрутном листе.

3 . Поставьте местоимения в нужной форме

  • Появился у него , блестит надо мной , проявлять заботу обо мне , думать о нём , прибыл с ними , у него в оранжерее, расстилаться над ними , беседовать с нами , трава подо мной , объясняться с ним , сожалеть о нём , подарил им .

4. Назовите известные вам орфограммы в словах, которые вы записали.( безударная гласная в корне слова; правописание приставок пре, при; правописание приставок на з-с).

-Проставьте балл в маршрутном листе.

IV. Введение в тему и постановка учебной проблемы.

Прочитайте предложение. Назовите в этом предложении местоимения. Определите их разряды . – Выпишите это местоимение.

– На кого (что) оно указывает? На какой вопрос отвечает?

– Как называется это местоимение?

-Проставьте балл в маршрутном листе.

2. Местоимение себя называют возвратным.

Подберите однокоренные слова к слову возвратный

– Проверьте себя, прочитав ключевые слова темы в конце

-Проставьте балл в маршрутном листе.

Прочитайте текст.
На какое ваше предположение он даёт ответ?

  • В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся . Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.
  • В русском языке одно возвратное местоимение – себя . Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).

– Просклоняйте местоимения ты и себя по падежам

В чём особенность возвратного местоимения- существительного себя ?

-Проставьте балл в маршрутном листе.

V. Изучение нового материала

Слайд 11. – Составьте словосочетания с местоимением себя в разных формах.

Определите падеж местоимения себя.

-Проставьте балл в маршрутном листе.

-Прочитайте теоретический материал с. 93

Слайд 12. 1.Работа в парах. Объясните смысл устойчивых выражений с возвратным местоимением-существительным в разных формах. Составь и запиши предложение.

-Проставьте балл в маршрутном листе.

  • 2.Сам. работа . Упр.. 487.
  • Выписать местоимения –существительные.
  • Определить разряд (личное или возвратное).
  • Указать начальную форму.
  • Определить падеж.
  • Объяснить смысл пословиц.
  • -Проставьте балл в маршрутном листе.

– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке по маршрутному листу.

-Выберите одно из предложений и закончите его:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…
  • Написать сочинение на тему «Рассказ о себе».
  • Определить разряды местоимений.
  • У возвратных местоимений определить падеж.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого.

Урок-спектакль ” Части речи” (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина ” Сказка о мертвой царевне”.

О,Е,Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных. 5 класс.

Создать условия для ознакомления обучающихся с возвратным местоимением себя; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому я.

Конспект урока 11 классТема: «Русское солнце».

Представлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения.

Преставлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/08/19/urok-v-5-klasse-po-russkomu-yazyku-vozvratnoe-mestoimenie

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме “Возвратное местоимение-существительное себя”.
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Презентация к уроку русского языка по теме “Возвратное местоимение-существительное себя”.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка. 5 класс. Тема: Возвратное местоимение-существительное себя. Подготовил учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ №3 города Аткарска Саратовской области Прокопенко Валентина Степановна.

Я, ты, он, она – вместе дружная семья!

Знаем ли мы личные местоимения-существительные?

Угадай местоимение! 1.В каком местоимении два звука, но буква одна? 2.Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? 3.Сколько личных местоимений в слове семья? 4.Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. 5.Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.

Орфографическая пятиминутка. Появился (у) него Летит (надо) мной Проносится (над) вами Заботится (обо) мне Думает (о) ней Приехал (ко) мне Дружит (со) мной Сожалеть (о) нём Рассказать (о) себе

Тема: Возвратное местоимение-существительное себя.

Главные вопросы урока: В чём особенность возвратного местоимения-существительного себя? Почему возвратное местоимение так называется? Как оно изменяется? Где употребляется возвратное местоимение-существительное себя?

Словарь: БЛАГОВЕСТ, -а, м. Колокольный звон перед началом церковной службы, а также перед началом важнейшей части литургии. (Пасхальный благовест).

А.К. Толстой. «Благовест». Среди дубравы Блестит крестами Храм пятиглавый С колоколами. Их звон призывный Через могилы Гудит так дивно И так уныло ! К себе он тянет Неодолимо. Зовёт и манит Он в край родимый.

Лингвистический паспорт возвратного местоимения. Возвратное местоимение-существительное себя У казывает… Изменяется… Не имеет… В предложении…

Лингвистический паспорт возвратного местоимения. Возвратное местоимение-существительное себя указывает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо; изменяется по падежам (по типу местоимения ты); не имеет формы И. п .; не имеет формы рода и числа; в предложении чаще всего бывает дополнением.

Проверь себя! 1 – г 2 – в 3 – а 4 – в

Домашнее задание: Параграф 57, выучить правило. У пражнения 489 или 487 (по выбору). Индивидуальное задание – упражнение 488.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее.

Урок проводится в системе изучения описания внешности человека по программе Ладыженской. Это работа с отрывком из рассказа Шолохова “Судьба человека”. В презентации подобраны фотографии кадров из филь.

Тема “Буквы о-ё после шипящих в корне”.

Презентация к уроку русского языка пр теме “Орфограммы в разных частях слова” 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе.

Презентация для вводного урока по теме “Текст”. http://prezi.com/0_nkgewag13n/edit/?auth_key=2o7akoh&follow=jlwont8p2de.

Презентация составленна по программе “Перспективная начальная школа”.

Презентация составленна по программе “Перспективная начальная школа”.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/05/31/prezentatsiya-k-uroku-russkogo-yazyka-v-5-klasse-po-teme

Конспект урока по теме:”Возвратное местоимение СЕБЯ”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА: «ВОЗВРАТНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ «СЕБЯ»

Тип урока: урок открытия новых знаний

деятельностная : формирование способности опознавать и классифицировать опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты (различные формы местоимения – существительного себя) , оценивать их с точки зрения нормативности

образовательная: расширение понятийной базы о местоимениях-существительных, предупреждение возможных речевых и грамматических ошибок в употреблении местоимений, развитие речи и мыслительной деятельности учащихся, коммуникативных умений и навыков, оценивание речи с точки зрения её правильности, исправление речевых недочетов, редактирование текстов

воспитательная: воспитание сознательного отношения к русскому языку как к духовной ценности, средству общения.

Коммуникативные (договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, в том числе с помощью электронных ресурсов, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников).

языковая компетенция (опознавать местоимения – существительные в тексте, отличать местоимения –существительные от имен существительных, разграничивать разные разряды местоимений –существительных, изменять по падежам, выявлять их синтаксическую роль в предложении)

коммуникативная компетенция (продуцировать и редактировать собственный текст)

Метапредметные: (овладеть различными видами аудирования; извлекать и преобразовывать информацию из текста в таблицу, схему, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения)

Регулятивные: (осуществлять самопроверку письменных текстов)

Личностные: развивать интерес к языку, созданию собственных текстов, анализировать использование разных форм возвратного местоимения­существительного себя (в пословицах, фразеологизмах, живом общении), употреблять формы личных и возвратных местоимений в собственных текстах.

Оборудование и программное обеспечение : компьютер, проектор, презентация, доска, листы самооценки, памятки о разрядах местоимений-существительных

Межпредметные связи : литература, ИКТ. Отбор и анализ информации из смежных областей знаний школьного курса.

Форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке:

групповая (коммуникативная жизненная задача)

проблемный и побуждающий диалог

индуктивный (по логике построения материала)

I . Мотивация учебной деятельности.

– Здравствуйте, ребята. Какой праздник сегодня празднуется у нас? (Ответы: День влюбленных, День Св. Валентина) . Я поздравляю вас с этим праздником и желаю, чтобы в вашей жизни было как можно больше разнообразных проявлений влюбленности. Например, влюбленности в учебу и в русский язык. Вы пришли на урок с различными настроениями: у кого-то оно хорошее, у кого-то не очень. Давайте повернемся в начале друг к другу и улыбнемся (сидящие за партой), а потом ко мне лицом и тоже улыбнемся друг другу. А теперь начнем нашу работу.

– О чем мы говорили на прошедшем уроке? ( Ответы детей: «О разрядах местоимений». «О местоимениях». «О личных местоимениях»).

– Верно. И к каким выводам мы пришли с вами в результате изучения этого раздела русского языка? ( Ответы детей: «Существует 8 разрядов местоимений». «Они употребляются в речи вместо имен существительных». «Они служат для грамотной и красивой устной и письменной речи».

– Молодцы! Спасибо. А теперь давайте посмотрим, как вам удалось справиться с решением жизненной задачи на тему «Участие в международном конкурсе «Самый талантливый класс», которая являлась вашим домашним заданием. Эта часть домашнего задания была групповой, поэтому и выступят у нас три группы: 1-е отделение покажет нам презентацию, второй прочитает письмо-обращение к директору школы, а 3-е – письмо-представление класса к председателю жюри конкурса.

(Происходит демонстрация и зачитывание подготовленных работ).

– Так как это был повышенный уровень выполнения задания сегодня параллельно в классе работает группа экспертов из трех человек, которые проверят индивидуальную работу некоторых ребят по написанию письма-представления, являвшегося необходимым уровнем выполнения.

III . Тестирование – блиц -опрос

– Спасибо всем, Вы молодцы, справились с заданием. А теперь я предлагаю вам проверить свои способности и возможности по изученному материалу ( Работа с интерактивной доской) . Для вас на интерактивной доске предложен привычный для вас блиц-опрос в форме тестирования, где вы сможете показать свои успехи в использовании системы голосования. Возьмите, пожалуйста в руки пульты, и давайте пройдем регистрацию. Хорошо, а теперь зарегистрируйте свои отделения, которые мы называем на уроке «Умники и умницы», «Почемучки» и «Знатоки», выбрав соответствующую цифру – 1, 2 или 3. Будьте внимательны, не забывайте, что голосуем мы быстро, пульты чувствительны, поэтому обращаемся с ними аккуратно.

(Проходит тест с системой голосования)

1. – Поставьте местоимения в нужном падеже:

Я грущу по (вы), тоскуешь по (мы), скучаю по (вы) .

1) Местоимения не называют предметы, признаки, количество, но … (указывают на них).

2) Местоимения­существительные указывают на … (лицо или предмет).

3) Я запомнил(а) такие разряды местоимений­существительных: … .

4) Местоимения­существительные так же, как имена существительные, изменяются … (по падежам).

– Что ж, вы молодцы, справились с заданиями достойно. Теперь давайте определим самого ценного игрока в каждой команде

– И пришло время узнать, какая команда победила и заработала отметку «пять» за тестирование.

– У вас на столах лежат листы самооценки своих возможностей и способностей. Обратите внимание, что в этом полугодии в столбце «Самооценка» у вас появляется возможность не только поставить себе оценку, но и отметку.

-Оцените, пожалуйста, свою работу. (Дети себя оценивают)

– Обращаю ваше внимание еще и на то, что на обратной стороне оценочного листа у вас есть светофор ваших ожиданий от урока. У вашего светофора – три сигнала, как и у обычного. Зеленый – все получилось замечательно, я справился с заданиями и мои ожидания на уроке оправдались; желтый – у меня получается правильно выполнять задания, но бывают и ошибки, нужно еще не много постараться. Красный цвет – тревожный, не все получилось, так как мне хотелось, было допущено много ошибок. Цвет сигнала ваших светофоров за весь урок будет разным, и это напрямую будет зависеть от полученной вами самооценки и отметки.

IV . Орфографическая разминка

Продолжаем работать. Предлагаю вам решить орфографическую задачу. На нашей доске представлены словосочетания с местоимениями, но предлоги в них не записаны, а стоят в сторонке. У вас будет два задания. Первое – записать эти словосочетания в столбик с предлогами и вставить пропущенные буквы. Второе – поставить местоимения в начальную форму.

(Работа на интерактивной доске)

Появился у него, летит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о ней, прибыл ко мне, трава подо мной, объясниться с ним, сожалеть о нём, подарил им, скучаю по вас, рассказал о себе.

– Что общего вы увидели во всех записанных словосочетаниях? (Зависимое слово – личное местоимение в каком­то падеже.)

– Какую орфографическую задачу мы решали при написании этих местоимений? (Написание местоимений с предлогом.)

– Где возникали трудности? С чем это связано? (У предлогов есть варианты об/обо, над/надо, под/подо . )

– Ребята, оцените, пожалуйста, свою работу

(Заполняют листы самооценки)

V . Введение в тему с постановкой основного вопроса урока.

– Друзья, посмотрите, пожалуйста, на доску. У всех ли местоимений в наших словосочетаниях у вас получилось образовать начальную форму? (Ответы детей – нет).

-– Выпишите это словосочетание с местоимением ( Открываем шторку на интерактивной доске)

– На кого (что) оно указывает? На какой вопрос отвечает?

– Как называется это местоимение?

– Давайте сформулируем тему урока. (Интерактивная доска)

– Верно, молодцы. Запишите ее в свои тетради. (Записывают тему)

– Начало урока было достаточно продуктивным и наполненным немалым объемом информации, поэтому чтобы немного расслабить ваше внимание и настроить на достижение дальнейшего положительного результата работы, я предлагаю всем нам получить удовольствие, расслабиться и полюбить себя.

( Проходит релаксационная пауза «Улучшатель настроения»)

VII . Открытие новых знаний.

– Молодцы, надеюсь вы получили заряд положительной энергии и продолжаем работать дальше, добывая новые знания.

– Подумайте, а с какое личное местоимение кажется на слух похожим на местоимение себя ? (Ответ: тебя, а в начальной форме – ты) . Верно. Просклоняйте, пожалуйста, местоимения «ТЫ» и «СЕБЯ»

(Склоняют в тетради и 1 человек у доски)

– Сравните эти местоимения и скажите, что вы заметили.

(Ответы детей: они похожи при склонении. Только у местоимения СЕБЯ нет формы И.П.)

– Спасибо молодцы. Как называется тема нашего урока?

– Найдите, пожалуйста, однокоренные слова к слову «Возвратный»

( Записываем на доске и выделаем корни )

– Что происходит в корнях этих слов? Вы заметили? ( Чередование)

– Как вы думаете, почему местоимение получило такое название?

– Давайте определим проблему урока.

– О чем пойдет речь на нашем с вами сегодняшнем уроке? Какие вопросы нам с вами придется решить?

( В чём особенность возвратного местоимения – существительного себя ?

Как оно изменяется? Где оно употребляется?)

– Молодцы, вы правильно определили проблемные вопросы урока.

VIII Актуализация знаний и углубление изученного

– Ребята, давайте подумаем, почему местоимение себя так называется.

(Ответы – предположения детей)

– Где мы можем получить такую информацию

(В учебнике из научного текста)

– Предлагаю вам открыть текст упражнения 486 и самостоятельно поработать в парах в режиме изучающего чтения: прочитать информацию о местоимении. (Читают) и ответить на вопрос: «На какие ваши предположения он дал ответ?» (Возвратное местоимение называется так потому, что указывает на обращенность действия (состояния) на само лицо).

IX . Развитие учебно-языковых, пунктуационных и речевых умений

– Молодцы. Чем мы можем пополнить свой багаж знаний о местоимениях

(Промежуточные итоги: местоимения –самостоятельная часть речи, которая не называет, а указывает на предмет. Существуют 8 разрядов. Мы познакомились с личными местоимениями и возвратным местоимением. Личные местоимения называются так потому, что у них есть 3 лица. Возвратное местоимение- потому что указывает на возврат действия.)

– Я предлагаю вам выполнить упражнение 487 с комментированием у доски, где главной задачей будет классифицировать местоимения по разрядам, учитывая их начальную форму

– А теперь снова поработаем в парах устно: упражнение 488 предлагает вам устойчивые выражения, которые по-другому называются ( выдерживается пауза ) ( реплика детей) фразеологизмы. Вам нужно объяснить их смысл

– Оцените свою работу, ребята

– Подведем итоги нашего урока в необычной для вас форме. Сейчас мы составим синквейн. А что это такое, нам прочтет Борушова Сабина

Синквейн – это текст, который состоит из пяти строк.

Тема одним словом (обычно существительное)

Описание темы (два прилагательных)

Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)

Отношение к теме , чувства, эмоции (фраза из четырех слов)

Повторение сути темы одним словом (синоним темы).

Изменяется, склоняется, употребляется

Мне было интересно и волнительно

Местоимение – существительное (разряд)

– Оцените свою работу на уроке по алгоритму самооценки, сдайте свои оценочные листы. Я попрошу вас также прокомментировать собственные отметки

– Сегодняшнее домашнее задание будет состоять из двух уровней.

Необходимый уровень : упр. 488: выбрать 1 или 2 устойчивых выражения и написать небольшое размышление о том, что означают данные выражения и в каких случаях они употребляются в речи.

Повышенный уровень . Это упражнение 489, заданием которого является написание мини-сочинения – рассказа о себе с употреблением местоимения себя. Вы должны будете соблюдать все требования, предъявляемые к тесту: разговорный стиль, тип речи- повествования, форма речи – монологическая, речевой жанр –личное письмо.

– На этом наш урок окончен. Спасибо всем за работу.

Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-temevozvratnoe-mestoimenie-sebya-470294.html

Adblock
detector