Меню Рубрики

Возвратные местоимения конспект урока 6 класс

Урок русского языка в 6 классе “Возвратное местоимение”
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок открытия новых знаний по теме: “Возвратное местоимение себя”

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема урока: Возвратное местоимение .

Тип урока: урок открытия новых знаний

  1. Коммуникативные (договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, оформлять свои мысли в устной и письменной форме,
  2. Предметные:
  • языковая компетенция опознавать местоимения в тексте, разграничивать разные разряды местоимений, изменять по падежам, выявлять их синтаксическую роль в предложении;
  • коммуникативная компетенция: продуцировать и редактировать собственный текст;
  1. Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;
  2. Регулятивные : уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самопроверку письменных текстов;
  3. Личностные: развивать интерес к языку, созданию собственных текстов, анализировать использование разных форм возвратного местоимениясуществительного себя (в пословицах, фразеологизмах, живом общении), употреблять формы личных и возвратных местоимений в собственных текстах.

Тема урока: Возвратное местоимение

1.Орг. момент Мотивация учебной деятельности.

– Поднимите правую руку, у кого сейчас хорошее настроение.

– Поднимите левую руку те, кто готов работать.

-Поднимите обе руки те, кто хотел бы сегодня за урок получить хорошие оценки.

– Я желаю вам хорошего настроения, плодотворной работы и отличных оценок.

– Внимательно послушайте куплет песни Софии Ротару («Родина моя») и постарайтесь ответить на мои вопросы.

(Звучит отрывок из песни на стихи Р.Рождественского)

– Кто представляет дружную семью нашей Родины?

– Какую часть речи представляют эти слова?

-Что называется местоимением?

– Какой разряд местоимений мы изучили?

– Почему они так называются?

– Давайте посмотрим, хорошо ли мы их знаем.

Игра «Определи лицо» «Местоимения 1 лица», «Местоимения 2 лица», «Местоимения 3 лица».

Карточки с местоимениями: вами, он, меня, тобой, я, ты, они, её, его, вас, их, ими, оно, мы, вы, она, себя.

3. Выявление места и причины затруднения.

Проверка, в ходе которой должна возникнуть трудность.

– Почему возникла трудность?

– У меня есть для вас сюрприз.

– Вы получали когда-нибудь письма?

– Наталья Леонидовна (наш почтальон) передала мне письмо для 6 класса. От кого – не написано. Передаю его вам. Кто будет читать?

Я – возвратное местоимение «себя». Хоть и не очень скромно так говорить о себе, но я -удивительное местоимение. Ж иву в самом маленьком городе, который называется Возвратный. В нём живёт только одна семья – себялюбы, так их называют в других городах. Потому что они только и делают, что говорят о себе и любят только СЕБЯ. Мне нравится мой город, и я думаю в сем трудно будет без меня!Так что не огорчайте меня, пишите грамотно, учитесь, овладевайте знаниями.

С дружеским приветом – возвратное местоимение себя.

– Кто же автор этого письма?

– Почему оно сегодня отправило вам письмо?

– Какова тема урока? (открывает тетради, записываем число, кл. раб, тему урока)

Построение проекта выхода из затруднения

– Прочитайте тему, определите цели урока. (пишу на доске.

ПОЗНАКОМИТЬСЯ.. НАУЧИТЬСЯ… ОПРЕДЕЛИТЬ…

– Как можно реализовать поставленные цели?

4. Открытие новых знаний. Реализация построения проекта

-Каким вы увидели местоимение себя из письма?

– Чтобы поближе познакомиться с нашим гостем, я предлагаю провести расследование.

– У вас на столах лежат карточки, на которых есть задания для расследования. Поработайте в парах и определите грамматические особенности местоимения СЕБЯ.

Возвратное местоимение СЕБЯ.

1. Прочитайте предложение и определите, на что указывает местоимение СЕБЯ?

Костя рассматривает СЕБЯ на фотографии.

2.Просклоняйте местоимение СЕБЯ

3.Измените местоимение СЕБЯ по числам и родам.

4.Определите синтаксическую роль местоимения СЕБЯ.

Я забывал о себе, когда дело шло о пользе за Отечество (А. Суворов)

Возьми для себя образец героя, наблюдай его, иди за ним (А. Суворов).

Других не суди, на себя погляди.

– Какие грамматические особенности вы определили у гостя нашего урока? (называют выводы).

– Предлагаю проверить наши выводы с материалом учебника стр. 275.

– Прочитайте вслух и сделайте вывод.

– Давайте проведем еще одно расследование и узнаем, почему местоимение так называется.

– Что общего и чем отличаются данные слова?

– Почему они разделены на 3 группы?

– Внимательно приглядитесь к этому местоимению и вспомните, на какие глаголы оно похоже и почему? Возвратное местоимение себя напоминает глаголы с суффиксом – ся (например , умыться, одеться ). В грамматике эти глаголы называются возвратными , так как обозначают действие, которое направлено на самого себя, то есть на само действующее лицо.

– Вспомним, чем суффикс – ся отличается от всех других суффиксов?

Суффикс -ся отличается от других суффиксов тем, что он стоит после всех морфем, в том числе и после окончания: уч-ишь- ся . Это особое свойство суффикса -ся объясняется историческими причинами.

– В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя ) и ся . Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно местоимение ся утратило самостоятельность, слилось с глагольными формами, превратившись из самостоятельной части речи в глагольный суффикс. Таким образом, возвратное местоимение себя осталось единственным оставшимся в живых представителем старинного аристократического рода возвратных местоимений.

– В русском языке одно возвратное местоимение – себя . Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).

– Какое открытие вы сделали из этого расследования?

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С КОММЕНТИРОВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

– Еще раз посмотрите, какие выводы мы сделали по теме и устно монологически передайте содержание.

5. Практическая работа. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ.

– Предлагаю применить полученные знания в практической деятельности.

1. Вставьте в нужной форме местоимение СЕБЯ и определите его падеж.

1. Для — жить – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить.

2. Не кричи о — , пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

3. Нет лучше шутки, чем над —.

4. Кто только о — хлопочет, тот о других и знать не хочет.

5. Других не суди, на — погляди.

– Проверьте сою работу по эталону.

– У кого все ответы правильные?

– Определите значение фразеологизма УСТНО

– Что делать, если чего-то не знаем? (словари:Толковый, Фразеологический)

– Запишите по 2 предложения.

А)тихо, еле слышно, шепотом, не произнося вслух.

Б)прийти в состояние крайнего раздражения.

В)1)выходить из обморочного состояния, из забытья; 2) успокаиваться перестоять бояться, беспокоиться, волноваться.

Г) проявлять в полной мере свои качества, способности, возможности.

Д) правильно определить свои наклонности, свое призвание.

Е) скрытен, хитер, не обнаруживает своих мыслей.

Ж) находиться в крайне возбужденном или раздраженном состоянии.

– Прочитайте фразеологизмы вместе с пояснениями.

3) РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РЕЧЕВЫХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК.

– Очень часто при использовании местоимений возникают речевые и грамматические ошибки. Давайте найдем их в предложениях и исправим.

В данных предложениях исправьте неясность речи:

Сосед попросил сестру налить себе воды.

Учитель попросил ребят отнести тетради к себе.

Я извиняюсь, что толкнул Вас. (извиняю себя, надо: Извините, простите)

4) ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ.

– Предлагаю выполнить более сложное, но интересное задание.

– Прочитайте задание 4. И скажите, что нужно сделать.

Составьте текст, продолжив первое предложение «Мы с ребятами решили сделать скворечник».

Используйте в предложениях дополнительные материалы и местоимение себя в нужной форме.

Придумайте название тексту.

2 предложение: пригласил, одноклассники;

3 предложение: уверены, способности;

4 предложение: выбрать, часть, работа;

5 предложение: контролировать действия, не ссориться;

6 предложение: гордиться, замечательные, потому что, получиться.

1). Мы с ребятами решили сделать скворечник (на доске). 2). Я пригласил одноклассников к себе домой. 3). Ребята были уверены в себе и в своих способностях. 4). Каждый выбрал для себя часть работы. 5). Мы контролировали себя, свои действия и не ссорились. 6). Потом мы гордились собой, потому что скворечник получилсязамечательный. 5. ТЕСТ.

– В течение урока мы узнали много нового. Проверим, что запомнили.

Тест «Возвратное местоимение»

1. Какое местоимение является возвратным?

2. Какого падежа нет у возвратного местоимения?

a) Именительного; б) Родительного; c) Дательного.

3. Какую синтаксическую функцию выполняет возвратное местоимение?

a) Подлежащее; б) Сказуемое; c) Дополнение.

4. Какие особенности употребления возвратного местоимения?

б) Оно не имеет формы числа;

c) Оно используется при неформальном общении.

5. Определите правильное утверждение:

a) Возвратное местоимение используется только в научном стиле речи;

б) Возвратное местоимение не склоняется;

c) Возвратное местоимение не может иметь рода.

– Где можно применить новые знания?

– Чем отличается возвратное местоимение от личных?

– А теперь давайте скажем «спасибо» нашему гостю, так как сегодня мы познакомились с новым разрядом.

– Оцените свою работу на уроке и поставьте оценки на полях в тетради.

– Поднимите руку. У кого оценки «хорошо» и «отлично»

– Закончить наш урок я хочу словами известного писателя

Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для всех. Лев Кассиль

Спасибо за урок! Д.з упр. 682 (задания 1,3), словарь

Доп. Написать письмо возвратному местоимению

Нарисовать местоимение себя

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация моможет учителю организовать самостоятельную работу на уроке.

Урок спектакль . На сцене стоят столы для прокурора, судьи и адвоката. Над центральным столом – эмблема: учебник русского языка на фоне двух шпаг. В углу сцены – трибуна для свидетелей. Учащиеся выст.

Урок русского языка по теме «Склонение личных местоимений» предназначен для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить знания учащихся .

Данная презентация используется на уроке русского языка по изучению темы “Местоимение”.

С помощью данной презентации можно повторить следующий материал по теме “Местоимение”: разряды местоимений, склонение, отличие личных местоимений от притяжательных, говори правильно, правописание мест.

Данный материал будет полезен при повторении темы “Местоимение” и подготовке к ЕГЭ в 10 классе. Работа в группах, заполнение таблиц, анализ художественного текста,создание собственных заданий в форме .

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме “Местоимение. Обобщение”. УМК Рыбченковой Л.М., Александровой О.М.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/05/28/urok-russkogo-yazyka-v-6-klasse-vozvratnoe-mestoimenie

разработка урока русского языка на тему: Возвратное местоимение СЕБЯ.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Разработка урока русского языка на тему Возвратное местоимение СЕБЯ для 6 класса предназначена для отработки умения отличать личные местоимения от возвратного. Работа представлена с использованием игровых элементов, предназначена для закрепления изучения разряда личных местоимений или в качестве новой темы знакомства с возвратным местоимением СЕБЯ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20 СТАНИЦЫ КРАСНООКТЯБРЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

Методическое объединение учителей русского языка и литературы.

Русский язык и литература.

Разработка урока русского языка

на тему “Возвратное местоимение СЕБЯ” для 6 класса.

Работу выполнил Голдабина Ж.А.,

учителей филологического цикла.

Разработка урока русского языка на тему ” Возвратное местоимение СЕБЯ ” для 6 класса предназначена для отработки умения отличать личные местоимения от возвратного. Работа представлена с использованием игровых элементов, предназначена для закрепления изучения разряда личных местоимений или в качестве новой темы знакомства с возвратным местоимением СЕБЯ.

Цели урока : закрепить нахождение местоимений в тексте, различать разряды для правильного написания, грамотно употреблять в речи.

Задачи: развивать орфографическую зоркость учащихся;

развивать творческие способности детей;

воспитывать уважение к слову.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, разноуровневые карточки, иллюстрации из журнала «Мурзилка», сказка, костюмы разрядов местоимений – личных и возвратного, дидактический раздаточный материал.

– Здравствуйте, ребята. Проверьте вашу готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

Работа в парах. Карточки разноуровневые.

  1. Просклоняйте личное местоимение – ОН.
  2. Сделайте полный синтаксический разбор предложения: В знойный полдень густая шерсть верблюда нагревается до восьмидесяти градусов.
  1. Просклоняйте личное местоимение – ОНА.
  2. Сделайте полный синтаксический разбор предложения: На большой высоте росли высокие березы, клены и неприхотливая арча.
  1. Просклоняйте личное местоимение – ОНИ.
  2. Сделайте полный синтаксический разбор предложения: На макушке сухого дерева пустил весеннюю торжественную трель лесной барабанщик дятел.

Остальные работают со мной. По одному выходят к доске и из загадок выписывают местоимения. Определяют лицо и падеж.

  1. Познакомишься со мной и увидишь шар земной: покажу тебе все страны и моря, и океаны. (Глобус) Дополнительный вопрос отвечающему: Какие слова в русском языке называются местоимениями? Какими членами предложения они могут быть?
  2. Все его любят, а поглядят на него, так каждый морщится. (Солнце) Дополнительный вопрос отвечающему: Как изменяются местоимения? Назови личные местоимения 1 лица.
  3. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой.(Тень) Дополнительный вопрос отвечающему: Сколько лиц встречается у местоимения? Назови личные местоимения 3 лица.
  4. Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач, на вкус, я как сахар, а сам похож на мяч. (Арбуз) Дополнительный вопрос отвечающему: Назови разряды местоимений? Перечисли личные местоимения 2 лица.

Собрать карточки с ответами. Объявить оценки отвечающим.

  1. Постановка проблемного вопроса:

– Сегодня у нас на уроке присутствует необычный гость. Сейчас он перед нами выступит, а мы попробуем узнать его. Договорились? Слушайте внимательно.

– Здравствуйте, ребята. Я – удивительное местоимение. В вашем учебнике нашлось место для меня. Выбрало я там работу по себе. Сижу у себя на строчке в обнимку с правилом. Вы про себя это правило прочитаете и хорошенько его запомните. А если у вас не получится его выучить, то я долго не смогу прийти в себя от горя. Встречаются ребята, которые неправильно меня пишут и тогда я само на себя не похоже. А иногда я скрытничаю и хитрю: прямо себе на уме. Иногда я сержусь и могу выйти из себя. А вдруг не вернусь обратно? Вам ведь трудно будет без меня. Так что не огорчайте меня, не выводите из себя, пишите грамотно меня, чтобы я было само на себя похоже. С дружеским приветом от себя!

– Итак, ребята кто же пришел к нам в гости сегодня?

– А как вы думаете, почему именно оно?

– Значит, какая тема нашего урока?

– Правильно. Запишите тему урока в тетрадь.

– Скажите, ребята, а чему мы будем учиться сегодня на уроке?

– Давайте в конце урока это проверим.

– А теперь давайте скажем «спасибо» нашему гостю, так как сегодня не только наш класс знакомиться с новым разрядом, но и другие ребята. Поэтому возвратное местоимение СЕБЯ очень торопиться и не хочет опоздать к ним на урок. До свидания, возвратное местоимение СЕБЯ!

5. – А мы, ребята, с вами сейчас познакомимся с правилом, которое любезно нам оставило – СЕБЯ.

Возвратное местоимение СЕБЯ указывает на то, что совершающий действие направляет его на себя самого. Оно не имеет рода, числа и именительного падежа.

  1. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. ВОПРОСЫ:

Почему это местоимение особенное?

Как оно изменяется по падежам?

Склонение местоимения СЕБЯ запишите к себе в тетрадь.

Найдите в учебнике упражнение………

Что вам надо сделать в этом упражнении?

С каким местоимением познакомились сегодня на уроке? Почему его называют особенным? С какими еще местоимениями работали?

  1. Домашнее задание: выучить правило. По сюжетным картинкам из раздаточного материала составить диалог с использованием изученных местоимений.
  1. Учебник для 6 класса под редакцией М.М.Разумовской. издательство «Просвещение». Москва,1997г.
  2. Уроки русского языка в 6 классе Г.А.Богданова, издательство «Просвещение». Москва,1999г.
  3. Дидактический материал для 6 класса Л.А.Жердева, издательство «Новосибирск»,1998г.
  4. Веселые уроки. Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса В.Круковер, издательство «Феникс». Ростов-на-Дону,1997г.
  5. Журнал «Мурзилка», № 2, 1996г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока “Личные местоимения” Учитель: Агафонова Вера Васильевна. Статья отнесена к разделу “Коррекционная педагогика”Цель урока: Обобщить знания детей по теме: “Местоимение”. Совершенствовать.

Данный урок русского языка относится к комбинированному уроку, который построен в системно-деятельностном подходе. Этот урок построен по учебному комплексу В.В.Бабайцевой.

Урок русского языка в технологии развития критического мышления.

Конспект урока русского языка с разноуровневыми заданиями.

Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.

Месоимение как часть речи.

Данный урок был разработан и проведён в 6 класе для детей с ЗПР. Цель урока: повторить ранее изученное о местоимении, познакомить с особенностями склонения местоимения себя, научить употреблять местои.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/04/24/razrabotka-uroka-russkogo-yazyka-na-temu-vozvratnoe

Adblock
detector