Урок русского языка в 6 классе “Возвратное местоимение”
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок открытия новых знаний по теме: “Возвратное местоимение себя”
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Возвратное местоимение .
Тип урока: урок открытия новых знаний
- Коммуникативные (договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, оформлять свои мысли в устной и письменной форме,
- Предметные:
- языковая компетенция опознавать местоимения в тексте, разграничивать разные разряды местоимений, изменять по падежам, выявлять их синтаксическую роль в предложении;
- коммуникативная компетенция: продуцировать и редактировать собственный текст;
- Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;
- Регулятивные : уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самопроверку письменных текстов;
- Личностные: развивать интерес к языку, созданию собственных текстов, анализировать использование разных форм возвратного местоимениясуществительного себя (в пословицах, фразеологизмах, живом общении), употреблять формы личных и возвратных местоимений в собственных текстах.
Тема урока: Возвратное местоимение
1.Орг. момент Мотивация учебной деятельности.
– Поднимите правую руку, у кого сейчас хорошее настроение.
– Поднимите левую руку те, кто готов работать.
-Поднимите обе руки те, кто хотел бы сегодня за урок получить хорошие оценки.
– Я желаю вам хорошего настроения, плодотворной работы и отличных оценок.
– Внимательно послушайте куплет песни Софии Ротару («Родина моя») и постарайтесь ответить на мои вопросы.
(Звучит отрывок из песни на стихи Р.Рождественского)
– Кто представляет дружную семью нашей Родины?
– Какую часть речи представляют эти слова?
-Что называется местоимением?
– Какой разряд местоимений мы изучили?
– Почему они так называются?
– Давайте посмотрим, хорошо ли мы их знаем.
Игра «Определи лицо» «Местоимения 1 лица», «Местоимения 2 лица», «Местоимения 3 лица».
Карточки с местоимениями: вами, он, меня, тобой, я, ты, они, её, его, вас, их, ими, оно, мы, вы, она, себя.
3. Выявление места и причины затруднения.
Проверка, в ходе которой должна возникнуть трудность.
– Почему возникла трудность?
– У меня есть для вас сюрприз.
– Вы получали когда-нибудь письма?
– Наталья Леонидовна (наш почтальон) передала мне письмо для 6 класса. От кого – не написано. Передаю его вам. Кто будет читать?
Я – возвратное местоимение «себя». Хоть и не очень скромно так говорить о себе, но я -удивительное местоимение. Ж иву в самом маленьком городе, который называется Возвратный. В нём живёт только одна семья – себялюбы, так их называют в других городах. Потому что они только и делают, что говорят о себе и любят только СЕБЯ. Мне нравится мой город, и я думаю в сем трудно будет без меня!Так что не огорчайте меня, пишите грамотно, учитесь, овладевайте знаниями.
С дружеским приветом – возвратное местоимение себя.
– Кто же автор этого письма?
– Почему оно сегодня отправило вам письмо?
– Какова тема урока? (открывает тетради, записываем число, кл. раб, тему урока)
Построение проекта выхода из затруднения
– Прочитайте тему, определите цели урока. (пишу на доске.
ПОЗНАКОМИТЬСЯ.. НАУЧИТЬСЯ… ОПРЕДЕЛИТЬ…
– Как можно реализовать поставленные цели?
4. Открытие новых знаний. Реализация построения проекта
-Каким вы увидели местоимение себя из письма?
– Чтобы поближе познакомиться с нашим гостем, я предлагаю провести расследование.
– У вас на столах лежат карточки, на которых есть задания для расследования. Поработайте в парах и определите грамматические особенности местоимения СЕБЯ.
Возвратное местоимение СЕБЯ.
1. Прочитайте предложение и определите, на что указывает местоимение СЕБЯ?
Костя рассматривает СЕБЯ на фотографии.
2.Просклоняйте местоимение СЕБЯ
3.Измените местоимение СЕБЯ по числам и родам.
4.Определите синтаксическую роль местоимения СЕБЯ.
Я забывал о себе, когда дело шло о пользе за Отечество (А. Суворов)
Возьми для себя образец героя, наблюдай его, иди за ним (А. Суворов).
Других не суди, на себя погляди.
– Какие грамматические особенности вы определили у гостя нашего урока? (называют выводы).
– Предлагаю проверить наши выводы с материалом учебника стр. 275.
– Прочитайте вслух и сделайте вывод.
– Давайте проведем еще одно расследование и узнаем, почему местоимение так называется.
– Что общего и чем отличаются данные слова?
– Почему они разделены на 3 группы?
– Внимательно приглядитесь к этому местоимению и вспомните, на какие глаголы оно похоже и почему? Возвратное местоимение себя напоминает глаголы с суффиксом – ся (например , умыться, одеться ). В грамматике эти глаголы называются возвратными , так как обозначают действие, которое направлено на самого себя, то есть на само действующее лицо.
– Вспомним, чем суффикс – ся отличается от всех других суффиксов?
Суффикс -ся отличается от других суффиксов тем, что он стоит после всех морфем, в том числе и после окончания: уч-ишь- ся . Это особое свойство суффикса -ся объясняется историческими причинами.
– В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя ) и ся . Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно местоимение ся утратило самостоятельность, слилось с глагольными формами, превратившись из самостоятельной части речи в глагольный суффикс. Таким образом, возвратное местоимение себя осталось единственным оставшимся в живых представителем старинного аристократического рода возвратных местоимений.
– В русском языке одно возвратное местоимение – себя . Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).
– Какое открытие вы сделали из этого расследования?
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С КОММЕНТИРОВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
– Еще раз посмотрите, какие выводы мы сделали по теме и устно монологически передайте содержание.
5. Практическая работа. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ.
– Предлагаю применить полученные знания в практической деятельности.
1. Вставьте в нужной форме местоимение СЕБЯ и определите его падеж.
1. Для — жить – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить.
2. Не кричи о — , пусть другие о тебе хоть тихо скажут.
3. Нет лучше шутки, чем над —.
4. Кто только о — хлопочет, тот о других и знать не хочет.
5. Других не суди, на — погляди.
– Проверьте сою работу по эталону.
– У кого все ответы правильные?
– Определите значение фразеологизма УСТНО
– Что делать, если чего-то не знаем? (словари:Толковый, Фразеологический)
– Запишите по 2 предложения.
А)тихо, еле слышно, шепотом, не произнося вслух.
Б)прийти в состояние крайнего раздражения.
В)1)выходить из обморочного состояния, из забытья; 2) успокаиваться перестоять бояться, беспокоиться, волноваться.
Г) проявлять в полной мере свои качества, способности, возможности.
Д) правильно определить свои наклонности, свое призвание.
Е) скрытен, хитер, не обнаруживает своих мыслей.
Ж) находиться в крайне возбужденном или раздраженном состоянии.
– Прочитайте фразеологизмы вместе с пояснениями.
3) РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РЕЧЕВЫХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК.
– Очень часто при использовании местоимений возникают речевые и грамматические ошибки. Давайте найдем их в предложениях и исправим.
В данных предложениях исправьте неясность речи:
Сосед попросил сестру налить себе воды.
Учитель попросил ребят отнести тетради к себе.
Я извиняюсь, что толкнул Вас. (извиняю себя, надо: Извините, простите)
4) ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ.
– Предлагаю выполнить более сложное, но интересное задание.
– Прочитайте задание 4. И скажите, что нужно сделать.
Составьте текст, продолжив первое предложение «Мы с ребятами решили сделать скворечник».
Используйте в предложениях дополнительные материалы и местоимение себя в нужной форме.
Придумайте название тексту.
2 предложение: пригласил, одноклассники;
3 предложение: уверены, способности;
4 предложение: выбрать, часть, работа;
5 предложение: контролировать действия, не ссориться;
6 предложение: гордиться, замечательные, потому что, получиться.
1). Мы с ребятами решили сделать скворечник (на доске). 2). Я пригласил одноклассников к себе домой. 3). Ребята были уверены в себе и в своих способностях. 4). Каждый выбрал для себя часть работы. 5). Мы контролировали себя, свои действия и не ссорились. 6). Потом мы гордились собой, потому что скворечник получилсязамечательный. 5. ТЕСТ.
– В течение урока мы узнали много нового. Проверим, что запомнили.
Тест «Возвратное местоимение»
1. Какое местоимение является возвратным?
2. Какого падежа нет у возвратного местоимения?
a) Именительного; б) Родительного; c) Дательного.
3. Какую синтаксическую функцию выполняет возвратное местоимение?
a) Подлежащее; б) Сказуемое; c) Дополнение.
4. Какие особенности употребления возвратного местоимения?
б) Оно не имеет формы числа;
c) Оно используется при неформальном общении.
5. Определите правильное утверждение:
a) Возвратное местоимение используется только в научном стиле речи;
б) Возвратное местоимение не склоняется;
c) Возвратное местоимение не может иметь рода.
– Где можно применить новые знания?
– Чем отличается возвратное местоимение от личных?
– А теперь давайте скажем «спасибо» нашему гостю, так как сегодня мы познакомились с новым разрядом.
– Оцените свою работу на уроке и поставьте оценки на полях в тетради.
– Поднимите руку. У кого оценки «хорошо» и «отлично»
– Закончить наш урок я хочу словами известного писателя
Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для всех. Лев Кассиль
Спасибо за урок! Д.з упр. 682 (задания 1,3), словарь
Доп. Написать письмо возвратному местоимению
Нарисовать местоимение себя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация моможет учителю организовать самостоятельную работу на уроке.
Урок спектакль . На сцене стоят столы для прокурора, судьи и адвоката. Над центральным столом – эмблема: учебник русского языка на фоне двух шпаг. В углу сцены – трибуна для свидетелей. Учащиеся выст.
Урок русского языка по теме «Склонение личных местоимений» предназначен для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить знания учащихся .
Данная презентация используется на уроке русского языка по изучению темы “Местоимение”.
С помощью данной презентации можно повторить следующий материал по теме “Местоимение”: разряды местоимений, склонение, отличие личных местоимений от притяжательных, говори правильно, правописание мест.
Данный материал будет полезен при повторении темы “Местоимение” и подготовке к ЕГЭ в 10 классе. Работа в группах, заполнение таблиц, анализ художественного текста,создание собственных заданий в форме .
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме “Местоимение. Обобщение”. УМК Рыбченковой Л.М., Александровой О.М.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/05/28/urok-russkogo-yazyka-v-6-klasse-vozvratnoe-mestoimenie
разработка урока русского языка на тему: Возвратное местоимение СЕБЯ.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Разработка урока русского языка на тему “Возвратное местоимение СЕБЯ“ для 6 класса предназначена для отработки умения отличать личные местоимения от возвратного. Работа представлена с использованием игровых элементов, предназначена для закрепления изучения разряда личных местоимений или в качестве новой темы знакомства с возвратным местоимением СЕБЯ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20 СТАНИЦЫ КРАСНООКТЯБРЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
Методическое объединение учителей русского языка и литературы.
Русский язык и литература.
Разработка урока русского языка
на тему “Возвратное местоимение СЕБЯ” для 6 класса.
Работу выполнил Голдабина Ж.А.,
учителей филологического цикла.
Разработка урока русского языка на тему ” Возвратное местоимение СЕБЯ ” для 6 класса предназначена для отработки умения отличать личные местоимения от возвратного. Работа представлена с использованием игровых элементов, предназначена для закрепления изучения разряда личных местоимений или в качестве новой темы знакомства с возвратным местоимением СЕБЯ.
Цели урока : закрепить нахождение местоимений в тексте, различать разряды для правильного написания, грамотно употреблять в речи.
Задачи: развивать орфографическую зоркость учащихся;
развивать творческие способности детей;
воспитывать уважение к слову.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, разноуровневые карточки, иллюстрации из журнала «Мурзилка», сказка, костюмы разрядов местоимений – личных и возвратного, дидактический раздаточный материал.
– Здравствуйте, ребята. Проверьте вашу готовность к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
Работа в парах. Карточки разноуровневые.
- Просклоняйте личное местоимение – ОН.
- Сделайте полный синтаксический разбор предложения: В знойный полдень густая шерсть верблюда нагревается до восьмидесяти градусов.
- Просклоняйте личное местоимение – ОНА.
- Сделайте полный синтаксический разбор предложения: На большой высоте росли высокие березы, клены и неприхотливая арча.
- Просклоняйте личное местоимение – ОНИ.
- Сделайте полный синтаксический разбор предложения: На макушке сухого дерева пустил весеннюю торжественную трель лесной барабанщик дятел.
Остальные работают со мной. По одному выходят к доске и из загадок выписывают местоимения. Определяют лицо и падеж.
- Познакомишься со мной и увидишь шар земной: покажу тебе все страны и моря, и океаны. (Глобус) Дополнительный вопрос отвечающему: Какие слова в русском языке называются местоимениями? Какими членами предложения они могут быть?
- Все его любят, а поглядят на него, так каждый морщится. (Солнце) Дополнительный вопрос отвечающему: Как изменяются местоимения? Назови личные местоимения 1 лица.
- Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой.(Тень) Дополнительный вопрос отвечающему: Сколько лиц встречается у местоимения? Назови личные местоимения 3 лица.
- Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач, на вкус, я как сахар, а сам похож на мяч. (Арбуз) Дополнительный вопрос отвечающему: Назови разряды местоимений? Перечисли личные местоимения 2 лица.
Собрать карточки с ответами. Объявить оценки отвечающим.
- Постановка проблемного вопроса:
– Сегодня у нас на уроке присутствует необычный гость. Сейчас он перед нами выступит, а мы попробуем узнать его. Договорились? Слушайте внимательно.
– Здравствуйте, ребята. Я – удивительное местоимение. В вашем учебнике нашлось место для меня. Выбрало я там работу по себе. Сижу у себя на строчке в обнимку с правилом. Вы про себя это правило прочитаете и хорошенько его запомните. А если у вас не получится его выучить, то я долго не смогу прийти в себя от горя. Встречаются ребята, которые неправильно меня пишут и тогда я само на себя не похоже. А иногда я скрытничаю и хитрю: прямо себе на уме. Иногда я сержусь и могу выйти из себя. А вдруг не вернусь обратно? Вам ведь трудно будет без меня. Так что не огорчайте меня, не выводите из себя, пишите грамотно меня, чтобы я было само на себя похоже. С дружеским приветом от себя!
– Итак, ребята кто же пришел к нам в гости сегодня?
– А как вы думаете, почему именно оно?
– Значит, какая тема нашего урока?
– Правильно. Запишите тему урока в тетрадь.
– Скажите, ребята, а чему мы будем учиться сегодня на уроке?
– Давайте в конце урока это проверим.
– А теперь давайте скажем «спасибо» нашему гостю, так как сегодня не только наш класс знакомиться с новым разрядом, но и другие ребята. Поэтому возвратное местоимение СЕБЯ очень торопиться и не хочет опоздать к ним на урок. До свидания, возвратное местоимение СЕБЯ!
5. – А мы, ребята, с вами сейчас познакомимся с правилом, которое любезно нам оставило – СЕБЯ.
Возвратное местоимение СЕБЯ указывает на то, что совершающий действие направляет его на себя самого. Оно не имеет рода, числа и именительного падежа.
- РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. ВОПРОСЫ:
Почему это местоимение особенное?
Как оно изменяется по падежам?
Склонение местоимения СЕБЯ запишите к себе в тетрадь.
Найдите в учебнике упражнение………
Что вам надо сделать в этом упражнении?
С каким местоимением познакомились сегодня на уроке? Почему его называют особенным? С какими еще местоимениями работали?
- Домашнее задание: выучить правило. По сюжетным картинкам из раздаточного материала составить диалог с использованием изученных местоимений.
- Учебник для 6 класса под редакцией М.М.Разумовской. издательство «Просвещение». Москва,1997г.
- Уроки русского языка в 6 классе Г.А.Богданова, издательство «Просвещение». Москва,1999г.
- Дидактический материал для 6 класса Л.А.Жердева, издательство «Новосибирск»,1998г.
- Веселые уроки. Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса В.Круковер, издательство «Феникс». Ростов-на-Дону,1997г.
- Журнал «Мурзилка», № 2, 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока “Личные местоимения” Учитель: Агафонова Вера Васильевна. Статья отнесена к разделу “Коррекционная педагогика”Цель урока: Обобщить знания детей по теме: “Местоимение”. Совершенствовать.
Данный урок русского языка относится к комбинированному уроку, который построен в системно-деятельностном подходе. Этот урок построен по учебному комплексу В.В.Бабайцевой.
Урок русского языка в технологии развития критического мышления.
Конспект урока русского языка с разноуровневыми заданиями.
Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.
Месоимение как часть речи.
Данный урок был разработан и проведён в 6 класе для детей с ЗПР. Цель урока: повторить ранее изученное о местоимении, познакомить с особенностями склонения местоимения себя, научить употреблять местои.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/04/24/razrabotka-uroka-russkogo-yazyka-na-temu-vozvratnoe