Пушкин сделал!
Home » русский язык » Правописание местоимений (упр. 73-83)
Правописание местоимений (упр. 73-83)
Канакина Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. 2 часть Ответы
Упр. 73. Прочитайте. Продолжите запись склонения местоимений я, ты, мы, вы.
Р. п. (к о г о?) м е ня, т е бя, нас, вас
Д. п. (к о м у?) мне, т е бе, нам, вам
В. п. (к о г о?) м е ня, т е бя, нас, вас
Т. п. (к е м?) мной, т о бой, нами, вами
П. п. (о к о м?) обо мне, о т е бе, о нас, о вас
Упр. 74. Прочитайте.
Раз есть колючки у тебя (Р. п.),
- Подчеркните личные местоимения. Укажите падеж местоимений, употребленных с предлогом.
- Выпишите личные местоимения с предлогом, укажите их начальную форму, лицо, число, падеж.
На меня (н. ф. я, 1-е л., ед. ч., В. п.)
У тебя (н. ф. ты, 2-е л., ед. ч., Р. п.)
Упр. 75. Прочитайте.
Вокруг меня (Р. п.) комар летал
И на меня (В. п.) смотрел, смотрел…
Как дальше быть со мной (Т. п.),
И на меня (В. п.) смотрел в упор,
Терпеть мне (Д. п.) выходки его?
- Как вы поняли выделенное словосочетание?
Смотрел в упор – значит пристально, с небольшого расстояния, не отводя взгляд.
- Укажите падеж над формами личного местоимения 1-го лица единственного числа.
Упр. 76. Прочитайте. Спишите личные местоимения без скобок. Вставляйте пропущенные буквы.
К тебе, перед тобой, с нами, у меня, для меня.
- Составьте и запишите словосочетание, образованное из глагола и любого из данных местоимений с предлогом.
Упр. 77. Прочитайте. Впишите пропущенные формы личных местоимений 3-го лица.
- Подчеркните орфограммы в косвенных формах личных местоимений.
Упр. 78. Прочитайте.
Живёт она (И. п.) в старом ящике.
- Укажите падеж над местоимением 3-го лица.
Упр. 79. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж имён существительных.
без аппетита (Р. п.) – без него
из кастрюли (Р. п.)
на берёзу (В. п.) – на неё
к вокзалу (Д. п.) – к нему
у шофёра (Р. п.) – у него
по улице (Д. п.) – по ней
- Запишите под каждым именем существительным в том же падеже местоимение, которым можно заменить имя это имя существительное.
Упр. 80. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
В соседнем доме, в подворотне,
Живёт серьёзный рыжий кот.
Когда я в школу пробегаю,
Как на ч а сах, меня он ждёт.
Зову его, а кот – ни с места,
Лежит, молчание храня.
Но если я ему не нравлюсь,
Зачем он смотрит на меня?
- Как вы поняли выделенные сочетания слов?
Как на часах – похож на часового, который заступает на пост в нужное время.
Ни с места – никуда не отходит.
- Выпишите словосочетания с местоимениями, употреблёнными в косвенных падежах, укажите их лицо и падеж.
Ждёт (кого?) меня – 1-е л., В. п., зову (кого?) его – 3-е л., В. п., не нравлюсь (кому?) ему – 3-л., Д. п., смотрит (на кого?) на меня – 1-е л., В. п.).
Упр. 81. Прочитайте. Вставьте пропущенные местоимения.
1. Ты скажешь курице, а она всей улице. 2. Не хвали себя сам, пусть тебя (н. ф. ты) народ похвалит. 3. О том кукушка кукует, что гнезда у неё (н. ф. она) нет. 4. Луна светла, да нет от неё (н. ф. она) тепла. 5. Его (н. ф. он) и след простыл.
- Укажите над местоимениями, употреблёнными в косвенных падежах, их начальную форму.
- Подготовьтесь объяснить, как вы поняли смысл последнего предложения.
Его и след простыл – кто-то очень быстро ушёл, убежал, исчез.
Упр. 82. Прочитайте. Назовите сказку.
«Благословите меня, государь мой батюшка родимый: я поеду к зверю лесному, чуду морскому и стану жить у него. Для меня достал ты аленький цветочек, и мне надо выручить тебя».
- Вставьте пропущенные буквы. Выпишите любые три местоимения и укажите их признаки (н. ф., лицо, число, род, падеж).
Меня (н. ф. я, 1-е л., ед. ч., В. п.); у него (н. ф. он, 3-е л., ед. ч., м. р., Р. п.); тебя (н. ф. ты, 2-е л., ед. ч., В. п.).
Упр. 83. Прочитайте.
Скоро мамин праздник, Международный женский день. Подумайте, какую вы напишите маме (бабушке, сестре) поздравительную открытку. Как вы обратитесь к ней? С чем её поздравите? Что ей пожелаете?
- Составьте и запишите поздравление для мамы, бабушки или сестры.
Поздравляю тебя с Международным женским днём 8 марта! Желаю тебе здоровья, счастья, хорошего настроения и послушных детей.
Источник статьи: http://pushkinsdelal.ru/pravopisanie-mestoimeniy-upr-73-83/
Япомню руки матери нужно выписать личные местоимения .рядом с формами косвенных падежей записать их начальную форму (и. п.)
Ответы
это было в маленькой харчевне, расположенной в полуподвале на людной улице. высокий табурет стоял у одноногого стола. с утра до позднего вечера на него садились люди. это были рыбаки, портовые рабочие, приезжие крестьяне. они бывали в разных местах, рассказывали о своей жизни. их одежда пахла морем, землей, дымом или травой. а что видел табурет? изо дня в день он скрипел под грузными телами, раскачивался под непоседливыми рассказчиками и слушал. еще он мечтал увидеть солнце, цветы, почувствовать ветер. с этим табурет старел, все громче стонал он во сне. пришел день и одна из трех ног, предательски задрожав, треснула. пролежав до вечера в чулане, табурет оказался под грустным низким небом, всхлипывающим на сыром ветру.
“мир темен, мокр и холоден” – подумал табурет. в нем нет солнца, смеха, травы и моря. выходит, завсегдатаи его обманули. между тем вокруг раздавался странный и страшноватый треск. так взвизгивала старая мебель, когда ее ломали на дрова. “зато согреюсь” – прощался табурет с жизнью. его снова понесли куда-то.
горел огонь, пахло краской и лаком. горячий клей обжигал треснувшую ногу. седловину что-то скребло, блестящие винты впивались в скрипучие суставы.
и пришло утро. табурет испуганно ждал. вставало солнце, розовели белые столбики. вымытый пол приятно холодил тонкие ноги, а ветер раскачивал терпкие кудряшки. “у меня есть кудряшки! я в белом, кругом я в раю! ” – думал табурет.
над домом разливался солнечный свет. легкий ветер доносил с моря соленый запах, играл с резными листьями цветка, что стоял на белом высоком табурете прованской террасы.
Источник статьи: http://0tvet.com/russkij-yazyk/question10741224
Личные местоимения в русском языке: примеры предложений с личными местоимениями
Личные местоимения – это группа местоимений, указывающих на лицо или предмет. В русском языке восемь личных местоимений: я , ты , он , она , оно , мы , вы , они .
Личные местоимения называют лицо/предмет не конкретно, а по отношению к говорящему или пишущему. Например, слово «я» или «ты» может обозначать любого человека – все зависит от того, кто с кем говорит.
Я и мы – личные местоимения первого лица, они обозначают говорящего или группу, к которой он себя относит.
Ты и вы – местоимения второго лица. Они указывают на того или на тех, к кому обращается автор.
Он , она , оно и они – местоимения третьего лица. Они указывают на тех, кто не принимает непосредственного участия в коммуникации. Подразумевается человек, предмет или явление, о котором говорилось ранее или будет сказано.
Местоимение – часть речи, заменяющая существительные, прилагательные, наречия и числительные. Местоимения указывают на определенный предмет, лицо, свойство или число, но не называют их прямо.
Склонение личных местоимений по падежам
Личные местоимения в русском языке склоняются по падежам (я, меня, мне), изменяются по лицам и числам (я – мы, ты – вы, она – они), а в третьем лице единственного числа – еще и по родам (он, она или оно).
Интересно, что личные местоимения в косвенных падежах меняются на слова, совсем не похожие на начальную форму. Например, в винительном падеже: я – меня, ты – тебя, он – его, она – её, оно – его, мы – нас, вы – вас, они – их. К счастью, носителям русского языка эти супплетивные формы хорошо знакомы с самого детства, и трудностей не возникает.
Таблица склонения личных местоимений
Склонение: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падеж
Я . Меня, мне, меня, мной/мною, обо мне
Ты . Тебя, тебе, тебя, тобой/тобою, о тебе
Он . Его/него, ему/нему, его, им/ним, о нём
Она . Её/нее, ей/ней, её, ей/ею/ней/нею, о ней
Оно . Его/него, ему/нему, его, им/ним, о нём.
Склонение: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падеж
Мы . Нас, нам, нас, нами, о нас
Вы . Вас, вам, вас, вами, о вас
Они . Их/них, им/ним, их, ими/ними, о них
После предлогов в начале местоимений третьего лица появляется буква Н: за него; у неё; при них; в нём; о ней . Примеры:
- Я встретил её на улице.
- Я очень надеялся на неё.
- Мы с друзьями часто вспоминали их.
- Мы с друзьями часто вспоминали о нём.
Роль личных местоимений в предложении
В предложении личное местоимение чаще всего служит подлежащим либо дополнением.
Они отлично поработали . Поработали кто? «Они» – подлежащее.
Его попросили уйти . Попросили кого? «Его» – дополнение.
К личному местоимению невозможно прямо добавить определение: необходимо использовать обособленные определения или приложения.
- Мне, молодому и неопытному студенту, всё было в диковинку.
- Человек добрый и скромный, он был всеми любим.
Предложения с личными местоимениями. 10 примеров из русской литературы
Увидя его, они бросились было бежать. (А.С. Пушкин. «Дубровский»)
Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая. (М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»)
Наконец он решился перенести свои визиты за город и навестить помещиков Манилова и Собакевича, которым дал слово. (Н.В. Гоголь. «Мертвые души»)
Взяв булку, он дунул на неё и положил на стол. (И.А. Гончаров. «Обломов»)
– Мне скучно было без вас, – сказала она, нежно улыбаясь ему. (Л.Н. Толстой. «Война и мир»)
Одним словом, про них говорилось чрезвычайно много похвального. (Ф.М. Достоевский. «Идиот»)
– Ах, как хороша ты была! (И.А. Бунин. «Темные аллеи»)
Я лишь попытаюсь записать то, что вижу, что думаю – точнее, что мы думаем. (Е.И. Замятин. «Мы»)
В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда. (А.П. Платонов. «Котлован»)
– У вас – девка невеста, у нас – жених. (М.А. Шолохов. «Тихий Дон»)
Источник статьи: http://www.anews.com/p/126547361-lichnye-mestoimeniya-v-russkom-yazyke-primery-predlozhenij-s-lichnymi-mestoimeniyami/
Падежи в русском языке: косвенные падежи, вопросы косвенных падежей
Что такое падежи: прямой и косвенные
В современном русском языке шесть падежей – грамматических категорий, которые указывают на роль существительных, местоимений, прилагательных, причастий и числительных в предложении. Падеж показывает, как одно слово связано с другими.
Прямой падеж в русском языке один – именительный . В именительном падеже существительное отвечает на вопрос «кто? что?»
Человек вышел из дома . Кто? Человек. Это слово стоит в именительном падеже. Существительное в этом предложении играет роль подлежащего.
Косвенные падежи – это все падежи, кроме именительного: родительный, дательный, винительный, творительный и предложный .
Человека не было на месте . Кого? Человека. Это родительный падеж.
Человеку сказали ждать. Кому? Человеку. Это дательный падеж.
Вопросы косвенных падежей
Родительный . Вопросы: кого? чего?
Женщина родила (кого?) прекрасного ребенка.
Нам очень не хватало (чего?) вашего внимания.
Дательный . Вопросы: кому? чему?
Премию дали (кому?) главному инженеру.
Перейдем к (чему?) более важному вопросу.
Винительный . Вопросы: кого? что?
В ошибке винят (кого?) неосмотрительного директора.
Мы хотим устранить (что?) главную проблему.
Творительный . Вопросы: кем? чем?
Парень был восхищен (кем?) прекрасной девушкой.
Маляр покрасил стену (чем?) большой кисточкой.
Предложный . Вопросы: о ком? о чем?
Расскажи мне (о ком?) об этом человеке.
Мы совсем забыли (о чем?) о скором отъезде.
Предлоги косвенных падежей
Существительные в именительном падеже употребляются без предлога.
А вот в косвенных падежах они могут употребляться как без предлогов, так и с предлогами.
Именительный: жизнь, любовь, друг, собака, река.
Родительный: без конца, от друзей, из леса, вокруг усадьбы, с горы, у дома.
Дательный : к берегу, по кругу.
Винительный : про учителя, в пещеру, на крышу, за забор, через кусты.
Творительный : с приятелем, за пазухой, под одеялом, над полем, между домами.
Предложный : о будущем, об охоте, в задумчивости, на палубе, при деньгах.
Звательный падеж
В прошлом в русском языке существовал еще и звательный падеж : он использовался при обращении к кому-либо.
Его мы встречаем в архаичных текстах. Например, у Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Чего тебе надобно, старче?» Старче – слово в звательном падеже. Также в молитвах слово «Боже» – это существительное «Бог» в звательном падеже.
Да и сегодня мы иногда обращаемся к кому-то, ставя имя в «звательной» форме. Например, зовем Петю: «Петь, слушай». Или говорим Маше: «Маш, пойдем отсюда».
Словосочетания в косвенных падежах
Окончание слова зависит от того, в каком падеже оно стоит. У носителя языка обычно не возникает трудностей с таким согласованием, когда слово одно.
Но нередко нужно согласовывать целые словосочетания – тогда стоит задать подходящий вопрос и поставить каждое слово (существительное, местоимение, прилагательное, причастие, числительное) в правильную форму. Рассогласование слов – серьезная речевая ошибка.
Родительный . Есть кто/что?
Он, Иван, первый умный и думающий студент.
Родительный . Нет кого/чего?
Его, Ивана, первого умного и думающего студента.
Дательный . Дать кому/чему?
Ему, Ивану, первому умному и думающему студенту.
Винительный . Винить кого/что?
Его, Ивана, первого умного и думающего студента.
Творительный Гордиться кем/чем?
Им, Иваном, первым умным и думающим студентом.
Предложный . Думать о ком/о чем?
О нем, об Иване, первом умном и думающем студенте.
Источник статьи: http://www.anews.com/p/124683282-padezhi-v-russkom-yazyke-kosvennye-padezhi-voprosy-kosvennyh-padezhej/