Меню Рубрики

Ямб это двусложный стихотворный размер с ударением на

Стихотворные размеры в таблице с примерами

Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

1) расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).

2) расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.

3) составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _, а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

1) Пронумеровать все слоги в строке.

2) Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.

2) Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.

3) Выписать подряд номера ударных слогов.

4) Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:

  • 1-3-5-7-9 — хорей
  • 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
  • 1-4-7-10 и т.д. — дактиль
  • 2-5-8-11 — амфибрахий
  • 3-6-9-12 — анапест

Таблица «​Двухсложные стихотворные размеры»

То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

двусложный размер с ударением на первом слоге.
То есть первый слог – ударный,
второй – безударный (это одна стопа).
Далее (начинается 2 стопа) рисунок повторяется:
третий слог – ударный, четвертый – безударный (это вторая стопа).
И опять: пятый (если он есть) ударный, шестой – безударный (третья стопа) и т.д. двусложный размер с ударением на втором слоге.
То есть в ямбе наоборот – первый слог безударный, а второй ударный.
Далее (вторая стопа) третий слог вновь безударный, а четвертый ударный и т.д.

Номер ударных слогов

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,
Ви́хри сне́жные крутя́;
То, как зве́рь, она́ заво́ет,
То запла́чет, как дитя́…
(А.С. Пушкин)

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)

Таблица «Трехсложные стихотворные размеры»

То есть стихотворная стопа такого размера будет состоять из трех слогов.

Названия

трёхсложный размер с ударением на первом слоге.
То есть в дактиле первый слог ударный, второй и третий безударный;
далее (вторая стопа) – ударный четвертый, пятый и шестой слоги – безударные.

Трёхсложный размер с ударением на втором слоге, первый и третий слоги в стопе – безударные.
Далее (вторая стопа): четвертый – безударный, пятый – ударный, шестой – безударный

Трёхсложный размер с ударением на последнем, третьем слоге,
а первый и второй слоги – безударные.

Номер ударных слогов

В рабстве спасённое
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М.Ю. Лермонтов)

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)

Стихотворный размер «Спондей»

Спондей — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как правило, в таких стихах ритм несколько сбит, нарушен ритмический рисунок стиха. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд, то есть два ударных слога могут стоять рядом друг с другом.

Пример:
Швед, русский — колет, рубит, режет – здесь ударный «Швед» соседствует с «русским», первый слог которого также стоит под ударением.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон, –
И смерть, и ад со всех сторон.

(А.С. Пушкин)
Классический пример — начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:
«Мой дядя самых честных правил…»
Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. То есть соседствуют ударный «Мой» и «дядя». Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

Если определяя размер стихотворения, то есть расставляя словесные и ритмические ударения, вы сталкиваетесь со спондеем, но вся остальная схема говорит о том, что текст написан ямбом (как, например, в случае с «Евгением Онегиным»), значит ямб и есть размер этого фрагмента.

Источник статьи: http://pishi.pro/kak-stat-pisatelem/teoriya-literatury/656-stihotvornye-razmery-v-tablicze-s-primerami.html

Стихотворные размеры

В этой статье я хочу коротко и понятно объяснить, что такое стихотворный размер, какие стихотворные размеры существуют, как их запомнить и определить размер стиха.

1. Что такое стихотворный размер?

Размер стиха (метр, метрическая схема) – число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.

Стопа – это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

2. Какие существуют стихотворные размеры?

Стихотворные размеры делятся на двусложные и трехсложные (в зависимости от количества слогов в стопе).

К двусложным относятся ямб и хорей, а к трехсложным: дактиль, амфибрахий, анапест. Всего 5 стихотворных размеров.

Разберем каждый из них по отдельности.

Хорей – двусложная стопа, ударение падает на первый слог.

Б у́ ря мгл о́ ю н е́ бо кр о́ ет,
В и́ хри сн е́ жные крут я́ ;
То, как зв е́ рь, она зав о́ ет,
То запл а́ чет, как дит я́ ,

Ямб – двусложная стопа, ударение падает на второй слог.

Я п о́ мню ч у́ дное мгнов е́ нье:
Передо мн о́ й яв и́ лась т ы́ ,
Как мимол е́ тное вид е́ нье,
Как г е́ ний ч и́ стой красот ы́ .

Дактиль – трехсложная стопа, ударение падает на первый слог.

Т у́ чки неб е́ сные, в е́ чные стр а́ нники!
Ст е́ пью лаз у́ рною, ц е́ пью жемч у́ жною
Мч и́ тесь вы, б у́ дто как я́ же, изгн а́ нники
С м и́ лого с е́ вера в ст о́ рону ю́ жную.

Амфибрахий – трехсложная стопа, ударение падает на второй слог.

Анапест -трехсложная стопа, ударение падает на третий слог.

О, весна́ без конца́ и без кра́ю —
Без конца́ и без кра́ю мечта́!
Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!
И приве́тствую зво́ном щита́!

3. Как запомнить стихотворные размеры?

Начнем с двусложных. Слово “Ямб” начинается на букву”Я”, а т.к. “я” – последняя буква алфавита, то и ударение падает на второй слог. Соответственно, в хорее на первый.

Чтобы не путаться в трехсложных размерах, достаточно запомнить одно кодовое слово: ДАМА. Расшифровывается оно так:

Д – дактиль, Ам – амфибрахий, А – анапест (в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе).

4. Как определить размер стиха?

Чтобы определить размер стиха, нужно:

1. Подчеркнуть гласные буквы.

2. Произнести строку нараспев и расставить ударение.

3. Проанализировать, через какое количество слогов повторяется ударение:

а) если через 1 слог, это двусложный размер: хорей или ямб;

б) если через 2 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.

4. Разделить слоги в строке на стопы (по два или три в каждой) и определить размер стихотворения.

Я пришеел к тебе с приветом,
Рассказа́ть, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.

Определение стихотворного размера:

Ударение через 1 слог, значит стопа двусложная. Разобьем стих на стопы:

Я при|ше́л к те/бе́ с при/ве́том,

Расска/за́ть, что/со́лнце/ вста́ло,

Что о/но́ го/ря́чим/ све́том

По ли/ста́м за/трепе/та́ло.

В данном случае, в каждой стопе ударение падает либо на первый слог, либо вовсе отсутствует (такое тоже возможно)

Т.к. во всех стопах, где присутствует ударение, оно падает на первый слог, то стихотворный размер – хорей.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5b41b6c01577a800a9b6f4bb/stihotvornye-razmery-5b44946eccce4f00a9f3066a

Adblock
detector