Меню Рубрики

Языковые антонимы контекстуальные антонимы

Контекстные антонимы – это. Примеры предложений с контекстными антонимами

Антонимы – это слова, противоположные по значению. Например: светлый – темный; жизнь – смерть; подниматься – опускаться.

Контекстные антонимы или контекстуальные антонимы – это слова, противоположные по значению лишь в конкретной ситуации, в определенном контексте. Например: ум и сердце; таланты и поклонники; солнце и луна.

Контекстные антонимы. Пример

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
А.С. Пушкин

В русском языке слова волна и камень не являются антонимами, они не противоположны по значению. Но в данном контексте поэт прямо противопоставляет их друг другу, превращает слова в антонимы.

Другой пример: пьеса А.Н. Островского называется «Волки и овцы». Здесь волки и овцы – контекстуальные синонимы, хотя в русском языке эти слова вовсе не противопоставляются друг другу.

Контекстные антонимы носят индивидуально-авторский характер, они «работают» только в окружении других слов.

Контекст – это относительно законченная по смыслу часть текста или высказывания. Общий смысл контекста складывается из значений отдельных слов. В то же время контекст помогает прояснить значение каждого слова.

Автор выявляет противоположные качества у различных понятий и на этом основании противопоставляет их в контексте: не мать, а дочь ; не железо, а глина; не океан, а капля .

Примеры контекстных антонимов

Я царь, – я раб, – я червь, – я бог!
Г.Р. Державин

Для вас – века, для нас – единый час.
А. Блок

Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
М. Цветаева

И они обе схватились за руки и обе ровно и шибко побежали,– одна ясная, как день, другая темная, как южная ночь .
Н.С. Лесков

Вы свет, а я похож на тьму;
Вы веселы, а я печален;
Вы параллельны ко всему,
А я, напротив, вертикален!
А.К. Толстой

Источник статьи: http://www.anews.com/p/112594695-kontekstnye-antonimy-ehto-primery-predlozhenij-s-kontekstnymi-antonimami/

Что такое антонимы. Примеры антонимов

Антонимы – это слова, противоположные по смыслу. Они составляют так называемые антонимические пары: правда – ложь, добрый – злой, день – ночь .

Обычно антонимы – слова одной части речи, они отвечают на один и тот же вопрос. Существительному противопоставляется существительное ( храбрец – трус ), прилагательному – прилагательное ( большой – маленький ), глаголу – глагол ( говорить – молчать ).

Антонимы часто характеризуют качества ( хороший – плохой ), отношения пространства и времени ( высокий – низкий, ранний – поздний ), количество ( единственный – многочисленный ). Противоположными могут быть слова, обозначающие действия или состояния ( смеяться – плакать ).

Противоположность анонимам – синонимы , то есть разные слова, обозначающие одно и то же.

У одного слова может быть множество антонимов, которые синонимичны друг другу. Например, антонимами к слову веселый могут быть слова грустный, печальный, унылый, скучный, невеселый . А антонимами к слову свежий могут выступать слова черствый, увядший, гнилой, тухлый и др.

К любому ли слову есть антоним?

Антонимов в языке меньше, чем синонимов. Ведь большинство слов невозможно противопоставить другим по какому-то признаку. Например, в языке нет антонимов у собственных имен, местоимений и числительных: Париж , оно или десять .

Однако к массе слов можно придумать контекстуальные антонимы, используя переносное значение. Например, см ешенье языков: французского с нижегородским (А.С. Грибоедов).

Антонимы противоположны друг другу, но между ними в семантическом ряду могут стоять «промежуточные» слова. Пример: Богатый – обеспеченный – малоимущий – нищий . Другие антонимические пары лишены полутонов: мальчик – девочка, вверх – вниз .

Какими бывают антонимы?

Однокоренные и разнокоренные антонимы

Некоторые антонимы имеют в составе один и тот же корень, но различаются приставками: открыть – закрыть, удачный – неудачный, революция – контрреволюция .

В основе других антонимов лежат различные корни: светлый – темный, жизнь – смерть .

Языковые и контекстуальные антонимы

Языковые антонимы существуют независимо от воли человека, который их использует. Примеры: богатый – бедный, старый – молодой, далекий – близкий . Такие антонимы еще называют узуальными.

Контекстные антонимы противопоставляет автор по собственной воле. В других случаях эти же слова не являются противоположностью. Пример: Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (А.С. Пушкин).

Антонимы-фразеологизмы

Антонимами могут быть целые словосочетания и устойчивые обороты речи – фразеологизмы . Примеры антонимов-фразеологизмов: Куры не клюют – кот наплакал; в двух шагах – у черта на рогах ; сидеть сложа руки – работать не покладая рук .

Примеры антонимов

Существительные-антонимы

Восход – закат
Война – мир
Добро – зло
Лето – зима
Мужчина – женщина
Утро – вечер

Прилагательные-антонимы

Высокий – низкий
Громкий – тихий
Далекий – близкий
Длинный – короткий
Толстый – тонкий

Глаголы-антонимы

Бежать – стоять
Брать – давать
Молчать – говорить
Строить – ломать
Хвалить – ругать

Наречия-антонимы

Впереди – сзади
Рано – поздно
Скучно – интересно
Тут – там
Утром – вечером

Источник статьи: http://www.anews.com/p/100653699-chto-takoe-antonimy-primery-antonimov/

Синекдоха, парцелляция, контекстуальные антонимы, инверсия в задании 26 на ЕГЭ по русскому языку

Ирина Кривенкова (кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку).

Это видео я хотела бы посвятить частичному разбору 26 задания, которое проверяет ваши знания языковых средств выразительности. В качестве языкового материала я предлагаю взять всего лишь 4 строчки из известного стихотворения М. Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокой…».

Анализируя данный поэтический отрывок, мы запомним с вами довольно большое количество базовых понятий, входящих в теоретическую часть 26 задания.

Давайте разберемся, на какие группы делятся языковые средства выразительности. Сразу оговорюсь, что разные издания, готовящие школьников к ЕГЭ по русскому языку, дают разные классификации. Предлагаю такое деление:

1. Тропы – это речевые обороты, которые основываются на употреблении слов в переносном значении. Например, метафора, символ, гипербола, литота и др.

2. Лексические средства выразительности. К ЛСВ относят: синонимы и контекстные синонимы, антонимы и контекстные антонимы, фразеологизмы, диалектизмы, устаревшие слова и др.

3. Синтаксические средства выразительности – это особые синтаксические структуры, усиливающие эмоциональность речи.

Например, анафора, эпифора, парцелляция, умолчание и др.

Начертим таблицу и будем заполнять ее по мере усвоения материала.

Инверсия

Прочитаем это четверостишие:

Обратимся к первой строчке: «Белеет парус одинокой». «Белеет» является сказуемым, «парус» – подлежащим. Подобные изменения привычного порядка слов, когда сначала идет подлежащее, а потом – сказуемое, называется инверсией. Первая схема инверсии: сначала – сказуемое, затем – подлежащее. «Парус» – это определяемое слово, «одинокой» – это определение. Сначала – определяемое слово, а затем – определение, – это тоже инверсия.

Инверсия – это изменение обычного порядка слов в предложении для достижения определенной художественной цели. В связи с тем, что инверсия относится к уровню предложения, мы записываем ее в третий столбик «Синтаксические средства выразительности». Теперь поставьте, пожалуйста, видео на паузу и попробуйте найти в этом четверостишие еще примеры инверсии.

Ответы: «в тумане голубом», «ищет он», «в стране далекой», «кинул он», «в краю родной».

Синекдоха

Мы вновь на первой строчке.

Обратите внимание на слово «парус». Под парусом подразумевается целая лодка. Здесь называется часть вместо целого. Подобный прием именуется синекдохой. Обратите внимание на ударение, оно стоит на втором слоге.

Синекдоха – это часть вместо целого.

Обращаю ваше внимание, что синекдоха является разновидностью метонимии, но этот троп мы будем разбирать чуть позже. Для большей ясности я приведу еще пару примеров.

«Стадо в сто голов». Мы не говорим «стадо в сто коров» или «стадо в сто животных». Мы обозначаем часть вместо целого.
«И слышно было до рассвета, как ликовал француз». Конечно, речь идет не об одном человеке, а о народе в целом.

В связи с тем, что синекдоха – это образ, основанный на употреблении слова в переносном значении, мы записываем ее в первый столбик «Тропы».

Эпитет

Мы все еще на первой строчке. Обратите внимание, что к образу паруса добавлено прекрасное художественное определение «одинокой». Оно вызывает определенное эмоциональное отношение. Подобные определения называются эпитетами.

Эпитет – это красочное определение.

Теперь поставьте видео на паузу и попробуйте найти в этом четверостишие еще примеры эпитетов.

Ответы: «голубом», «далекой», «родном».

Эпитет мы записываем в первый столбик таблицы.

Риторические восклицания

Перемещаемся на вторую строчку. Обратите внимание, что в конце предложения стоит восклицательный знак. Это риторическое восклицание.

Риторическое восклицание помогает передать эмоциональный подъем высказывания. Риторическое восклицание мы записываем в третий столбик.

Умолчание

Помимо восклицательного знака мы здесь видим многоточие. Этот прием называется умолчанием.

Умолчание – это намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи.

Поставьте, пожалуйста, видео на паузу и попробуйте найти в этом четверостишие еще примеры умолчания.

Как мы видим, знаки препинания помогают создать определенный эмоциональный настрой и выразить авторскую позицию.

Умолчание мы заносим в третий столбик таблицы.

Анафора

Перемещаемся на третью и четвертую строчки. Их анализировать мы будем одновременно. Если вы заметили, они начинаются одинаково со слова «что». Подобное единоначатие называется анафорой.

Анафора – повтор слова или оборотов в начале отдельных частей высказывания.

Анафору мы заносим в третий столбик.

Синтаксический параллелизм

Как правило, анафора тянет за собой другую фигуру речи – синтаксический параллелизм.

Синтаксический параллелизм – это расположение рядом сходных синтаксических конструкций для создания единого поэтического образа.

Давайте проведем несложный синтаксический анализ третьей и четвертой строк и поймем, что же такое параллелизм. В третьей и четвертой строчках слово «что» является дополнением. «Он» является подлежащим. «Ищет» и «кинул» являются сказуемым. «В стране» – обстоятельство места, «в краю» так же является обстоятельством места. «Далекой» является определением, «родном» является определением. Видим, что разбор мы сделали параллельно.

Синтаксический параллелизм мы заносим в третий столбик.

Антитеза

Продолжаем анализировать третью и четвертую строчки:

Здесь явное противопоставление образов. Не даром синтаксический параллелизм тянет за собой антитезу.

Антитеза – это художественное противопоставление образов, положений, ситуаций.

Антитезу записываем в третий столбик.

Риторический вопрос

Обратите внимание, каким знаком препинания заканчиваются третья и четвертая строчки? Вопросительным. Но это вопрос, который не требует ответа. Он привлекает внимание читателя. Подобный вопрос называется риторическим.

Риторический вопрос – это вопрос, поставленный не для того чтобы получить на него ответ, а для того чтобы привлечь внимание к изображаемому явлению.

Риторический вопрос мы записываем в третий столбик «Синтаксические средства выразительности».

Контекстные антонимы.

У нас с вами пустует второй столбик «Лексические средства выразительности». А ведь они есть в этом четверостишие.

Обратите внимание на глаголы «ищет» и «кинул». Они не противопоставлены в языке, но противопоставлены в данном тексте. Поэтому они называются контекстными или контекстуальными антонимами.

Контекстные антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте.

Поставьте, пожалуйста, видео на паузу и найдите в этом четверостишие еще примеры контекстных антонимов.

Ответами будут определения «далекой» и «родном».

Контекстные антонимы мы записываем во второй столбик.

Синонимы

Слова «в стране» и «в краю» сходные по значению и могут быть отнесены к синонимам.

Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения.

Синонимы мы записываем так же во второй столбик.

Символ

Парус – это один из самых известных образов в русской поэзии. Он символизирует одинокую, мятущуюся, мятежную душу. Парус – это человеческая душа, находящаяся в постоянном поиске себя, терзаемая желаниями и страстями, но в то же время абсолютно одинокая. Значит парус – это символ.

Символ – это многозначный образ, объединяющий разные планы изображаемого.

Символ мы записываем в первый столбик таблицы. Мы завершили таблицу. Буквально на основе одного четверостишия мы вспомнили 12 основных средств языковой выразительности.

Источник статьи: http://ege-study.ru/ru/ege/materialy/russkij-yazyk/aktualnye-video/sinekdoha/

Adblock
detector