Меню Рубрики

Зачем личные местоимения в речи 3 класс

Урок русского языка: “Роль личных местоимений в речи” (3-й класс)

Цели:

  • Закрепить знания учащихся о местоимении.
  • Выявить и обосновать роль личных местоимений в речи.
  • Развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, мышление, память, умение работать в группах.
  • Воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: Сигнальные карточки.

Ход урока

1. Организация класса

Учитель: Прочитайте высказывание. (Нас ждут великие они.)

– Как понимаете смысл? – Почему не ясен смысл высказывания? (Неверно употреблено местоимение они.)

– А какую особенность местоимений мы знаем? (Указывают на лицо, но не называют.)

– Какие слова вы можете предложить вместо местоимения они?

– А теперь посмотрите, какие слова я выбрала девизом нашего сегодняшнего урока. (Нас ждут великие дела.)

2. Сообщение темы урока

– Сегодня на уроке мы узнаем о роли личных местоимений в речи.

– Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место после существительных и глаголов.

3. Теоретическая разминка

– Давайте посмотрим, насколько хорошо вы знаете местоимения.

  • Что такое местоимение?
  • Как называют местоимения, которые указывают на лица? (личные)
  • С помощью какого местоимения человек указывает на себя? (я)
  • В каких случаях местоимение Вы пишется с заглавной буквы?
  • Какое местоимение вы используете, если надо указать на человека женского пола, который не участвует в разговоре? (она)
  • Назовите местоимение 2лица ед. числа. (ты)
  • Какие местоимения изменяются по родам? (3 лица ед. числа)

4. Чистописание

– Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах:

– Какую вы видите закономерность? Какую букву мы будем писать?

– Напишите пары букв. В каждую пару входит буква ф и по очереди буквы в алфавитном порядке.

5. Словарная работа

– Написание нового словарного слова вы узнаете, отгадав загадку:

Весь день стоят на улице,
Прохожими любуются.
Их служба начинается,
Когда уже смеркается,
И не погаснут до зари
Глаза ночные … (фонари)

Толковый словарь русского языка Ушакова.

– Осветительный прибор в виде той или иной формы коробки или ящичка со стеклянными стенками, в котором помещается какой-нибудь источник света.

– Сколько значений у слова фонарь? Как называются такие слова?

– Запишите слово, поставьте ударение, обозначьте орфограмму.

– Вам известны “Царь-колокол”, “Царь-пушка”, а еще есть “Царь-фонарь”, который находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Этот фонарь высотой более двух метров, весом 160 кг, несли его перед крестным ходом на Пасху восемь человек.

– От слова фонарь образуйте и запишите однокоренные слова. Разберите по составу.

– Какие слова называем однокоренными?

– Каким местоимением можно заменить слово фонарь?

– Устно проанализируйте личное местоимение он как часть речи.

6. Работа по учебнику

– Открыли учебники с.60 упр.299.

– Читаем и выполняем задания.

– Прочитайте отредактированный текст.

– Какую роль выполняют местоимения? (Они указывают на предмет, но не называют его).

– Каким местоимением заменили существительное звезда?

– Письменно выполним морфологический разбор местоимения она. (учащийся за доской)

– Длинна и нудна была бы наша речь, если бы в ней не было местоимений. Мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные и прилагательные. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство.

7. Работа с сигнальными карточками

– Приготовили сигнальные карточки, я буду диктовать строчки из стихотворений С.Я. Маршака, а вы находить местоимения, указывать их лицо и число.

Вы разве не знаете папы – (2 л. мн. ч.)
Большого рыжего льва?
У него тяжелые лапы (3 л. ед. ч.)
И косматая голова.
Он громко рычит басом (3л. ед. ч.)
И слышно его далеко (3 д. ед. ч.)
Он ест за обедом мясо, (3 л. ед. ч.)
А мы сосем молоко. (1 л. мн. ч.)

Правда, дети, я хорош? (1 л. ед. ч.)
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы. (1 л. ед. ч.)

Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки (2 л. мн. ч.)
На лугу среди травы.
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.

– Кто знает, из какого сборника С.Я. Маршака взяты эти стихотворения?

8. Письмо по памяти. Работа в группах.

– А сейчас мы поработаем в группах.


строки

предложения
Личные местоимения
1-го лица 2-го лица 3-го лица
ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч.
1 +
2 +
3 + + +
4 +

1) Если ты сорвешь цветок.
2) Если я сорву цветок.
3) Если мы сорвем цветы.
4) Если он, и я, и ты.

То окажутся пусты
И деревья, и кусты.

– Чтобы открыть сейф знаний, необходимо расшифровать код в соответствии с данными таблицы. Соотнеси предложения с заданиями таблицы.

1 группа – 1-я строка (Если я сорву цветок.)
2 группа – 2-я строка (Если ты сорвешь цветок.)
3 группа – 3-я строка (Если он, и я, и ты,)
4 группа – 4-я строка (Если мы сорвем цветы.)

– У этого стихотворения есть продолжение:

То окажутся пусты
И деревья, и кусты.

– О чем это стихотворение? К чему призывает это стихотворение? Почему нельзя рвать цветы в лесу и на лугу?

– Назовите знакомые орфограммы, которые встречаются в 1 строке.(сорвешь, цветок)

– В каких словах еще встречается приставка со?

– Какая приставка в слове окажутся. Обратите внимание на написание –тся.

– Какие орфограммы в слове деревья?

Физкультминутка

– А теперь встанем и,читая, изобразим стихотворение.

– Расскажите стихотворение в парах друг другу, изображая.

– Как оформляется стихотворение на письме?

– Внимательно прочтите стихотворение про себя, приготовьтесь к письму по памяти.

– Запишите, сколько запомнили, запятые поставите при проверке.

– Назовите местоимения, которые встретились в стихотворении.

– Возникает вопрос: “А зачем нам нужно так часто повторять местоимения? Разве нет альтернативы среди других частей речи?” Нет, без местоимений обойтись нельзя, а в силу частого употребления и малого количества повторение их неизбежно, так как постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, о которых уже упоминалось раньше.

9. Развитие речи. Мини-сочинение “О себе”

– Зачем у вас на партах орфографические словари?

– Правильно, орфографические словари помогут вам при написании мини-сочинений о себе.

– Письменно ответьте на поставленные вопросы, подчеркните местоимения, которые встретятся в вашем тексте.

1) Как меня зовут?
2) Сколько мне лет?
3) Что я люблю делать?

10. Подведение итогов

– Подведем итог. Какова же роль местоимений в нашей речи?

– Ваши достижения на уроке. Оцените вашу работу на уроке.

Дополнительное задание.

1) Я укорял меня за невнимательность.
2) Он хвастун: всё время хвалит самого себя.
3) Он обиделся на их.
4) Мы с ими давно дружим.
5) Они ждали него.
6) Я горжусь ним.

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/566346/

Урок русского языка по теме:«Понятие о местоимении. Личные местоимения».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Знакомство с новой частью ре­чи – личными местоимениями, фор­мирование умения выделять их в ре­чи и правильно употреблять.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

городского округа город Фролово

Открытый урок по русскому языку

Тема: «Понятие о местоимении.

Тема урока : «Понятие о местоимении. Личные местоимения».

1) знакомство с новой частью речи – личными местоимениями, формирование умения выделять их в речи и правильно употреблять; совершенствование умения производить морфологический и морфемный разборы;

2)обогащение активного словаря; развитие зрительной памяти, творческих способностей, мышления, внимания; развитие коммуникативных общеучебных умений.

3) воспитание уважительного отношения к близким, самостоятельности, аккуратности.

Оборудование: презентация , деформированный текст на карточке, карточки для индивидуальной работы.

2. Минутка чистописания. (Слайд 2)

– Отгадайте ребус. 7 я – семья . Какие орфограммы увидели в этом слове? Назовите гласные буквы (е, я). Чем они интересны? Запишите букву я, слово семья. Назовите буквы из слова семья, которые обозначают согласные звуки. Запишите: ся , мя.

3.Словарная работа. (Слайд 3)

— Словарные слова с «опасной» буквой я: яблоко, заяц, рябина.

На какой вопрос отвечают эти слова? Что обозначают? Какая это часть речи? Назовите лишнее слово.

(Индивидуальная работа на карточках)

4. Актуализация опорных знаний.

Закрепление знаний об имени существительном по схеме ( Слайд4)

– Найдите в предложениях существительные, которые относятся к семье. (Слайд 5)

1. Мать подарила нам жизнь и мир вокруг нас.

2. Отец всегда нас защищает и оберегает.

Двое учеников у доски. Морфологический разбор по образцу (Слайд 6)

5. Сообщение темы и цели урока.

– Мы закрепили ваши знания об имени существительном, а какой части речи будет посвящен сегодняшний урок, вы скажете сами. (Чистый слайд 7)

6. Постановка проблемы, открытие нового.

Самое прекрасное слово на Земле – мама. Мама – добрая и ласковая. Мама меня очень любит и никогда не бывает равнодушной. Мама всё умеет.

– О ком этот текст? Какое слово повторяется? Можно ли его заменить? Каким словом?

– Слова, заменяющие другие части речи, – «герои» сегодняшнего урока. (Слайд 8 )

Предлагаю вам игру «Вопрос – ответ». Условие: не называть имен. Ответы записываем в тетради (оставляем две строчки, сбоку место в 2 пальчика):

Как ты обращаешься к товарищу? ( На ты.)

Как ты говоришь о своем друге, когда его нет рядом? О подруге? (Он, она.)

Какого рода слова он, она? Слова какого рода не хватает? (Оно)

Как вы говорите о себе, когда вы все вместе? (мы)

Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку? А еще так обращаются к группе людей. (Вы.)

Как вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом? (они)

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/10/27/urok-russkogo-yazyka-po-temeponyatie-o-mestoimenii

Урок русского языка по теме “Личные местоимения” 3 класс

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Муниципальное образовательное учреждение

Урок русского языка в 3 классе

Тип урока: получение новых знаний

Учитель: Юркова Светлана Николаевна

Цель: формирование знаний о личных местоимениях, как части речи, умений употреблять местоимения в устной и письменной речи.

образовательные: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи, познакомить с личными местоимениями, разъяснить, почему их называют личными, упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений, замене существительных местоимениями в речи;

развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, чувство коллективизма.

Планируемые предметные результаты: Обучающиеся научатся распознавать личные местоимения среди других частей речи; определять грамматические признаки личных местоимений (лицо, число, у местоимений 3-го лица единственного числа- род); употреблять местоимения в тексте.

Планируемые метапредметные результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные : уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

– уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;

– уметь осуществлять самооценку результатов;

– уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе;

– уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение;

– выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

– формулировать понятные высказывания, используя термины;

– уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию;

фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 3 класс

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.

Тема урока «Личные местоимения»
Урок введение новых знаний. Урок проведен с применением технологии развивающего обучения. Основной целью урока является знакомство с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными; развитие умения распознавать местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять их. На уроке применяется ряд методов: беседа, рассказ, практическая работа, частично-поисковый, проблемный, связь теоретических знаний и умений и их применение на практике, сравнение. Межпредметная связь на уроке и данные методы способствуют и побуждают обучающихся к усвоению знаний и созданию ситуации успеха.

1.
Организационный момент.
Цель для педагога: мобилизующее начало урока, обеспечение обучающихся недостающими учебными предметами к уроку, создание благоприятных психологических условий.
Задачи:
– создание положительных эмоций на работу;
– формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.
Метод обучения: беседа, метод и приём организации ситуации успеха на уроке – методика настроения (стишок, для того, чтобы заинтересовать учеников)
Метод организации работы: фронтальный

2.
Изучение нового учебного материала (первая часть).
Цель для педагога:
-учебно-организационные умения: подвести обучающихся к тому, чтобы они самостоятельно сформировали тему и цель урока.
-учебно-интеллектуальные умения: умение определять и решать проблемы.
-учебно-информационные умения: умение работать с реальными объектами как с источниками информации. Развивающий аспект цели данного этапа связан с развитием опоры на собственный опыт и сравнение текстов, развитие речи.
Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями.
Задачи:
– возбуждать интерес к предмету русского языка через побуждение творчески мыслить и создание проблемной ситуации;
– умение говорить правильной речью.
Методы организации на данном этапе работы: беседа, рассказ, опора на жизненный опыт, проблемная ситуация, сравнение, практическая работа.

Этап усвоения новых знаний и первичной проверки понимания нового материала. Продолжение изучения нового материала ( вторая часть).
Цель для педагога:
– помочь сформировать представление о местоимении;
-включить обучающихся в частично-поисковый метод.
Цель для обучающихся:
-продемонстрировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, переносить полученные знания в новую ситуацию.
Методы: частично-поисковый.
Методы мотивирования (стимулирования):
– одобрение, похвала;
– создание ситуации успеха.

3.
Закрепление учебного материала. Мнемонический прием запоминания местоимений
Цель для педагога:
– выявить уровень усвоения учебного материала;
– научить применять полученные знания самостоятельно на практике, которое состоит:
– практики под руководством учителя, коррекции;
– самопроверки, самооценки с помощью готовых ответов на доске.
Образовательный аспект представлен следующим образом:
формирование специальных умений:
– умение обобщать, делать выводы о местоимении;
– умение подбирать нужное местоимение.
учебно-интеллектуальные умения:
– умение решать проблемные вопросы.
учебно-информационные умения:
– уметь последовательно излагать ход своих мыслей при решении новых задач.
Развивающий аспект данного этапа связан с развитием мышления, речи.
Воспитывающий аспект связан с формированием уважительного отношения друг к другу. Он представлен в умении слышать одноклассников, не перебивать их при ответе, воспринимать чужую точку зрения, сопереживать.
Методы работы:
– практический, частично поисковый, проблемный, словесные.
Формы работы: индивидуальная с самопроверкой;
– групповая;
– самооценка.
Критерии определения уровня внимания и интереса школьников:
– доступность и наглядность учебного материала;
– правильное выполнение всеми обучающимися заданий;
– эмоциональный настрой обучающихся.
Методы мотивации (стимулирования) активности обучающихся в ходе освоения нового материала:
– похвала, одобрение;
– самооценка.

– межпредметная связь;
– своеобразное и правильное выполнение заданий;
– доступность учебного материала;
– эмоциональный настрой обучающихся.
Методы мотивирования (стимулирования) обучающих в ходе урока:
– похвала;
– создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала).

I . Организация начала урока. Эмоциональный настрой на урок. (2мин)

Я рада приветствовать в этом классе

– Ребята, вы тоже поприветствуйте друг друга своими улыбками.

2.- Сегодня мы вместе с вами проведем урок русского языка. Я желаю вам, чтобы на уроке присутствовало хорошее настроение, чтобы наш урок вам запомнился, чтобы вы помогали друг другу(применяли правила делового сотрудничества), решали возникающие проблемы вместе, чтобы сделали открытия.

Предлагаю вам самим выбрать символ нашего урока: Солнышко или Тучку?

ПРИКРЕПИТЬ СОЛНЫШКО ( – ПУСТЬ СОЛНЦЕ СВЕТИТ ВАМ В ПУТИ! )

II . Актуализация опорных знаний (5 мин)

3.Учитель: Устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям.

-Давайте вместе прочитаем девиз нашего урока

«Исследование создает новое знание» (Нил Армстронг)

– Кем же вы будете сегодня на уроке? ( ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ )

А кто такие « ИССЛЕДОВАТЕЛИ?» ( Те, кто делают открытия. )

4. В нашей работе будем вести исследовательские журналы и оценочные листы.

Дата нашего исследования уже записана.

НАЧАЛО ИССЛЕДОВАНИЯ – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

5.- Отправляемся в научно-исследовательскую лабораторию.

Младший научный сотрудник подготовил текст .

ВАМ задание: Определите тему текста, прочитав его самостоятельно.

Работаете в парах. ДЕТИ ЧИТАЮТ ТЕКСТ ПРО СЕБЯ.

Лимон применяют для лечения и профилактики многих болезней, так как, лимон обладает жаропонижающим свойством. Лимон используют при лечении дыхательных путей. Лимон полезен при ангине. Если заболели – пейте чай с лимоном!

– …Ваня ……..прочитает этот текст вслух.

– Кто определил тему текста? (о пользе лимона)

-Что заметили в тексте? (Часто повторяется слово лимон)

-Что надо сделать, чтобы избежать повторов?(отредактировать текст).

– Какая часть речи слово лимон ? (Существительное)

– Каким словом можно его заменить? (Он)

– Кто помнит, какой частью речи является слово «ОН»? ( местоимение )

– А почему так назвали эту часть речи? ( занимает «МЕСТО ИМЕНИ» )

III . Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.(2мин)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

6.- Попробуйте сами назвать тему нашего урока. (Местоимения)

-Мы сегодня продолжим изучать местоимения , а раз мы – исследователи, то должны будем сделать открытия и дополнить название нашей темы . (Открывается запись «…….местоимения”).

А -Что нужно вспомнить…. что такое местоимение?( карточка вспомнить…)

Б – Продолжим наблюдать… за ролью местоимения в речи.(понаблюдать..)

В – А потом … сделаем открытия.

IV . Открытие нового знания 15- 20 мин

А – КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О МЕСТОИМЕНИИ И ПРАВИЛО

– Тема урока есть, план действия составили, двигаемся дальше к нашей цели.

– Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных.

– А что вы помните о местоимении? (Ученики вспоминают правило).

Вывод: Местоимение – это часть речи, которая заменяет в речи имена существительные. Местоимения не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них

Б – РОЛЬ МЕСТОИМЕНИЙ В РЕЧИ

– Перечитайте еще раз текст про лимон и сделайте вывод, для чего нужны местоимения? (Избегать повторов, чтобы речь была красивой, Они создают нам речевое удобство, так как экономят время. Они – как запасные игроки на футболе.)

ОТКРЫТИЯ ЧЕРЕЗ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ДЕТЕЙ

– Какие местоимения вы помните?

– Как вы помните , местоимения указывают на предмет, а указывая на предмет, мы указываем на определенное лицо. Поэтому, подумайте как можно назвать эти местоимения? ( Если будут затруднения – Предложить детям образовать от слова «ЛИЦО» имя прилагательное) – ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ – ЭТО И БУДЕТ НАШЕ ПЕРВОЕ ОТКРЫТИЕ.

ДОПОЛНИТЬ ТЕМУ УРОКА НА НОВОМ СЛАЙДЕ

РАБОТА С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЕМ

Учитель показывает Толковый словарь Ожегова.

-Я попросила прочитать в словаре … значения слова личный.

1. Личный – осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.

2. Личный – касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

– Теперь вы , ребята, обязательно запомните, как называются наши местоимения.

– Исследуем наши местоимения с точки зрения того, на кого указывают местоимения:

Местоимения « я, мы» – указывают на того. кто говорит.

Местоимения «ты, вы» – указывают на того, …к кому обращаются с речью.

Местоимения «он, она, оно, они» – указывают на того,. о ком (или о чем).

– Поэтому ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ можно разделить на 3 группы:

– ЭТО БУДЕТ НАШЕ ВТОРОЕ ОКРЫТИЕ

– Продолжим наблюдать за нашими местоимениями по столбикам:

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ МЕСТОИМЕНИЯ 1 СТОЛБИКА ОТ МЕСТОИМЕНИЙ 2 СТОЛБИКА?

– Местоимения 1 столбика стоят в ед. ч., а местоимения 2 столбика – во мн. ч.

– ЭТО НАШЕ СЕГОДНЯ ТРЕТЬЕ ОТКРЫТИЕ.

– А какие местоимения вас особенно заинтересовали? ( 3 л ед ч )

– В чем их особенность? ( – они изменяются по родам )

ПО ВРЕМЕНИ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ ЗАГАДКУ

Утром так заведено-
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет оно
Розовой жар – птицей, ( солнце )
А стемнеет – он придет: ( месяц )
Тоненький, смущенный.
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок прошел – плывет она ( луна )
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна.

– Как, вы, думаете, где мы можем проверить , ПРАВИЛЬНО ли сделаны открытия?

В УЧЕБНИКЕ: ЧТЕНИЕ ПРАВИЛА стр.92

Местоимение-это часть речи. Местоимения указывают на предметы, но не называют их.

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения. (указывают на лицо или лица)

Местоимения я, мы указывают на того, кто говорит.

Местоимения ты, вы указывают на того, к кому обращаются с речью.

Местоимения он, она, оно, они указывают на того, о ком (или о чем) говорят. (Читают и смотрят на экран – физ-ка для глаз)

-Местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, т.е. бывают (в единственном и мн. Числе)

V . Первичное закрепление знаний. (5мин)

Работа в паре с текстом. Время (песочные часы)1мин

Вставь пропущенные буквы в словах. Вместо пропусков впиши местоимения подходящие по смыслу .

1…люблю наблюдать за птицами. 2 … ловко перел..тают с ветки на ветку.

3. В..р..бей – непоседа! 4 … шустро прыгает по снегу.

5В..р..на – птица серьёзная. 6…долго может с..деть на одном месте.

Пара, которая выполнит задание подает сигнал «домиком»

-Какие пропущенные буквы поставили в словах?

– Что это за слова ворона, воробей. (- словарные слова)

Оцените эту работу оценочных листах.

-Какие местоимения вписали?

-Вместо каких слов поставили местоимения? (- имени существительного)

– На какие вопросы отвечает существительное, местоимение? (Кто?Что?)

– Что обозначает существительное? (- предмет)

– А местоимение? (- указывает на предмет, но не называет его)

Оцените свою работу в паре.

– Кто может сказать, как называются местоимения, которые вы вставили?

– Определим лицо и число местоимений.

Я, ты, он, она
Вместе – целая страна
Вместе – дружная семья
В слове мы – сто тысяч я
Большеглазых, озорных
Черных, рыжих и льняных
Грустных и веселых
В городах и селах

Над тобою солнце светит
Родина моя
Ты прекрасней всех на свете
Родина моя
Я люблю, страна, твои просторы
Я люблю твои поля и горы
Сонные озера и бурлящие моря.

VI . Вторичное закрепление знаний.

1 гр: 1 ряд – “Четвертое лишнее”

Доказать, почему “лишнее” слово в каждой строчке.

2 гр: 2 ряд -“Сколько местоимений?” – 4

Разговор бабушки с внуком .

— Алло! Это я. Ты слышишь меня?

3 гр: 3 ряд – РАБОТА С ДИСКОМ.

Занесите в исследовательские журналы, все что узнали о местоимении.- 5 мин

(Представители от группы выходят к доске и читают по одному пункту)

1.Местоимение-это часть речи

2.Употребляется вместо имени существительного.

3.Не называет, а указывает на предмет.

4.Местоимение отвечает на вопросы Кто? Что?

-Почему 3 местоимения в ед. числе?(изменяются по родам)

Оцените работу в группе в оценочных листах.

VII . Включение нового материала в систему знаний.(2 мин)

-Я научу вас народной мудрости, как запомнить местоимения.

-А как запомнить местоимения 3 лица?(Все на букву о)

VII I. Итоги урока. Рефлексия деятельности. Домашнее задание ( 3 мин ).

– Какие цели мы ставили в начале урока?

Оправдались наши ожидания?(СОЛНЫШКО ИЛИ ТУЧКА В КОНЦЕ УРОКА. )

Я получил (а) новые знания о …

Задание на дом 1. Для всех: Учить правило.

2. Девочки: Составить и записать предложения с местоимениями

3. Мальчики: : Составить и записать предложения с местоимениями

– Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно слушать ответы друг друга, , хорошо размышляли и анализировали. Посмотрите на доску, что записано?

Я! Ты! Он! Она! Вместе дружная семья!

Учитель: Как вы думаете, все ли мы знаем о местоимении? (Обращаюсь к шкале)

Источник статьи: http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-po-teme-lichnie-mestoimeniya-klass-3338996.html

Adblock
detector